СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русский язык. Правописание падежных окончаний имен существительных

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Русский язык. Правописание падежных окончаний имен существительных»

ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО разделу
«ДЕЛУ ВРЕМЯ – ПОТЕХЕ ЧАС»



Цель: закрепить знания учащихся по теме «Обобщающий урок по разделу «Делу время – потехе час!»

Задачи:

  • проверить знания учащихся по прочитанным рассказам раздела;

  • актуализировать знания о событиях, героях и авторах рассказов;

  • учить анализировать и сравнивать похожие рассказы, определять их основную мысль, мораль;

  • отработать навык беглого чтения;

  • развивать связную речь учащихся при самостоятельных ответах в процессе построения сложных распространенных предложений;

  • развивать логическое мышление, память, внимание;

  • воспитывать интерес к чтению художественной литературы.

Ход урока

  1. Организационный момент.

(Проверка готовности детей к уроку: учебник «Литературное чтение ч.2», пенал с принадлежностями, дневник, тетрадь)

Прозвенел звонок – начинается урок.

Чтоб урок прошёл прекрасно,

Хорошо, отлично, классно

Говорю вам пожеланье:

Я желаю вам удачи,

я желаю вам добра.

Я желаю вам терпенья и,

конечно же, уменья.

- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу, подарите свои улыбки мне и нашим гостям. Садитесь

2. Постановка проблемы

- Ребята, сегодняшний урок мне хотелось бы начать с загадки. Отгадайте:

1) Без ног и без крыльев,

Быстро летит, не догонишь его (Время.)

2) День и ночь они идут.

Никогда не устают.

Монотонно шепчут в такт:

Тик, так, тик и так.

Стрелки, будто как усы.

Называются…(Часы.)

- Тема нашего урока спряталась в этих загадках. Хорошо бы определить как эти два слова – «время и час» могут быть связаны друг с другом (Иногда кажется, что час длится слишком долго, а на самом деле время летит очень быстро, не успели оглянуться, а вы уже в 4-ом классе, поэтому время нужно беречь, проводить его с пользой)

- В какой пословице встречаются эти два слова? («Делу время – потехе час»)

-Что она означает? Почему именно её я выбрала для начала урока?

- Какой раздел мы закончили?

- Как вы думаете, можно ли дать разделу другое название? Например?

(Учащиеся называют пословицы:

Скучен день до вечера, коли делать нечего. 
Кто грамоте горазд, тому не пропасть. 
Не сиди, сложа руки, так и не будет скуки.
Откладывай безделье, да не откладывай дела.

Поздно поднялся – день потерял,в молодости не учился – жизнь потерял.
Чтобы научиться трудолюбию, нужны три года, чтобы научиться лени – только три дня.
Не тот грамотен, кто читать умеет, а тот, кто слушает и разумеет.)



-Как вы их понимаете? Чему они нас учат? (ответы детей).

- А какая главная пословица, изученного нами раздела? – Дети называют её самостоятельно.

3.Сообщение темы и целей урока. Постановка учебной задачи

- Урок литературного чтения посвятим обобщению произведений в разделе “Делу время - потехе час”.

На ваш взгляд, почему нужно проводить обобщающие уроки?

- А какие учебные задачи можем перед собой поставить? (Проверим, насколько мы были внимательны, что мы узнали из этого раздела и кто лучше знает материал.)

-Повысить уровень осмысления изученного материала, будем учиться рассуждать, учиться сравнивать и сопоставлять, анализировать и делать выводы.

4. Работа над темой урока. Актуализация опорных знаний.

- Перед вами портреты писателей, чьи произведения мы сегодня будем анализировать.

Это - Виктор Юзефович Драгунский,

Виктор Владимирович Голявкин и

Евгений Львович Шварц

4.1 «Кто какое произведение написал»

- Я предлагаю вам вспомнить, кто какое произведение написал, и соединить стрелкой (раздаются карточки с таблицей)

Виктор Юзефович Драгунский « Главные реки», « Что любит Мишка»

Виктор Владимирович Голявкин «Никакой я горчицы не ел»

Евгений Львович Шварц «Сказка о потерянном времени»



Автор произведения

Название произведения

Герой произведения

Евгений Львович Шварц


«Сказка о потерянном времени»

Петя Зубов

Виктор Юзефович Драгунский


« Главные реки»

Денис Кораблев

« Что любит Мишка»

Мишка

Виктор Владимирович Голявкин


«Никакой я горчицы не ел»

Мальчик, который никакой горчицы не ел



4.2.1 «Узнай произведение»

- Сейчас мы поиграем с вами в игру «Волшебный цветок». Он поможет нам вспомнить, какие произведения мы прочитали в этом разделе. Вам нужно оторвать лепесток, прочитать отрывок из изученного произведения. Назвать автора и произведение.

(Дети срывают по одному лепестку, на которых записаны отрывки произведений, зачитывают и отгадывают произведение и автора)

1.Какой я одинокий, несчастный старик. Ни мамы, ни детей, ни внуков, ни друзей… И главное ничему не успел научиться.

«Сказка о потерянном времени» Е. Шварц

2. Оглядывается Петя, ищет стариков, но ни одного подходящего не находит. Бегут по улицам старики, но сразу видно – настоящие, не третьеклассники.

«Сказка о потерянном времени» Е. Шварц

3. Хотя мне идёт девятый год, я только вчера догадался, что уроки всё- таки надо учить. Любишь не любишь, хочешь, не хочешь, лень тебе или не лень, а уроки учить надо. Это закон.

«Главные реки» В. Драгунский

4. Я утром немного заспался, и, когда вскочил времени оставалось чуть, чуть.. Но я читал, как ловко одеваются пожарные- у них ни одного лишнего движения, и мне до того это понравилось, я пол- лета тренировался быстро одеваться.



«Главные реки» В. Драгунский


5.У меня сразу испортилось настроение, потому, что я вспомнил, что забыл приготовить уроки. И мне ужасно не захотелось вылезать из-за своей родимой парты

«Главные реки» В. Драгунский

6. Вот когда мне стало худо. Даже живот заболел, честное слово. В классе была удивительная тишина. Все смотрели на меня. А я смотрел в потолок.


«Главные реки» В. Драгунский

7. И я рассказал ему, что я люблю. И про собаку и про строганье, и про слонёнка, и про красных кавалеристов, и про маленькую лань на розовых копытцах.

«Что любит Мишка» В. Драгунский


8. Он сказал: - Это не песенка. Хотя я и песенки люблю, но это не песенка. То, что я играл, называется гораздо большим словом, чем просто «песенка».

«Что любит Мишка» В. Драгунский

9. Мишка обвёл глазами потолок и перевёл дыхание. Видно, он уже здорово устал. Но Борис Сергеевич пристально смотрел на него, и Мишка поехал дальше.

(«Что любит Мишка» В. Драгунский)(

10. Весна. Солнышко. Птички поют. Неохота как-то в школу. Любому ведь надоест. Вот и мне надоело

«Никакой горчицы я не ел» В. Голявкин.)

11.Второй круг на трамвае сделал. На то же самое место приехал. Ещё круг проехать что ли? Не время пока идти домой. Рановато.

«Никакой горчицы я не ел» В. Голявкин.

12.Эх, чем бы заняться? Домой идти ещё рано. Уроки ещё не кончились. Ходить по улицам скучно. Ребят никого не видно

«Никакой горчицы я не ел» В. Голявкин



4.2.2. «Узнай произведение».

Продолжим проверять знания. Посмотрите на экран, вспомните из какого произведения этот фрагмент, расскажите содержание эпизода.

4.2.3. «Найди лишнее»

На экране показаны иллюстрации к изученным рассказам. Все ли правильно там? Нет ли ничего лишнего?

4.3. «Найди ошибку».

- Какие вы молодцы! Предлагаю Вам немного побыть настоящими учителями. Найдите в тексте ошибки и исправьте их. Будьте внимательны!

«Ученик третьего класса Денис Кораблев в «Сказке о потерянном времени», автором которой является Е.Л. Шварц, постоянно опаздывал в школу, поэтому быстро стал стареньким дедушкой.

Мальчик, который никакой горчицы не ел, долго запускал змея, поэтому не сделал уроки, и Раиса Петровна поставила ему двойку.

В.Ё. Драгунский рассказал нам о Мишке, который гулял по мостовой, вместо того, чтобы идти в школу.

Ребята, скажите, почему герои этих произведений попадали в такие ситуации?

- Верно, дети плохо учились в школе, прогуливали, не делали уроков и вот, что из этого вышло.

- Ребята, а чему вас научила история, которая приключилась с Петей Зубовым?

(«Человек, понапрасну теряющий время, сам не замечает, как стареет».)

- А какой вывод можно сделать, услышав историю Дениски Кораблева? (Хочешь - не хочешь, нравиться – не нравиться, а уроки надо делать всегда! До самой старости!)

- А чему нас научила ситуация, приключившаяся с героем рассказа «Никакой горчицы я не ел?» (Если ты не ходишь в школу, то ты грустный и несчастный, потому что после школы ребята выбегают счастливыми. Ведь намного интереснее учиться в школе, чем просто бродить по улицам.)



5. Закрепление по теме урока.

Работа в парах

- А как вы думаете, какие черты характера нужны ребятам, чтобы успешно учиться в школе? Выберете их. (Ребята из конверта достают черты характера и выбирают необходимые, объясняя свой выбор).



Ответственность

Безразличие

Внимательность

Неопрятность

Настойчивость

Ленивость

Целеустремленность

Решительность

Послушание

Дружелюбность

Отзывчивость

Грамотность

самостоятельность,

дисциплинированность,

смелость,

сила воли

рассеянность

нерешительность

решительность

упрямство

сдержанность

несдержанность

трусость

безволие

- Верно, молодцы, вы выбрали верные ответы!

- Ребята, посмотрите черты характера написаны на листочках желтого цвета? И что это за круг? Что он напоминает? (на доске висит солнышко, а у ребят – лучик).

- Ребята, смотрите, у нас получилось красивое солнышко? Какое у вас настроение возникает, глядя на него? Почему? (хорошо на душе, потому что солнце яркое и веселое, и урок был необычный.)

- Так в школе интересно или грустно, весело или скучно учиться? (Ответы детей).



-Огромное трудолюбие и тяга к новым знаниям помогла нам сделать новые открытия на этом уроке.

6. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)

-Урок сегодня был удачный,

Не прошёл для вас он зря.

Вы все очень постаралась.

Вам понравилось, друзья?

- Посмотрите на доску: достигли ли мы целей урока. Докажите свою точку зрения.

- Чему научили вас эти рассказы?

- Что главное мы должны с вами запомнить? (Делу время – потехе час)

- Раздел «Делу время – потехе час» учит ценить жизнь и использовать с умом её быстротечность. Как часто мы непозволительно щедро тратим свое время на пустяки, думая, что впереди его много – неизмеримый океан. А пословица и напоминает, что нельзя тратить драгоценное время, отпущенное человеку на учебу и взросление, на изучение материала, оставленного предыдущими поколениями

7. Домашнее задание.

дифференцированное задание

  • - Составьте памятку «Почему важно и нужно учиться в школе».

  • - Синквейн:

1-я группа – время.
2-я группа – дело.
3-я группа – потеха.

  • Мини-сочинение «Почему важно и нужно ходить в школу

  • найти пословицы и поговорки, которые отражают смысл названия раздела,

  • приготовить игры, физминутки для отдыха,

  • презентацию как вы проводите свой день или свободное время.

По вашим выполненным работам создадим книгу. Это и будет элементом практического применения тех знаний, которые вы получили на уроке.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!