СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правописание падежных окончаний имен существительных 2-го склонения

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: Решение частных задач

Педагогические задачи

Создать условия для сравнения написания ударных и безударных падежных окончаний имен существительных 2-го склонения; совершенствовать умение определять тип склонения имени существительного; способствовать развитию умения изменять по падежам имена существительные 2-го склонения; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке

Планируемые предметные результаты

Познакомятся с написанием ударных и безударных падежных окончаний имен существительных 2-го склонения; научатся определять тип склонения имени существительного; изменять по падежам имена существительные 2-го склонения; выполнять звуко-буквенный разбор имени существительного

Системно-деятельностные результаты

Познавательные: ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать ее, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений; составлять сложный план текста; уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде; регулятивные: использовать при выполнения задания справочники и словари; определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку; высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций из личного опыта; критично относиться к своему мнению; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми, придерживающимися другого мнения; понимать точку зрения другого

Личностные  результаты

Принимать и осваивать социальную роль учащегося, иметь мотивы учебной деятельности (социальные, учебно-познавательные и внешние); проявлять способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, уважительное отношение к иному мнению; владеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире

Просмотр содержимого документа
«Правописание падежных окончаний имен существительных 2-го склонения»

Русский язык 4-2-1

Дата: «___»___________ 20___г Класс: 4- «___»


Тема урока: Правописание падежных окончаний имен существительных 2-го склонения


Тип урока: Решение частных задач

Педагогические задачи

Создать условия для сравнения написания ударных и безударных падежных окончаний имен существительных 2-го склонения; совершенствовать умение определять тип склонения имени существительного; способствовать развитию умения изменять по падежам имена существительные 2-го склонения; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке

Планируемые предметные результаты

Познакомятся с написанием ударных и безударных падежных окончаний имен существительных 2-го склонения; научатся определять тип склонения имени существительного; изменять по падежам имена существительные 2-го склонения; выполнять звуко-буквенный разбор имени существительного

Системно-деятельностные результаты

Познавательные: ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать ее, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений; составлять сложный план текста; уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде; регулятивные: использовать при выполнения задания справочники и словари; определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку; высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций из личного опыта; критично относиться к своему мнению; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми, придерживающимися другого мнения; понимать точку зрения другого

Личностные результаты

Принимать и осваивать социальную роль учащегося, иметь мотивы учебной деятельности (социальные, учебно-познавательные и внешние); проявлять способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, уважительное отношение к иному мнению; владеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире

Этапы и структура урока.


1.

Организационный момент. Эмоциональный настрой.


Приветствие учащихся. Психологический настрой (минутка тиши­ны).

Оформление тетради (число, классная работа).

— Какая погода сегодня за окном?

— Какое настроение она навевает на вас?

— Очень хотелось бы, чтобы хорошее настроение сопутствовало вам на протяжении всего урока.

2.

Чистописание


воробьи вьюга вертишейка

— Составьте со словами предложения.

В..р..бей взл..тел повыше:

Видно все с высокой крыш.. .

Б. Тимофеев

— Объясните написание пропущенных букв.

— Объясните пословицу:

«Слово не воробей — вылетит не поймаешь».



3.

Словарная работа.


– Отгадайте загадку.

Эта модница лесная

Часто свой наряд меняет:

В шубке белой зимой,

Вся в сережках весной,

Сарафан зеленый летом,

В день осенний в плащ одета.

Если ветер налетит,

Золотистый плащ шуршит. (Береза.)

– Запишите словарное слово в индивидуальные словарики, используя прием ассоциаций.

– Подберите однокоренные слова к слову «береза»

Учащиеся: Записывают словарное слово в индивидуальный словарик.


Б





Б

Е

Р

Е

З

А


Л






Ы






Й





Подбирают однокоренные слова к словарному слову. Вспоминают пословицы, поговорки, крылатые выражения со словарным словом, составляют предложения

– Разгадайте ребус.

БЕРЁЗА – лиственное дерево с тонкими розовато-коричневыми веточками, с гладкой белой корой, покрытой тёмными полосками. БЕРЁЗА получила своё название по цвету коры. Раньше в русском языке существовало слово БЕР, что значит «светлый, ясный, белый», от которого и образовалось сначала слово БЕРЗА, а впоследствии – БЕРЁЗА. БЕРЁЗА  БЕРЗА, БЕР = «светлый, ясный, белый».

Однокоренные слова: берёзка, березник, берёзовик, берёзонька, березняк, подберёзовик, березина, берёзовый.

Фразеологизм:

ДАТЬ БЕРЁЗОВОЙ КАШИ – наказать розгами, выпороть, высечь.

Пословицы и поговорки:

Берёзой обогреешься, а не оденешься.

И у берёзы слёзки текут, когда с неё кору дерут.

Берёзоньки, как девоньки, в сарафанчиках беленьких.

Каковы берёзки, таковы и отростки.

Предложения:

Хороши и чисты берёзовые светлые рощи.

Я шёл купаться в реке в тени березняка.







4.

Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.







Ответим на вопрос стр. 99



Упр 205 - комментированное письмо.

— Как определить склонение имен существительных?

На основе ответов учащихся вырабатывается алгоритм действий по определению склонения имени существительного:

1) поставить в именительном падеже;

2) определить род;

3) выделить окончание;

4) по роду и окончанию определить склонение.

5.

Сообщение темы и цели урока.



– Отгадайте ребус. Объясните значение слова-отгадки.

– Прочитайте тему урока.

Отгадывают ребус. Объясняют значение слова «склонение».

Склонение – изменение имен существительных по падежам

Учитель: Сегодня на уроке мы повторим 2 скл сущ.

Чему бы хотели научиться на уроке?



Работа по таблице «Склонения существительных»

– Прочитайте таблицу «Падежные окончания имен существительных 2-го склонения». Есть ли различие в написании ударных и безударных падежных окончаний имен существительных 2-го склонения в одном и том же падеже?

– В каких падежах и у каких имен существительных

2-го склонения окончания одинаковы? Назовите эти окончания. (У имен существительных 2-го склонения в предложном падеже окончание .)









6.

Физкультминутка





7.

Работа по теме урока.



Письмо по памяти.

Загадка:

М..льчишка в сером армячишке,

По дв..рам шныряет.

Крохи подбирает.

По п..лям н..ч..ет,

Коноплю в..рует.

В серой шу..ке п..левой

И в м..розы он г..рой. (Воробей.)

— Объясните написание пропущенных орфограмм.

— Обозначьте склонение имен существительных.



– Просклоняйте имена существительные «орел», «журавль».

– Запишите все падежные формы этих имен существительных, выделите их окончания.

– Проверьте по таблице, правильно ли вы записали безударные окончания имен существительных







Упр. 206 - комментированное письмо.

Петух, солнышко, крыльцо, Слоненок, сада, одуванчик, от счастья, запах



8.

Самостоятельная работа творческого х-ра.



– На адрес нашего класса пришла зашифрованная телеграмма от госпожи Грамматики.

остров на пираты клад закопали

– Что нужно сделать, чтобы правильно записать текст? (Изменить окончания некоторых существительных.)

Читают и расшифровывают телеграмму.

Пираты закопали на острове клад.





– Этот клад необычный, в нем спрятаны правила русского языка. И тот, кто этот клад найдет, будет грамотным, сможет правильно и красиво писать и читать. Охраняет клад гроза морей и океанов – пират. Он приготовил вам ловушки, преодолеть которые вы сможете применяя знания, полученные на уроках русского языка по теме «Второе склонение имен существительных».



Упр. 209. Проверка – фронтально.

Работа с правилом стр. 102



9.

Итог урока.

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали на уроке?











10.

Домашнее задание.



Упр. 213

11.

Рефлексия



– Итак, мы добрались до клада, а в сундуке хранится учебник русского языка и письмо от госпожи Грамматики.



Читают письмо госпожи Грамматики.

Вы ищете клад – золотые монеты.

Но ваше богатство, поверьте, не в этом.

Вы этим богатством владеете, дети!

Ведь русский язык самый лучший на свете!

Он самый великий и самый богатый,

И много секретов хранит он, ребята!

Вы эти секреты должны разгадать

И с радостью русский язык изучать.

Тогда очень грамотным станет ваш класс

И русский язык станет другом для вас!





– Ваше знание падежных окончаний имен существительных 1-го и 2-го склонения позволило успешно выполнить все задания пирата.

– На следующем уроке мы отправимся дальше в плавание по морю госпожи Грамматики. Как вы думаете, какой причал ждет нас впереди? (Причал Существительных 3-го склонения и их падежных окончаний.)

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя

Учащиеся: Прикрепляют на изображение солнышка лучики. Желтый лучик – всё понятно, красный лучик – остались вопросы














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!