Урок русского языка в 4 классе
Тема: Упражнение в правописании падежных окончаний имен существительных единственного числа 1-, 2-, 3-го склонения.
Тип урока: урок – рефлексии.
Цель урока: закрепление и коррекция изученных способов действий при написании безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа.
Задачи урока:
- выработать последовательность действий при написании безударных падежных окончаний имён существительных, и применение данных действий на практике, посредством выполнения различных упражнений.
- формировать у обучающихся способность к рефлексии;
- научить безошибочному написанию безударных падежных окончаний имен
существительных;
- отрабатывать систему контроля и самоконтроля в деятельности.
Формирование УУД:
Личностные:
-осознавать роль языка в жизни людей;
- понимать эмоции одноклассников, выражать свои эмоции;
- уметь делать самооценку на основе наблюдений за собственной речью.
Метапредметные:
Регулятивные:
- самостоятельно формировать тему и цели урока;
-составлять план решения учебной проблемы;
-работать по плану.
Познавательные:
-перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составить таблицу);
-строить рассуждения;
-устанавливать причинно-следственные связи
-оформлять свои мысли в письменной речи;
-слушать и слышать других;
-договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности;
Предметные:
различать существительные 1,2,3 склонения;
правильно писать безударные падежные окончания существительных единственного числа.
Оборудование: проектор, ноутбук, карточки для работы.
Ход урока:
Мотивация.
-Улыбнитесь друг другу, мне, гостям. Улыбка украшает человека, рассеивает мрачные мысли, разгоняет серые тучи.
-Что ещё может делать улыбка? (Дарит хорошее настроение, радость). -----Пусть хорошее настроение всегда будет с вами.
- Отметьте на полях, с каким настроением вы пришли сегодня на урок (смайлик).
Актуализация опорных знаний.
-Представьте себе, что вы устроились удобно в кресле, приготовились смотреть любимый фильм, а вместо этого на экране появляется завораживающая картина и вы слышите:
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит –
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою
Чудной жизнью он блестит.
Ф. И. Тютчев.
- Что вы почувствовали, представили?
-Не показалось ли вам, что мы оказались в зимнем лесу?
- Оказывается, в зимнем лесу можно побывать, не выходя из класса, только этого нужно сильно захотеть (появляется слово на доске) и приложить ….. (ответы детей)
На доске: Фантазия, желание, захотеть.
- Какое слово « лишнее»? Почему?
-Расскажите, что вы знаете об имени существительном? (составление кластера на доске)
число
род


существительное
падеж
Часть речи
склонение
1 склонение
Ж.р – а, -я
М.р. – а, -я
Кто? Что?
2 склонение
с.р – о, -е
М.р. – 
3 склонение
ж.р. – 
- Какие существительные относятся к 1 склонению? 2? 3?
-Работа с предложением (письмо под диктовку).
Зимний лес спит волшебным сном.
-Какое задание можно выполнить с этим предложением? ( синтаксический разбор, определить падеж, склонение существ.) Определите склонение и падеж имен существительных.
- А сейчас давайте проведем маленькое исследование. Каждая группа получает свое задание.
1группа.
Задание.
У вас написаны высказывания, относящиеся к имени существительному. Среди них есть как верные, так и неверные утверждения. Ваша задача : прочитать высказывания и, если оно является верным, то ставьте знак +, а если неверным, то знак – и доказать свой выбор.
1. | Имена существительные 1 склонения имеют в родительном падеже окончание – и, в дательном и предложном падеже окончание –е. | |
2. | Имена существительные 1 склонения имеют в родительном падеже окончание, в дательном и предложном падеже окончание – е. | |
2 группа.
Задание.
1. | Имена существительные 2 склонения имеют в предложном падеже окончание – е. | |
2. | Имена существительные 2 склонения имеют в предложном падеже окончание – и. | |
3 группа.
1. | Имена существительные 3 склонения имеют в родительном падеже окончание – и, в дательном и предложном падеже окончание –е. | |
2. | Имена существительные 3 склонения имеют в родительном, дательном и предложном падежах окончание –и . | |
Проверка (вывод каждой группы фиксируется на доске).
Н
1 склонение
Р.п. – и
Д.п. – е
П.П. – е
Луна
земля
2 склонение
Р.п. –
Д.п. –
П.П. – е
Ведро
куст
3 склонение
Р.п. – и
Д.п. – и
П.П. – и
Рожь
любовь
а доске появляется:
- Какова цель урока?
знать склонение
знать падеж
применять слова-помощники
Работа над решением поставленных задач.
- В тяжёлые снеговые шубы нарядила зима сосны и ели, даже о веточках не позабыла – им приготовила пуховые варежки. А нам приготовила задания.
1. Работа в парах (на карточках).
На белой скатерт… снегов видны следы рыс…. От ёлк.. к ёлк.. прыгает шустрая белка. На берёз.. лежат пушистые шапки снега. Ветки пригнулись к земле от такой тяжест…. |
- Проверка по «эталону».
Физминутка.
Я буду называть существительные.
Если оно относится:
к 1–ому склонению, вы хлопаете в ладоши,
ко 2-ому – приседаете,
к 3 склонению – прыгаете на месте.
астра, георгин, морковь, свёкла, огурец, велосипед, пальто, осень, лето, весна, зима, снежинка, метель.
2. Выполнение разноуровневых заданий организуется в форме индивидуальной работы. Обучающиеся самостоятельно выбирают уровень сложности задания, проанализировав тексты.
1 уровень – самый легкий, т.к. окончание имени существительного записано, нужно определив тип склонения и падеж доказать правописание данного окончания.
С собачкой, на дороге, на поверхности, у мыши, о герое, для деревни, возле речки, на снежинке.
2 уровень – сложнее, т.к. необходимо самостоятельно найти ошибки и объяснить письменно.
К деревни по тропинки бежит хохлатый жаворонок. С первым снегам появляется он на деревенской улици . Весь день жаворонок проводит в поисках пищи . На морози жаворонок не зябнет.
3 уровень – самый сложный. Составить и записать предложения из каждой строчки. Определить склонение и падежи имён существительных в ед. ч., дописать окончания.
тропинка, узкая, детей, еловой, привела, к рощ…;
висели, высокой, шишки, на , ел…;
белка, с ветк…, прыгала, на ветк…;
недалеко, от, остановились, дети, полянк…;
Проверка задания проводится: по «Эталону».Кто справился без ошибок? Где были ошибки и почему? Оцените свою работу.
IV. Включение в систему знаний и повторений.
Тестовая проверка.
Найти словосочетание с ошибкой.
Р –мечтать о собаке
Т – ехать на машине
С – найти в коробки
Ч – слова из песни
Найти словосочетание с пропущенной буквой О.
Д – пшениц…й
Ж – зайц…м
Э - куриц…й
М – нож…м
Найти слово с пропущенной буквой И.
О – о метел .
Л – на дерев .
Х – по улиц .
Б – к дорог .
Найти слово с раздельным написанием.
П – (на)певать
Ц – (у)летать
Г – (на)берегу
Ю – (не)жный
Найти слово, где в приставке пишется О.
Т – н…летать
У – п…бежать
Ш – з…крыть
Ф – н…дрезать
Проверка: Поднимите руку те, у кого получилось слово. Прочитайте его.(СМОГУ) Значит вы сможете написать итоговый диктант. Посмотрите на экран, сверьте свои ответы с ответами на слайде. Найдите ошибки, которые вы допустили. Что необходимо повторить?
Итог урока.
- Давайте вспомним, какие задачи ставились на уроке?
- Достиг ли наш урок желаемых результатов? (выслушиваю ответы детей )
- Где нам пригодятся полученные знания?
VI. Рефлексия.
- Вот и закончилась наша виртуальная прогулка по зимнему лесу.
- Оцените значимость своей работы на уроке и поставьте себе отметку:
+ - знаю и умею применять
! - знаю, но не всегда могу применить
? - не уверен в своих знаниях
- -пока не знаю и не умею
- На полях покажите свое настроение.
VII. Д.з
С. 138 № 141 или № 143