СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Упражнение в правописании падежных окончаний имен существительных единственного числа 1-, 2-, 3-го склонения".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС, включает УУД, формируемые на уроке, работу с текстом, самооценивание.

Просмотр содержимого документа
«"Упражнение в правописании падежных окончаний имен существительных единственного числа 1-, 2-, 3-го склонения".»

Урок русского языка в 4 классе

Тема: Упражнение в правописании падежных окончаний имен существительных единственного числа 1-, 2-, 3-го склонения.

Тип урока: урок – повторения.

Цель урока: закрепление и коррекция изученных способов действий при написании безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа.

Задачи урока:

- закрепить последовательность действий при написании безударных падежных окончаний имён существительных, и применение данных действий на практике, посредством выполнения различных упражнений.

- формировать у обучающихся способность к рефлексии;

- учить безошибочному написанию безударных падежных окончаний имен

существительных;

- отрабатывать систему контроля и самоконтроля в деятельности.

Формирование УУД:

Личностные:

-осознавать роль языка в жизни людей и ценить красоту природы;

- понимать эмоции одноклассников, выражать свои эмоции;

- уметь делать самооценку на основе наблюдений за собственной речью.

Метапредметные:

Регулятивные:

- самостоятельно формировать тему и цели урока;

-работать по плану.

Познавательные:

-строить рассуждения;

-устанавливать причинно-следственные связи

-оформлять свои мысли в письменной речи;

-слушать и слышать других;

Предметные:

различать существительные 1,2,3 склонения;

правильно писать безударные падежные окончания существительных единственного числа.

Оборудование: аудиозапись, проектор, компьютер, экран, карточки для работы.


Ход урока

Этап

Деятельность учителя

Деятельность ученика

 

Мотивация.

- Улыбнитесь друг другу, мне, гостям. Улыбка украшает человека, рассеивает мрачные мысли, разгоняет серые тучи.

-Что ещё может делать улыбка?

- Пусть хорошее настроение всегда будет с вами.

Дети улыбаются, отвечают на вопрос.

 

Актуализация опорных знаний











































































Физминутка







Работа над решением поставленных задач




















































Рефлексия.

–Закройте глаза и представьте себе, что вы устроились удобно в кресле, перед вами появляется завораживающая картина и вы слышите: (включить аудиозапись стихотворения Тютчева)

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит –

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою

Чудной жизнью он блестит.

Ф. И. Тютчев.

- Что вы почувствовали, представили?

- Оказывается, в зимнем лесу можно побывать, не выходя из класса.

- Что нам помогает представить зимний лес? (появляется картинка)

- Какое слово « лишнее»? Почему?

-Расскажите, что мы уже знаем об имени существительном?

- Какое задание можно выполнить с этими словами?

Молодцы.

- Я предлагаю вам определить род и склонение у имени сущ.

Фантазия –ж.р., 1 скл.

Желание – ср.р., 2 скл.

Воображение – ср.р. , 2скл.


- А зачем у существительного уметь определять род и склонение?


Формулировка темы, цели, задач урока.

-Над какой темой мы сегодня будем работать?

- Какие задачи мы поставим перед собой?

  1. Повторить…

  2. Обобщить…

  3. Учиться: находить, правильно  …


Давайте поиграем в игру “Бегущие минутки” и проверим наши знания об имени существительном. За несколько минут надо ответить на максимальное количество вопросов. Итак, начинаем!

  1. Изменяемая часть слова … (окончание)

  2. Часть речи, обозначающая предмет … (существительное)

  3. Слова женского и мужского родов с окончаниями –а, -я относятся … (к 1 склонению)

  4. Постоянный признак имён существительных… (род)

  5. Часть слова без окончания … (основа)

  6. Часть речи, отвечающая в начальной форме на вопросы: кто?, что? … (существительное)

  7. К 3 склонению относятся имена существительные … (женского рода с нулевым окончанием)

  8. Имена существительные бывают … (одушевлённые и неодушевлённые)

  9. Ко 2 склонению относятся … (слова мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием –о, -е)

  10. Без какой части не может существовать слово? … (без корня)

  11. Имена существительные изменяются по … (по числам и по падежам)

  12. Сколько падежей в русском языке? … (шесть)

Для глаз.







Давайте вспомним алгоритм: Как проверить написание безударных окончаний имен существительных.

 


 


 

 - Прочитайте предложение. Вставьте пропущенные окончания.

Лес стоит в снежном убор… словно в сказк….

- Какое окончание в слове уборе? Почему?

Какое окончание в слове сказке? Почему?


Ребята, урок продолжим групповой работой. Вспомните правила групповой работы.

- Ребята, мы должны помочь мальчику из соседней школы. Он болел, плохо написал диктант. Мы будем исправлять ошибки, то есть поработаем корректорами. (человек, работает в издательстве и исправляет ошибки)

Найдите ошибку, исправьте и определите, на какое правило допущена ошибка.


 Зима завалила городок пушистым снегам. Стояли мягкие серые дни. С верхушке старого дерева сорвалась птица. Посыпался серебристый иней. Он белой пылью осел на куст сирене. В доми трещали печи. Пахло березовым дымам. Порывы сильного ветра уносили запах дыма в соседнюю рощу. Группой шли женщины к прорубе за водой. Над крутым обрывам разместилась старая беседка. Ступеньки ее поседели от инея. Утром Татьяна Петровна сказала Вери , чтобы она взяла лопату и расчистила дорожку к беседки . (см. Приложение 1)


 

- В тяжёлые снеговые шубы нарядила зима сосны и ели, даже о веточках не позабыла – им приготовила пуховые варежки. А нам приготовила задания. (картинка)

1. Работа индивидуальная (на карточках).

У каждого на парте лежит карточка с заданиями. Работаем самостоятельно.

Проверка задания проводится поэтапно.

Кто выполнил задание без ошибок поставьте + +; 1 ошибку - + (проставить все 3 задания)


Вот и закончилась наша виртуальная прогулка по зимнему лесу.

- Что мы сегодня вспомнили?

- что для этого надо сделать?

- Оцените значимость своей работы на уроке и поставьте себе отметку:

+ !- знаю и умею применять, могу помочь товарищу

+ - знаю и умею применять

! - знаю, но не всегда могу применить

? - не уверен в своих знаниях.

- А я пожелаю вам хорошо отдохнуть в каникулы. Может быть кто - нибудь из вас побывает и отдохнет в настоящем зимнем лесу.

- Спасибо. Урок окончен.

 


 

(ответы детей), (появляется слово на доске)






На доске: Фантазия, желание, воображение, захотеть.



Захотеть (это не существительное)


 (разобрать по составу, определить род, склонение)


 (1 скл – ж.р..м.р. – а, -я; 2 скл. – м.р. - ,с.р. – о, - е; 3 склонение- ж.р. –ь.


 Чтобы правильно писать окончания


 


Дети формулируют тему и цеели урока





































 


 



Дети смотрят на экран, слушают музыку и глазами следят за снежинками

(на экране снежинки летят по определенной траектории)


Поставить сущ. в нач.форму и определить склонение

определить падеж

применить слова-помощники земля – 1 скл., конь - 2 скл., печь – 3 скл.,)

.


 

Предложение на экране.

Ответы детей
  




 (Дружно работать, выслушивать каждого)











Запись появляется на экране, на партах тоже этот же текст.

Дети исправляют ошибки, доказывая правильность написания падежных окончаний


 


 






(организуется в форме индивидуальной работы. Обучающиеся самостоятельно выполняют, проходя уровни сложности задания) Можно распределить одно задание по уровню подготовки детей. (см. Приложение 2)


Ответы детей




Смотрят на доску и на карточке ставят оценку

Карточки сдают учителю

Приложение 1

Зима завалила городок пушистым снегам. Стояли мягкие серые дни. С верхушке старого дерева сорвалась птица. Посыпался серебристый иней. Он белой пылью осел на куст сирене. В доми трещали печи. Пахло березовым дымам. Порывы сильного ветра уносили запах дыма в соседнюю рощу. Группой шли женщины к прорубе за водой. Над крутым обрывам разместилась старая беседка. Ступеньки ее поседели от инея. Утром Татьяна Петровна сказала Вери , чтобы она взяла лопату и расчистила дорожку к беседки .

Приложение 2

1.Вставьте пропущенные буквы. Определи падеж, склонение

На белой скатерт… снегов видны следы рыс…. От ёлк.. к ёлк.. прыгает шустрая белка.

2. Составить и записать предложения из каждой строчки. Определить склонение и падежи имён существительных в ед. ч., дописать окончания.

Тропинк.., узкой, дети, еловой, по, пришли, к рощ…;

________________________________________

________________________________________

недалеко, от, остановились, они, полянк…;

________________________________________

________________________________________

3. Составьте связный текст из 2 – 4 предложений на тему «Что увидели дети в зимнем лесу».

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________