Ход урока: I. Организационный момент. - Прозвенел звонок! Внимание! Посмотрите ребята друг на друга, улыбнитесь и мысленно пожелайте себе и всем людям здоровья, мира и добра. -Мы приветствуем гостей, - Дорогих учителей, - Всех знакомых, незнакомых, - И серьёзных, и весёлых. - Улыбнёмся все друг другу - Пожелаем удачи другу. Садитесь! А сейчас в команде соберите пазлы : Каждый | день | жизни | прибавляет | частицу | мудрости». | -Что у вас получилось? - «Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости». - Как вы её понимаете смысл этой пословицы? ( Мы узнаём что-то новое). - Вы знаете, что наши знания – это богатство, которые мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаем и используем. II. Минутка чистописания. - Я предлагаю вам поработать сейчас над красотой письменной речи, вспомнить каллиграфическое написание элементов букв. Желаю вам, чтобы вся письменная работа была выполнена также красиво и правильно, как по образцу. III.Словарная работа Босс 1: Программа, ракета, магазин, сверкать, салют. Босс 2: Картофель, профессия, молоток, газета, прозвали. - А теперь поменялись тетрадями с партнёром по плечу, проверьте слова - У кого нет ошибок, встаньте. -Молодцы! -У кого есть ошибки, вам что нужно делать? -А сейчас обсудите с партнёром по плечу, какое слово здесь лишнее и почему? (Это глагол, а остальные слова имена существительные) - Что вы знаете об именах существительных? IV.-За 3 минуты надо ответить на максимальное количество вопросов. Итак, начинаем! Изменяемая часть слова … (окончание). Часть речи, обозначающая предмет … (существительное). Слова женского и мужского родов с окончаниями -а, -я относятся … (к 1 склонению). Часть речи, отвечающая в начальной форме на вопросы: кто?, что? … (существительное). К 3 склонению относятся имена существительные … (женского рода с нулевым окончанием). Имена существительные бывают … (одушевлённые и неодушевлённые). Ко 2 склонению относятся … (слова мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием -о, -е). Имена существительные изменяются по … (по числам и по падежам). Сколько падежей в русском языке? … (шесть). Встали первые номера, проверяем. Молодцы! Справились с заданием! V.Cообщение темы и цели урока. - Из всего сказанного я хотела бы выделить слова: (на доске появляются слова). Склонение | Падежи | Окончания | - Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока. Падежные окончания имен существительных в 1, 2 и 3 склонении. - Значит, наша задача на этом уроке заключается в том, чтобы: 1. Показать умеем ли мы определять склонение, род, падеж имён существительных. 2.Показать научились ли мы вставлять нужное падежное окончание имён существительных? - Я предлагаю проверить, умеете ли вы пользоваться своими знаниями. VI.Выполнение упражнений. 1. У вас на столах карточки. Ученики под номером 2 возьмите карточки и раздайте каждому по одной карточке. Прочитайте своё слово и определите, к какому склонению оно относится. земля | компот | скатерть | школа | воробей | сирень | берёза | море | молодёжь | парнишка | колесо | мелочь | яблоня | картофель | ночь | | варенье | | | | | - Определили? А теперь посмотрите, где расположено каждое склонение? Встаньте, задвиньте стулья и найдите свой угол. Образуйте пару с рядом стоящим партнером. Расскажите правило, какие слова относятся к 1 склонению, 2 склонению,3 склонению Молодцы! Тихонько сели на свои места. 2.А сейчас мы проверим, насколько хорошо вы знаете падежи и падежные окончания. С партнёром по плечу заполните таблицу окончаний имён существительных. -Проверим, _______________________ и __________________ встаньте и прочитайте по очереди, какие окончания всёх трёх склонений в И.п. Р.п и т.д. А у остальных есть другие варианты? 3. А теперь давайте поупражняемся в правописании безударных окончаний имен существительных. С партнёром по плечу подумайте и по очереди напишите окончания имен существительных, определите падеж и склонение. Начинает партнёр А А | Б | сидеть на площад…. | сидеть на ветк… | затерялся в туман… | жили в деревн… | полёт ласточк… | увидеть дерев… | добавить сол… | подойти к двер… | 4. А сейчас мы поработаем с вами с учебником. Откройте страницу 100, упражнение 2(1 абзац). Обсудите с партнёром по лицу, какие окончания пропущены и спишите, добавляя нужные окончания. 5.Самостоятельная работа Вставить пропущенные окончания, определить склонение и падеж. Свернул к речк… помог старушк… скрипит на дерев… махал флажк… рисунок на ткан… -А сейчас возьмите красные карандаши и проверьте по образцу. VII.Итог урока. Возвращаемся к поставленным в начале урока задачам. 1. Показать умеем ли мы определять склонение, род, падеж имён существительных. 2.Показать научились ли мы вставлять нужное падежное окончание имён существительных? - Со всеми поставленными задачами вы справились? VIII.Домашнее задание упр 2 (2 абзац) стр 101 IX. Рефлекция. - вот и заканчивается наш урок. -оцените, пожалуйста, себя на уроке, посмотрите на экран и поставьте на солнышках тот знак, который подходит вам: + - знаю и умею применять ! – знаю, но не всегда могу применять ?- не уверен в своих знаниях - -пока не знаю и не умею. |