СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русский язык. Правописание букв безударных гласных в приставках

Нажмите, чтобы узнать подробности

Русский язык

БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В ПРИСТАВКАХ

Тема: Правописание букв безударных гласных в приставках

Цель:

 – развитие умений находить орфограммы-буквы безударных гласных в приставках, писать слова с этой орфограммой, графически её обозначать.

Просмотр содержимого документа
«Русский язык. Правописание букв безударных гласных в приставках»

Русский язык

БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В ПРИСТАВКАХ

Тема: Правописание букв безударных гласных в приставках

Цель:

– развитие умений находить орфограммы-буквы безударных гласных в приставках, писать слова с этой орфограммой, графически её обозначать.

Символы:

П – повышенный уровень

М – максимальный уровень


Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)


Ι. Актуализация знаний.










– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Какую запись должны сделать дальше?

– Напишите слова «Классная работа».

3 5

1. Языковая разминка.

1. Упражнение «Всему своё место».

– Запишите текст (заготовка текста представлена на слайде), добавляя нужную букву, слог. Обозначьте в этих словах орфограммы.

В_рона хотела учиться р_совать. Она взяла в клю_ веточку, _вела линию, _круглила её. Потом _рисовала две дуги. Что получилось? Буква? Р_бинка?

– Назовите слова с орфограммой-буквой гласного:


а) в корне;

б) в приставке.

– Нарисуйте схемы с графическим обозначением этих орфограмм.

2. Игра «Ассоциация».

Учитель диктует словарные слова, дети записывают слово и к нему ещё одно по какой-нибудь ассоциации.

Надо (выучить), лимон (кислый), абрикос (сладкий), команда (победила), будто (как будто).

– Как называются слова, которые я вам диктовала?

– Были ли среди подобранных вами слов слова с приставками?


Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.


7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.


Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.


II. Формулирование проблемы, планирование деятельности.

Открытие новых знаний.









3 4 1 3 3

Выполнение задания № 3, тема 4 в рабочей тетради.

– Какое слово вы выбрали?

– Кто-нибудь выбрал слово носорог? Почему?

– В каких ещё приставках пишется буква о?

– Какие ещё буквы безударных гласных пишутся в приставках?

На основе выполненного задания сформулируйте цель урока.

(Учиться выделять приставки и писать буквы безударных гласных в приставках.)


Что мы сейчас делали? (Формулировали тему урока, составляли план, планировали свою деятельность.)




Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.







ΙII. Развитие умений – применение знания.

1 3 5 1 2

Работа в учебнике.

1. Упр. 150 – развивается умение выбирать букву безударного гласного, отличать приставку от предлога, писать их слитно или раздельно со словом.

Осложнённое списывание.


– Прочитайте предложения под цифрой 1.

– Какую букву вы вставите на месте пропусков? Почему? (Есть предлог и приставка от-.)

– Что надо сделать, чтобы выбрать написание? (Проверить, где приставка и где предлог.)

– Как это сделать? (Вдуматься в смысл, проверить подстановкой слова.)

– В каком предложении вы обозначите орфограмму-пробел, а в каком – орфограмму-букву гласного в приставке?

– Запишите предложения, обозначьте орфограммы.

Остальные предложения ученики записывают самостоятельно.

Выборочная проверка учителем.


Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Какую отметку ты бы себе поставил?

– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.


2. Упр. 151 – развивается умение отличать сложные слова от слов с приставками.

Беседа по вопросам и задание после чтения текстов:

– Почему цветок получил такое название?

– Является ли название цветка сложным словом?

– Выпишите слово подснежник и выделите в нём корень и приставку.

Далее выполняется по вариантам (один отрывок для каждого варианта) самостоятельно по заданиям после текстов. При проверке ученики называют слова с приставками, орфограмму в них, другие виды орфограмм, однокоренные слова из текстов:


Вариант I: Подснежник, снегом, снеговой.

Вариант II: Подснежники, снег.


– Разные или одинаковые слова подснежники и подснежник, снегом и снег? Почему?

Это интересно. А знаете ли вы другие слова, в которых приставка

помогла бы разгадать тайну названия предмета? (Подберёзовик, подосиновик.)

3. Упр. 152 – продолжает «раскрывать тайны» слова.

После выяснения значений слов подсолнух и подорожник ученик у доски выделяет в них приставку и корень, устанавливает сходство и различие в составе этих слов (одинаковое начало слов, но разные приставки, разное значение: под солнцем, по (на) дороге).

4. Упр. 153. Диктант с подготовкой. Ученики самостоятельно ведут подготовку к диктанту по заданию. Затем записывают текст под диктовку учителя, обозначают орфограммы. Самопроверка по учебнику.


Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Какую отметку ты бы себе поставил?

– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.


– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)


Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.




ΙV. Итог урока.


– Что сначала нужно сделать, чтобы не ошибиться в выборе буквы безударного гласного? (Определить часть слова.)

– Можно ли подобрать проверочное слово, чтобы не ошибиться в правописании буквы безударного гласного в приставке? (Да.)

– А подбираем ли мы его? (Нет, легче запомнить написание приставок.) 4 4

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Кто сегодня получил отметку в дневник?

– За что?






V. Домашнее задание.


1. Упр. 6, с. 132. Можно дать задание по вариантам: один вариант выписывает слова с приставками, другой – однокоренные слова.

2. П. Задание № 9, тема 4 в рабочей тетради.

Можно предложить выполнить по уровням: 1-я часть (до задания на языковое чутьё – по сказке Л. Петрушевской) на необходимом уровне, 2-я часть – на повышенном уровне.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!