СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русский язык. Рабочая программа. Предметная линия учебников системы "ШКОЛА РОССИИ". 1 класс.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Русский язык. Рабочая программа. Предметная линия учебников системы "ШКОЛА РОССИИ". 1 класс.»

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Русский язык» для 1 класса составлена на основе

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (далее - ФГОС НОО);

приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

Примерная основная образовательная программа начального общего образования (далее - ПООП НОО) (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию;

Федерального компонента стандарта начального общего образования по русскому языку. Примерной программы начального общего образования по русскому языку для образовательных учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений «Русский язык 1-4 классы» (авторы В.Г. Горецкий, В.П. Канакина; учебно-методический комплект «Школа России»).


Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников. Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.

Курс состоит из двух блоков: «Русский язык. Обучение письму» и «Русский язык».


Основными целями блока «Русский язык. Обучение письму» являются:

— формирование основ элементарного графического навыка;

— развитие речевых умений, обогащение и активизация словаря;

— осуществление грамматико-орфографической пропедевтики.

Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного).


Добукварный период является введением в систему языкового образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу письма. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоит и другая задача — приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы.

Введение детей в мир языка начинается со знакомства со словом, его значением. На подготовительном этапе формируются первоначальные представления о гласных и согласных (твёрдых и мягких звуках), изучаются первые пять гласных звуков и обозначающие их буквы. Дети усваивают требования к положению тетради, ручки, к правильной посадке, учатся писать сначала элементы букв, а затем овладевают письмом целых букв.

Содержание букварного периода охватывает изучение написания согласных букв; последующих гласных букв; букв, не обозначающих звуков.

Послебукварный (заключительный) период нацелен на отработку навыка каллиграфического письма.

Блок «Русский язык» представлен в программе следующими содержательными линиями:

— система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);

— орфография и пунктуация;

— развитие письменной речи

Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.

В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию первоклассников в цепях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности. Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности заложит основы для овладения письменной формой языка, культурой письменной речи. Учащиеся научатся адекватно воспринимать письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младших школьников.

Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи, обнаруживать орфограмму, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.

Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: умения читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Первоклассники будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты: сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения, сборники творческих работ, классную газету и др.

Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.


Целями изучения блока «Русский язык» являются:

— ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

— формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:

— формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

— развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;

— развитие коммуникативных умений;

— развитие нравственных и эстетических чувств;

— развитие способностей к творческой деятельности.


Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

— развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

— формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

— формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

— воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.



Общая характеристика учебного предмета «Русский язык»


Место предмета «Русский язык» в учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом для начального общего образования и в соответствии с учебным планом МБОУ «Сергиевская СОШ» на изучение предмета «Русский язык» отводится 132 часа в год при 4 часах в неделю (33 учебные недели): из них 92 ч (23 учебные недели) отводится урокам обучения письму в период обучения грамоте и 40 ч (10 учебных недель) — урокам русского языка.

Для реализации программного содержания используется учебно-методический комплекс «Школа России»:

1. В.Г.Горецкий, Н.А.Федосова Прописи в 4-х частях. — М.: Просвещение, 2015.

2. В.Г.Горецкий, В.П. Канакина «Русский язык», учебник для первого класса. — М.: Просвещение, 2016.

3. Электронное приложение к учебнику «Русский язык», 1 класс (диск СО-РОМ), авторы: В.Г. Горецкий, В.П Канакина.

Учебно-методический комплекс входит в федеральный перечень учебников на 2018/2019 учебный год и рекомендован (допущен) МО РФ.


Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Русский язык»

За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошёл переход к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда.

Ценностные ориентиры начального образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования:

  • формирование основ гражданской идентичности личности на базе:

— чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;

— восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;

  • формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:

— доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

— уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;

  • развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:

– принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им;

– ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;

– формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой;

  • развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:

– развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

– формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);

  • развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации:

– формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;

– развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;

– формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;

– формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.

Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.


Требования к уровню подготовки учащихся

К концу изучения блока «Русский язык. Обучение письму» учащиеся научатся:

— называть все звуки и буквы русского языка, осознавать их основные различия (звуки слышим и произносим, буквы видим и пишем);

— вычленять отдельные звуки в словах, определять их последовательность; различать гласные и согласные звуки и буквы;

— соблюдать правила посадки, положения тетради, ручки в руке;

— четко, без искажений писать строчные и заглавные буквы, соединения, слова;

— выделять предложения, слова из потока речи;

— правильно списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным шрифтом.


К концу изучения блока «Русский язык. Обучение письму» учащиеся получат возможность научиться:

— слышать интонацию конца предложения, определять количество произнесённых предложений; выделять из предложения слова, определять их количество;

— при письме букв выбирать их соединение с учётом начертания следующей буквы;

— выделять последовательность звуков слова, характеризовать каждый звук (гласный / согласный, гласный ударный / безударный, согласный твёрдый / мягкий, звонкий / глухой); строить модель слогового и звукового состава слова;

— оценивать качество своего письма; сравнивать самостоятельно написанное с предложенным образцом.


К концу изучения блока «Русский язык» учащиеся научатся:

— под руководством учителя создавать короткие устные и письменные высказывания;

— различать слово и предложение;

— правильно называть буквы алфавита, располагать буквы и слова в алфавитном порядке;

— правильно обозначать твёрдость и мягкость согласных звуков и звук [й’];

— обнаруживать в словах изученные орфограммы;

— правильно оформлять границы предложений: обозначать начало большой буквой, а конец — точкой;

— обозначать пробелами границы слов;

— писать большую букву в собственных именах;

— соблюдать основное правило переноса слов (по слогам, не оставляя и не перенося одну букву);

правильно писать ударные слоги жи—ши, ча—ща, чу—шу;

— писать слова с проверяемыми парными согласными на конце слова;

— не употреблять ь в буквосочетаниях чк, чн, нч, щн, нщ и др.;

— списывать текст и писать текст под диктовку учителя.


К концу изучения блока «Русский язык» учащиеся получат возможность научиться:

— оформлять свои мысли в устной и письменной форме (в виде предложения или небольшого текста);

— обнаруживать и исправлять графические и орфографические ошибки (обозначение твёрдости и мягкости, звука [й’], пропуски, перестановки и замены букв; нарушения изученных орфографических правил) в специально предложенных и в собственных записях;

— правильно писать изученные слова с удвоенными согласными;

— под руководством учителя осуществлять проверку написанного;

— составлять небольшой текст (4-5 предложений) на заданную тему, по картинке и записывать его с помощью учителя, составлять текст из предлагаемых абзацев (восстановление деформированного текста);

— выполнять звуко-буквенный анализ доступных слов, видеть несоответствия между их произношением и правописанием;

— писать безударные гласные, проверяемые ударением, в двусложных словах.


Планируемые результаты освоения предмета

Программа обеспечивает достижение первоклассниками личностных, метапредметных и предметных результатов.

Изучение курса «Русский язык» в первом классе направлено на получение следующих личностных результатов:

— чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; сознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

— целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

— уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

— овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

— принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

— развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

— развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

— развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

— установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.


Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» в первом классе является формирование регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.


Регулятивные универсальные учебные действия:

— способность понимать, принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения, ориентироваться в учебном материале, представляющем средства для ее решения;

— сформированность на начальном этапе умений планировать учебные действия (2-3 шага) в соответствии с поставленной задачей;

— начальный уровень сформированности умений проводить самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности.


Познавательные универсальные учебные действия:

— овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жаров в соответствии с целями и задачами;

— осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме;

— начальное освоение способов решения задач творческого и поискового характера;

— начальные умения излагать свое мнение и аргументировать;

— начальный уровень овладения логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по разным признакам на доступном материале;

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причиннослед-ственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

— овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык»;

— овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

— умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».


Коммуникативные универсальные учебные действия:

— активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

— готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

—умение определять общую цель и пути её достижения;

— умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.


Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

— первоначальные представления о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

— понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;

— позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

— первоначальные представления о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета;

— умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов;

— сознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов, владение умением проверять написанное;

— владение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;

— первоначальные научные представления о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи.


Содержание программы (165 часов)


Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами активного анализа и синтеза (применительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и речевому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, вырабатывается осмысленное отношение к употреблению в речи основных единиц языка.



Блок «Русский язык. Обучение письму» (92 часа)


Учебно – тематический план


Содержание программного материала

Количество часов

1

Добукварный (подготовительный) период

15 ч

2

Букварный (основной) период

60 ч

3

Послебукварный (заключительный) период

17 ч


ИТОГО

92 ч


Виды речевой деятельности


Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.


Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.


Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с цепью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение этой информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.


Письмо. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т.о.).


Обучение письму


Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели.

Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.


Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.

Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.


Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.

Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.


Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв, Письмо букв; буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.

Овладение первичными навыками клавиатурного письма.

Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.


Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.

Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.


Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:

• раздельное написание слов;

• обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—щи);

• прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;

• перенос слов по слогам без стечения согласных;

• знаки препинания в конце предложения.


Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.


Блок «Русский язык» (53 часа)


Учебно – тематический план


Содержание программного материала

Количество часов

1

Наша речь

1 ч

2

Текст, предложение, диалог

2 ч

3

Слова, слова, слова

3 ч

4

Слово и слог. Ударение

5 ч

5

Звуки и буквы

25 ч

6

Итоговое повторение

4 ч


ИТОГО

40 ч


Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий глухой, парный непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.


Графика. Различение звуков и бука. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.

Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).

Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.


Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Работа с разными словарями.


Подготовка к изучению морфологии. Слова — названия предметов и явлений; слова — названия признаков предметов; слова — названия действий предметов.


Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

Применение правил правописания и пунктуации:

— сочетания жи—щи, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;

— сочетания чк—чн, чт, нч, щн и др.;

— перенос слов;

— прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

— парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

— непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);

— непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова;

— разделительный ь;

— знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки.


Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем где происходит общение?

Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ.

Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Последовательность предложений в тексте.

Последовательность частей текста (абзацев).

План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.


Слова с непроверяемыми написаниями

Ворона, воробей, весело, девочка, дежурный, деревня, заяц, карандаш, класс, классный, корова, лисица (лисичка), машина, медведь, молоко, пальто, пенал, петух, русский, собака, сорока, ученик, тетрадь, ученица, учитель, хорошо, язык.



Календарно-тематическое планирование по предмету «Русский язык»


Блок «Русский язык. Обучение письму» ( 92 часа)

2

4.09


Рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей строки.


1

3

5.09


Письмо овалов и полуовалов.

1

4

6.09


Рисование

бордюров.

1

5

9.09


Письмо длинных прямых наклонных линий.

1

6

10.09


Письмо наклонной длинной линии с закруглением внизу (влево). Письмо короткой наклонной линии с закруглением внизу (вправо).

1

7

11.09


Письмо короткой наклонной линии с закруглением вверху (влево). Письмо длинной наклонной линии с закруглением внизу (вправо).

1

8

12.09


Письмо больших и маленьких овалов, их чередование. Письмо коротких наклонных линий.

1

9

16.09


Письмо коротких и длинных наклонных линий, их чередование. Письмо коротких и длинных наклонных линий с закруглением влево и вправо.


1

10

17.09


Письмо короткой наклонной линии с закруглением внизу вправо. Письмо коротких наклонных линий с закруглением вверху влево и закруглением внизу вправо. Письмо наклонных линий с петлёй вверху и внизу.


1

11

18.09


Письмо наклонных линий с петлёй вверху и внизу. Письмо полуовалов, их чередование. Письмо овалов.

1

12

19.09


Строчная и заглавная буквы А, а.


1

13

23.09


Строчная и заглавная буквы О, о.

1

14

24.09


Строчная буква и.


1

15

25.09


Заглавная буква И.


1

16

26.09


Строчная буква ы.

1

17

30.09


Строчная и заглавная буквы У, у.

1

18

1.10


Строчная и заглавная буквы Н, н.

1

19

2.10


Строчная и заглавная буквы С, с.

1

20

3.10


Заглавная буква С.

1

21

7.10


Строчная и заглавная буквы К, к.

1

22

8.10


Строчная и заглавная буквы Т, т.

1

23

9.10


Строчная и заглавная буквы Т, т.

1

24

10.10


Строчная и заглавная буквы Л, л.

1

25

14.10


Повторение и закрепление изученного.

1

26

15.10


Строчная буква р. Заглавная буква Р.

1

27

16.10


Строчная и заглавная буквы В, в.

1.

28

17.10


Строчная и заглавная буквы Е, е.

1

29

21.10


Строчная и заглавная буквы П, п.


30

22.10

23.10


Строчная и заглавная буквы П, п.

1

31

24.10


Строчная и заглавная буквы М, м.

1

32

28.10


Строчная и заглавная буквы М, м.

1

33

29.10


Строчная и заглавная буквы З, з.

1

34

30.10


Строчная и заглавная буквы З, з.

1

35

31.10


Строчная и заглавная буквы З, з.

1

36

11.11


Строчная и заглавная буквы Б, б.

1

37

12.11


Строчная и заглавная буквы Б, б.

1

38

13.11


Строчная и заглавная буквы Б, б.

1

39

14.11


Строчная и заглавная буквы Д, д.

1

40

18.11


Строчная и заглавная буквы Д, д.

1

41

19.11


Заглавная буква Д.


1

42

20.11


Строчная и заглавная буквы Я, я.

1

43

21.11


Повторение и закрепление изученного.

1

44

25.11


Повторение и закрепление изученного.

1

45

26.11


Повторение и закрепление изученного.

1

46

27.11


Строчная и заглавная буквы Я, я.

1

47

28.11


Строчная и заглавная буквы Я, я.

1

48

2.12


Строчная и заглавная буквы Я, я.

1

49

3.12


Строчная и заглавная буквы Г, г.

1

50

4.12


Строчная и заглавная буквы Г, г.

1

51

5.12


Строчная буква ч.

1

52

9.12


Строчная буква ч.

1

53

10.12


Заглавная буква Ч.

1

54

11.12


Буква ь.

1

55

12.12


Буква ь.

1

56

16.12


Строчная и заглавная буквы Ш, ш.

1

57

17.12


Строчная и заглавная буквы Ш, ш.

1

58

18.12


Письмо слогов и слов с изученными буквами.

1

59

19.12


Строчная и заглавная буквы Ж, ж.

1

60

23.12


Строчная и заглавная буквы Ж, ж.

1

61

24.12


Письмо изученных букв, слогов. Письмо элементов изученных букв.

1

62

25.12


Строчная буква ё.

1

63

26.12


Строчная буква ё.

1

64

30.12


Заглавная буква Ё.

1

65

13.01


Строчная и заглавная буквы Й, й.

1

66

14.01


Письмо изученных букв, слогов. Письмо элементов изученных букв.

1

67

15.01


Строчная и заглавная буквы Х, х.

1

68

16.01


Строчная и заглавная буквы Х, х.

1

69

20.01


Строчная и заглавная буквы Х, х.

1

70

21.01


Письмо изученных букв, слогов. Письмо элементов изученных букв.

1

71

22.01


Строчная и заглавная буквы Ю, ю.

1

72

23.01


Строчная и заглавная буквы Ю, ю.

1

73

27.01


Строчная и заглавная буквы Ю, ю.

1

74

28.01


Строчная и заглавная буквы Ц, ц.

1

75

29.01


Строчная и заглавная буквы Ц, ц.

1

76

30.01


Письмо слогов и слов с буквами Ц, ц и другими изученными буквами.

1

77

3.02


Письмо изученных букв, слогов. Письмо элементов изученных букв.

1

78

4.02


Письмо изученных букв, слогов. Письмо элементов изученных букв.

1

79

5.02

6.02


Письмо изученных букв, слогов. Письмо элементов изученных букв.

1

80

10.02


Письмо изученных букв, слогов. Письмо элементов изученных букв.

1

81

11.02


Строчная и заглавная буквы Э, э.

1

82

12.02


Строчная и заглавная буквы Э, э.

1

83

13.02


Строчная буква щ.

1

84

24.02


Строчная буква щ.

1

85

25.02


Заглавная буква Щ.

1

86

26.02


Строчная и заглавная буквы Ф, ф.

1

87

27.02


Строчная и заглавная буквы Ф, ф.

1

88

2.03


Строчные буквы ь, ъ.

1

89

3.03


Строчные буквы ь, ъ.

1.

90

4.03


Контрольное списывание.

1

91

5.03


Работа над ошибками. Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений.

1

92

9.03


Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений.

1


















Блок «Русский язык» (40 часов)


Дата

план

Дата

факт

Тема урока

Кол-во

часов

93

10.03


Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей.


1

94

11.03


Виды речи

(общее представление). Родной язык.


1

95

12.03


Текст. Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль


1

96

16.03


Диалог.


1

97

17.03


Текст. Предложение. Диалог.

Проверочная работа.

1

98

18.03


Слова – названия предметов и явлений, слова – названия признаков предметов, слова – названия действий предметов.

1

99

19.03


Развитие речи.

Составление текста по рисунку и опорным словам.


1

100

30.03


Слова – названия предметов и явлений, слова – названия признаков предметов, слова – названия действий предметов. Вежливые слова.

1

101

31.03


Слова однозначные и многозначные (общее представление).

Проверочная работа.


1

102

1.04


Деление слов на слоги.



1

103

2.04


Правила

переноса слов.

1

104

6.04


Развитие речи.

Наблюдение над словом как средством создания словесно-художественного образа.

1

105

7.04


Ударение. Ударный и безударный слог.

1

106

8.04


Развитие речи.

Коллективное составление содержания основной части сказки.


1

107

9.04


Звуки и буквы.


1

108

13.04


Русский алфавит, или Азбука.

1

109

14.04


Гласные звуки.

Буквы, обозначающие гласные звуки.

1

110

15.04


Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове. Слова с буквой э.


1

111

16.04


Развитие речи.

Составление развёрнутого ответа на вопрос.


1

112

20.04


Ударные и безударные гласные звуки.


1

113

21.04


Ударные и безударные гласные звуки.


1

114

22.04


Развитие речи.

Составление устного рассказа по рисунку и опорным словам.


1

115

23.04


Проверочный диктант.


1

116

27.04


Согласные

звуки.



1

117

28.04


Слова с

удвоенными согласными.


1

118

29.04


Буквы Й и И.

Слова со звуком [й’] и буквой «и краткое».

1

119

30.04


Буквы для обозначения твёрдых и мягких согласных

звуков.

1

120

4.05


Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука.

1

121

5.05


Согласные парные и непарные по твёрдости-мягкости.

1

122

6.05


Развитие речи.

Восстановление текста с нарушенным порядком предложений

1

123

7.05


Согласные звонкие и

глухие.


1

124

11.05


Звонкие и глухие согласные звуки на конце слова.

1

125

12.05


Шипящие согласные звуки.

1

126

13.05


Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ.





1

127

14.05


Буквосочетания ЖИ–ШИ, ЧА–ЩА, ЧУ–ЩУ.


1

128

18.05


Проверочный диктант.



1

129

19.05


Заглавная буква в словах.


1

130

20.05


Заглавная буква в именах, фамилиях, отчествах, кличках животных, названиях городов и т.д.

1

131

21.05


Проект «Сказочная страничка» (в названиях сказок – изученные правила письма).

1.

132

25.05


Итоговая

проверочная работа.

1

























ПРИЛОЖЕНИЕ

Используемые типы уроков, технологии и методы обучения

В системе уроков планируются использование следующих типы уроков:

— урок обобщения и систематизации знаний (УОиСЗ);

— урок ознакомления с новым материалом (УОНМ);

— урок развития умений и навыков (УРУиН);

— урок контроля знаний (КЗ);

— комбинированный урок.

Применяются технологии индивидуального, индивидуально–группового способа обучения, технологии уровневой дифференциации, развивающего обучения и воспитания.

Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:

  • методами организации и осуществления учебно – познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстративных), практических, проблемно – поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой обучающихся;

  • методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр;

  • методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ;

  • степень активности и самостоятельности обучающихся нарастает с применением объяснительно – иллюстративного, частично – поискового (эвристического), исследовательского методов обучения.



Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета. Критерии оценивания


В соответствии с требованиями Стандарта, при оценке итоговых результатов освоения программы по русскому языку должны учитываться психологические возможности младшего школьника, нервно-психические проблемы, возникающие в процессе контроля, ситуативность эмоциональных реакций ребенка. В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования необходимо использовать систему оценки, ориентированную на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования. Особенностями такой системы оценки являются:

— комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);

— использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;

— оценка динамики образовательных достижений обучающихся;

— сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;

— использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;

— использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.


В первом классе ведется безотметочное обучение, основная цель которого — сформировать и развить оценочную деятельность детей, сделать педагогический процесс гуманным и направленным на развитие личности ребенка. Необходимо учитывать, что это не обучение традиционного вида, из которого изъяты отметки, а качественно новое обучение в начальных классах — на содержательно-оценочной основе.

При использовании безотметочной системы нельзя оценивать личностные качества: особенности памяти, внимания, восприятия. Оцениванию подлежат интеллектуальные, творческие и инициативные проявления ребёнка: умные вопросы, самостоятельный поиск, изучение дополнительного учебного материала и др.

Система оценки достижения планируемых результатов изучения русского языка предполагает комплексный уровневый подход к оценке результатов обучения. Объектом оценки предметных результатов служит способность первоклассников решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение.


Контроль уровня достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, изложений, тестовых заданий.

Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.

Тексты диктантов подбираются средней трудности с расчетом на возможность их выполнения всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов диктанта). Текст не должен иметь слова на не изученные к данному моменту правила или такие слова заранее выписываются на доске. Нецелесообразно включать в диктанты и слова, правописание которых находится на стадии изучения.

В качестве диктанта предлагаются связные тексты – либо авторские, адаптированные к возможностям детей, либо составленные учителем. Тематика текста должна быть близкой и интересной детям: о природе, дружбе, жизни детей, родной стране, путешествиях и т.п. Предложения должны быть просты по структуре, различны по цели высказывания и состоять из 2 – 8 слов с включением синтаксических категорий, которые изучаются в начальной школе (однородные члены предложения).

Контрольное списывание, как и диктант, – способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.

Для контрольных списываний предлагаются связные тексты с пропущенными знаками препинания.

Тестовые задания – динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.


Классификация ошибок и недочетов

Ошибки:

– нарушение правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки, замены и вставки лишних букв в словах;

– неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями);

– отсутствие изученных знаков препинания в тексте (в конце предложения и заглавной буквы в начале предложения);

– наличие ошибок на изученные правила по орфографии;

– существенные отступления от авторского текста при написании изложения, искажающие смысл произведения;

– отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий, отраженных в авторском тексте;

– употребление слов в несвойственном им значении (в изложении).

Недочеты:

– отсутствие знаков препинания в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы; отсутствие «красной» строки;

– неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких слов)на одно и то же правило;

– незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании изложения.

При оценке контрольной работы учитывается в первую очередь правильность ее выполнения. Исправления, которые сделал учащийся, не влияют на оценку (за исключением такого вида работ, как контрольное списывание). Учитывается только последнее написание. Оформление работы также не должно влиять на оценку, ибо в таком случае проверяющий может быть недостаточно объективным. При оценивании работы учитель принимает во внимание каллиграфический навык.

При оценивании работы принимается во внимание не только количество, но и характер ошибок. Например, ошибка на невнимание в меньшей мере влияет на оценку, чем ошибки на изученные орфограммы.

При оценке изложения необходимо обратить внимание на полноту передачи основного содержания текста, на наличие пропусков существенных моментов в тексте, на искажения при передаче авторского замысла, на отсутствие главной части повествования.

Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)

Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.

Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.

Критериями оценивания являются:

- соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы начального общего образования ФГОС;

- динамика результатов предметной обученности, формирования универсальных учебных действий.

Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через выполнение школьником продуктивных заданий в учебниках и рабочих тетрадях. При оценке предметных результатов основную ценность представляет не само по себе освоение системы опорных знаний и способность воспроизводить их в стандартных учебных ситуациях, а способность использовать эти знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задачах. Иными словами, объектом оценки являются действия, выполняемые учащимися с предметным содержанием.

В первом классе используются три вида оценивания – текущее, тематическое и итоговое – без выставления бальной отметки, но сопровождающиеся словесной оценкой.

Текущее оценивание – наиболее гибкая проверка результатов обучения, которая сопутствует процессу становления умения и навыка. Его основная цель – анализ хода фомирования знаний и умений учащихся. Это дает возможность участникам образовательного процесса своевременно отреагировать на недостатки, выявить их причины и принять необходимые меры к устранению.

Тематическое оценивание проводится во втором полугодии с помощью заданий учебника, помещенных в конце каждого раздела.

Для мониторинга метапредметных результатов первоклассников используются комплексные проверочные и тренировочные задания. Они помогают ученику оценить, насколько грамотно он умеет понимать инструкции, анализировать разные ситуации; осознать, что предметные знания пригодятся ему не только при решении учебных заданий, но и при решении жизненных задач.

Итоговая работа позволяет выявить и оценить как уровень сформированности важнейших предметных аспектов обучения, так и компетентность первоклассников в решении разнообразных проблем.




Формы контроля


Всего

часов

Сроки изучения темы

Контрольные диагностические работы

Сроки проведения

1

Добукварный период

17

3.09-28.09

Текущий контроль, устный опрос, индивидуальный опрос.

Ежедневно

2

Букварный период

73

24.09-25.02

Текущий контроль, устный опрос, индивидуальный опрос, беседа, чтение предложений, чтение наизусть, беседа по вопросам.

Ежедневно





Контрольное списывание

21-25.01

3

Послебукварный период

22

28.02-7.03

Текущий контроль, устный опрос, индивидуальный опрос, беседа, чтение предложений, чтение наизусть, беседа по вопросам., проверка чтения.

Ежедневно





Контрольное списывание

4-8.03

4

Русский язык

50

С 4-8.03 по 24.05







Проверочная работа

11-15.03





Развитие речи

11-15.03





Проверочная работа

18-22.03





Развитие речи

18-22.03





Развитие речи

1-5.04





Развитие речи. Составление развёрнутого ответа на вопрос

8-12.04





Развитие речи

15-19.04





Проверочный диктант

15-19.04





Развитие речи

29.04-3.05





Проверочный диктант

29.04-3.05





Проект «Скороговорки»

6-10.05





Проверочный диктант

6-10.05





Проверочная работа

13-17.05





Проект «Сказочная страничка»

13-17.05





Итоговая

проверочная работа

13-17.05









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!