Краснодарский край,
муниципального образования Мостовский район, поселок Мостовской,
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №28
имени Сергея Александровича Тунникова посёлка Мостовского
муниципального образования Мостовский район
УТВЕРЖДЕНА
решением педагогического совета
от _______ 20___ года протокол №___
Председатель _________ Р.А. Осадчая
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению
«Русский язык с увлечением» для 1 - го класса
Уровень образования (класс) 1 класс
Количество часов: 30 часов, в неделю 1 час
Учитель Абраменко Ирина Сергеевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №28 имени Сергея Александровича Тунникова посёлка Мостовского
Программа разработана в соответствии с ФГОС НОО
С учетом программы воспитания МБОУ СОШ №28 имени С.А. Тунникова поселка Мостовского на 2021-2025 учебные годы и примерной основной образовательной программы начального общего образования (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15), в редакции протокола № 1/20 от 04.02.2020).
С учетом УМК «Школа России» по учебному предмету «Русский язык» В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого, М.В. Бойкиной и др.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Программа курса внеурочной деятельности «Русский язык с увлечением» для 1 класса разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого Приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 года № 373 (в редакции приказов Министерства образования и науки РФ № 1643 от 29.12.2014 года, № 1576 от 31.12.2015 года), на основе авторской программы В.Н. Воротниковой, Н.С. Касель, под редакцией А.П. Мишиной «Эрудит русский язык с увлечением 1 класс» и методического пособия Мищенковой Л.В. «Занимательный русский язык» для младших школьников с учетом требований нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность образовательного учреждения.
В соответствии с воспитательной программой МБОУ СОШ №28 имени С.А. Тунникова поселка Мостовского на 2021 – 2025 г. программа по изучению курса внеурочной деятельности в 1 классе начальной школы рассчитана на 33 часа в год, 1 час в неделю.
Программа курса внеурочной деятельности «Русский язык с увлечением» для 1 класса направлена на достижение следующих результатов:
Личностные результаты
Гражданско-патриотическое воспитание
- создание условий для воспитания у детей активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества;
- развитие культуры межнационального общения;
- формирование приверженности идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов;
- воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
- развитие правовой и политической культуры детей, расширение конструктивного участия в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
- развитие в детской среде ответственности, принципов коллективизма и социальной солидарности;
- формирование стабильной системы нравственных и смысловых установок личности, позволяющих противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, коррупции, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
- формирование у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России на основе развития программ патриотического воспитания детей, в том числе военно-патриотического воспитания;
- развитие у подрастающего поколения уважения к таким символам государства, как герб, флаг, гимн Российской Федерации, к историческим символам и памятникам Отечества.
Духовно-нравственное воспитание
- развитие у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
- формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра; развития сопереживания и формирования позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам;
- расширение сотрудничества между государством и обществом, общественными организациями и институтами в сфере духовно- нравственного воспитания детей, в том числе традиционными религиозными общинами;
- содействие формированию у детей позитивных жизненных ориентиров и планов;
- оказание помощи детям в выработке моделей поведения в различных трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных.
Эстетическое воспитание
- эффективно использовать уникальное российское культурное наследие, в том числе литературное, музыкальное, художественное, театральное и кинематографическое;
- создание равных для всех детей возможностей доступа к культурным ценностям;
- воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации;
- увеличение доступности детской литературы для семей, приобщение детей к классическим и современным высокохудожественным отечественным и мировым произведениям искусства и литературы;
- создание условий для доступности музейной и театральной культуры для детей;
- поддержка мер по созданию и распространению произведений искусства и культуры, проведению культурных мероприятий, направленных на популяризацию российских культурных, нравственных и семейных ценностей;
- создание и поддержку производства художественных, документальных, научно-популярных, учебных и анимационных фильмов, направленных на нравственное, гражданско-патриотическое и общекультурное развитие детей;
- повышение роли библиотек, в том числе библиотек в системе образования, в приобщении к сокровищнице мировой и отечественной культуры, в том числе с использованием информационных технологий;
- создание условий для сохранения, поддержки и развития этнических культурных традиций и народного творчества.
Трудовое воспитание
- воспитание у детей уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям;
- формирование у детей умений и навыков самообслуживания, потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, включая обучение и выполнение домашних обязанностей;
- развитие навыков совместной работы, умения работать самостоятельно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий;
- содействовать профессиональному самоопределению, приобщения детей к социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии.
Экологическое воспитание
- развитие у детей и их родителей экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира;
- воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов, умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии.
Ценности научного познания
- содействовать повышению привлекательности науки для подрастающего поколения, поддержку научно-технического творчества детей;
- создание условий для получения детьми достоверной информации о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, повышения заинтересованности подрастающего поколения в научных познаниях об устройстве мира и общества.
Метапредметные результаты:
Регулятивные
Учащиеся научатся:
- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- определять наиболее эффективные способы достижения результата; овладение начальными формами познавательной и личностной рефлексии.
Познавательные
Учащиеся научатся:
- различным способам решения проблем творческого и поискового характера;
- использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами, совершенствование умения готовить свое выступление, соблюдая нормы этики и этикета;
- искать и выделять необходимую информацию;
- анализировать объекты с целью выделения в них существенных признаков;
- строить речевое высказывание в устной форме;
- строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
- слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определять общую цель и пути ее достижения, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
Обучающиеся получат возможность научиться:
выбирать задание, тему проекта из предложенных, основываясь на своих интересах;
знакомиться с новой книгой, ее автором, названием, иллюстрациями;
внимательно слушать собеседника и оценивать его высказывание;
сравнивать свои ответ с ответами одноклассников.
Предметные результаты
В области коммуникативных учебных действий обучающиеся научатся:
а) в рамках коммуникации как сотрудничества:
работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы;
выполнять работу по цепочке;
б) в рамках коммуникации как взаимодействия:
видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них.
В области познавательных учебных действий обучающиеся научатся:
искать и выделять необходимую информацию;
анализировать объекты с целью выделения в них существенных признаков;
строить речевое высказывание в устной форме;
строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях.
Ожидаемые результаты формирования УУД
Обучающиеся научатся:
работать с текстом, находить и выделять необходимую информацию;
отгадывать загадки;
разгадывать ребусы;
составлять предложения и рассказы на заданную тему;
составлять рассказ с опорой на план;
работать с фразеологическими оборотами;
разгадывать кроссворды.
Обучающиеся получат возможность научиться:
сочинять чистоговорки;
сочинять небольшие стихотворения;
составлять тематические словарики;
работать с фразеологическими оборотами;
работать с пословицами и поговорками.
В области контроля и самоконтроля учебных действий обучающиеся получат возможность научиться:
понимать, что можно по-разному отвечать на вопрос;
обращаться к тексту для подтверждения своего опыта.
Содержание курса внеурочной деятельности «Русский язык с увлечением».
Формирование и развитие фонематических представлений
обозначение звука буквой;
гласные и согласные звуки;
твёрдые и мягкие звуки;
звонкие и глухие согласные звуки;
дифференциация звуков (букв), имеющих акустико-артикуляционное сходство по признаку глухости-звонкости, твёрдости-мягкости;
дифференциация гласных звуков (букв) по признаку ударности безударности;
звуковой анализ и синтез слова;
слоговой анализ и синтез слова;
слог;
ударение.
Формирование лексико – грамматической стороны речи
знакомство с артикуляционным аппаратом;
речь;
техника речи;
слова-названия предметов;
слова-названия признаков;
слова-названия действий;
предложение;
дифференциация понятий «слово», «предложение».
Развитие связной речи.
общее понятие о тексте;
тема текста;
опорные слова;
заглавие текста;
деление текста на предложения;
составление предложений на заданную тему;
составление полных, кратких ответов на вопросы;
пересказ с опорой на вопросы, по сюжетным картинкам.
Олимпиады.
Олимпиады, которые проводятся среди учащихся одного класса.
Олимпиады, которые проводятся среди учащихся 1-ых классов.