СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русский язык урок

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Русский язык урок»

Урок русского языка

Слова, отвечающие на вопросы: Кто? Что?

Цели и задачи:

1.формировать умения распознавать слова, отвечающие на вопросы кто? Что?;

2. упражнять в умении классифицировать существительные по разным признакам: односложные – многосложные, одушевленные – неодушевленные;

3. привлечь внимание детей к многообразию значения слов, ориентировать на речевое развитие уч-ся, обогащение их активного словаря понятиями и терминами по теме:

4. развивать речь, любознательность, мышление, орфографическую зоркость;

5. воспитывать сдержанность, умение выслушать товарища, интерес к учению, любовь к родному языку.


Ход урока

  1. Орг. Момент

Учитель:

Прислушайтесь к слову,

Приглядитесь к нему,

Проникните в его тайну.

- Сегодня на уроке мы проникнем еще в одну тайну русского языка.

( Слайд1)

  1. Введение в тему

( Слайд 2)

Мир слов, в котором мы живем, полон загадок. Но самым волнующим вопросом всегда будет вопрос о происхождении слов.

Упражнение в умении классифицировать существительные

Игра « Собери слово» ( Слайд 3)

На табличках записаны слова на доске


О,К,Т С,Л,И,А Н,К,И,О Т,О,Ч

- Какие слова можно составить, используя эти буквы? Составьте слова.

( На карточках по мере составления появляются слова)

Кот, ток, кто, лиса, сила, кино, кони, что.

Физкультминутка для мелкой моторики рук

Ребенок катает грецкий орех между ладонями, приговаривая:

Я катаю мой орех

Чтобы стал круглее всех.

Запись на доске и в тетрадях учеников.

Кто? Что?

Кони сила

Кот кино

Лиса ток

  1. Работа в парах ( отработка умения задавать вопросы к словам – предметам по картинкам)

(Слайд 4,5)

Пусть один из вас назовет слова, которые отвечают на вопрос кто?, а другой ученик – что? Называть слова нужно с вопросами.( По времени 1-2 мин.) по окончанию одна пара у доски – проверка.

- Что означают слова, которые вы назвали? ( предметы)

Одни предметы живые, а другие нет. ( На слайде разделить на 2 группы)

  1. Создание проблемной ситуации.

Межпредметная связь. ( С литературным чтением)

- Ребята, а какой сказочный герой нам встретился среди одушевленных предметов? ( Незнайка)

- Из какой он сказки? ( Приключения Незнайки и его друзей)

- Кто написал это произведение? ( Носов)

- Назови друзей Незнайки.

( Слайд 6)

( показываю книгу, рекомендую прочитать)

( Слайд 7)

Посмотрите, Незнайка отправил в редакцию газеты свои материалы, а их опять не напечатали. Он хочет стать поэтом, а с какой буквы записать слова не знает. Поможем ему?

Вы пытаетесь помочь, а значение всех ли слов вам понятны?

( На доске запись)

Пончик мой голодный друг

Съел все пончики вокруг

- Как Пончик может съесть пончик, это возможно или нет? ( обсуждение).

( Слайд 8)

( Работа над толковым словарем)

- Почему слова в каждой паре звучат одинакова, а записаны по разному?

- Зависит ли вопрос от значения слова?

Вывод:

Для того чтобы правильно задать вопрос к слову нужно знать, что оно обозначает.

- На какой вопрос отвечают слова 1 столбика? ( что?). Почему?

- На какой вопрос отвечают слова 2 столбика? ( кто?). Почему?

- Что обозначают эти слова? ( предметы)

5. Сообщение темы и цели урока.

- Ребята попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.

( На доске появляется тема урока)

  1. Физкультминутка.

( Слайд 9)

  1. Изучение нового материала

Работа по учебнику

( Слайд 10)

Сравнение выводов с правилом в учебнике.

Чтение правила каждым ребенком ( жужжащее чтение)

- Кто запомнил, может повторить и привести свои примеры.

1. Учитель вошел в класс.

2. Рыжий кот спал под столом.

3. Дежурный поливает цветок.

4. Дети собирают ягоды.

5. Костя заточил карандаш.

- Прочитайте предложения.

- Назовите слова предметов, которые встретились в предложениях.

- Есть ли среди слов словарные? Назови их.

( Учитель, класс, ягода, карандаш, дежурный.)

Работа над многозначностью слова класс

Класс – 1) коллектив детей, учеников. 2) помещение, комната, где учатся дети.

Словарная работа – работа в парах

Среди слов встретилось новое словарное слово. Какое? (дежурный)

- Кого мы называем дежурным? Кто у нас дежурный?

( Слайд 11)

Дежурный – такой человек, который несет дежурство, выполняет в порядке очереди какие-нибудь обязанности.

- Кто у нас сегодня дежурный?

- А вы знаете, откуда появилось это слово?

Из истории происхождения слова.

Слова дежурный пришло к нам при царе Петре 1 ( на слайде фото) из французского языка

Выражение « де жур» - обозначает отношение к сегодняшнему дню;

- Поставьте ударение в этом слове. Какая орфограмма опасна?

- Какую гласную нужно запомнить?

- Составим и запишем гнездо родственных слов

Дежурство, дежурный, дежурить

( Запись в тетради, постановка ударения, выделения орфограмм, корня)

- Часто в речи вы слышите такие выражения:

Разбор крылатых выражений

Дежурное блюдо ( заранее приготовленное блюдо)

Дежурная больница ( работающая круглосуточно по очереди)

- Запиши предложения из упражнения с новым словарным словом.

Дежурный поливает цветок.

- Найди и подчеркни главные члены предложения.

7. Закрепление изученного материала.

- А теперь настало время проверить, как вы усвоили новую тему.

Дифференцированная работа

Самостоятельная работа по карточкам

( Слайд 12)

8. Подведение итогов

- Вспомните тему урока. Слова, отвечающие на вопрос Кто? Что?

- Закончи предложения:

- Слова, отвечающие на вопрос Кто? Что? Обозначают……………( предметы)

- Одушевленные предметы отвечают……………….( кто)

- Неодушевленные предметы отвечают …………….(что)

- Прежде чем задать вопрос узнай, что……………( обозначает слово)

- Задайте вопросы к словам зайчики, и объясните свой выбор.

( слайд 13)

- В конце урока очень хочется вспомнить начало нашего урока, прежде чем написать, произнести его вы………

( Слайд 14)

9. Разноуровневое домашнее задание.

1. Прочитай текст.

2. 1 группа. Выписать слова, отвечающие на вопросы кто? Что?

3. 2 группа. Со словами , отвечающими на вопрос кто? Составить рассказ из 4 предложений. Найти в нем слова, отвечающие на вопрос что?. Подчеркнуть их.

10. Рефлексия.

- У вас на столах лежат нарисованные шарики. Они у вас будут грустит или радоваться после нашего урока. Нарисуйте ваше отношение. Покажите друг другу.