СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русский язык в международном общении

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Авторский проект с исследованием творчества смоленских поэтов

Просмотр содержимого документа
«Русский язык в международном общении»









Индивидуальный проект по русскому языку

Тема: Русский язык в международном общении

















г. Смоленск


Содержание


  1. Введение………………………………………………………3

  2. Основная часть…….………………………………………….4

    1. Русский язык в международном общении: проблемы и перспективы…………………………………………….8

    2. Борьба за чистоту русского языка: творчество смоленских поэтов……………………………………………………10

  3. Заключение……………………………………………………17





























Введение

На сегодняшний день мнение скептиков о русском языке нельзя назвать самым лучшим. Наряду с другими языками, используемыми в большинстве стран мира, русский занимает более низкую позицию. Однако, несмотря на это, в ряде государств он является вторым языком, на котором говорят граждане, а также используется как средство адаптации русскоязычных туристов. Что же на сегодняшний день представляют собой русский язык и речевое общение в международном масштабе?

Язык – основное средство общения людей. При помощи языка люди обмениваются информацией, передают свои мысли, чувства, желания. Как средство общения, язык связан с жизнью общества, с народом – носителем данного языка. Вместе с развитием общества развивается и изменяется язык.

Язык тесно связан с мышлением, сознанием. Знания об окружающей действительности, которые люди приобретают в процессе труда, закрепляются в словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. С помощью языка люди передают свой опыт от поколения к поколению.

Совокупность достижений человеческого общества в производственной, общественной и духовной деятельности называется культурой. Поэтому можно сказать, что язык является средством развития культуры и средством усвоения культуры каждым из членов общества.

Русский язык входит в число наиболее распространенных языков мира, т.е. в какой-то степени является международным по значению. На земном шаре на нем говорят около 250 млн. человек. По степени распространенности русский язык занимает пятое место в мире, уступая лишь китайскому (на нем говорят свыше 1 млрд. человек), английскому (420 млн.), хинди и урду (320 млн.) и испанскому (300 млн.).

Русский язык – один из самых крупнейших и распространённых языков в мире. «Великий, могучий, правдивый и свободный» – такими словами охарактеризовал русский язык И.С. Тургенев. Русский язык тоже является одним из самых красивых языков в мире. Нам известно, что русский язык, благодаря своему богатству и особенностям, играл и играет важную роль в развитии человеческой цивилизации. Именно поэтому такие вопросы, как происхождение, функционирование и развитие русского языка для нас интересны и важны.

Можно сказать, что современный русский язык, в широком смысле слова, начался именно с Пушкина. Пушкин собрал лучшие проявления в языке русского народа и нашёл возможность их использовать в книжном русском языке. Именно на этой основе в дальнейшем русский язык усовершенствовался и быстро развивался. После Пушкина многие другие русские писатели продолжили его дело, сочиняя прекрасные произведения на русском языке, ставшие классикой. Это способствовало совершенствованию русского языка и приобщению народов России и других государств к культуре великого русского народа.

Но, система языка постоянно меняется и развивается вместе с обществом и культурой, несмотря на наличие норм, поддерживаемых школой, печатью, радио и телевидением, а также традициями. Бывают такие периоды, когда скорость языковых изменений значительно увеличивается или уменьшается.

Не раз русский язык испытывал подобные процессы, начиная со времен Древней Руси до наших дней. У языка есть своя жизнь, как и у человека. Он хранит и передает информацию, связанную с культурой и традицией человеческой цивилизации.

Очевидно, что и сами языковые изменения, и их скорость вызваны и внутренними причинами, и внешними. Двадцатый век является важным периодом развития и изменений русского языка. Революция и перестройка затронули не только народ, но и язык. Под влиянием власти, язык стал мощным орудием политики.

На мой взгляд, в советское время языковые вопросы решались в кабинетах власти, что мешало развитию языка в целом. Поэтому язык был бюрократизирован и зажат в тиски цензуры и самоцензуры, порою бессодержателен и малопонятен. Формы использования языка были строго определены и никто не мог излагать свои мысли по-своему. Но это с одной только стороны часть проблем. А с другой – в целом русский язык как живой организм, безусловно, продвигался вперёд на пути своего развития.

2.1.Русский язык в международном общении: проблемы и перспективы

Современный русский язык применяется в различных сферах международного и межгосударственного общения. Например, он активно используется в качестве средства общения ученых (около 70% научной литературы печатается на английском и русском языках). Также он является средством передачи информации в мировых системах коммуникации – радиопередачи, авиалинии т.п.

Русский язык как средство общения занимает пятую позицию в мире. Однако не только этот показатель делает его «мировым» языком. Все зависит от глобальности того населения, которое владеет этим языком, а также от количества стран, где язык является средством общения людей высших кругов (дипломатии, администрации и т.д.). Русская классическая литература 19 века способствовала развитию и распространению языка странах Европы и Азии. В 20 веке росту числа людей говорящих на русском языке способствовали различные события, происходящие в России – общественные, экономические и политические.

Огромную роль в становлении русского языка как средства межнационального общения сыграли события 20 века, когда во времена существования СССР русские были самой многочисленной нацией, и на всей территории стран союза население говорило в основном на русском языке. По данным на 1989 год во время всесоюзной переписи населения стало известно, что из 285,7 млн. человек примерно 145 миллионов являлись русскими, а языком владело около 232 млн. человек.

На сегодняшний день национальные, этнические и социальные факторы позволяют русскому языку успешно сохранять статус международного и межнационального. Немало этому способствуют представители различных этнических групп, проживающих на территории России и приезжающих в страну на заработки, а также лиц, проживающих за ее пределами.

Что касается современной межнациональной политики, то русский язык как средство делового общения находится на высоком уровне. Он является одним из наиболее развитых языков в мире. Его успех обусловлен богатейшим словарным фондом, краткостью и ясностью лексики и грамматики, а также способностью отразить в речи все характеристики окружающего мира. Особенно важен тот факт, что русский язык может употребляться практически во всех сферах жизни мирового общества. В частности сюда относятся многочисленные отрасли науки и техники. На русском языке передаются все оттенки мыслей, самая разнообразная информация, а художественная и научная литература на русском языке давно получила мировое признание.

Русский язык и культура общения в современном обществе находятся на высоком уровне благодаря развитости грамматической и лексической семантики, наличию специальной терминологии, устойчивости общепринятого стандарта русского литературного языка, а также грамотным соотношением письменной и разговорной речи.

Русский язык на протяжении многих веков сохраняет свою уникальность благодаря творчеству русского народа, различных деятелей науки культуры, техники и политики. Благодаря таланту различных его носителей, язык народа России стал богатым, стилистически сбалансированным и способным удовлетворить национальные и общечеловеческие языковые нужды. А максимальная полнота его функций, соблюдение литературных норм и легкость перевода и восприятия обеспечили высокую коммуникативную и информационную ценность русского языка в международном общении.







2.2. Борьба за чистоту русского языка: творчество смоленских поэтов


Проживая в городе Смоленск, трудно обойти стороной творчество наших земляков-современников, стремящихся к сохранению чистоты языка с помощью различных образных средств. Их талант настолько многогранен, что не оставит равнодушным никого. Одним из таких выдающихся поэтов является Дмитрий Павлович Вазовиков, с творчеством которого можно познакомиться, посетив открытую литературную студию «Персона». Эта студия открывает свои двери для всех желающих. Во время заседаний можно не только наслаждаться чтением стихов, но и попробовать предложить критике свое творчество. Получить в награду положительные отзывы крайне тяжело, поскольку опытные литературоведы оценивают очень строго. Только благодаря труду и терпению можно получить заслуженное уважение.

Дмитрий Вазовиков, цитируя писателя Сола Беллоу, часто повторяет: каждый должен виртуозно играть на том инструменте, который ему достался. 

Дмитрий Вазовиков - молодой поэт, а по образованию - учитель русского языка и литературы. Правда, устроиться в школу по этой специальности ему не удалось. А вот вакансии учителя труда имелись. Вскоре Дмитрий втянулся в работу и уже несколько лет учит пилить и строгать, а заодно читает ученикам стихи и обсуждает с ними литературные новинки.

Дмитрий Вазовиков родился в 1993 г. в деревне Капыревщина Ярцевского района Смоленской области. Учился в СмолГУ (2009-14 гг. - специалитет, 2014-17 гг. – магистратура). С 2016 г. работает учителем труда в СОШ №15. В 2016 г. вышел в свет поэтический сборник Дмитрия «Наша жизнь – это музыка вечная». Также стихи публиковались в сборнике студии «Персона». В 2012 г. как поэт выступал на фестивале «Рубикон», участвовал в смоленских поэтических слэмах.

Дмитрий Вазовиков о себе:

Когда поступал в университет, видел себя педагогом в вузе. Моим увлечением с детства была литература. А ещё в девятом классе неожиданно выяснилось, что я могу писать стихи. Классный руководитель задала нам выучить стихотворение Есенина «Нивы сжаты, рощи голы…». Я, пока учил его полночи, сам написал стихи - впервые. На следующий день прочёл со сцены и Есенина, и своё. Среди окружающих мнения разделились: половина говорила, что я наверняка списал это стихотворение из какой-то книжки. Даже некоторые учителя так считали (смеётся). А потом пошло-поехало: я начал читать Есенина, смоленских поэтов - Раису ИпатовуЛеонида КозыряЮрия ПашковаАлексея Мишина. Потом мне классный руководитель принесла «Ров» Андрея Вознесенского и «Граждане, послушайте меня!» Евгения Евтушенко. Они явились для меня каким-то откровением... А потом в десятом классе мой друг Миша Орлов, который уже учился в СмолГУ, отвёз меня в Смоленск на заседание студии «Персона». Там читали и анализировали стихи молодых поэтов. Мне показалось, я увидел литературный Олимп, и был счастлив, что его нашёл. А через год уже сам учился в этом вузе. Поступил на первый курс в 16 лет - просто я пошёл в школу с шести лет, а в начальной школе у меня была программа без четвёртого класса. Ну а стать преподавателем решил, потому что нужно уметь других научить тому, что умеешь сам. Нельзя зацикливаться на себе, ведь всё, что мы делаем, если разобраться и копнуть глубже, мы делаем для людей. Науку, искусство мы развиваем для них. Стихи - тоже для людей.

Я окончил специалитет, отучился в магистратуре, а на аспирантуру денег не нашлось. Да и, честно говоря, учиться мне к 21 году уже надоело. Я был пресыщен.

После университета смотрел на всё сквозь розовые очки. И думал, что я уже семи пядей во лбу и что все двери будут передо мной открыты. Я постучал в одни, во вторые и понял, что места учителей русского и литературы заняты. Зато у меня спросили, не желаю ли я преподавать ОБЖ или физкультуру. А я говорю: «Может, труды?» У меня дед был токарем и столяром, я умею обращаться со станками. Дерево я чувствую, могу с закрытыми глазами определить, для чего его лучше использовать. Показал фотографии своих работ. Меня взяли. Трудовиков же нет в школах, у нас по пальцам можно перечесть те, где они есть. В некоторых школах досками заколочены кабинеты. В 15-й школе, где я сейчас работаю, длительное время не могли трудовика найти. Когда я туда устраивался, меня не убеждали быть трудовиком, я сам пошёл навстречу руководству. Ведь надо же детей учить этому предмету, а мужчины в школу не идут.

Многие классики педагогики говорили, что образование идёт неразрывно с воспитанием. А лучшее, как мне кажется, средство для воспитания души человека - это литература. Вот мы и делаем такую литературную паузу. Я могу им прочесть свои подростковые стихи - о природе, о школе. Стихи других поэтов. Могу рассказать о каком-то грандиозном явлении в литературе, например, кто получил Нобелевскую премию. Объяснить, что такое «Букер». Как-то на уроке литературы Смоленщины старшеклассники, изучая тему «Современные смоленские поэты», читали мои стихи. Правда, меня там не было. Один мальчик делал доклад обо мне.

Дети в курсе, кто я. Они все знают и понимают. Приходят по-дружески, спрашивают, что лучше почитать. Я им советую Рэя БредбериАнтуана де Сент-ЭкзюпериАртуро Перес-Реверте - писателей, актуальных для их возраста.



Пообщавшись с Дмитрием Павловичем, удалось завладеть некоторыми из его стихотворений, в ходе анализа которых прослеживается стремление молодого поэта к чистоте речи.

  • * * *
    Я, Клементов Артем,
    В старших классах влюблен
    Был не в сверстницу,
    А в учительницу-словесницу.

    Ни при чём здесь Эдип;
    Я по-взрослому влип.
    Но таился, молчал.
    Я не мог, чтоб скандал
    Мой её очернил.

    После школы ходил
    Я с пустыми почти
    Карманами
    И следил за её
    Романами.

    Уезжала. Писал.
    Был один я.
    Мужал.
    Не служить, не учиться,
    А работать просился.

    Обожглась и вернулась.
    Мы у школы столкнулись.
    Я в любимых глазах
    Видел искру и страх.

    Тут же встреч с ней искал,
    Я следил, поджидал.
    Убегала, смеялась.
    Штурмом брать оставалось.

    Поженились. Родили.
    Про меня говорили,
    Мол, поэт и герой
    Каждодневный, мирской.




  •  

Неистовой зимою
в глубине
деревьев жилистых высоких
как бы спрятан
коттедж, построенный из дерева на камне.

Здесь слышится в морозной тишине
то голос, (чаще крик) зверья лесного.
а вечер,
ночь,
предутро,
утро,
день
сменяются
так медленно и плавно,
как будто Хронос
был
всегда
слугой,
а богом - обязательный хозяин.

Тепло и свет не гаснущий камин
как сердце дома бережно хранит,
растопленный с любовью спозаранку
литературой массовой, конечно.

Обои на стене заслонены
стеною книг от Данте до шпаны,
родившейся чуть раньше нас и после,
уверенно переходящей в клас-
сиков бессмертные полки.

Гостей всегда пугали канделябры,
ветвящиеся как рога абсурда
от потолка по стенам и до пола,
который был ковром застелен мягким.

Стоит кофейный столик одиноко;
на нём, помимо кофе, есть табак
и трубка грушевая с золотым кольцом.
Поодаль чёрные теснятся кресла.
Над ними лица строгие с картин
взирают с завистью на всё живое
и переглядываются, когда один
хозяин пьёт средь ночи здесь,
или бумажной
работой занят до самой зари.

Хозяйка же и внешностью и нравом
была казачкой и она любила
готовить в кухне утром или вечером,
а днем она отсутствовала по
делам общественным, семейным или
растратой денег занималась яро
во всяких бутиках или салонах,
автомобилем управляла ловко,
любила белые цветы колючие.

Ещё в пределах дома обитало
два-три ребёнка и они, конечно,
воспитаны, мудры, красивы были.
В них была
к саморазвитию наклонность.
и просто склонность к мелким авантюрам
вреда не наносящим никому.

Здесь то гремела, то скулила
музыка,
то пересматривались фильмы старые,
разучивались танцы новые,
то вспоминалось прошлое,
но чаще будущее рисовалось.

Вся жизнь почти что здесь и проходила,
но дорога
раскатывалась к школе и к работе,
к больнице – реже, чаще – к бару-пабу,
к родителям, конечно, и к друзьям.

Хозяйка в доме смотрит за порядком,
Хозяин – за пределами его.
Она пылинки все сотрёт прилежно,
Он лупит гопников в ночи кочующих,
с бутылкой виски бродит по владеньям,
когда забудет трубку, - «Приму» курит.

Идиллия, комфорт и красота.
Ну что ещё мне можно рассказать?! -
Что здесь живут умеющие выживать
и в жизнь влюблённые в одну
как таковую?!




  •  

Обыкновенная история

Очнулся вяло в скомканной постели.
Еще вполне хмельной нутром почуял:
вот-вот в окно восточное ворвутся,
нет, не домушники, не стаи приведений,
а вестники обыденного чуда –
рассветные лучи большого солнца.

Рассеянно смотрю и умиляюсь,
приподнимаюсь. Вскакиваю. Сразу
раскатываю ямб всей пятернею.
Шаманю в кухне завтрак. Похмеляюсь
позавчерашней колою без газа.
Собрать пытаюсь пазлы фактов…строю
предположения о связи и возник-
новении событий и предметов
в диапазоне «вечер тире утро».

Ты спишь, еще не зная о простых
но, может быть, вещах крайне заветных.
Они сюда перетекают будто
из сна желанного и коему тожде-
ственны и, значит, - хороши.

Всё это как-то странно… я проснулся,
наверно, по мучительной нужде…
Но по какой? Возможно, просто жить
чтобы еще когда-нибудь увидеть солнце!

  •  



* * *
Наша жизнь - это музыка вечная:
Есть живое - и нет тишины;
Есть душонки, есть души увечные
Песни чьи и сложны и красивы
И невинны. Но в них войны
Много внутренней отразилось.
Я попал сам к себе в немилость,
Когда начал писать стихи.
Начиналось…велось…из детства,
Исходило из центра сердца
Оно - орган большой. Орган,
Издающий чудесные звуки.
Обречённый на странные штуки,
(Типа вечные адские муки).
Я играю на русских словах.

Нежный социум - мой учебник;
Школьный двор и задворки улиц,
Агрессивный нетрезвый бар.
Я не спрашиваю: зачем я? -
В веренице уродов, умниц
Выдыхаю и дым и пар.

Кроме мусора, в жизни есть
Сон любимой, её пробужденье,
Солнце, честность и чьё-то рожденье
И свиданья на улицах-склонах
И опять же – душа, стихи.
(«Пара «Примм»,
что заваркою залил» -
Незначительные грехи).

Есть мистический ореол…
И мифический ареал…
Ненавидь лишь себя не пишущего,
Да фильтруй поэтич. базар.

  •  



Письмо к любимой

Любимая! Я очень скоро брошу
Писать стихи, поскольку в нашей сов-
ременности не может быть хороших
Поэтов и возвышенных стихов.
Всё только подражанье подражанью,
Или совсем бездумное сложенье
Усталых слов вплоть до изнеможенья
В угоду безнадежному желанью
Колумбом новым стать. Я лучше сам
Себя себе, тебе и самым близким
Разведаю. Откроюсь до конца.
Я лучше в жизни буду акмеистом,
А ты читай как минимум двадца-
тый век, вникай и наслаждайся.
Всё это говорю я не сердцах,
А лишь от сердца. Я уже заждался
Тебя и запредельной красоты
Твоих простых и непрерывных фраз.
Остыл я к нынешней словесности сейчас!
Не дай мне к жизни в будущем остыть!



Одним из непременных атрибутов поэтического произведения является образность или образная речь. К сожалению, у многих начинающих поэтов образности мы в стихах не найдем. Практика показывает, что многие просто не знают, что есть такой атрибут поэзии. А те, кто знают, часто не могут найти яркий образ.


Образность - один из основных признаков художественного произведения. Ей присущи живость, красочность изображения.

Толковый словарь Ушакова.






















Заключение

Начало формы

С изменением общества и социальными преобразованиями русский язык становится значительно богаче. Что касается современного языка, то и здесь не всё так просто. В современном мире тесно связываются и политика, и экономика, и культура. В этом смысле язык начинает выполнять важнейшую свою функцию: он становится средством международного общения, начинает играть важную роль в процессе человеческой истории.

В 2011-ом году президент России подписал Указ о ежегодном праздновании Дня русского языка. Цель этого документа состоит в том, чтобы сохранять и поддерживать развитие русского языка как общенационального достояния народов РФ, средства международного общения и считать его неотъемлемой частью культурного духовного наследия мировой цивилизации. День русского языка был установлен 6 июня. Это день рождения Александра Пушкина, великого писателя, поэта, драматурга России и создателя современного литературного русского языка.

В этот праздничный день часто проводятся различные культурные мероприятия: конкурсы, выставки, лекции, демонстрации кинофильмов и концерты и т.д. По мере того, как Россия быстро развивается в политике и экономике за последние годы, русский язык пользуется большой популярностью в мире. И поэтому сейчас День русского языка празднуют не только в России, но и за рубежом, например, в Британии, в Беларуси, в Казахстане, в Китае и т.д. День русского языка уже стал символом сохранения языка и его распространения.

Тем более, при поддержке правительства, межкультурные диалоги часто проходят во всём мире и всё чаще на русском языке. По данным ИТАР-ТАСС, в 54-х государствах (в Молдове, в Канаде, в Казахстане, в Беларуси и т.д.) ведётся сейчас школьное обучение на русском языке. Русский язык уже давно изучается в разных странах мира, по-русски ведутся профессиональные диалоги.

Сейчас меня очень интересует русская литература, особенно русская классика, которая приносит мне и пользу, и радость в жизни. Ещё в школе мне были известны Александр Пушкин «Если жизнь тебя обманет», Лев Толстой «Война и мир», Максим Горький «Буревестник», Владимир Ильич Ленин, Антон Чехов «Хамелеон». На самом деле, в любой стране литература является самым хорошим носителем культуры и традиции. В Китае это тоже так. Литература – самая совершенная форма языка, в которой соединены разные языковые явления. Классическая литература признана во всем мире. Россия, как страна высокой культуры, внесла большой вклад в наследие мировой литературы.

В Китае было время, когда люди старшего поколения (наши дедушки и бабушки) глубоко любили СССР, любили советскую классику. Даже в старости они могут рассказывать нам о Павле Корчагине, о герое «Как закалялась сталь», о героях и событиях «Войны и мира» и т.д. Скорее всего, сила русского слова воодушевляла несколько поколений в Китае. И свою любовь к России во многих китайских семьях передают из поколения в поколение.

В июне 2012 года Владимир Путин, говоря о новой федеральной целевой программе «Русский язык» отметил внимание к ней со стороны правительства и как результат – её высокое финансирование: Правительство РФ выделило на её осуществление 2,5 миллиарда рублей. Президент РФ подчеркнул, что «Нужно использовать организационные и информационные ресурсы фонда «Русский мир», Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества стран СНГ, продвигать эту тему в рамках двухсторонних межгосконтактов».

Вместе с тем экс-президент РФ Дмитрий Медведев поручил «Русскому миру» наладить прежде всего контакты со странами БРИКС (группа из пяти развивающихся стран – Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР). Сейчас в мире уже открыты многие Русские центры и Кабинеты Русского мира. В прошлом году в нашем университете тоже открыли Русский центр. Безусловно, это большая честь для нас и огромная польза в изучении языка.









































Приложение 1





Д. П. Вазовиков, смоленский поэт





9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!