Методическая цепочка «Учусь – учу»
I. Учу (уяснение)
Вопросник | Тема: Правописание безударной гласной в личных окончаниях глаголов | № темы по табло учета | № задания |
Что такое спряжение глаголов? Корректирую ответ. Если не дает ответ, даю определение и фиксирую в тетрадь.
Сколько спряжений имеет глагол? Черчу схему.
Как определить спряжение глагола? Записываю в тетрадь.
Какие глаголы относятся к 1 спряжению, какие – ко 2 спряжению? Глаголы-исключения? Записываю таблицу.
Спряжение глаголов
(изменение по лицам и числам)
Ставлю в форму инфинитива (что делать? что сделать?)
1 спр. 2 спр.
Все остальные глаголы на –оть, -ать, -еть, -ять, –ыть, -уть, -чь, ть и др. Исключения: брить, стелить, зиждиться. | Все глаголы на -ить Глаголы-исключения (11): Гнать, держать, смотреть и видеть, Дышать, слышать, ненавидеть, И обидеть, и терпеть, И зависеть, и вертеть. Вы запомните, друзья, Их на Е спрягать нельзя. |
Зачем надо знать спряжение глаголов?
Какие личные окончания имеют глаголы 1 спряжения, а какие - глаголы 2-го спряжения? Спрягаю глаголы, записываю фразу, подчеркиваю гласные: Целую, милая.
Личные окончания глагола
У глаголов 1 спряжения пиши |
Ед.ч. | 1 л. – у (–ю) 2 л. - ешь 3 л. - ет | Мн.ч. | 1 л. - ем 2 л. – ете 3 л. – ут, -ют |
У глаголов 2 спряжения пиши |
Ед.ч. | 1 л. – у (–ю) 2 л. - ишь 3 л. - ит | Мн.ч. | 1 л. - им 2 л. – ите 3 л. – ат, -ят |
Определить написание гласных в личных окончаниях глаголов поможет фраза: Целую (1 спр.), милая (2 спр.).
Обращаю внимание ученика на глаголы I спряжения, которые заканчиваются на –ЯТЬ, которые иногда ошибочно принимают за глаголы второго спряжения.
Записываю их в тетрадь ученика и предлагаю их запомнить:
Сеять, лелеять, каяться, лаять, веять, реять, чаять, таять.
Какие шаги необходимо сделать, чтобы определить спряжение глаголов? Даю алгоритм действий на карточке учащемуся.
Ставлю глагол в форму инфинитива, сохраняя вид.
Смотрю, на что оканчивается и является ли исключением. Определяю спряжение.
Вставляю пропущенную букву.
Задание. Определяем спряжение глаголов и вставляем пропущенные буквы в следующих глаголах: (кот) мурлыч…т , (травы) колыш…тся, , выгляд…шь, (родители) тревож…тся. Проговариваю алгоритм действий. Запись в тетради ученика выглядит так: мурлычет (от мурлыкать, на –ать, не исключение, значит пишу гласную Е)
Проговори алгоритм действий ….
II. Отработка с опорой в паре
Работа в паре | Тема: Правописание безударной гласной в личных окончаниях глаголов | № темы по табло учета | № задания |
Выполни задание, комментируя в паре и ориентируясь на образец, который получил при обучении.
Задание.
Определи спряжение глаголов и вставь пропущенные буквы:
закле…шь, постел…шь, умо…шься, гон…шь.
III. Отработка без опоры в паре
Работа в паре | Тема: Правописание безударной гласной в личных окончаниях глаголов | № темы по табло учета | № задания |
Выполни задание в парах, комментируя без опоры на образец.
Задание.
Определи спряжение глаголов и вставь пропущенные буквы, комментируя без опоры на образец:
Блещ…шь, помо…шь (посуду), выполн…шь, маж…шь.
IV. Отработка без опоры с проговариванием себе вслух.
Работаю один | Тема: Правописание безударной гласной в личных окончаниях глаголов | № темы по табло учета | № задания |
Выполни задание самостоятельно, проговаривая себе вслух алгоритм действий.
Задание.
Определи спряжение глаголов и вставь пропущенные буквы, проговаривая себе вслух алгоритм действий:
(флаги) ре…т, накол…м (дрова), излеч…шься, обид…шься.
V-VI. Отработка без опоры с проговариванием про себя.
Работаю один | Тема: Правописание безударной гласной в личных окончаниях глаголов | № темы по табло учета | № задания |
Выполни задание самостоятельно, проговаривая про себя алгоритм действий.
Задание.
Определи спряжение глаголов и вставь пропущенные буквы, проговаривая про себя алгоритм действий:
(ветер) колыш…т (деревья), уступ…шь, (они) расстро…тся, (они) мел…т (зерно).
******
Подготовка к обучению другого
******
Фрагмент ТМК