СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русский народный костюм

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Русский народный костюм»

Русский народный костюм. Ученика 4 «в» класса Захарова Олега

Русский народный костюм.

Ученика 4 «в» класса

Захарова Олега

Одежда на Руси.  Одежда на Руси была свободной, длинной и необычайно красивой. Самой нарядной считалась одежда из красной ткани.

Одежда на Руси.

Одежда на Руси была свободной, длинной и необычайно красивой. Самой нарядной считалась одежда из красной ткани.

Русская народная одежда различалась:   По назначению  Будничная Праздничная Свадебная Траурная  венчальн

Русская народная одежда различалась:

  • По назначению

Будничная Праздничная Свадебная Траурная

венчальн

Праздничная и будничная одежда. Праздничная и будничная одежда имела сложное декоративное оформление, где важную роль играла вышивка и кружевная отделка. Поэтому по обычаю девочку с малых лет начинали обучать этим непростым, но увлекательным видам творчества.

Праздничная и будничная одежда.

Праздничная и будничная одежда имела сложное декоративное оформление, где важную роль играла вышивка и кружевная отделка. Поэтому по обычаю девочку с малых лет начинали обучать этим непростым, но увлекательным видам творчества.

По возрасту . Детская  одежда Молодежная одежда Одежда старых  крестьян Как правило, при этом менялся не покрой и вид одежды, а её цветность, количество декора (вышитых и вытканных узоров). Самой нарядной во все времена на Руси считалась одежда из красной ткани. Понятия «красный» и «красивый» были в народном представлении однозначны.
  • По возрасту .

Детская одежда Молодежная одежда Одежда старых

крестьян

Как правило, при этом менялся не покрой и вид одежды, а её цветность, количество декора (вышитых и вытканных узоров). Самой нарядной во все времена на Руси считалась одежда из красной ткани. Понятия «красный» и «красивый» были в народном представлении однозначны.

Наибольшей яркостью всегда отличалась женская праздничная одежда молодых женщин.

Наибольшей яркостью всегда отличалась женская праздничная одежда молодых женщин.

Праздничная одежда, север России

Праздничная одежда, север России

Женская праздничная одежда Рязанской и Воронежской губерний

Женская праздничная одежда Рязанской и Воронежской губерний

Женская праздничная одежда, Тамбовской и Курской губернии

Женская праздничная одежда, Тамбовской и Курской губернии

Украшения костюма  Украшения передавались из поколения в поколение. Каждый элемент орнамента имел свое значение и смысл: Слава божеству! Праздник. Просьба плодородия. Благодарность богу за содеянное.

Украшения костюма

Украшения передавались из поколения в поколение. Каждый элемент орнамента имел свое значение и смысл:

  • Слава божеству! Праздник.
  • Просьба плодородия.
  • Благодарность богу за содеянное.
Вышивка  Вышивка – один из распространенных видов народного творчества. Искусство создания на тканях узоров с помощью иглы и нитей, известно с давних времен.

Вышивка

Вышивка – один из распространенных видов народного творчества. Искусство создания на тканях узоров с помощью иглы и нитей, известно с давних времен.

Вышивка  Вышивка не только делала костюм красивее и богаче, но и должна была приносить человеку счастье, оберегать его ото всякого зла и беды, сближать с окружающей природой.

Вышивка

Вышивка не только делала костюм красивее и богаче, но и должна была приносить человеку счастье, оберегать его ото всякого зла и беды, сближать с окружающей природой.

Символика цвета и орнаментов в одежде Цвет в русском народном костюме всегда был символичным: красный цвет жизнь, огонь, кровь; желтый – огонь; синий, черный – тьма, горе; белый – свет, праздник; охра – земля; голубой, серый – надежда. В узорах зашифрованы магические знаки – обереги, вышитые красными и черными нитями по подолу, вороту, на рукавах и груди.

Символика цвета и орнаментов в одежде

Цвет в русском народном костюме всегда был символичным: красный цвет жизнь, огонь, кровь; желтый – огонь; синий, черный – тьма, горе; белый – свет, праздник; охра – земля; голубой, серый – надежда.

В узорах зашифрованы магические знаки – обереги, вышитые красными и черными нитями по подолу, вороту, на рукавах и груди.

Большую тайну хранят в себе древние славянские орнаменты.

Большую тайну хранят в себе древние славянские орнаменты.

Женский костюм  Основными частями женского народного костюма были рубаха, передник или занавеска, сарафан, понева, нагрудник и шушпан.

Женский костюм

Основными частями женского народного костюма были рубаха, передник или занавеска, сарафан, понева, нагрудник и шушпан.

Женский костюм  Рубахи и сарафаны украшались вышивкой. Женские головные уборы: кокошники, кики, сороки, повойники были самой невиданной формы. Очень любили на Руси душегрейки, которые надевали поверх сарафана и шили из дорогих тканей.

Женский костюм

Рубахи и сарафаны украшались вышивкой. Женские головные уборы: кокошники, кики, сороки, повойники были самой невиданной формы. Очень любили на Руси душегрейки, которые надевали поверх сарафана и шили из дорогих тканей.

Рубаха  Рубаха – основа женского народного костюма, шилась из белого льняного или конопляного полотна. Украшалась вышивкой, оберегавшей женщину от «сглаза». Считалось, чем богаче украшена рубаха, тем счастливее и удачливее ее владелица.

Рубаха

Рубаха – основа женского народного костюма, шилась из белого льняного или конопляного полотна. Украшалась вышивкой, оберегавшей женщину от «сглаза». Считалось, чем богаче украшена рубаха, тем счастливее и удачливее ее владелица.

Сарафан  Сарафан одевали поверх рубахи, украшали спереди узорной полосой, тесьмой, серебряным кружевом, узорными пуговицами.

Сарафан

Сарафан одевали поверх рубахи, украшали спереди узорной полосой, тесьмой,

серебряным кружевом, узорными пуговицами.

Епанечка  Епанечка - короткая клешеная кофточка без рукавов, шилась из парчовой ткани.  Душегрейка. Она напоминала маленький сарафанчик и надевалась поверх сарафана, шили ее из дорогих тканей.

Епанечка

Епанечка - короткая клешеная кофточка без рукавов, шилась из парчовой ткани.

Душегрейка.

Она напоминала маленький сарафанчик и надевалась поверх сарафана, шили ее из дорогих тканей.

 Понёва    Понева - древняя одежда. Юбка, состоящая из трех полотнищ шерстяной или полушерстяной ткани, стянутых на талии плетеным узким пояском - гашником; ее носили только замужние женщины.

Понёва

Понева - древняя одежда. Юбка, состоящая из трех полотнищ шерстяной или полушерстяной ткани, стянутых на талии плетеным узким пояском - гашником; ее носили только замужние женщины.

Передник  Самой декоративной, богато украшенной частью женского русского костюма был передник, или занавеска, закрывающий женскую фигуру спереди.  Обычно его делали из холста и орнаментировали вышивкой, тканым узором. Цветными отделочными вставками, шелковыми узорными лентами.

Передник

Самой декоративной, богато украшенной частью женского русского костюма был передник, или занавеска, закрывающий женскую фигуру спереди.

Обычно его делали из холста и орнаментировали вышивкой, тканым узором. Цветными отделочными вставками, шелковыми узорными лентами.

Летник Верхней накладной одеждой, которую  носили в основном состоятельные русские женщины, был летник. Он имел прямой покрой, расширенный внизу за счет боковых клиньев до 4м. Особенность летника – широкие колоколообрзные рукава, сшитые от проймы до локтя. Ниже они свободно свисали до пола остроугольными полотнищами ткани, которые украшали вошвами- треугольными кусками атласа или бархата, расшитыми золотом, жемчугом, металлическими бляхами, шелком. Такие же вошвы пришивали к вороту и спускали на грудь. Летник украшали также бобровым ожерельем-воротником, подкрашенным обычно в черный цвет, чтобы подчеркнуть белизну и румянец лица.

Летник

Верхней накладной одеждой, которую

носили в основном состоятельные

русские женщины, был летник.

Он имел прямой покрой, расширенный

внизу за счет боковых клиньев до 4м.

Особенность летника – широкие колоколообрзные рукава, сшитые от проймы до локтя. Ниже они свободно свисали до пола остроугольными полотнищами ткани, которые украшали вошвами- треугольными кусками атласа или бархата, расшитыми золотом, жемчугом, металлическими бляхами, шелком. Такие же вошвы пришивали к вороту и спускали на грудь. Летник украшали также бобровым ожерельем-воротником, подкрашенным обычно в черный цвет, чтобы подчеркнуть белизну и румянец лица.

Шубка Разновидностью летника была накладная шубка, которая отличалась от него покроем рукава. Рукава шубки были длинные и узкие. По линии проймы делался прорез для продевания рук.

Шубка

Разновидностью летника была накладная шубка, которая отличалась от него покроем рукава. Рукава шубки были длинные и узкие. По линии проймы делался прорез для продевания рук.

Телогрея Телогрея по силуэту, форме деталей, тканям напоминала шубку, являлась распашкой одеждой с пуговицами или завязками .

Телогрея

Телогрея по силуэту, форме деталей, тканям напоминала шубку, являлась распашкой одеждой с пуговицами или завязками .

Головной убор Головной убор, в народных представлениях был связан с небом, его украшали символами солнца, звезд, дерева,  птиц. Нити жемчуга и височные украшения символизировали дождевые струи. Поверх кокошника набрасывали фату из тонкой узорчатой ткани.

Головной убор

Головной убор, в народных представлениях был связан с небом, его украшали символами солнца, звезд, дерева,

птиц. Нити жемчуга и височные украшения символизировали дождевые струи. Поверх кокошника набрасывали фату из тонкой узорчатой ткани.

Женские головные уборы

Женские головные уборы

1. 2. 1.

1.

2.

1. "Сорока" с рогатой "кичкой"-Тамбовская губ., 2 пол.19в. 2. "Сорока с мохрами"-Орловская губ., 2 пол.19в.

1. Кокошник -Московская губ., 2 пол.18в. 2.

1. Кокошник -Московская губ., 2 пол.18в. 2. "Сборник"-Вологодская губ., 2 пол.19в. 3. "Повязка"-Нижегородская губ., нач.19в. 4. "Повязка"-центр России, 18в.

Женские украшения Девичьи накосники Гайтан

Женские украшения

Девичьи накосники

Гайтан

Свадебный костюм Свадебный наряд шили задолго до торжества, так как он требовал много времени и труда. Все элементы костюма тщательно украшались, оберегали от злых сил и напастей символами и орнаментами, утверждающими счастье, долголетие, здоровое потомство.

Свадебный костюм

Свадебный наряд шили задолго до торжества, так как он требовал много времени и труда. Все элементы костюма тщательно украшались, оберегали от злых сил и напастей символами и орнаментами,

утверждающими счастье, долголетие, здоровое потомство.

Свадебные головные уборы

Свадебные головные уборы

Мужской костюм  Костюм крестьянина на Руси состоял из портов и рубахи из домотканого холста. Рубахи носили навыпуск и подпоясывали узким поясом или цветным шнуром.  Порты шились неширокие, суженные к низу, до щиколотки, завязывались на талии шнурком – гашником.

Мужской костюм

Костюм крестьянина на Руси состоял из портов и рубахи из домотканого холста. Рубахи носили навыпуск и подпоясывали узким поясом или цветным шнуром.

Порты шились неширокие, суженные к низу, до щиколотки,

завязывались на талии шнурком – гашником.

Рубаха Так как ткань была узкая (до 60 см.), рубаху выкраивали из отдельных деталей, которые затем сшивали. Швы украшали декоративным красным кантом. Рубахи носили навыпуск и подпоясывали узким поясом или цветным шнуром. Цвет основной ткани, был, как правило, яркий.

Рубаха

Так как ткань была узкая (до 60 см.), рубаху выкраивали из отдельных деталей, которые затем сшивали. Швы украшали декоративным красным кантом. Рубахи носили навыпуск и подпоясывали узким поясом или цветным шнуром. Цвет основной ткани, был, как правило, яркий.

Праздничная мужская одежда, Пензенской и Вологодской губерний

Праздничная мужская одежда, Пензенской и Вологодской губерний

Рубаха украшалась вышивкой

Рубаха украшалась вышивкой

Порты Порты шились неширокие, суженные книзу, до щиколотки, завязывались на талии шнурком – гашником.  Поверх них состоятельные люди носили еще верхние шелковые или суконные штаны, иногда на подкладке. К низу их заправляли либо в онучи – куски ткани, которыми обертывали ноги, завязывая их специальными завязками – оборрами, а затем надевали лапти, либо в сапоги из цветной кожи.

Порты

Порты шились неширокие,

суженные книзу, до

щиколотки, завязывались на

талии шнурком – гашником.

Поверх них состоятельные

люди носили еще верхние

шелковые или суконные

штаны, иногда на подкладке.

К низу их заправляли либо в

онучи – куски ткани, которыми

обертывали ноги, завязывая их

специальными завязками –

оборрами, а затем надевали

лапти, либо в сапоги из

цветной кожи.

Верхняя мужская одежда.  Верхней одеждой служили зипун или кафтан из домотканого сукна, зимой – овчинные нагольные шубы. Кафтан, надевали поверх зипуна. Для его отделки использовались петлицы на груди и по боковым разрезам, металлические, деревянные, плетеные из шнура и сделанные из искусственного жемчуга пуговицы.

Верхняя мужская одежда.

Верхней одеждой служили зипун или кафтан из домотканого сукна, зимой – овчинные нагольные шубы.

Кафтан, надевали поверх зипуна. Для его отделки использовались петлицы на груди и по боковым разрезам, металлические, деревянные, плетеные из шнура и сделанные из искусственного жемчуга пуговицы.

Самой дорогой и модной вещью в костюме была пуговица . На Руси изготовили самые крупные пуговицы размером с куриное яйцо. Пуговицы делали из золота, серебра, жемчуга, хрусталя, металлические и плетеные из канители. каждая пуговица имела свое название. Подчас пуговицы стоили дороже самого платья. Пуговица

Самой дорогой и модной вещью в костюме была пуговица . На Руси изготовили самые крупные пуговицы размером с куриное яйцо. Пуговицы делали из золота, серебра, жемчуга, хрусталя, металлические и плетеные из канители. каждая пуговица имела свое название. Подчас пуговицы стоили дороже самого платья.

Пуговица

Зипун  Зипун – распашная одежда полуприлегающего, расширенного книзу силуэта с застежкой встык. Длина его была от середины коленей и выше. Рукав узкий, до запястья. Пройма была прямой, рукав не имел оката.

Зипун

Зипун – распашная одежда полуприлегающего, расширенного книзу силуэта с застежкой встык. Длина его была от середины коленей и выше. Рукав узкий, до запястья. Пройма была прямой, рукав не имел оката.

Кафтан Кафтан , надевавшийся поверх зипуна, различался не только отделкой, но и конструктивным решением. Некоторые кафтаны (обычный, домашний, выходной) были прямого, расширенного книзу силуэта и не отрезные по линии талии. Другие имели прилегающий силуэт с обрезной линией талии и широкой сборчатой нижней частью. Длина кафтана варьировала от коленей до щиколоток. Для их отделки использовались петлицы на груди и по боковым разрезам, металлические, деревянные, плетенные и шнура и сделанные из искусственного жемчуга пуговицы.

Кафтан

Кафтан , надевавшийся поверх зипуна, различался не только отделкой, но и конструктивным решением. Некоторые кафтаны (обычный, домашний, выходной) были прямого, расширенного книзу силуэта и не отрезные по линии талии. Другие имели прилегающий силуэт с обрезной линией талии и широкой сборчатой нижней частью. Длина кафтана варьировала от коленей до щиколоток. Для их отделки использовались петлицы на груди и по боковым разрезам, металлические, деревянные, плетенные и шнура и сделанные из искусственного жемчуга пуговицы.

Обувь Женской обувью служили кованые полусапожки , которые, были отороченные вверху красные сукном или сафьяном, а также лапти с онучами и оборами.

Обувь

Женской обувью служили кованые полусапожки , которые, были отороченные вверху красные сукном или сафьяном, а также лапти с онучами и оборами.

Русский народный костюм в произведениях известных художников И.А. Аргунов. Портрет неизвестной крестьянки в кокошнике. И.А. Аргунов. Портрет неизвестной крестьянки в кокошнике.

Русский народный костюм в произведениях известных художников

И.А. Аргунов. Портрет неизвестной крестьянки в кокошнике.

И.А. Аргунов. Портрет неизвестной крестьянки в кокошнике.

Русский народный костюм в произведениях известных художников В.Е. Маковский. Крестьянка А.Г.Венецианов. На пашне.

Русский народный костюм в произведениях известных художников

В.Е. Маковский. Крестьянка

А.Г.Венецианов. На пашне.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!