Русский народный костюм.
Ученика 4 «в» класса
Захарова Олега
Одежда на Руси.
Одежда на Руси была свободной, длинной и необычайно красивой. Самой нарядной считалась одежда из красной ткани.
Русская народная одежда различалась:
Будничная Праздничная Свадебная Траурная
венчальн
Праздничная и будничная одежда.
Праздничная и будничная одежда имела сложное декоративное оформление, где важную роль играла вышивка и кружевная отделка. Поэтому по обычаю девочку с малых лет начинали обучать этим непростым, но увлекательным видам творчества.
Детская одежда Молодежная одежда Одежда старых
крестьян
Как правило, при этом менялся не покрой и вид одежды, а её цветность, количество декора (вышитых и вытканных узоров). Самой нарядной во все времена на Руси считалась одежда из красной ткани. Понятия «красный» и «красивый» были в народном представлении однозначны.
Наибольшей яркостью всегда отличалась женская праздничная одежда молодых женщин.
Праздничная одежда, север России
Женская праздничная одежда Рязанской и Воронежской губерний
Женская праздничная одежда, Тамбовской и Курской губернии
Украшения костюма
Украшения передавались из поколения в поколение. Каждый элемент орнамента имел свое значение и смысл:
- Слава божеству! Праздник.
- Просьба плодородия.
- Благодарность богу за содеянное.
Вышивка
Вышивка – один из распространенных видов народного творчества. Искусство создания на тканях узоров с помощью иглы и нитей, известно с давних времен.
Вышивка
Вышивка не только делала костюм красивее и богаче, но и должна была приносить человеку счастье, оберегать его ото всякого зла и беды, сближать с окружающей природой.
Символика цвета и орнаментов в одежде
Цвет в русском народном костюме всегда был символичным: красный цвет жизнь, огонь, кровь; желтый – огонь; синий, черный – тьма, горе; белый – свет, праздник; охра – земля; голубой, серый – надежда.
В узорах зашифрованы магические знаки – обереги, вышитые красными и черными нитями по подолу, вороту, на рукавах и груди.
Большую тайну хранят в себе древние славянские орнаменты.
Женский костюм
Основными частями женского народного костюма были рубаха, передник или занавеска, сарафан, понева, нагрудник и шушпан.
Женский костюм
Рубахи и сарафаны украшались вышивкой. Женские головные уборы: кокошники, кики, сороки, повойники были самой невиданной формы. Очень любили на Руси душегрейки, которые надевали поверх сарафана и шили из дорогих тканей.
Рубаха
Рубаха – основа женского народного костюма, шилась из белого льняного или конопляного полотна. Украшалась вышивкой, оберегавшей женщину от «сглаза». Считалось, чем богаче украшена рубаха, тем счастливее и удачливее ее владелица.
Сарафан
Сарафан одевали поверх рубахи, украшали спереди узорной полосой, тесьмой,
серебряным кружевом, узорными пуговицами.
Епанечка
Епанечка - короткая клешеная кофточка без рукавов, шилась из парчовой ткани.
Душегрейка.
Она напоминала маленький сарафанчик и надевалась поверх сарафана, шили ее из дорогих тканей.
Понёва
Понева - древняя одежда. Юбка, состоящая из трех полотнищ шерстяной или полушерстяной ткани, стянутых на талии плетеным узким пояском - гашником; ее носили только замужние женщины.
Передник
Самой декоративной, богато украшенной частью женского русского костюма был передник, или занавеска, закрывающий женскую фигуру спереди.
Обычно его делали из холста и орнаментировали вышивкой, тканым узором. Цветными отделочными вставками, шелковыми узорными лентами.
Летник
Верхней накладной одеждой, которую
носили в основном состоятельные
русские женщины, был летник.
Он имел прямой покрой, расширенный
внизу за счет боковых клиньев до 4м.
Особенность летника – широкие колоколообрзные рукава, сшитые от проймы до локтя. Ниже они свободно свисали до пола остроугольными полотнищами ткани, которые украшали вошвами- треугольными кусками атласа или бархата, расшитыми золотом, жемчугом, металлическими бляхами, шелком. Такие же вошвы пришивали к вороту и спускали на грудь. Летник украшали также бобровым ожерельем-воротником, подкрашенным обычно в черный цвет, чтобы подчеркнуть белизну и румянец лица.
Шубка
Разновидностью летника была накладная шубка, которая отличалась от него покроем рукава. Рукава шубки были длинные и узкие. По линии проймы делался прорез для продевания рук.
Телогрея
Телогрея по силуэту, форме деталей, тканям напоминала шубку, являлась распашкой одеждой с пуговицами или завязками .
Головной убор
Головной убор, в народных представлениях был связан с небом, его украшали символами солнца, звезд, дерева,
птиц. Нити жемчуга и височные украшения символизировали дождевые струи. Поверх кокошника набрасывали фату из тонкой узорчатой ткани.
Женские головные уборы
1.
2.
1. "Сорока" с рогатой "кичкой"-Тамбовская губ., 2 пол.19в. 2. "Сорока с мохрами"-Орловская губ., 2 пол.19в.
1. Кокошник -Московская губ., 2 пол.18в. 2. "Сборник"-Вологодская губ., 2 пол.19в. 3. "Повязка"-Нижегородская губ., нач.19в. 4. "Повязка"-центр России, 18в.
Женские украшения
Девичьи накосники
Гайтан
Свадебный костюм
Свадебный наряд шили задолго до торжества, так как он требовал много времени и труда. Все элементы костюма тщательно украшались, оберегали от злых сил и напастей символами и орнаментами,
утверждающими счастье, долголетие, здоровое потомство.
Свадебные головные уборы
Мужской костюм
Костюм крестьянина на Руси состоял из портов и рубахи из домотканого холста. Рубахи носили навыпуск и подпоясывали узким поясом или цветным шнуром.
Порты шились неширокие, суженные к низу, до щиколотки,
завязывались на талии шнурком – гашником.
Рубаха
Так как ткань была узкая (до 60 см.), рубаху выкраивали из отдельных деталей, которые затем сшивали. Швы украшали декоративным красным кантом. Рубахи носили навыпуск и подпоясывали узким поясом или цветным шнуром. Цвет основной ткани, был, как правило, яркий.
Праздничная мужская одежда, Пензенской и Вологодской губерний
Рубаха украшалась вышивкой
Порты
Порты шились неширокие,
суженные книзу, до
щиколотки, завязывались на
талии шнурком – гашником.
Поверх них состоятельные
люди носили еще верхние
шелковые или суконные
штаны, иногда на подкладке.
К низу их заправляли либо в
онучи – куски ткани, которыми
обертывали ноги, завязывая их
специальными завязками –
оборрами, а затем надевали
лапти, либо в сапоги из
цветной кожи.
Верхняя мужская одежда.
Верхней одеждой служили зипун или кафтан из домотканого сукна, зимой – овчинные нагольные шубы.
Кафтан, надевали поверх зипуна. Для его отделки использовались петлицы на груди и по боковым разрезам, металлические, деревянные, плетеные из шнура и сделанные из искусственного жемчуга пуговицы.
Самой дорогой и модной вещью в костюме была пуговица . На Руси изготовили самые крупные пуговицы размером с куриное яйцо. Пуговицы делали из золота, серебра, жемчуга, хрусталя, металлические и плетеные из канители. каждая пуговица имела свое название. Подчас пуговицы стоили дороже самого платья.
Пуговица
Зипун
Зипун – распашная одежда полуприлегающего, расширенного книзу силуэта с застежкой встык. Длина его была от середины коленей и выше. Рукав узкий, до запястья. Пройма была прямой, рукав не имел оката.
Кафтан
Кафтан , надевавшийся поверх зипуна, различался не только отделкой, но и конструктивным решением. Некоторые кафтаны (обычный, домашний, выходной) были прямого, расширенного книзу силуэта и не отрезные по линии талии. Другие имели прилегающий силуэт с обрезной линией талии и широкой сборчатой нижней частью. Длина кафтана варьировала от коленей до щиколоток. Для их отделки использовались петлицы на груди и по боковым разрезам, металлические, деревянные, плетенные и шнура и сделанные из искусственного жемчуга пуговицы.
Обувь
Женской обувью служили кованые полусапожки , которые, были отороченные вверху красные сукном или сафьяном, а также лапти с онучами и оборами.
Русский народный костюм в произведениях известных художников
И.А. Аргунов. Портрет неизвестной крестьянки в кокошнике.
И.А. Аргунов. Портрет неизвестной крестьянки в кокошнике.
Русский народный костюм в произведениях известных художников
В.Е. Маковский. Крестьянка
А.Г.Венецианов. На пашне.
Спасибо за внимание!