Предмет: русский язык
Класс: 3
Тема: Основа слова.
Цель: создание благоприятных условий для формирования понятия основа слова.
Задачи:
Образовательная: познакомить с понятием «основа слова»; способствовать открытию способа нахождения основы.
Развивающая: развивать умение подбирать слова к схемам, развивать у детей умение разбирать слово по составу;
Воспитательная: воспитывать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу по русскому языку.
Планируемые результаты:
Предметные:
- формировать умение выделять основу слова;
- формировать представление о сходстве и различии состава однокоренных слов и разных форм одного и того же слова
Личностные:
- формировать познавательную мотивацию, адекватную самооценку;
– воспитывать уважение к мыслям и настроениям другого человека.
Метапредметные:
Познавательные УУД:
- развивать умение логической постановки и решение проблем, способность делать умозаключения; развивать умение и навык грамотного письма;
Регулятивные УУД:
- формировать умение принимать и сохранять учебную задачу, контролировать и оценивать учебные действия, действовать по алгоритму;
Коммуникативные УУД:
- развивать навыки сотрудничества при работе в парах, в группах, при взаимодействии с учителем, формировать умение слушать и слышать.
Оборудование: презентация, карточки для работы в парах, индивидуальная карточка, карточки с названиями частей слова, план-карточка.
Ход урока:
I. Орг момент
У: Ребята, посмотрите на СЛАЙД (шторку опускаю). Прочитайте записанную фразу:
Грызть гранит науки.
У: Как вы понимаете её смысл?
О: усердно изучать какую-либо науку.
У: Как эта фраза относится к нашему уроку?
О: Мы будем усердно изучать русский язык
У: Я желаю вам успеха на уроке!
У: Как вы думаете, какие качества нам пригодятся, чтобы добиться успеха?
О: Упорство, трудолюбие, внимание, умение работать вместе
У: Я надеюсь, что все эти качества у вас есть и вы добьётесь успеха.
II. Актуализация знаний
Теперь возьмите КОНВЕРТ и достаньте карточки.
Что на них записано? (на карточках записаны названия частей слова)
— Найдите карточку, на которой записано название главной значимой части слова… (корень)
— Найдите карточку, на которой записано название изменяемой части слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении… (окончание)
— Найдите карточку, на которой записано название значимой части слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов… (приставка)
— Какая карточка у вас осталась?
— Что такое суффикс? (Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов)
— Расставьте карточки в правильном порядке… (учитель проверяет – проходит по классу)
Молодцы!
Теперь в парах выполните КАРТОЧКУ №1. Правила работы В ПАРАХ
Выделите корень в этих словах. Найдите «заблудившееся» слово, подчеркните его и обоснуйте свой выбор.
Лес, леса, в лесу, перелесок.
Какой корень во всех этих словах? (лес)
Что можно сказать об этих словах? (Это разная форма одного и того же слова «лес». Здесь изменяется только окончание.)
-Как это доказать? (Выделить в словах окончания) выделяем…
- Назовите лишнее слово. (Перелесок)
- Почему именно оно лишнее? (Это не форма слова лес, это родственное, однокоренное слово)
- С помощью каких частей слова оно образовано? (оно образовано при помощи суффикса и приставки). Выделяем …
Кто правильно подчеркнул «заблудившееся» слово поставьте на карточке +. Поднимите руки те, кто поставил +? Молодцы!
III. Самоопределение к деят-ти
Рассмотрите схему.
— Со всеми ли частями слова мы познакомились?
Назовите часть слова, с которой предстоит сегодня познакомиться. (основа)
Какой будет тема урока? (Основа слова) СЛАЙД
Какую цель поставим сегодня на урок? (научиться находить и выделять основу в словах) СЛАЙД
Составим план нашей работы. Для этого я предлагаю вам продолжить фразы: СЛАЙД
О:
1. Узнаем, что такое основа слова.
2. Научимся выделять основу в слове.
3. Применим полученные знания при выполнении заданий.
IV. Открытие нового знания
У: Итак, ребята, приступим к выполнению первого пункта плана СЛАЙД
Узнаем, что такое основа слова.
Для этого откроем учебник на странице 95 и прочитаем правило.
Вернемся к «заблудившемуся» слову: перелесок. СЛАЙД
Выделим корень, приставку, суффикс, окончание.
Как вы думаете, что будет являться основой в этом слове? (все слово)
У: Да, ребята, верно.
Теперь возьмем форму этого слова: Перелески
Выделим корень, приставку, суффикс, окончание.
Как вы думаете, что будет являться основой в этом слове? (перелеск)
А почему? (потому что основа, это часть слова без окончания.
Молодцы!
У: Мы узнали, что такое основа? Мы выполнили первый пункт плана?
О: Да.
У: У вас на партах лежит план-карточка №2, возьмите её, найдите первый пункт плана и
Поставьте +, если на этом этапе работы у вас сложностей не возникало.
Поставьте -, если возникли трудности.
Отложите план-карточку.
У: Теперь переходим ко второму пункту плана. Что мы теперь с вами сделаем? СЛАЙД
Научимся выделять основу в слове.
Ребята, основа в слове выделяется знаком: «
» СЛАЙД
Теперь работаем на карточке №3 (индивидуально)
У вас даны слова по составу разобранные, но не полностью, нужно до конца доделать разбор слов по составу, найти основу и выделить её.
Берёзка, стаканчик, травинки, дождевик, город, карандаши.
Кто пойдет работать у доски? ПРАВИЛА С ДОСКОЙ
Поменялись карточками, проверяем. Если все верно, поставь «+», если есть ошибки «–»
Будьте внимательными, Молодцы!
У: Научились выделять основу в слове? Мы выполнили второй пункт плана?
О: Да
У: Возьмите план-карточку и оцените себя на этом этапе работы.
Поставьте +, если на этом этапе работы у вас сложностей не возникало.
Поставьте -, если возникли трудности.
Отложите план-карточку. (№2)
V. Закрепление
У: Теперь переходим к третьему пункту плана. СЛАЙД
Применим полученные знания при выполнении заданий.
Выполните карточку №4 В ПАРАХ
Одна пара пойдет к доске выполнять это задание. ДОКУМЕНТ - КАМЕРА
Прочитайте цепочки слов. Соедините первые буквы данных слов. Напишите получившиеся слова. Разберите их по составу.
КАРТОЧКА №4
Гусь, роза, утка, шар, аист _________________________
Игра, нож, девочка, юла, кот, игла___________________________
Жук, ирис, рак, аист, флаг________________________________
Проверяем. Если ошибок не было поставьте + на карточке. Поднимите руку у кого стоит +. Молодцы!
У: Мы выполнили третий пункт плана, применили полученные знания при выполнении заданий?
О: Да
У: Возьмите план-карточку (№2) и оцените себя на этом этапе работы.
Поставьте +, если на этом этапе работы у вас сложностей не возникало.
Поставьте -, если возникли трудности.
Отложите план-карточку. (№2)
VI. Подведение итогов
У: Какую цель мы ставили на уроке? (научиться находить и выделять основу в словах) Мы достигли цели урока?
О: да
У: Почему вы так считаете? Что вы узнали сегодня на уроке?
О: Основа – это часть слова без окончания.
У: Где вам эти знания пригодятся?
Ребята, вспомните фразу, которую вы прочитали в начале урока. (Шторку опускаю)
Грызть гранит науки
У: Вы сегодня усердно изучали новую тему? Старались?
О: да
У: Молодцы!
У: Поэтому вам и удалось получить новые знания.
VII. Рефлексия
Вернёмся к план-карточке (№2). Поднимите руку те, у кого стоят только плюсы. Молодцы, вы отлично справлялись на сегодняшнем уроке! Поднимите руку те, у кого есть минусы. На каких этапах работы они возникали?
Ничего страшного, трудности могут возникать, главное вовремя их преодолевать.
Всем спасибо, я закончила.