Воспитательная: Воспитывать чувства товарищества и взаимопомощи, ответственности.
• целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
• планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
• оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
учить распознавать живые и неживые предметы; совершенствовать каллиграфические навыки;
• поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
• осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
• планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
• постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
Оборудование: учебник «Русский язык» 3 класс, презентация, ноутбук.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Мотивация к учебной деятельности (самоопределение) (1 минута) Цель: Формирование и развитие ценностного отношения к умению оценивать готовность к предстоящей деятельности на уроке. | -Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анна Игоревна и сегодня урок русского языка у вас проведу я. -Внимание! Проверь, дружок. Готов ли ты начать урок! Всё ли на месте? Всё ли в порядке: Книжки, ручки и тетрадки? Есть у нас девиз такой: Всё, что надо – под рукой! | - Приветствуют учителя |
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. (3 минуты) Цель: Воспроизведение знаний и способов действий необходимых и достаточных для открытия новых знаний | - Что является значимой частью в слове? Часть слова, известная всем. Не быть его может совсем, Оно может быть звуковое, А может быть и нулевое. Меня в окошко обозначат. Для связи слова я служу. Какой смысл в каждом предложении, Я всем и сразу расскажу.(Окончание) Я и часть, я и предлог. Без меня никто не смог. Я и слово, и добавка, Называюсь я… (приставка) Часть я очень главная, В слове я живу. Без меня нет смысла Ни розе, ни ежу. (Корень) Без окончания, часть слова. Называюсь я… (основа) Слова объяснение Словарь зовет... Если корень выделяем, Окончанье обведем. Наши действия — не вздор, По составу то... ( разбор) Словарная работа. Отгадать загадки, записать отгадки, обозначить непроверяемые орфограммы. Русская красавица Стоит на поляне В зеленой кофточке, В белом сарафане. (Береза) Все в покое, замер ветер И деревья все молчат... Нет, не все еще - у этих Листья тихо шелестят.( Осина) Весной зеленела, Летом загорела, Осенью надела Красные кораллы.(Рябина) Очень густо он растет, Незаметно он цветет, А когда проходит лето, Мы едим его конфеты, Не в бумажке, а в скорлупке – Берегите, детки, зубки!(Орешник) Стоит чудо-дерево, На дереве – мячики: Летом – зеленые, Осенью – румяные.( Яблоня) Самопроверка: Береза, осина, рябина, орех, яблоня | - Отвечают на вопросы -Рассуждают |
Выявление места и причины затруднения (5 минуты) Цель: Определение границ знания и незнания. | Отгадайте загадку: Сердитый недотрога живет в глуши лесной. Иголок много, а нитки ни одной. (Ёж) - А если еще маленький? (Ёжик) - Мама ежат? (Ежиха) -Как называются эти слова? (однокоренные) - Назовите корень. - Чем различаются эти слова? (частью слова, стоящей после корня) - Может быть кто-то знает, как называется эта часть? (не знаем ) | - Рассуждают и дают ответы на вопросы. -Отгадывают загадку |
Построение проекта выхода из затруднения (5 минут) Цель: Умение определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему для изучения. | - Вы догадались, какая тема сегодняшнего урока? - Как в думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? Узнавать новое или повторять пройденный материал? - О чём же пойдёт речь на уроке? -Часть слова –суффикс. Нашлось местечко, Обозначаю уголком Называю … (суффиксом) - Итак, тема нашего урока: «Что такое суффикс? Как найти его в слове?» Цель урока - узнать что такое суффикс и научиться находить его с ловах. | |
Реализация построенного проекта (10 минут) Цель: построение и фиксация нового знания об опасных местах. Фиксация полученных знаний знаково и в речи. | - Давайте попробуем сформулировать правило о суффиксе. Для этого ответьте на вопросы. -Какая это часть слова? ( значимая, изменяемая) -После чего стоит? (после корня). - Перед чем стоит? (перед окончанием) - Откройте учебники на стр.89 и проверьте правильно ли мы сформулировали правило? Упр. 165 (с. 89). - Прочитайте группы слов. - Что вы можете сказать про эти слова? - Выполните письменные задания к упражнению. ( 1-ый вариант 1-ый столбик, 2-ой вариант второй столбик, 3-ий ряд- третий столбик). (Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова и называют части слова.) - Ребята , что общего между приставкой и суффиксом? (служат для образования новых слов). Упр. 164 (с. 89). - Прочитайте стихотворение. (Далее работа по вопросам и заданиям упражнения.) - Как называется часть слова, которая стоит после корня? (Суффикс.) - Прочитайте группы слов. - Сравните слова в каждой группе. Чем они похожи и чем отличаются? - С помощью какой части слова образованы новые слова? - Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова и называют части слова.) - Прочитайте ниже сведения о языке. - Что такое суффикс? - Для чего служат суффиксы? | - Рассуждают и дают ответы на вопросы - Выполняют упражнение |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (5 минуты) Цель: Формирование и развитие алгоритма решения к умению выполнять задание по алгоритму. | (Работа в парах.) - Прочитайте слова. Домик, пригород, берёзка, рыбак, переход, отлёт. - Разделите их на две группы. (1) Домик, берёзка, рыбак; 2) переход, отлёт, пригород.) - По какому признаку вы разделили слова? (В первой группе слова, образованные с помощью суффиксов, во второй - с помощью приставок.) - Что такое приставка? Для чего она служит? - Что такое суффикс? Для чего он служит? | - Выполняют задание |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (6 минут) Цель: проверка умения применять полученные знания в других предметных областях. | Допишите правило: Суффикс – ____________ часть_______________ , которая стоит после ____________ и служит для образования ____________ слов. | |
Включение в систему знаний и повторение (5 минут) Цель: повторение и закрепление пройденного материала. | Ребята , вы все сегодня молодцы , хорошо и активно работали на уроке | |
Рефлексия учебной деятельности (3 минуты) Цель:Умение анализировать и осмысливать свои достижения. | Оцените свои достижения на уроке . Но будьте внимательны: -если новый материал понятен, и вы, можете о нём рассказать другим, подними правую руку - если тема понятна, но вы затрудняетесь рассказать новую тему , тогда левую - Вы все сегодня молодцы, хорошо работали на уроке! | - |