Русские красавицы
Составитель:
учитель технологии МБОУ СОШ №7 г. Дубны
Кораблёва О.Л
Происхождение кокошника
Кокошниками издревле назывался высокий, расшитый праздничный головной убор женщин, покрывающий волосы. Название происходит от древнерусского слова "Кокош" - петух. Форма головного убора напоминала древним русичам петушиный гребень.
Венецианов, Жница
Древнерусские женские головные уборы
Славянская женщина в уборе с колоковидными подвесками и сеткой-поднизью. (По материалам кладов Старой Рязани и Новгородской земли,
в. п. XII в.)
Русская женщина в уборе с колтами на ряснах и очельем, вторая половина XII века.
Древнерусские женские головные уборы
Русская княгиня в эмалевом уборе с диадемой
и колтами, вторая половина XII - начало XIII вв.
( По материалам Киевских кладов.)
Великая княгиня в парадном уборе, кон. XII-нач. XIII вв.
С использованием накладной коруны.
(По материалам кладов Старой Рязани .)
Девичьи уборы древних славян
Только девушки могли ходить
с непокрытой головой.
Украшением служили повязки .
Девушка вятичей в уборе,
с височными кольцами и
шейной гривной.
По материалам курганов
вятичей, конца XI – XII вв.
Реконструкция костюма и украшений
девушки из Ярославля,
конец XII – начало XIII вв.
Византийское влияние
Одна из версий происхождения кокошника - византийская. Еще в античное время знатные гречанки украшали головы небольшими диадемами, которые при помощи переплетения лент крепились к прическе.
Девушка у зеркала. Художник Филипп Будкин
Наряды византиек были по восточному строги, украшать голову "венцами" было принято только среди незамужних девушек, у замужних же женщин волосы были плотно закрыты специальным покрывалом.
Видимо, с налаживанием торговых связей между Русью и Византией княжеские дочери получили возможность ознакомится с византийской модой.
Д.Г.Левицкий Агаша Левицкая (дочь)
Кокошник златоглав был обтянут парчой и вышит бисером и золотом.
Традиция украшать голову высоким головным убором начала приживаться и в русском обществе.
Даже Екатерина II неоднократно позировала
в кокошнике, стремясь подчеркнуть
свое почтение к русским традициям.
Художник Стефано Торелли.
Портрет императрицы Александры Федоровны – жены Николая II.
Художник Франц Крюгер.
Портрет императрицы Марии Фёдоровны. Иван Макаров.
Княгиня Орлова-Давыдова на костюмированном балу 1903 года
Высшим слоям стали подражать и все остальные слои населения и вскоре праздничный наряд русской женщины уже не обходился без расшитого бисером, золотом или жемчугом кокошника.
Женские и девичьи головные уборы отличались. Яркая иллюстрация тому картина Максимова. У замужней женщины волосы спрятаны под повойником , а у девушек заплетены в одну косу и выпущены из под головного убора:
Девичий головной убор в целом представлял собой повязку в виде ленты (полотенца), оставляя непокрытой теменную часть головы.
«Перевязка» (повязка) - полоска ткани с золотной вышивкой или из парчи, позумента с завязками на концах.
Украшением этих уборов служит поднизь или ризка из речного жемчуга, бисера, рубленого перламутра, нанизанными на конский волос.
Коса – девичья краса
Кокошник был не только главным женским украшением, но и семейной ценностью: их давали и в приданое, и передавали по наследству. В отличие от девичьей "коруны" женский кокошник имел "донце" из такни, прикрывавшее волосы.
Портрет дочери К.Маковского Ольги
(Цилиндрический кокошник)
На Русском севере повязки были высокими и имели вид широкой ленты, которая обхватывала голову кольцом и завязывалась на затылке. Верхняя часть была сшита из позумента, изнутри подбитого ситцем, покупной, золотистой парчи в виде ленты, а нижняя — очелье — выполнена из пяти пластин серебристой фольги, расшитой речным жемчугом или бисером в виде геометрического узора. Их укрепляли на льняную подкладку и расшивали жемчужным узором. Внизу край повязки завершала жемчужная поднизь в виде фестонов. Со стороны затылка повязку украшали тремя яркими шелковыми лентами с «ушками», напоминавшими банты.
«Портрет княгини Зинаиды Юсуповой в русском костюме» К.Маковский
Коруна - твердый венец в виде выпуклого обруча с прорезным узором была самым торжественным из девичих уборов.
Невеста перед венчанием меняла повязку на особый убор – коруну , украшенную фольгой и самоцветами.
« Венец», «коруна», «почелок», «ряска» - тип праздничного девичьего убора с подкладками из фольги. Главное их различие заключалось в том, что одни были сплошными, твердыми, а другие - прорезными, гибкими. Твердые венцы в виде подковы обрамляли девичье лицо подобно нимбу.
Во время девичника подруги невесты расплетали ей косу. А невеста своим подругам дарила ленты, косники.
К. Маковский. Под венец.
Неизвестный художник «Портрет великой княжны Александры Павловны в русском костюме» 1790
Самые распространенные виды кокошника – однорогий и кокошник-шишак.
Шишак украшали шишки из жемчуга и бисера, которых могло быть до 40 на одном уборе. Такой кокошник надевали на невесту с пожеланием иметь столько же детей, сколько шишек на свадебном кокошнике, и покрывали платком.
К.Е.Маковский «Рассказчица»