Учитель: Дерновая Т.А.
Предмет: Литературное чтение
Класс: 2 «А»
Тема занятия: Мудростью богаты. Русские народные пословицы и поговорки.
Цель:
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
Планируемые результаты освоения учебного занятия:
Личностные УУД:
1) развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции;
2) оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;
3) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Регулятивные УУД:
1) определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
2) проговаривать последовательность действий на уроке;
3) учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
4) учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД:
1) преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты;
2) делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
3) ориентироваться на развороте учебника;
4) находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
Коммуникативные УУД:
1) развиваем умение слушать и понимать речь других;
2) выразительно читать и пересказывать текст;
3) оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
4) умение работать в паре и в группах.
Предметные УУД:
– формируем умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
– формируем умение выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения. Развитие умения аргументировать свою точку зрения;
– обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения.
Тип занятия: занятие «открытия» нового знания
Материально- техническое обеспечение: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литературное чтение, 2 кл., тетрадь на печатной основе, компьютер, экран
Ход занятия
Ι. Актуализация знаний.
Проверка домашнего задания.
Чтение наизусть отрывков из «Сказки о глупости».
– А какой другой фольклорный жанр, кроме сказки, богат народной мудростью? (Пословицы и поговорки.)
II. Развитие умений.
1. Работа с пословицами и поговорками.
1. Беседа.
– Что такое пословица? А поговорка? (Это короткие, точные, образные выражения. В пословицах и поговорках заключена народная мудрость. Пословица имеет поучительный смысл. Поговорка метко определяет какое-либо явление жизни.)
– Какие пословицы вы знаете?
– Как вы думаете, какие пословицы мы сегодня будем читать?
2. Выполнение задания 1 в тетради (с. 37).
3. Чтение пословиц в учебнике и объяснение учащимися их смысла.
Вывод. Пословицы и поговорки говорят о глупости и мудрости, честности и лживости, трудолюбии и лени, о смелости и трусости, о дружбе и др.
2. Рассказ подготовленных обучающихся об истории возникновения пословиц и поговорок.
– Пословицы и поговорки пришли к нам из далёкого прошлого, и не всегда мы можем объяснить их происхождение.
Вот две истории о происхождении поговорок:
1) Про бедного человека сейчас говорят: ни кола, ни двора. Откуда же пришла эта поговорка? Оказывается, в старину крестьяне владели узкими полосками земли, по форме похожими на кол. Поля нарезали на такие полоски, и у каждой был свой хозяин. Но у кого-то не было даже узкой полоски земли. Про таких бедняков и говорили: ни кола, ни двора (дома).
2) Про ленивого человека мы говорим: работает спустя рукава, а про трудолюбивого – работает, засучив рукава. Какое отношение к работе имеют рукава? Оказывается, в старину одежду носили с длинными рукавами – так защищались от холода. Для работы рукава приходилось поднимать, подгибать – засучивать. Вот так родились ещё две поговорки.
3. Творческие задания. Работа в группах.
- Какая группа справится быстрее?
1) Задание «исправить» пословицы. Ученикам предлагаются неправильные пословицы (каждая составлена из двух других). Надо вернуть половинки пословиц на место, восстановить их. Можно каждую пословицу проиллюстрировать и сопровождать чтение рассматриванием рисунка.
У семи нянек кулаками не машут.
Два сапога пара, да оба в воду упали.
Старый друг лучше большого таракана.
Чем хвалишься, от того и наберёшься.
Скучен день до вечера, коли хвост тёлкин.
Маленькая рыбка лучше новых двух.
После драки дитя без глазу.
С кем поведёшься, на том и провалишься.
Не суйся в волки, коли делать нечего.
Держался Авоська за Небоську, и оба на левую ногу.
Правильные пословицы:
У семи нянек дитя без глазу.
Два сапога пара, и оба на левую ногу.
Старый друг лучше новых двух.
Чем хвалишься, на том и провалишься.
Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Маленькая рыбка лучше большого таракана.
После драки кулаками не машут.
С кем поведёшься, от того и наберёшься.
Не суйся в волки, коли хвост тёлкин.
Держался Авоська за Небоську, да оба в воду упали.
2) Задание выбрать любую из восстановленных пословиц и составить устную иллюстрацию. Задача других – угадать задуманную пословицу.
3) Найти в тексте «Голова и язык» «спрятанную» пословицу:
Голова сказала:
– Ты, язык, как заведённые гусли, с утра до вечера без умолку говоришь и позоришь меня.
Язык ответил:
– Ты, голова, сама заставляешь меня так много говорить: ведь что на уме, то и на языке.
– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.)
– Какое умение формировали?
1) Нахождение пословиц в тетради и объяснение их смысла (задания 1-е к разным темам).
2) Выполнение заданий (задания 1 и 2, учебник).
ΙΙΙ. Рефлексия.
Домашнее задание: нарисовать любую пословицу или поговорку и предложить взрослым угадать, что ты нарисовал.
Повышенный уровень: подобрать пословицы и поговорки других народов.
– С каким настроением уходите с урока?
– Как бы вы сами оценили свою работу?