СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русские народные пословицы и поговорки.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Система "Школа 2100".Занятие «открытия» нового знания 

Просмотр содержимого документа
«Русские народные пословицы и поговорки.»

Учитель: Дерновая Т.А.

Предмет: Литературное чтение

Класс: 2 «А»

Тема занятия: Мудростью богаты. Русские народные пословицы и поговорки.

Цель:

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Планируемые результаты освоения учебного занятия:

Личностные УУД:

1) развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции;

2) оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;

3) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД:

1) определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

2) проговаривать последовательность действий на уроке;

3) учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

4) учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД:

1) преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты;

2) делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

3) ориентироваться на развороте учебника;

4) находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Коммуникативные УУД:

1) развиваем умение слушать и понимать речь других;

2) выразительно читать и пересказывать текст;

3) оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

4) умение работать в паре и в группах.

Предметные УУД:

– формируем умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

– формируем умение выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения. Развитие умения аргументировать свою точку зрения;

– обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения.

Тип занятия: занятие «открытия» нового знания

Материально- техническое обеспечение: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литературное чтение, 2 кл., тетрадь на печатной основе, компьютер, экран

Ход занятия

Ι. Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания.

Чтение наизусть отрывков из «Сказки о глупости».

– А какой другой фольклорный жанр, кроме сказки, богат народной мудростью? (Пословицы и поговорки.)

II. Развитие умений.

1. Работа с пословицами и поговорками.

1. Беседа.

– Что такое пословица? А поговорка? (Это короткие, точные, образные выражения. В пословицах и поговорках заключена народная мудрость. Пословица имеет поучительный смысл. Поговорка метко определяет какое-либо явление жизни.)

– Какие пословицы вы знаете?

– Как вы думаете, какие пословицы мы сегодня будем читать?

2. Выполнение задания 1 в тетради (с. 37).

3. Чтение пословиц в учебнике и объяснение учащимися их смысла.

Вывод. Пословицы и поговорки говорят о глупости и мудрости, честности и лживости, трудолюбии и лени, о смелости и трусости, о дружбе и др.

2. Рассказ подготовленных обучающихся об истории возникновения пословиц и поговорок.

– Пословицы и поговорки пришли к нам из далёкого прошлого, и не всегда мы можем объяснить их происхождение.

Вот две истории о происхождении поговорок:

1) Про бедного человека сейчас говорят: ни кола, ни двора. Откуда же пришла эта поговорка? Оказывается, в старину крестьяне владели узкими полосками земли, по форме похожими на кол. Поля нарезали на такие полоски, и у каждой был свой хозяин. Но у кого-то не было даже узкой полоски земли. Про таких бедняков и говорили: ни кола, ни двора (дома).

2) Про ленивого человека мы говорим: работает спустя рукава, а про трудолюбивого – работает, засучив рукава. Какое отношение к работе имеют рукава? Оказывается, в старину одежду носили с длинными рукавами – так защищались от холода. Для работы рукава приходилось поднимать, подгибать – засучивать. Вот так родились ещё две поговорки.

3. Творческие задания. Работа в группах.

- Какая группа справится быстрее?

1) Задание «исправить» пословицы. Ученикам предлагаются неправильные пословицы (каждая составлена из двух других). Надо вернуть половинки пословиц на место, восстановить их. Можно каждую пословицу проиллюстрировать и сопровождать чтение рассматриванием рисунка.

У семи нянек кулаками не машут.

Два сапога пара, да оба в воду упали.

Старый друг лучше большого таракана.

Чем хвалишься, от того и наберёшься.

Скучен день до вечера, коли хвост тёлкин.

Маленькая рыбка лучше новых двух.

После драки дитя без глазу.

С кем поведёшься, на том и провалишься.

Не суйся в волки, коли делать нечего.

Держался Авоська за Небоську, и оба на левую ногу.


Правильные пословицы:

У семи нянек дитя без глазу.

Два сапога пара, и оба на левую ногу.

Старый друг лучше новых двух.

Чем хвалишься, на том и провалишься.

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Маленькая рыбка лучше большого таракана.

После драки кулаками не машут.

С кем поведёшься, от того и наберёшься.

Не суйся в волки, коли хвост тёлкин.

Держался Авоська за Небоську, да оба в воду упали.

2) Задание выбрать любую из восстановленных пословиц и составить устную иллюстрацию. Задача других – угадать задуманную пословицу.


3) Найти в тексте «Голова и язык» «спрятанную» пословицу:

Голова сказала:

– Ты, язык, как заведённые гусли, с утра до вечера без умолку говоришь и позоришь меня.

Язык ответил:

– Ты, голова, сама заставляешь меня так много говорить: ведь что на уме, то и на языке.


– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.)

– Какое умение формировали?

1) Нахождение пословиц в тетради и объяснение их смысла (задания 1-е к разным темам).

2) Выполнение заданий (задания 1 и 2, учебник).


ΙΙΙ. Рефлексия.

Домашнее задание: нарисовать любую пословицу или поговорку и предложить взрослым угадать, что ты нарисовал.

Повышенный уровень: подобрать пословицы и поговорки других народов.

– С каким настроением уходите с урока?

– Как бы вы сами оценили свою работу?





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!