СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения "Мудростью богаты. Русские народные пословицы и поговорки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока литературного чтения 2 класс УМК "2100" по ФГОС "Мудростью богаты. Русские народные пословицы и поговорки". Развивать творческие способности учащихся, чувство ответственности за порученное дело.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения "Мудростью богаты. Русские народные пословицы и поговорки"»

Технологическая карта урока


Ф.И.О. учителя: Каткова Виктория Валериевна

Предмет: литературное чтение

Класс: 2

Дата: 04.02.2015г.

Тип урока: изучение нового материала

Тема

Мудростью богаты. Русские народные пословицы и поговорки.


Цели


Образовательные:

Пополнять активный словарный запас учащихся пословицами и поговорками; уточнять значения некоторых из них; учить детей самостоятельно искать необходимую информацию с использованием различных источников, работать в группах, обмениваться информацией, поддерживать разговор, уметь выражать свою точку зрения и обосновывать ее; анализировать и оценивать собственные творческие и деловые возможности.
Развивающие: развивать творческие способности учащихся, чувство ответственности за порученное дело;
Воспитательные: воспитывать интерес к русскому языку; чувство гордости за свой язык;

Планируемый результат

Познавательные УУД – формировать умение употреблять пословицы и поговорки в обычной речи в нужном контексте;
Коммуникативные УУД – формировать умение взаимодействовать с членами группы, умение договариваться, находить общее решение;
Личностные УУД: формировать основы гражданской позиции, умение самостоятельно делать выводы, осознавать сущность выполненной работы на уроке.

Предметные:

Различать малые жанры устного народного творчества; находить созвучные окончания в текстах, уметь анализировать пословицы и поговорки, распределять пословицы по тематическим группам.

Основные понятия

Пословица, поговорка

Межпредметные связи

Русский язык, литературное чтение, литературное краеведение

Ресурсы:

- основные


- дополнительные

Литературное чтение. 2 класс. Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева (2 часть)

Рабочая тетрадь. 2 класс. Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева


Толковый словарь Ушакова, Литературоведческий словарь.

- электронные физкультминутки

- лист самооценки

- презентация к уроку

Организация пространства

Групповая работа

Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности

(2 мин)

Цели:

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.


Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объяснять, для чего нужно выполнять эти правила.




Организует эмоциональный настрой на урок.



Прозвенел уже звонок,

Сядьте тихо и неслышно,

И скорей начнем урок.

Будем мы читать, трудиться,

Ведь заданья нелегки.

Нам, друзья, нельзя лениться,

Так как мы ученики.

- Ребята, у нас урок литературного чтения, и действительно надо будет хорошо потрудиться. (Слайд 1)



- Ребята, какие советы вы могли бы дать своим товарищам перед началом урока?

(Чтобы на уроке у них все получилось, урок был удачным, было хорошее настроение.)




Познавательные УУД 

формулирование познавательной цели
Личностные УУД 

Жизненное самоопределение

II. Формулирование темы урока, постановка цели

(8 мин)

Цели:

- организовать формулирование темы урока учащимися;

- организовать постановку цели урока учащимися.







С помощью учителя формулируют тему урока. С помощью учителя ставят цель урока.

















Работают в группах с шифровками. Составляют из слов пословицу и поговорку.

















Оценивают свою работу.


Организует формулирование темы урока учащимися.

















Организует постановку цели, формулировку темы урока учащимися.

- Ребята, мы с вами знаем, что литературные произведения поделены на группы, написаны в разных жанрах. Какие вы знаете жанры? Сегодня на уроке мы поговорим о достоянии, которое нам оставил в наследство русский народ. Ещё задолго до появления первой рукописной книги русский народ создал высокую культуру слова, своеобразную литературу. А как называется такой раздел в литературе, вы мне скажите сами.

У каждого лежит листок с текстом, возьмите его и прочитайте текст. (Слайд 2)


Приложение 1 (текст)

-Как называется раздел в литературе? (Устное народное творчество)

-Какие жанры относятся к устному народному творчеству? (Сказки, песни, былины, загадки, частушки, пословицы, поговорки)

-Сейчас вы поработаете группами. У каждой группы задание - зашифрованное предложение. Вам нужно его расшифровать и оценить свою работу смайликом:

красный – всё получилось

жёлтый - получилось с помощью

синий – не получилось

(Дети составляют из слов пословицу. Приложение 2)

(Слайд 3)

1 группа: Без труда не выловишь рыбку из пруда.

2 группа: Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

3 группа: Труд кормит, а лень портит

4 группа: Сделал дело, гуляй смело.

5 группа: Тише едешь, дальше будешь.

6 группа: Друг познаётся в беде.

- Как вы думаете, что это за предложения?

( Пословицы и поговорки)

- Скажите о каком жанре устного народного творчества мы будем говорить на уроке?

(Самооценка работы группы)

Уметь работать с текстом, извлекать из текста нужную информацию.















Уметь работать в группе, находить определение понятиям.



Познавательные УУД 

Составлять предложение из слов

Коммуникативные УУД 

оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; сотрудничество с целью исполнения ролей;
Личностные УУД

 профессиональное самоопределение

III. Работа по теме. Актуализация знаний.

(20 мин)

Цели:

- организовать работу по поиску информации в словарях, умению определять, что такое пословица и поговорка, сравнивать и объяснять смысл.



Работа со словарем.

Учатся в группе работать с толковым словарями.














Учатся находить главные и существенные признаки в определении.























Знакомятся с творчеством писателя В.И.Даля



































Выполняют физические упражнения






Учатся понимать смысл пословиц и поговорок.




Ученик читает стихотворение











Работают в группе вместо пропущенного слова вклеивают соответствующую картинку.



Проверяют, сверяют с эталоном на доске.

































Выполняют упражнения для глаз.


Работают по учебнику. Учатся разделять пословицы на темы. Объяснять смысл пословиц.








Учатся соотносить и анализировать пословицы народов мира.










Организует работу группы со словарем.

















Организует выбор главных и существенных признаков.























Сообщает о деятельности В.И.Даля.




































Организует физминутку





Организует работу по осмыслению пословиц и поговорок и дальнейшем использовании их в речи.






















Организовывает проверку.

















Организует работу с учебником.
















Организует физминутку для глаз.


Организует работу по соотнесению пословиц народов мира.

- Пословицы и поговорки это мудрость кого? (народа)

- Ребята, кто сможет объяснить, что такое пословица и поговорка? Где мы можем получить такую информацию?

(ученики каждой группы обращаются к литературоведческому словарю).

(Слайд 4)

1,3 группы находят объяснение понятия – пословица.

2,4 группы – объяснение понятия – поговорка.

5,6 группы – объяснение понятия – назедание.

(Слайд 5)

Пословица — малая форма народного поэтического творчества, облаченная в краткое, ритмизованное изречение, несущее обобщённую мысль, вывод, иносказание с дидактическим уклоном.

Поговорка — словосочетание, оборот речи, отражающий какое-либо явление жизни. Часто имеет юмористический характер.

Назидание —

- А сейчас сравним пословицу и поговорку.

(Слайд 6)

(Отвечает заранее подготовленный ученик)


Пословица

Поговорка

короткие

точные

заключена народная мудрость

целое предложение со смыслом

красивая фраза или словосочетание

содержит нравоучение, примету, предостережение или наставление. назедание

просто красноречивое выражение, которое можно легко заменить другими словами.

украшают нашу речь

Рассказа о В.И.Дале. (Слайд 7)

Пословицы и поговорки живут в народной речи века. Они дошли до нас в произведениях древней русской литературы. Уже с XVI в. началось собирание пословиц и поговорок. Самым известным собирателем русской народной мудрости является Владимир Иванович Даль, живший в 19 веке. Уроженец Луганской губернии, сейчас город Луганск. Кстати, отец В.И. – датчанин, а мать – немка. Сам же Даль всю жизнь посвятил собиранию и систематизации русских пословиц. Изъездил всю Россию. Записывал пословицы и поговорки от крестьян, ремесленников, солдат. Результатом этой кропотливой работы стал сборник «Пословицы русского народа», кроме него В. И. Даль подготовил и издал капитальный труд — четыре тома «Толкового словаря живого великорусского языка», где привел множество пословиц и поговорок в качестве примеров слов.


- Итак, ребята, пора оценить вашу работу в группе. Все ли у вас получилось, быстро ли нашли определение. Слаженно ли работали.

(Самооценка работы группы)


Электронная физминутка


Работа с пословицами.

-Как мы уже говорили, пословицы возникли в древности и сопровождали жизнь народа. Как вы думаете, на какие темы могут быть пословицы? (О дружбе, о любви, о труде, о Родине, о добре, о хлебе и т.д.)


- Послушайте стихотворение. (Заранее подготовленный ученик читает стихотворение)

-Пословицы недаром молвятся,
Без них прожить никак нельзя!
Они великие помощницы
И в жизни верные друзья.
Порой они нас наставляют,
Советы мудрые дают,
Порой чему – то поучают
И от беды нас берегут.
Пословица вовек не сломится-
Ведь с ней и горе, и беда.
И наша речь красна пословицей:
Давайте вспомним их, друзья.

Групповая работа.

-У вас на столе лежит конверт с заданием. Вам нужно восстановить пословицы.

(ученики вместо пропущенного слова вклеивают соответствующую картинку)

Приложение 3

-Проверьте и оцените свою работу.

- Происхождение пословиц не всегда можно объяснить. Вот две истории о происхождении пословиц и поговорок:

(Слайд 8)

1) Про бедного человека и сейчас говорят «Ни кола, ни двора». Откуда же пришла эта поговорка? Оказывается, в старину крестьяне владели: узкими полосками земли, по форме похожими на кол. Поля нарезали на такие полоски, и у каждой был свой хозяин. Но у кого-то не было дажe такой узкой полоски земли. Про таких бедняков и говорили: ни кола, двора (дома).

(Слайд 9)

2) Про ленивого человека мы говорим: работает спустя рукава, а про трудолюбивого - работает, засучив рукава. Какое отношение к работе имеют рукава? Оказывается, в старину одежду носили с очень длинными рукавами - так люди защищались от холода. Для работы рукава приходилось поднимать, подгибать - засучивать.


Физминутка для глаз


Работа по учебнику


-А сейчас попробуем найти мудрость в пословицах и объяснить их смысл.

Работаем на странице учебника (стр.40)

- Ребята, прочитайте и определите к какой теме относятся эти пословицы и поговорки? (о мудрости и глупости.)

- Объясните смысл данной пословицы: В умной беседе – ума набраться, а в глупой – свой потерять.


(Слайд 10- 14)

- Как вы думаете, ребята, пословицы и поговорки есть только у русского народа?


(Слайд 15)

За все берется, но не все удается. (русс). - В любом деле нужно умение.(удм)


Кто рано встает, тому бог подает (русс) – Ранняя пташка ловит червяка. (англ)


Терпенье и труд, все перетрут.(русс) –

Терпеливый нашел и вбил гвоздь в камень.(татар)

Умение работать со словарем, давать четкие определения понятиям.

Коммуникативные УУД

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

Познавательные УУД

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов.









Познавательные УУД осознанное построение речевого высказывания в письменной форме


Регулятивные УУД

Проговаривание последовательности своих действий



Познавательные УУД (общеучебные) определение основной информации, извлечение информации из прослушанных текстов;

























































Познавательные УУД (логические) анализ с целью выделения существенных признаков












Познавательные УУД (логические) анализ объектов с целью выделения общих признаков




Коммуникативные УУД учиться работать в группе












Познавательные УУД делать выводы в результате совместной работы класса и учителя

Познавательные УУД – формировать умение употреблять пословицы и поговорки в обычной речи;

Личностные УУД: формировать основы самоопределения, умение самостоятельно делать выводы, осознавать сущность выполненной работы на уроке

IV. Контролирующее задание (7 мин)

Цель:

- проверить умение работать самостоятельно, умение соотносить пословицы и поговорки народов мира.

- организовать работу на компьютере, с целью проверки изученного материала.



.

(Слайд 16)

Соотнесение пословиц русского народа и ненецкого:

Русские:

1. Волков бояться – в лес не ходить.

2. Любишь кататься, люби и саночки возить.

3. Лодырь сам ляжет и коня положит.

Ненецкие:

1. Волка бояться – и от белки бежать.

2. Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть.

3. Коли пастуху дремать, так и оленей не видать.

(Самооценка работы группы)


Игра «Пословица или поговорка»

- Ребята, я буду читать предложения, а вы должны определить, что это – пословица или поговорка.

1. Тише едешь дальше будешь. (пос)

2. Первый блин комом. (пог)

3. Нет дыма без огня. (пог)

4. Кто старое помянет – тому глаз вон. (пос)

5. Повторение мать ученья. (пог)

6. Без труда не вытащишь рыбку из пруда. (пос).

- Оцените свою работу.

Самооценка работы.


Уметь работать самостоятельно, уметь применять изученные правила, выполнять самопроверку и самооценку.

Регулятивные УУД

Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД

Уметь сопоставлять и преобразовывать информацию из одной формы в другую:

Коммуникативные УУД

Уметь работать в группе.


V. Рефлексия учебной деятельности на уроке (2 мин)

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Отвечают на вопросы учителя.








Оценивают работу группы.

Организует фиксирование содержания.


Организует рефлексию.





Организует самооценку учебной деятельности.

- Итак, о чем мы сегодня говорили?

- Для чего нужны пословицы и поговорки?

- А кто из вас работал «спустя рукава»?

(Слайд 17)

- Оцените свою деятельность на уроке:

Красный – справились

Зеленый – требуется помощь

Синий – не справились

Спасибо за урок!

(Слайд 18)





Познавательные УУД – формировать умение употреблять пословицы и поговорки в обычной речи;

Личностные УУД: формировать основы самоопределения, умение самостоятельно делать выводы, осознавать сущность выполненной работы на уроке.

VI. Домашнее задание (1 мин)

Записывают домашнее задание.

Организует запись д/з.

Рабочая тетрадь, стр. 20-21, выполнить по заданию.





Приложение 1 №1 В глубокой древности талантливые люди сочиняли разные произведения. Но они их не записывали, а рассказывали друг другу, и каждый добавлял что-нибудь своё. Передавались произведения из уст в уста, от одного поколения к другому. Такую литературу называют устное народное творчество. К устному народному творчеству относятся: песни, сказки, былины пословицы, поговорки, загадки, частушки. Эти произведения создал народ.

2 Пословицы и поговорки короткие, точные, в них заключена мудрость. Но пословица состоит из двух частей: первая – условие, вторая – вывод и поучение. А в поговорке незаконченное предложение, даёт оценку поступкам, но не поучает. Пословицы и поговорки украшают нашу речь.


Приложение 2 №1 труда, без, рыбку, пруда, не выловишь


№ 2 рублей, сто, друзей, а имей, сто, не имей


№ 3 кормит, а лень, портит, труд


№4 дело, гуляй, сделал, смело


№5 едешь, будешь, дальше, тише


№6 в, друг, познаётся, беде


Любишь кататься – люби и возить.


Слово не - вылетит не поймаешь.



Что написано - не вырубишь топором.



Без углов не строится - без

пословицы, речь не молвится.