I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин) Цели: - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. | Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объяснять, для чего нужно выполнять эти правила. | Организует эмоциональный настрой на урок. | Прозвенел уже звонок, Сядьте тихо и неслышно, И скорей начнем урок. Будем мы читать, трудиться, Ведь заданья нелегки. Нам, друзья, нельзя лениться, Так как мы ученики. - Ребята, у нас урок литературного чтения, и действительно надо будет хорошо потрудиться. (Слайд 1) - Ребята, какие советы вы могли бы дать своим товарищам перед началом урока? (Чтобы на уроке у них все получилось, урок был удачным, было хорошее настроение.) | | Познавательные УУД формулирование познавательной цели Личностные УУД Жизненное самоопределение
|
II. Формулирование темы урока, постановка цели (8 мин) Цели: - организовать формулирование темы урока учащимися; - организовать постановку цели урока учащимися. | С помощью учителя формулируют тему урока. С помощью учителя ставят цель урока. Работают в группах с шифровками. Составляют из слов пословицу и поговорку. Оценивают свою работу. | Организует формулирование темы урока учащимися. Организует постановку цели, формулировку темы урока учащимися. | - Ребята, мы с вами знаем, что литературные произведения поделены на группы, написаны в разных жанрах. Какие вы знаете жанры? Сегодня на уроке мы поговорим о достоянии, которое нам оставил в наследство русский народ. Ещё задолго до появления первой рукописной книги русский народ создал высокую культуру слова, своеобразную литературу. А как называется такой раздел в литературе, вы мне скажите сами. У каждого лежит листок с текстом, возьмите его и прочитайте текст. (Слайд 2) Приложение 1 (текст) -Как называется раздел в литературе? (Устное народное творчество) -Какие жанры относятся к устному народному творчеству? (Сказки, песни, былины, загадки, частушки, пословицы, поговорки) -Сейчас вы поработаете группами. У каждой группы задание - зашифрованное предложение. Вам нужно его расшифровать и оценить свою работу смайликом: красный – всё получилось жёлтый - получилось с помощью синий – не получилось (Дети составляют из слов пословицу. Приложение 2) (Слайд 3) 1 группа: Без труда не выловишь рыбку из пруда. 2 группа: Не имей сто рублей, а имей сто друзей. 3 группа: Труд кормит, а лень портит 4 группа: Сделал дело, гуляй смело. 5 группа: Тише едешь, дальше будешь. 6 группа: Друг познаётся в беде. - Как вы думаете, что это за предложения? ( Пословицы и поговорки) - Скажите о каком жанре устного народного творчества мы будем говорить на уроке? (Самооценка работы группы) | Уметь работать с текстом, извлекать из текста нужную информацию. Уметь работать в группе, находить определение понятиям. | Познавательные УУД Составлять предложение из слов Коммуникативные УУД оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; сотрудничество с целью исполнения ролей; Личностные УУД профессиональное самоопределение |
III. Работа по теме. Актуализация знаний. (20 мин) Цели: - организовать работу по поиску информации в словарях, умению определять, что такое пословица и поговорка, сравнивать и объяснять смысл. | Работа со словарем. Учатся в группе работать с толковым словарями. Учатся находить главные и существенные признаки в определении. Знакомятся с творчеством писателя В.И.Даля Выполняют физические упражнения Учатся понимать смысл пословиц и поговорок. Ученик читает стихотворение Работают в группе вместо пропущенного слова вклеивают соответствующую картинку. Проверяют, сверяют с эталоном на доске. Выполняют упражнения для глаз. Работают по учебнику. Учатся разделять пословицы на темы. Объяснять смысл пословиц. Учатся соотносить и анализировать пословицы народов мира. | Организует работу группы со словарем. Организует выбор главных и существенных признаков. Сообщает о деятельности В.И.Даля. Организует физминутку Организует работу по осмыслению пословиц и поговорок и дальнейшем использовании их в речи. Организовывает проверку. Организует работу с учебником. Организует физминутку для глаз. Организует работу по соотнесению пословиц народов мира. | - Пословицы и поговорки это мудрость кого? (народа) - Ребята, кто сможет объяснить, что такое пословица и поговорка? Где мы можем получить такую информацию? (ученики каждой группы обращаются к литературоведческому словарю). (Слайд 4) 1,3 группы находят объяснение понятия – пословица. 2,4 группы – объяснение понятия – поговорка. 5,6 группы – объяснение понятия – назедание. (Слайд 5) Пословица — малая форма народного поэтического творчества, облаченная в краткое, ритмизованное изречение, несущее обобщённую мысль, вывод, иносказание с дидактическим уклоном. Поговорка — словосочетание, оборот речи, отражающий какое-либо явление жизни. Часто имеет юмористический характер. Назидание — - А сейчас сравним пословицу и поговорку. (Слайд 6) (Отвечает заранее подготовленный ученик) Пословица | Поговорка | короткие | точные | заключена народная мудрость | целое предложение со смыслом | красивая фраза или словосочетание | содержит нравоучение, примету, предостережение или наставление. назедание | просто красноречивое выражение, которое можно легко заменить другими словами. | украшают нашу речь | Рассказа о В.И.Дале. (Слайд 7) Пословицы и поговорки живут в народной речи века. Они дошли до нас в произведениях древней русской литературы. Уже с XVI в. началось собирание пословиц и поговорок. Самым известным собирателем русской народной мудрости является Владимир Иванович Даль, живший в 19 веке. Уроженец Луганской губернии, сейчас город Луганск. Кстати, отец В.И. – датчанин, а мать – немка. Сам же Даль всю жизнь посвятил собиранию и систематизации русских пословиц. Изъездил всю Россию. Записывал пословицы и поговорки от крестьян, ремесленников, солдат. Результатом этой кропотливой работы стал сборник «Пословицы русского народа», кроме него В. И. Даль подготовил и издал капитальный труд — четыре тома «Толкового словаря живого великорусского языка», где привел множество пословиц и поговорок в качестве примеров слов. - Итак, ребята, пора оценить вашу работу в группе. Все ли у вас получилось, быстро ли нашли определение. Слаженно ли работали. (Самооценка работы группы) Электронная физминутка Работа с пословицами. -Как мы уже говорили, пословицы возникли в древности и сопровождали жизнь народа. Как вы думаете, на какие темы могут быть пословицы? (О дружбе, о любви, о труде, о Родине, о добре, о хлебе и т.д.) - Послушайте стихотворение. (Заранее подготовленный ученик читает стихотворение) -Пословицы недаром молвятся, Без них прожить никак нельзя! Они великие помощницы И в жизни верные друзья. Порой они нас наставляют, Советы мудрые дают, Порой чему – то поучают И от беды нас берегут. Пословица вовек не сломится- Ведь с ней и горе, и беда. И наша речь красна пословицей: Давайте вспомним их, друзья.
Групповая работа. -У вас на столе лежит конверт с заданием. Вам нужно восстановить пословицы. (ученики вместо пропущенного слова вклеивают соответствующую картинку) Приложение 3 -Проверьте и оцените свою работу.
- Происхождение пословиц не всегда можно объяснить. Вот две истории о происхождении пословиц и поговорок:
(Слайд 8) 1) Про бедного человека и сейчас говорят «Ни кола, ни двора». Откуда же пришла эта поговорка? Оказывается, в старину крестьяне владели: узкими полосками земли, по форме похожими на кол. Поля нарезали на такие полоски, и у каждой был свой хозяин. Но у кого-то не было дажe такой узкой полоски земли. Про таких бедняков и говорили: ни кола, двора (дома).
(Слайд 9) 2) Про ленивого человека мы говорим: работает спустя рукава, а про трудолюбивого - работает, засучив рукава. Какое отношение к работе имеют рукава? Оказывается, в старину одежду носили с очень длинными рукавами - так люди защищались от холода. Для работы рукава приходилось поднимать, подгибать - засучивать. Физминутка для глаз Работа по учебнику -А сейчас попробуем найти мудрость в пословицах и объяснить их смысл. Работаем на странице учебника (стр.40) - Ребята, прочитайте и определите к какой теме относятся эти пословицы и поговорки? (о мудрости и глупости.) - Объясните смысл данной пословицы: В умной беседе – ума набраться, а в глупой – свой потерять. (Слайд 10- 14) - Как вы думаете, ребята, пословицы и поговорки есть только у русского народа? (Слайд 15) За все берется, но не все удается. (русс). - В любом деле нужно умение.(удм) Кто рано встает, тому бог подает (русс) – Ранняя пташка ловит червяка. (англ) Терпенье и труд, все перетрут.(русс) – Терпеливый нашел и вбил гвоздь в камень.(татар) | Умение работать со словарем, давать четкие определения понятиям. | Коммуникативные УУД Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. Познавательные УУД Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов. Познавательные УУД осознанное построение речевого высказывания в письменной форме Регулятивные УУД Проговаривание последовательности своих действий Познавательные УУД (общеучебные) определение основной информации, извлечение информации из прослушанных текстов; Познавательные УУД (логические) анализ с целью выделения существенных признаков Познавательные УУД (логические) анализ объектов с целью выделения общих признаков Коммуникативные УУД учиться работать в группе Познавательные УУД делать выводы в результате совместной работы класса и учителя Познавательные УУД – формировать умение употреблять пословицы и поговорки в обычной речи; Личностные УУД: формировать основы самоопределения, умение самостоятельно делать выводы, осознавать сущность выполненной работы на уроке |
IV. Контролирующее задание (7 мин) Цель: - проверить умение работать самостоятельно, умение соотносить пословицы и поговорки народов мира. - организовать работу на компьютере, с целью проверки изученного материала. | | . | (Слайд 16) Соотнесение пословиц русского народа и ненецкого: Русские: 1. Волков бояться – в лес не ходить. 2. Любишь кататься, люби и саночки возить. 3. Лодырь сам ляжет и коня положит. Ненецкие: 1. Волка бояться – и от белки бежать. 2. Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть. 3. Коли пастуху дремать, так и оленей не видать. (Самооценка работы группы) Игра «Пословица или поговорка» - Ребята, я буду читать предложения, а вы должны определить, что это – пословица или поговорка. 1. Тише едешь дальше будешь. (пос) 2. Первый блин комом. (пог) 3. Нет дыма без огня. (пог) 4. Кто старое помянет – тому глаз вон. (пос) 5. Повторение мать ученья. (пог) 6. Без труда не вытащишь рыбку из пруда. (пос). - Оцените свою работу. Самооценка работы. | Уметь работать самостоятельно, уметь применять изученные правила, выполнять самопроверку и самооценку. | Регулятивные УУД Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Познавательные УУД Уметь сопоставлять и преобразовывать информацию из одной формы в другую: Коммуникативные УУД Уметь работать в группе. |