МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
АНЬКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Утверждено Директор школы: _________ (О. Н. Воробьева) Приказ № _____ от «____» __________20 г | Согласовано Заместитель директора по ВР:________________ (Г.В. Баукина) «____» ____________20 г |
Рабочая программа
по внеурочной деятельности в 1 классе
« Русские традиции в песнях, танцах, играх, праздниках»
На 2013-2014 учебный год
Руководитель: Ладанова С. Н.
Аньково
2013
Пояснительная записка.
Программа внеурочной деятельности в начальной школе « Русские народные традиции в играх, песнях, танцах, праздниках» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования. В основу положена государственная программа факультативного курса «Введение в народоведение» М.Ю. Новицкой.
Мы живём в сложном и многообразном мире, в котором человеческие сообщества всё более стремятся к универсализации, но универсализм реализуется только как единство разнообразия культур. Без опоры на духовно-нравственные ценности своей Родины невозможно осознать это, как невозможно воспитать гражданина и патриота. Знание этнокультурных традиций, к которым человек принадлежит по своему происхождению, является важным моментом в его духовно-нравственном развитии и воспитании.
Носителями культурных ценностей и традиций являются народы России. Нравственное здоровье нашего общества, его долголетие во многом зависят о того, сумеем ли мы сохранить то поистине бесценное богатство, каким является народное творчество. Уходящее корнями в древность, именно оно связывает прошлое и будущее. Поэтому мы должны оберегать его от забвения и небрежного отношения. Народное искусство – это наша образная память, наш генофонд. А память всегда сопрягается с понятием «совесть».
Общая характеристика занятия.
В современных условиях необычайно возросла необходимость обращения к духовному наследию нашего народа, тем богатствам народной культуры, изучать которые – первостепенная задача в нравственном и патриотическом воспитании молодого поколения. В богатейших народных промыслах воплощена историческая память поколений, запечатлена душа народа. Воспитание полноценной личности, развитие нравственного потенциала, эстетического вкуса детей и подростков невозможно, если мы будем говорить об этом абстрактно. Лучшие качества национального характера: уважение к своей истории и традициям, любовь к Отечеству в целом и к малой родине в частности, целомудрие, скромность, врождённое чувство прекрасного, стремление к гармонии – всё это являют нам творения народных умельцев.
Как воспитать подрастающее поколение таким, чтобы любовь к Родине не просто была красивым, звучным словосочетанием, а определяла внутреннюю сущность молодого человека? Что можно сделать, если отсутствуют спектакли, раскрывающие в яркой, образной форме патриотические темы, идеи? Здесь, очевидно, нужен комплексный, системный подход к решению задач нравственно-эстетического, патриотического воспитания.
Само время диктует необходимость обратиться к истокам искусства. Хранить, беречь, приумножать народное творчество, развивать его традиции – святая обязанность учителей, деятелей искусства.
Поставленная «Основной образовательной программой начального общего образования» цель – «обеспечение возможностей для получения качественного начального и общего образования» реализуется «организацией внеклассной деятельности, представленной системой программ с учётом познавательных интересов младших школьников и их индивидуальных потребностей».
Организация данной деятельности направлена на:
Развитие у учащихся умений добывать знания путём метапредметных действий, обеспечивающих поиск информации, работу с ней.
Целесообразное использование мыслительных операций (анализ, сравнение. Обобщение, сопоставление и др.).
Развитие мышления, речи, воображения, восприятия и других познавательных процессов.
Воспитание нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий.
Формирование интереса к народному творчеству.
Воспитание патриотизма и гражданственности.
Развитие эстетического вкуса.
Цель курса:
Воспитание патриотов России, обладающих высокой нравственностью, уважающих традиции и обычаи своего народа.
Прививать интерес детей к русской культуре и её традициям.
Задачи курса:
ознакомление учащихся с основными сведениями по истории, культуре, национальным традициям России;
создание системных представлений о народной культуре России, её связи с историей, о месте культуры своего края, своей семьи и себя самого в народной культуре России;
формирование у учащихся таких понятий, как Родина, родной язык, национальные традиции;
пробуждение осознанного чувства интереса и любви к Родине (России, родному краю, природе, народному творчеству, традициям);
развитие художественно - творческих способностей учащихся, эстетического вкуса и воспитание чувства прекрасного на лучших образцах народного творчества;
Предлагаемая система работы состоит из трёх основных элементов:
1. Знакомство с народным творчеством и народной культурой;
2. Осознание тесной взаимосвязи культуры и истории большой и малой Родины, понимание исторических корней современной культуры;
3. Осмысление места своей семьи и себя самого в истории и народной культуре.
Реализация этих элементов осуществляется последовательно, от первого к четвёртому классу.
Занятия по « Русским традициям …» включены во внеурочную деятельность. Учебная нагрузка определена из расчета 1 час в неделю. Таким образом, общий объем занятий по программе:
Итого, общий объем курса составляет 135 часов.
Занятия по программе « Русские традиции …» реализуются через разнообразные нестандартные формы: проекты, викторины, практикумы, конкурсы, игры, танцы, песни.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды деятельности: игры (дидактические, ролевые), ребусы, кроссворды, сказки, работа в группах, праздники, творческие задания, проекты.
Формы контроля: опрос, творческие отчёты, конкурсы, викторины, праздники.
Тематическое планирование
1 класс
№п/п | Тема | Количество часов |
Всего | Теория | Практика |
| Малые разделы русского фольклора (21 ч) | 21 | 4 | 17 |
1-4 | Тайны народной игры. | 4 | 1 | 3 |
5-6 | Русская народная затейница. «Иван, Иван, вырывай бурьян!» | 2 | - | 2 |
7-9 | Русские народные песни (исторические, лирические, обрядовые) | 3 | 1 | 2 |
10-11 | Загадка, открой свою тайну! | 2 | - | 2 |
12-13 | Считалки, потешки. | 2 | 1 | 1 |
14-17 | Русские народные танцы | 4 | | 4 |
18-21 | Волшебная сила русской сказки.
| 4 | 1 | 3 |
1 | Христианские праздники (12ч)
Зимние святки. Дед Мороз. | 12 1 | 7 - | 5 1 |
2-3 | Колядки, колядки! Рождественский сочельник. | 2 | 1 | 1 |
4-5 | Ох,блиночки, масляны бочочки! Народный праздник – Масленица. | 2 | 1 | 1 |
6-7 | Вербный базар. | 2 | 1 | 1 |
8-9 | Пасха и её обычаи. | 2 | 1 | 1 |
10-11 | Библейские легенды. | 2 | 2 | - |
12 | Церковный праздник – Троица. | 1 | 1 | - |
Календарно-тематический план
№ п/п темы | Название темы | Количество часов | Дата. |
теория | практика | Планируемая | Фактичекая |
1 | Тайны народной игры | 1 | | 10.09 | |
2 | Тайна народной игры | | 1 | 17.09 | |
3 | Тайна народной игры | | 1 | 24.09 | |
4 | Тайна народной игры | | 1 | 01.10 | |
5 | Русская народная затейница. « Иван, Иван, вырывай бурьян!» | | 1 | 08.10 | |
6 | Русская народная затейница. « Иван, Иван, вырывай бурьян!» | | 1 | 15.10 | |
7 | Русские народные песни (исторические, лирические, обрядовые) | 1 | | 22.10 | |
8 | Русские народные песни (исторические, лирические, обрядовые) | | 1 | 29.10 | |
9 | Русские народные песни (исторические, лирические, обрядовые) | | 1 | 12.11 | |
10 | Загадка, открой свою тайну! | | 1 | 19.11 | |
11 | Загадка, открой свою тайну! | | 1 | 26.11 | |
12 | Считалки, потешки | 1 | | 03.12 | |
13 | Считалки, потешки. | | 1 | 10,12 | |
14 | Русские народные танцы | | 1 | 17.12 | |
15 | Русские народные танцы | | 1 | 24.12 | |
16 | Зимние святки. Дед Мороз | | 1 | 27.12 | |
17 | Колядки, колядки! Рождественский сочельник. | 1 | | 14.01 | |
18 | Колядки, колядки! Рождественский сочельник. | | 1 | 21.01 | |
19 | Ох, блиночки, масляны бочочки. Народный праздник – Масленица! | 1 | | 28.01 | |
20 | Русские народные танцы | | 1 | 4.02 | |
21 | Волшебная сила русской сказки. | 1 | | 11. 02 | |
22 | Волшебная сила русской сказки. | | 1 | 25. 02 | |
23 | Волшебная сила русской сказки. | | 1 | 4.03 | |
24 | Ох, блиночки, масляны бочочки. Народный праздник – Масленица! | | 1 | 11.03 | |
25 | Волшебная сила русской сказки. | | 1 | 18.03 | |
26 | Вербный базар. | 1 | | 1.04 | |
27 | Вербный базар | | 1 | 8.04 | |
28 | Пасха и её обычаи. | 1 | | 15.04 | |
29 | Пасха и её обычаи. | | 1 | 22.04 | |
30 | Русские народные танцы | | 1 | 29.04 | |
31 | Библейские легенды | 1 | | 6.05 | |
32 | Библейские легенды. | 1 | | 13.05 | |
33 | Церковный праздник – Троица. | 1 | | 20.05 | |
| | | | | |
2 класс
| Семья великая (10 ч) | 10 | 4 | 6 | |
1-2 | Величаем свою семью. | 2 | 1 | 1 | сочинение |
3-4 | Русь великая (дом, семья, деревня) Быт крестьянской семьи. | 2 | 1 | 1 | |
5-6 | О чём расскажет народный костюм. Создание деталей русского костюма. | 2 | 1 | 1 | |
7-8 | Дом крепок стенами (создание модели русской избы) | 2 | 1 | 1 | |
9-10 | Поисковая работа: мир моей семьи. (Создание альбома) | 2 | - | 2 | альбом |
| Тысяча предметов в доме. Откуда они? (24 ч) | 24 | 6 | 18 | |
1-2 | Как пришёл к нам утюжок? | 2 | 1 | 1 | |
3-4 | Звонче голос колокола (валдайский колокольчик) | 2 | 1 | 1 | |
5-6 | Её величество вилка. | 2 | 1 | 1 | |
7-8 | Викторина «Ох, странные это предметы» | 2 | - | 2 | викторина |
9-10 | Ткём и вышиваем | 2 | 1 | 1 | практическое |
11-12 | Посуда из дерева и глины. | 2 | 1 | 1 | |
13-14 | Русские традиции в деревянной посуде. | 2 | - | 2 | |
15-16 | Русские традиции в глиняной посуде. | 2 | - | 2 | |
17-18 | Русские традиции в игрушках. | 2 | 1 | 1 | тест |
19-20 | Праздник русской игрушки. | 2 | - | 2 | |
21-22 | Экскурсия в краеведческий музей. | 2 | - | 2 | |
23-24 | Урок – обобщение. | 2 | - | 2 | конкурс |
| Народные традиции (24 ч) 3 класс | | | | |
1-2 | Духовые народные инструменты. | 2 | 2 | - | |
3-4 | Раз струна, два струна. | 2 | 1 | 1 | |
5-6 | Ударим в барабаны. | 2 | 1 | 1 | |
7-8 | Викторина об инструментах | 2 | - | 2 | викторина |
9-10 | Пирком, да за свадебку. | 2 | 1 | 1 | |
11-12 | Воспитывай лаской. | 2 | 1 | 1 | |
13-14 | Мифические существа, населяющие крестьянскую избу. | 2 | 2 | - | сочинение |
15-16 | Хоровод вожу, на людей гляжу. | 2 | 1 | 1 | |
17-18 | Ах, шей ты мне, матушка, красный сарафан. | 2 | 1 | 1 | |
19-20 | Сама болезнь скажет, что хочет. Лучший доктор – лекарственные травы. | 2 | 2 | - | опрос |
21-22 | Праздник о лекарственных травах. | 2 | - | 2 | |
23-24 | Русская печка – матушка. | 2 | 1 | 1 | |
| Наша земля Аньковская (10 ч) | 10 | 6 | 4 | |
1-2 | Жители нашего края. | 2 | 2 | - | тест |
3-4 | Аньково в истории. | 2 | 1 | 1 | |
5-6 | История Ивановской области. | 2 | 2 | - | опрос |
7-8 | Земляки, прославившие Аньково. | 2 | 1 | 1 | |
9-10 | Экскурсия в Ильинский краеведческий музей | 2 | - | 2 | |
4 класс
| Мировое древо славян (10ч) | 10 | 9 | 1 | |
1-2 | Мать Земля и отец Небо. Славянские боги. | 2 | 2 | - | |
3-4 | Домовой, дворовой. Лес и леший. | 2 | 2 | - | |
5-6 | Хлеб, вода и водяной. Кузница и мельница. | 2 | 2 | - | |
7-8 | Человеческая жизнь: от смерти к рождению. Имя. | 2 | 1 | 1 | сочинение |
9-10 | Взросление. Коса и борода. Звёздный мост (погребение) | 2 | 2 | - | |
| Жилище (8 ч) | 8 | 6 | 2 | |
1-2 | Места добрые и недобрые. Выбор места у славян для дома и селения. | 2 | 2 | - | |
3-4 | Без Троицы дом не строится. Легенды. | 2 | 2 | - | |
5-6 | Новоселье. Красный угол. | 2 | 1 | 1 | |
7-8 | В едином хлебе. | 2 | 1 | 1 | |
| Народные промыслы (16ч) | 12 | 8 | 8 | |
1-2 | Былины древней Руси | 2 | 2 | - | |
3-4 | Исторические памятники. | 2 | 1 | 1 | викторина |
5-6 | Жостово. Палех. | 2 | 1 | 1 | |
7-8 | Хохлома. | 2 | 1 | 1 | |
9-10 | Городец. Гжель. | 2 | 1 | 1 | |
11-12 | Вологодское кружево. | 2 | 1 | 1 | тест |
13-14 | Что скажет старинная прялка. | 2 | 1 | 1 | |
15-16 | Обобщающий урок. Экскурсия в краеведческий музей. | 2 | - | 2 | |
Содержание программы
1 класс (33 часа)
Малые разделы русского фольклора (21ч)
Тайны народной игры.
Русская народная затейница.
«Иван, Иван, вырывай бурьян!»
Русские народные песни (исторические, лирические, обрядовые)
Загадка, открой свою тайну!
Считалки, потешки.
Волшебная сила русской сказки.
Русские народные танцы
Христианские праздники (12ч)
Зимние святки. Дед Мороз.
Колядки, колядки!
Рождественский сочельник.
Ох,блиночки, масляны бочочки!
Народный праздник – Масленица.
Вербный базар.
Пасха и её обычаи.
Библейские легенды.
Церковный праздник – Троица.
В результате освоения программы у учащихся будут сформированы следующие
личностные результаты:
восприятие истории культуры русского народа как явления национальной культуры;
ценностное отношение к историческому прошлому;
потребность в познании русской истории, любознательность;
потребность в развитии своей речи, коммуникативности.
метапредметные результаты:
умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания);
умение задавать вопросы;
умение анализировать, сравнивать, обобщать;
умение определять проблему и проводить мини-исследования;
предметные результаты:
знание русской истории, традиций русского народа, малых форм русского фольклора;
умение применять полученные знания на практике, в жизни;
правильно осуществлять выбор языковых средств.
Список литературы для учителя
М.Ю.Новицкая «Введение в народоведение».
«Родная земля 1-2 классы» Книга для учителя.1998 г. Изд . «Дрофа»
М.Ю. Новицкая «Родная земля». Учебник - тетрадь №1,2,3,4.Изд. «Дрофа» 1997г.
Г.М. Науменко. Народная мудрость и знания о ребёнке. 2001 г. Изд. «Дрофа»
“Русские народные сказки”. Рига, 1993 г.
Г.Федоров, “Глина”, Москва, 1997 г.
М. Ильин, “Сто тысяч почему?” Дагучнедгиз, 1983 г.
С. Газарян, “Прекрасное – своими руками”, Москва, 1987 г.
З. Марина, “Лепим из пластилина”, СПб. “Кристалл” 1997 г.
В. Горичева, “Сказку сделаем из глины”, Ярославль “Академия развития”, 1997 г
М. Нагибина, “Чудеса из ткани своими руками”, Ярославль “Академия развития”, 1997 г.
О. Карпов, “Веселый меридиан”, Новгородский НГУ им. Я.Мудрого, 1997 г.
Т. Кабинетская, “Традиционные русские праздники в нач. школе”, Псков, 1996 г.А. Кинеман, “Детские народные подвижные игры”, Москва “Просвещение”, 1995 г.
С. Шмаков, “Нетрадиционные праздники в школе”, Москва “Новая школа”, 1997г.
И. Панкеев, “Русские праздники”, Москва, 1998 г.
Т. Тарабина, “Пословицы поговорки”, Ярославль “Академия развития”, 1997 г.
Т. Тарабина, “Тысяча загадок”, Ярославль “Академия развития”, 1997 г.
В. Степанов “Русские пословицы и поговорки в играх”, АСТпресс Москва, 1998г
Список литературы для учащихся
.М.Ю. Новицкая «Родная земля». Учебник - тетрадь №1,2,3,4.Изд. «Дрофа» 1997г.
. Русские народные сказки”. Рига, 1993 г.
25.Г.Федоров, “Глина”, Москва, 1997 г.
М. Ильин, “Сто тысяч почему?” Дагучнедгиз, 1983 г.
С. Газарян, “Прекрасное – своими руками”, Москва, 1987 г.
З. Марина, “Лепим из пластилина”, СПб. “Кристалл” 1997 г.
В. Горичева, “Сказку сделаем из глины”, Ярославль “Академия развития”, 1997 г
26