СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русское искусство второй половины 19 века

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация"Русское искусство второй половины 19 века"

Просмотр содержимого документа
«Русское искусство второй половины 19 века»

Русское искусство  второй половины XIX века Автор презентации Т.К.Кудухова, учитель истории и обществознания МКОУ СОШ №2с. Эльхотово Кировского района РСО-Алания

Русское искусство

второй половины XIX века

Автор презентации Т.К.Кудухова,

учитель истории и обществознания

МКОУ СОШ №2с. Эльхотово

Кировского района РСО-Алания

Исаак Ильич Левитан (1860-1900гг.) Автопортрет (1880)

Исаак Ильич Левитан (1860-1900гг.)

Автопортрет (1880)

                                         Над вечным покоем (1894)

                                      

Над вечным покоем (1894)

Вечерний звон

Вечерний звон

Март

Март

Золотая осень

Золотая осень

Ива́н Никола́евич Крамско́й (1837-1887)  Автопортрет

Ива́н Никола́евич Крамско́й (1837-1887)

Автопортрет

 Христос в пустыне. 1872

Христос в пустыне. 1872

Русалки

Русалки

Неизвестная. 1883

Неизвестная. 1883

Портрет Павла Михайловича Третьякова. 1876

Портрет Павла Михайловича Третьякова. 1876

Василий Иванович Суриков (1848-1916) Автопортрет Портрет Сурикова работы Репина

Василий Иванович Суриков (1848-1916)

Автопортрет

Портрет Сурикова работы Репина

                                        «Переход Суворова через Альпы»

                                      

«Переход Суворова через Альпы»

Боярыня Морозова

Боярыня Морозова

 Меньшиков в Берёзове

Меньшиков в Берёзове

Утро стрелецкой казни

Утро стрелецкой казни

Василий Васильевич Верещагин(1842-1904)

Василий Васильевич Верещагин(1842-1904)

Апофеоз войны. 1871

Апофеоз войны. 1871

Верещагин последовательно изображает гибель одного из русских солдат. На первой картине изображен по колени занесенный метелью часовой, забытый своим воинским начальством. На второй — он, верный воинскому долгу, стоит, хотя и засыпан снегом по самую грудь. На третьей — только огромный сугроб снега на месте солдата, единственная память о котором — угол шинели, пока еще не занесенный снегом.

Верещагин последовательно изображает гибель одного из русских солдат. На первой картине изображен по колени занесенный метелью часовой, забытый своим воинским начальством. На второй — он, верный воинскому долгу, стоит, хотя и засыпан снегом по самую грудь. На третьей — только огромный сугроб снега на месте солдата, единственная память о котором — угол шинели, пока еще не занесенный снегом.

На Шипке все спокойно Название картины было взято художником из циничного рапорта генерала Федора Радецкого, армия которого потеряла от обморожений и болезней больше солдат, чем в боях.

На Шипке все спокойно

Название картины было взято художником из циничного рапорта генерала Федора Радецкого, армия которого потеряла от обморожений и болезней больше солдат, чем в боях.

Никола́й Никола́евич Ге 1831-1894 Николай Ге родился в Воронеже, в семье  помещика   Николая Ге. Дед художника эмигрировал из Франции в Россию в конце XVIII века портрет работы Николая Ярошенко

Никола́й Никола́евич Ге

1831-1894

Николай Ге родился в Воронеже, в семье  помещика

  Николая Ге. Дед художника эмигрировал из Франции в Россию в конце XVIII века

портрет работы

Николая Ярошенко

Сам художник так рассказывал о том, как ему пришла идея написания этой картины [16][27] : Совет Академии художеств  высоко оценил мастерство художника, проявленное им при написании этой картины, и присвоил ему звание профессора исторической живописи, а само полотно было приобретено императором Александром II для музея Академии художеств Я увидел там горе Спасителя, теряющего навсегда ученика — человека. Близ него лежал Иоанн: он всё понял, но не верит возможности такого разрыва; я увидел Петра, вскочившего, потому что он тоже понял всё и пришёл в негодование — он горячий человек; увидел я, наконец, и Иуду: он непременно уйдёт. Вот, понял я, что мне дороже моей жизни, вот тот, в слове которого не я, а все народы потонут. Что же! Вот она картина! Через неделю была подмалёвана   картина, в настоящую величину, без эскиза.

Сам художник так рассказывал о том, как ему пришла идея написания этой картины [16][27] :

Совет Академии художеств  высоко оценил мастерство художника, проявленное им при написании этой картины, и присвоил ему звание профессора исторической живописи, а само полотно было приобретено императором Александром II для музея Академии художеств

Я увидел там горе Спасителя, теряющего навсегда ученика — человека. Близ него лежал Иоанн: он всё понял, но не верит возможности такого разрыва; я увидел Петра, вскочившего, потому что он тоже понял всё и пришёл в негодование — он горячий человек; увидел я, наконец, и Иуду: он непременно уйдёт. Вот, понял я, что мне дороже моей жизни, вот тот, в слове которого не я, а все народы потонут. Что же! Вот она картина! Через неделю была подмалёвана  картина, в настоящую величину, без эскиза.

«Что есть истина?» Христос и Пилат . 1890

«Что есть истина?» Христос и Пилат . 1890

Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе

Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе

Васи́лий Григо́рьевич Перо́в( Васильев , Криденер ) (1834-1882)  русский живописец, один из членов-учредителей Товарищества передвижных художественных выставок. Автопортрет. 1879

Васи́лий Григо́рьевич Перо́в( Васильев , Криденер ) (1834-1882) русский живописец, один из членов-учредителей Товарищества передвижных художественных выставок.

Автопортрет. 1879

Проводы покойника

Проводы покойника

Охотники на привале

Охотники на привале

Русский художник, присоединившийся к передвижникам. Константи́н Его́рович Мако́вский(1839-1915)

Русский художник, присоединившийся к передвижникам.

Константи́н Его́рович Мако́вский(1839-1915)

Дети, бегущие от грозы. 1872.   Холст, масло. 167х102 см

Дети, бегущие от грозы. 1872.

Холст, масло. 167х102 см

Один из самых ярких представителей русского реализма второй половины XIX века, основатель Товарищества передвижных художественных выставок. Основная тема, к которой обращался художник — крестьянский быт . Григорий Григорьевич Мясоедов (1834-1911) Портрет работы И. Е. Репина (1904)

Один из самых ярких представителей русского реализма второй половины XIX века, основатель Товарищества передвижных художественных выставок. Основная тема, к которой обращался художник — крестьянский быт .

Григорий Григорьевич Мясоедов (1834-1911)

Портрет работы И. Е. Репина (1904)

Земство обедает

Земство обедает

Сожжение протопопа Аввакума

Сожжение протопопа Аввакума

«Гениальный мальчик» — такое определение чаще других встречается в оценке творчества Федора Васильева. Подвижный, остроумный, необычайно обаятельный, он казался всем, кто видел его впервые, родившимся в сорочке.  Что-то напоминающее Моцарта или молодого Пушкина было в натуре Васильева, солнечной и артистичной. «Нет у нас пейзажиста-поэта в настоящем смысле этого слова, и если кто может и должен им быть, то это только Васильев»  И. Крамской. Фёдор Алекса́ндрович Васи́льев (1850 -1873. Автопортрет

«Гениальный мальчик» — такое определение чаще других встречается в оценке творчества Федора Васильева. Подвижный, остроумный, необычайно обаятельный, он казался всем, кто видел его впервые, родившимся в сорочке. Что-то напоминающее Моцарта или молодого Пушкина было в натуре Васильева, солнечной и артистичной.

«Нет у нас пейзажиста-поэта в настоящем смысле этого слова,

и если кто может и должен им быть, то это только Васильев»

И. Крамской.

Фёдор Алекса́ндрович Васи́льев (1850 -1873. Автопортрет

Мокрый луг

Мокрый луг

Оттепель

Оттепель

Илларион Михайлович  Пр´янишников (1840—1894) русский художник и педагог, мастер жанровой живописи, действительный член Петербургской академии художеств (с 1893), один из основателей товарищества передвижников. Фото И. М. Прянишникова, 1885 г .

Илларион Михайлович

Пр´янишников (1840—1894)

русский художник и педагог, мастер жанровой живописи, действительный член Петербургской академии художеств (с 1893), один из основателей товарищества передвижников.

Фото И. М. Прянишникова, 1885 г .

 В этом небольшом полотне дано оригинальное решение типичной для бытового жанра пореформенного десятилетия темы унижения человеческого достоинства, бездушия и жестокости в мире, где все продается и покупается. Изобразив подгулявших купцов-толстосумов, которые с издевкой заставляют плясать под гармошку бедного пожилого чиновника, художник с большой достоверностью продемонстрировал целую галерею образчиков морального уродства и самодовольного хамства.

В этом небольшом полотне дано оригинальное решение типичной для бытового жанра пореформенного десятилетия темы унижения человеческого достоинства, бездушия и жестокости в мире, где все продается и покупается. Изобразив подгулявших купцов-толстосумов, которые с издевкой заставляют плясать под гармошку бедного пожилого чиновника, художник с большой достоверностью продемонстрировал целую галерею образчиков морального уродства и самодовольного хамства.

«Шутники, Гостиный двор в Москве» 1865г. ГТГ 

«Шутники, Гостиный двор в Москве» 1865г. ГТГ 

В 1812 году. 1874 год. Государственная Третьяковская галерея.  Холст, масло 83 x 141

В 1812 году.

1874 год. Государственная Третьяковская галерея. Холст, масло 83 x 141

Васи́лий Дми́триевич Поле́нов  1844- 1927 Русский художник, мастер исторической, пейзажной и жанровой живописи, педагог. Народный художник Республики (1926). В. Д. Поленов.  Портрет работы И. Репина (1877)

Васи́лий Дми́триевич Поле́нов

1844- 1927

Русский художник, мастер исторической, пейзажной и жанровой живописи, педагог. Народный художник Республики (1926).

В. Д. Поленов. Портрет работы И. Репина (1877)

Московский дворик. 1877 год. Государственная Третьяковская галерея.

Московский дворик.

1877 год. Государственная Третьяковская галерея.

Заросший пруд 1879г.

Заросший пруд 1879г.

Бабушкин сад 1878

Бабушкин сад 1878

Илья́ Ефи́мович Ре́пин (1844 -1930 Русский художник-живописец, мастер портрета, исторических и бытовых сцен. В 1874  — примкнул К Товариществу передвижных художественных выставок. Академик Императорской Академии художеств.  Мемуарист, автор ряда очерков, составивших книгу воспоминаний «Далёкое близкое». Преподаватель. Автопортрет

Илья́ Ефи́мович Ре́пин (1844 -1930

Русский художник-живописец, мастер портрета, исторических и бытовых сцен. В 1874  — примкнул К Товариществу передвижных художественных выставок. Академик Императорской Академии художеств.

Мемуарист, автор ряда очерков, составивших книгу воспоминаний «Далёкое близкое». Преподаватель.

Автопортрет

Не ждали 1884—1888

Не ждали 1884—1888

Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года , 1885. масло холст

Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года , 1885. масло холст

Среди высокопоставленных сановников самодержавия Победоносцев был одним из самых страшных деятелей. Убежденный реакционер, беспощадный душитель любых ростков свободы, он олицетворял собой все мракобесие своего времени. Внешне корректный, сдержанный, сухо вежливый, он был как бы лишен естественных человеческих чувств. Таким и представил его в своем портрете Репин.      Тончайшими, едва уловимыми оттенками цвета, свободными, будто даже небрежными, но в действительности подчиненными точно выверенному рисунку мазками, запечатлены, а точнее — выявлены сухие, чуждые улыбке губы, холодный взгляд полуприкрытых веками глаз, весь ханжеский облик человека, неспособного к живому душевному движению, опустошенного и беспощадн ого. Портрет К. П. Победоносцева, Репин, 1903

Среди высокопоставленных сановников самодержавия Победоносцев был одним из самых страшных деятелей. Убежденный реакционер, беспощадный душитель любых ростков свободы, он олицетворял собой все мракобесие своего времени. Внешне корректный, сдержанный, сухо вежливый, он был как бы лишен естественных человеческих чувств. Таким и представил его в своем портрете Репин.    Тончайшими, едва уловимыми оттенками цвета, свободными, будто даже небрежными, но в действительности подчиненными точно выверенному рисунку мазками, запечатлены, а точнее — выявлены сухие, чуждые улыбке губы, холодный взгляд полуприкрытых веками глаз, весь ханжеский облик человека, неспособного к живому душевному движению, опустошенного и беспощадн ого.

Портрет К. П. Победоносцева, Репин, 1903

Запорожцы пишут письмо турецкому султану. Русский музей .1880-1891

Запорожцы пишут письмо турецкому султану. Русский музей .1880-1891

Арест пропагандиста. 1880-1889, 1892

Арест пропагандиста. 1880-1889, 1892

Впервые художник задумал написать данную картину после того, как ему пришлось стать свидетелем расправы над «народными преступниками». Как известно, эти люди вовсе не были преступниками, просто они не хотели подчиняться властям. Позже этот суд получил название «Процесс 193-х». Данные события происходили в Петербурге в 1878 году.

Окончательный вариант картины «арест пропагандиста», которую Репин начал писать еще в 1880 году, появился только спустя несколько лет. Художник постоянно дорабатывал ее. Все изменения он вносил из-за того, что хотел добиться максимальной честности и правдивости картины.

На самом деле, получилась она очень реальной. Репин выделил главного героя при помощи использования разнообразных художественных средств. Его ярко-красная рубаха контрастирует с окружающим фоном. Точно также отличны и его мысли, взгляды, понимание жизни. Он видит окружающую действительность не так, как все те, кто его арестовывает. Он – настоящий революционер с прогрессивными взглядами и идеями. Расположен пропагандист в самом центре. За счет этого художник умело подметил его взгляд. Смотрит революционер очень сурово на человека, расположенного у самой стены. В его глазах – ненависть по отношению к нему, но он не боится. Он очень спокоен. Именно это спокойствие и подчеркивает то, что арестант имеет несгибаемую волю и силу духа.

Все остальные совершенно не переживают за то, как сложится дальнейшая судьба героя. Собравшаяся толпа просто с интересом смотрит на то, как будут дальше развиваться события.

«Арест пропагандиста» относится к «народовольческой» серии произведений художника.

Ви́ктор Миха́йлович Васнецо́в (1848 -1926) Русский художник-живописец и архитектор, мастер исторической и фольклорной живописи. Автопортрет. 1873

Ви́ктор Миха́йлович Васнецо́в (1848 -1926)

Русский художник-живописец и архитектор, мастер исторической и фольклорной живописи.

Автопортрет. 1873

  Царь Иван Васильевич Грозный (1897)   Аленушка. 1881. ГТГ

  Царь Иван

Васильевич

Грозный

(1897)  

Аленушка. 1881. ГТГ

Богатыри

Богатыри

Алексей Кондратьевич Саврасов – выдающийся художник, один из основателей русской пейзажной школы(1830- 1897)

Алексей Кондратьевич Саврасов – выдающийся художник, один из основателей русской пейзажной школы(1830- 1897)

Грачи прилетели

Грачи прилетели

Васнецов В.М. Портрет Куинджи Архипа Ивановича, 1869

Васнецов В.М. Портрет Куинджи Архипа Ивановича, 1869

Архип Иванович Куинджи  (1841-1910)  Фамилия «Куинджи» (в первоначальной транскрипции Куюмджи) на татарском языке означает название ремесла: «золотых дел мастер». Известно, что дед художника действительно был ювелиром.

Архип Иванович Куинджи  (1841-1910)

Фамилия «Куинджи» (в первоначальной транскрипции Куюмджи) на татарском языке означает название ремесла: «золотых дел мастер». Известно, что дед художника действительно был ювелиром.

  Березовая роща. 1879

  Березовая роща. 1879

Великий князь Константин Константинович, купивший картину, (Лунная ночь на Днепре) не захотел расстаться с полотном, даже отправляясь в кругосветное путешествие. И.С.Тургенев, находившийся в это время в Париже (в январе 1881 года), пришел в ужас от этой мысли, о чем возмущенно писал писателю Д.В.Григоровичу: «Нет никакого сомнения, что картина... вернется совершенно погубленной, благодаря соленым испарениям воздуха и пр.». Он даже посетил великого князя в Париже, пока его фрегат стоял в порту Шербурга, и уговаривал того прислать картину на короткое время в Париж. И.С.Тургенев надеялся, что ему удастся уговорить его оставить картину на выставке в галерее Зедельмейера, но уговорить князя не удалось.   Влажный, пропитанный солью морской воздух, конечно, отрицательно повлиял на состав красок, и пейзаж стал темнеть. Но лунная рябь на реке и сияние самой луны переданы гениальным А.И.Куинджи с такой силой, что, глядя на картину даже сейчас, зрители немедленно подпадают под власть вечного и Божественного.

Великий князь Константин Константинович, купивший картину, (Лунная ночь на Днепре) не захотел расстаться с полотном, даже отправляясь в кругосветное путешествие. И.С.Тургенев, находившийся в это время в Париже (в январе 1881 года), пришел в ужас от этой мысли, о чем возмущенно писал писателю Д.В.Григоровичу: «Нет никакого сомнения, что картина... вернется совершенно погубленной, благодаря соленым испарениям воздуха и пр.». Он даже посетил великого князя в Париже, пока его фрегат стоял в порту Шербурга, и уговаривал того прислать картину на короткое время в Париж. И.С.Тургенев надеялся, что ему удастся уговорить его оставить картину на выставке в галерее Зедельмейера, но уговорить князя не удалось.  Влажный, пропитанный солью морской воздух, конечно, отрицательно повлиял на состав красок, и пейзаж стал темнеть. Но лунная рябь на реке и сияние самой луны переданы гениальным А.И.Куинджи с такой силой, что, глядя на картину даже сейчас, зрители немедленно подпадают под власть вечного и Божественного.

Лунная ночь на Днепре

Лунная ночь на Днепре

Иван Иванович Шишкин  (1832-1898) Портрет И. И. Шишкина. Крамской И. Н. 110х78

Иван Иванович Шишкин  (1832-1898)

Портрет И. И. Шишкина. Крамской И. Н. 110х78

Утро в сосновом бору

Утро в сосновом бору

Рожь 1878

Рожь 1878

Иван Иванович Шишкин: На севере диком (1891)

Иван Иванович Шишкин: На севере диком (1891)

Николай Александрович Ярошенко родился в семье военного. Будущий художник первоначально продолжил дело своего отца – окончил кадетский корпус, Михайловское артиллерийское училище. Дослужился до чина генерал-майора, в котором в 1892 году вышел в отставку. Военную службу сочетал с занятиями искусством. Наибольшее значение для формирования мировоззрения и художественного стиля оказали на Ярошенко занятия в классах Рисовальной школы у И.Н.Крамского, посещал также рисовальные классы Академии художеств. Николай Александрович Ярошенко  - живописец-портретист, мастер бытового жанра   (1846-1898)

Николай Александрович Ярошенко родился в семье военного. Будущий художник первоначально продолжил дело своего отца – окончил кадетский корпус, Михайловское артиллерийское училище. Дослужился до чина генерал-майора, в котором в 1892 году вышел в отставку.

Военную службу сочетал с занятиями искусством. Наибольшее значение для формирования мировоззрения и художественного стиля оказали на Ярошенко занятия в классах Рисовальной школы у И.Н.Крамского, посещал также рисовальные классы Академии художеств.

Николай Александрович Ярошенко  - живописец-портретист, мастер бытового жанра  (1846-1898)

Всюду жизнь. 1888

Всюду жизнь. 1888

Курсистка. 1883 Кочегар. 1878. Г Т Г

Курсистка. 1883

Кочегар. 1878. Г Т Г

Валентин Александрович Серов(1865-1911)  — русский живописец и график.  Был членом Товарищества передвижных художественных выставок и объединения «Мир искусства». Серов Валентин Александрович. Автопортрет. 1880 год

Валентин Александрович Серов(1865-1911)  — русский живописец и график.  Был членом Товарищества передвижных художественных выставок и объединения «Мир искусства».

Серов Валентин Александрович. Автопортрет. 1880 год

Картина была выставлена в Москве. Художник Нестеров написал своей сестре, делясь впечатлением: «Из картин и портретов на выставке самый значительный — это портрет, писанный Серовым с Верушки Мамонтовой. Вышла чудная вещь, которая в Париже сделала бы имя художника очень известным, но у нас подобное явление немыслимо: примут за помешанного и уберут с выставки — настолько это ново и оригинально». И все-таки именно с этой картины началась слава Валентина Александровича Серова, как художника-портретиста. Девочка с персиками(1887)

Картина была выставлена в Москве.

Художник Нестеров написал своей сестре, делясь впечатлением: «Из картин и портретов на выставке самый значительный — это портрет, писанный Серовым с Верушки Мамонтовой. Вышла чудная вещь, которая в Париже сделала бы имя художника очень известным, но у нас подобное явление немыслимо: примут за помешанного и уберут с выставки — настолько это ново и оригинально».

И все-таки именно с этой картины началась слава Валентина Александровича Серова, как художника-портретиста.

Девочка с персиками(1887)

Валентин Александрович Серов: Девушка, освещенная солнцем (Портрет М. Я. Симонович). 1888

Валентин Александрович Серов: Девушка, освещенная солнцем (Портрет М. Я. Симонович). 1888

«Могучая кучка» — творческое содружество русских композиторов, сложившееся в конце 50 — начале 60-х гг. 19 века. Известно также под названием «Новая русская музыкальная школа», Балакиревский кружок. В «Могучую кучку» входили  М. А. Балакирев ,  А. П. Бородин , Ц. А. Кюи ,  М. П. Мусоргский ,  Н. А. Римский-Корсаков . Временно примыкали к ней А. С. Гуссаковский, H. H. Лодыженский, Н. В. Щербачёв, отошедшие впоследствии от композиторской деятельности. Источником образного наименования послужила статья В. В. Стасова «Славянский концерт г. Балакирева» (по поводу концерта под управлением Балакирева в честь славянских делегаций на Всероссийской этнографической выставке в 1867), которая заканчивалась пожеланием, чтобы славянские гости «навсегда сохранили воспоминания о том, сколько поэзии, чувства, таланта и умения есть у маленькой, но уже могучей кучки русских музыкантов».

«Могучая кучка» — творческое содружество русских композиторов, сложившееся в конце 50 — начале 60-х гг. 19 века. Известно также под названием «Новая русская музыкальная школа», Балакиревский кружок. В «Могучую кучку» входили  М. А. Балакирев А. П. Бородин , Ц. А. Кюи М. П. Мусоргский Н. А. Римский-Корсаков . Временно примыкали к ней А. С. Гуссаковский, H. H. Лодыженский, Н. В. Щербачёв, отошедшие впоследствии от композиторской деятельности. Источником образного наименования послужила статья В. В. Стасова «Славянский концерт г. Балакирева» (по поводу концерта под управлением Балакирева в честь славянских делегаций на Всероссийской этнографической выставке в 1867), которая заканчивалась пожеланием, чтобы славянские гости «навсегда сохранили воспоминания о том, сколько поэзии, чувства, таланта и умения есть у маленькой, но уже могучей кучки русских музыкантов».

Александр Порфирьевич Бородин 1833 -1887)  композитор и учёный-химик Александр Порфирьевич Бородин родился в Санкт-Петербурге 31 октября (12 ноября) 1833 года от внебрачной связи князя Луки Степановича Гедеванишвили (1772—1840) и Евдокии Константиновны Антоновой и при рождении был записан сыном крепостного слуги князя — Порфирия Ионовича Бородина и его жены Татьяны Григорьевны. До 7 лет мальчик являлся крепостным своего отца, который перед смертью в 1840 году дал сыну вольную и купил четырёхэтажный дом для него и Евдокии Константиновны, выданной замуж за военного врача Клейнеке.  Портрет кисти И.Е.Репина. 1888

Александр Порфирьевич Бородин 1833 -1887)  композитор и учёный-химик

Александр Порфирьевич Бородин родился в Санкт-Петербурге 31 октября (12 ноября) 1833 года от внебрачной связи князя Луки Степановича Гедеванишвили (1772—1840) и Евдокии Константиновны Антоновой и при рождении был записан сыном крепостного слуги князя — Порфирия Ионовича Бородина и его жены Татьяны Григорьевны.

До 7 лет мальчик являлся крепостным своего отца, который перед смертью в 1840 году дал сыну вольную и купил четырёхэтажный дом для него и Евдокии Константиновны, выданной замуж за военного врача Клейнеке. 

Портрет кисти И.Е.Репина. 1888

Опера «Князь Игорь»

Опера «Князь Игорь»

Модест Петрович Мусоргский  (1839-1881) — русский композитор. Создал монументальные народные музыкальныедрамы «Борис Годунов» (1869, 2-я редакция 1872) и «Хованщина» (1872-1880, завершена Николаем Андреевичем Римским-Корсаковым, 1883). Запечатлел живые человеческие образы также в песнях — драматических сценках, в которых обращался к социально заостренным темам из народной жизни («Калистрат», «Сиротка»). Среди сочинений: опера «Сорочинская ярмарка» (1874-1880, окончена Цезарем Антоновичем Кюи, 1916), фортепианный цикл «Картинки с выставки» (1874), вокальные циклы «Детская» (1872), «Без солнца» (1874), «Песни и пляски смерти» (1877). Илья́ Ефи́мович Ре́пин  Портрет композитора Модеста Петровича Мусоргского . 1881. ГТГ

Модест Петрович Мусоргский  (1839-1881) — русский композитор. Создал монументальные народные музыкальныедрамы «Борис Годунов» (1869, 2-я редакция 1872) и «Хованщина» (1872-1880, завершена Николаем Андреевичем Римским-Корсаковым, 1883). Запечатлел живые человеческие образы также в песнях — драматических сценках, в которых обращался к социально заостренным темам из народной жизни («Калистрат», «Сиротка»). Среди сочинений: опера «Сорочинская ярмарка» (1874-1880, окончена Цезарем Антоновичем Кюи, 1916), фортепианный цикл «Картинки с выставки» (1874), вокальные циклы «Детская» (1872), «Без солнца» (1874), «Песни и пляски смерти» (1877).

Илья́ Ефи́мович Ре́пин

Портрет композитора Модеста Петровича Мусоргского . 1881. ГТГ

Цезарь Антонович Кюи(1835-1918) русский композитор и музыкальный критик, член «Могучей кучки» и Беляевского кружка, профессор фортификации, инженер-генерал Зрелым композитором Кюи выступает в конце 60-х годов 19 столетия. Лучшими его оперными произведениями справедливо считаются оперы « Вильям Ратклиф » (1869 ) и «Анджело» (1876 ) Илья Ефимович Репин: Портрет композитора Цезаря Антоновича Кюи. 1890

Цезарь Антонович Кюи(1835-1918)

русский композитор и музыкальный критик, член «Могучей кучки» и Беляевского кружка, профессор фортификации, инженер-генерал

Зрелым композитором Кюи выступает в конце 60-х годов 19 столетия. Лучшими его оперными произведениями справедливо считаются оперы « Вильям Ратклиф » (1869 ) и «Анджело» (1876 )

Илья Ефимович Репин: Портрет композитора Цезаря Антоновича Кюи. 1890

Николай Андреевич Римский-Корсаков  (1844-1908) — русский  композитор, дирижер, музыкально-общественный деятель. Живописно-изобразительный характер музыки, особой чистоты лирика присущи произведениям, связанным с миром сказки, с поэзией русской природы, картинами народного быта, немаловажна роль и образов Востока . 15 опер «Псковитянка» (1872), «Майская ночь» (1879), «Снегурочка» (1881), «Садко» (1896), «Царская невеста» (1898), «Кащей бессмертный» (1902), «Сказание о невидимом граде Китеже...» (1904), «Золотой петушок» (1907); «Испанское каприччио» (1887), «Шехеразада» (1888) и другие сочинения для оркестра, романсы, обработки русских народных песен.

Николай Андреевич Римский-Корсаков  (1844-1908) — русский композитор, дирижер, музыкально-общественный деятель. Живописно-изобразительный характер музыки, особой чистоты лирика присущи произведениям, связанным с миром сказки, с поэзией русской природы, картинами народного быта, немаловажна роль и образов Востока .

15 опер «Псковитянка» (1872), «Майская ночь» (1879), «Снегурочка» (1881), «Садко» (1896), «Царская невеста» (1898), «Кащей бессмертный» (1902), «Сказание о невидимом граде Китеже...» (1904), «Золотой петушок» (1907); «Испанское каприччио» (1887), «Шехеразада» (1888) и другие сочинения для оркестра, романсы, обработки русских народных песен.

  Один из основателей (в 1862 году) и руководитель (в 1868-1873 и 1881-1908 годах) Бесплатной музыкальной школы. Дирижер Русского музыкального общества (1867-1869), управляющий Придворной певческой капеллой (1883-94). «Увертюра на темы трех русских песен» (1858; 2-я редакция 1881), симфонические поэмы «Тамара» (1882), «Русь» (1887), «В Чехии» (1905), восточная фантазия для фортепиано «Исламей» (1869), романсы, обработки русских народных песен . Милий Алексеевич Балакирев русский композитор, пианист, дирижёр, глава «Могучей кучки» (1837-1910)

  Один из основателей (в 1862 году) и руководитель (в 1868-1873 и 1881-1908 годах) Бесплатной музыкальной школы. Дирижер Русского музыкального общества (1867-1869), управляющий Придворной певческой капеллой (1883-94). «Увертюра на темы трех русских песен» (1858; 2-я редакция 1881), симфонические поэмы «Тамара» (1882), «Русь» (1887), «В Чехии» (1905), восточная фантазия для фортепиано «Исламей» (1869), романсы, обработки русских народных песен .

Милий Алексеевич Балакирев

русский композитор, пианист, дирижёр, глава «Могучей кучки» (1837-1910)

Пётр Ильич Чайковский русский композитор, дирижёр, педагог, музыкально-общественный деятель, музыкальный журналист  Оперы Евгений Онегин Пиковая дама Балеты Лебединое озеро Спящая красавица Щелкунчик

Пётр Ильич Чайковский

русский композитор, дирижёр, педагог, музыкально-общественный деятель, музыкальный журналист 

Оперы

Евгений Онегин

Пиковая дама

Балеты

Лебединое озеро

Спящая красавица

Щелкунчик


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!