2. Минутка чистописания | -Начнём урок с минутки чистописания. -Для начала проведем пальчиковую гимнастику. Раз, два, три, четыре, пять – Будем листья собирать. Листья берёзы, Листья рябины, Листики тополя, Листья осины, Листики дуба мы соберём, Маме осенний букет отнесём. -Послушайте загадку и отгадайте букву, которую вы будете писать. Стер с бумаги ластик наш Все, что сделал карандаш, А чернила не сумел – Превратился в букву… (Эль) -Молодцы! Что вы видите на доске? (буквы Лл заглавная и строчная, сочетание лк, слово лук) -Посмотрите внимательно и скажите, какое соединение у заглавной и строчной букв Лл? (нижнее). А какое соединение в сочетании строчных букв л и к? (верхнее). Верно. А в слове лук какие соединения? (У букв л и у верхнее, и у букв у и к верхнее соединение). (На слайде фото, как правильно сидеть при письме и как правильно держать ручку) -Посмотрите. как правильно сидеть при письме, сядьте также. Возьмите правильно ручку, как изображено на картинке. Тетрадь у вас должна находиться под наклоном. -Теперь пропишите до конца строки буквы и сочетания, написанные на доске, чередуя. | Сжимают и разжимают кулачки Загибают на каждую строчку по одному пальцу Сжимают и разжимают кулачки | Коммуникативные УУД (умение выражать свои мысли, навыки сотрудничества учителя с учениками) Регулятивные УУД (умение осуществлять действие по образцу, осуществлять взаимопроверку) Познавательные УУД (умение строить речевое высказывание) |
3. Словарная работа | -Ребята, теперь будем работать со словарём. Записываем в тетради слово словарь. Вам нужно отгадать, с какими именно словами мы будем работать. Послушайте загадки. Ловко прыгает зверек, Вместо хвостика пушок, Ушки длинные торчат, Глазки-бусинки глядят, Его морковкой угости, Съест ее на раз, два, три. -Записываем слово заяц. (Ученик выходит к доске, вставляет букву и подчеркивает) - Записываем слово. На какой слог падает ударение? -Отгадаем следующее слово. Из трёх зимних братьев, Он первым явился. Морозом и снегом, Успел поделиться! - Записываем слово декабрь. На какой слог падает ударение? -Отгадаем следующее слово. Нарисует он картину, Домик, солнце и машину, Только надо наточить, Будет долго он служить. -Записываем слово карандаш. На какой слог падает ударение? -Послушайте следующую загадку. Он на дереве сидит, Все стучит, стучит, стучит. Ищет он жучков в коре Чтоб обед добыть себе. -Запишем слово дятел. На какой слог падает ударение? -Отгадаем следующее слово. На дереве сидит, “Кар-кар!” кричит, Никого не боится Разбойница птица. | - Заяц - Ударение падает на 1 слог зА, запоминаем безударную гласную Я во втором слоге - Букву я -Декабрь - Ударение падает на 2 слог Ка, запоминаем безударную гласную е в 1 слоге. - Карандаш - Ударение падает на 3 слог дАш, запоминаем буквы А в первом и во втором слоге, запоминаем две буквы А в первом и во втором слоге. -Дятел - Ударение падает на 1 слог Дя, запоминаем букву Е во втором слоге. - Ворона - Ударение падает на второй слог Ро, запоминаем безударную гласную О в первом слоге. | Коммуникативные УУД (умение выражать свои мысли, навыки сотрудничества учителя с учениками) Познавательные УУД (поиск и извлечение нужной информации) Регулятивные УУД (выделение и осознание учащимися того, что уже освоено) |
5. Открытие нового знания Наблюдение над языковым материалом Предварительная формулировка правила Введение термина Работа с правилом Упражнения на этапе первичного закрепления. Наблюдение над языковым материалом Предварительная формулировка правила Работа с правилом Упражнения на этапе первичного закрепления | -Посмотрите на слайд. Кто изображен на картинках? -Посмотрите на первую пару предложений, прочитайте, обращая внимание на знаки препинания. -Как мы произносим первое предложение? -А как произнесли второе предложение? -Хорошо. Посмотрите на вторую пару предложений, прочитайте. -Как вы произнесли первое предложение? -А как второе? -Молодцы. Теперь прочитайте последнюю пару предложений. -Как произнесли первое предложение? - А как произнесли второе? - Обратите внимание на знаки в парах предложений, в первом предложении в каждой паре стоит в конце точка, а в каждом втором предложении – восклицательный знак. - Попробуйте назвать тему урока. -Поставьте цель урока - Молодцы, вернемся к нашим предложениям. -Какой сделали вывод? Как читали первые предложения в каждой паре? Как вы читали второе предложение в каждой паре? -Все верно, предложения, которые читаются с особым чувством, радостно, сердито, грустно, восторженно и так далее, мы говорим, что они читаются с интонацией. Посмотрите на слайд, прочитайте определение, что такое интонация. Интонация - это чувство, настроение, передаваемые голосом. -Предложения, которые мы читаем с особой интонацией, делятся на две большие группы. На восклицательные и невосклицательные. (На слайде эти термины) -Давайте прочитаем правило, которое у нас на доске. (Читают дети, учитель перечитывает) -Как же у нас называются предложения, которые произносятся с особым чувством? -Какие бывают предложения по интонации? -Какой знак ставится в конце восклицательного предложения? -Посмотрите на слайд. Послушайте задание и «глазками» читаем. Что в этом задании нужно сделать? -Кто автор этих строк? -Откуда эти строчки, кто знает? -Посмотрите внимательно и назовите первое восклицательное предложение. Подсказка: Какой знак стоит в конце восклицательного предложения? (Прочитайте правило) - Кто говорит эти слова? - Почему оно восклицательное? - Как мы его произнесем? Попробуйте его произнести. - А теперь записываем это предложение. Какое первое слово? Следующее? -Хорошо, найдите следующее восклицательное предложение. - Почему оно восклицательное? - Как мы должны произнести это предложение? С каким чувством, настроением? Произнесите его. -Найдите следующее предложение. -Кто говорит эти слова? -Почему оно восклицательное? -Как мы его произнесем? Прочитайте его с интонацией. - А теперь записываем это предложение. Какое первое слово? Следующее? - И прочитайте последнее предложение. -Почему оно восклицательное? -Как мы прочитаем это предложение? С каким чувством? -Молодцы! Теперь прочитаем весь текст, соблюдая все чувства героев. Кто готов? - Как прочитали? Удалось прочитать с особым чувством? -Давайте вспомним еще раз, какие существуют предложения по цели высказывания? -Ребята, посмотрите на слайд, на нем предложения. Поработаем с ними. Посмотрите на предложение, какой знак стоит в конце? - Прочитаем первое предложение с соответствующей с интонацией. -Как вы думаете, какова цель высказывания этого предложение? - С какой интонацией произносят предложение? -Хорошо. Прочитайте второе предложение. -Как вы думаете, какова цель высказывания этого предложение? - С какой интонацией произносят предложение? - Посмотрите, здесь, кроме ? стоит еще и ! Что это значит? - Правильно, молодцы! Теперь прочитаем еще одно предложение. -Как вы думаете, какова цель высказывания этого предложение? - С какой интонацией? -Молодцы! Как вы думаете, все эти предложения можно назвать восклицательными? -Хорошо. Давайте теперь прочитаем правило на слайде. -Какие предложения по цели высказывания могут произноситься с восклицательной интонацией? - С какой целью произносятся повествовательные предложения? -Приведите пример - С какой целью произносятся вопросительное предложения? -Приведите пример, спросите - С какой целью произносятся побудительное предложения? -Приведите пример, спросите - Молодцы! Ребята, у каждого на столе лежит листок с заданием. - Прочитайте 1 предложение. 1. Улыбнулось из-за тучи солнышко. - Какое предложение по цели высказывания? Почему? - Какое предложение по интонации? - Хорошо, записывает в скобках повест, невоск. - Читаем следующее предложение 2. Дети, берегите природу! - Это предложение по цели высказывания…, а по интонации… - Отлично, записываем побудит., воск. - Читаем следующее предложение. 3. Набежал ветерок и зашелестели листья. - Это предложение по цели высказывания…, а по интонации… - Записываем повест., невоск. - Читаем следующее предложение. 4. Ты видел осенний лес? - Это предложение по цели высказывания…, а по интонации… - Записываем вопрос., невоск. - Читаем следующее предложение 5. Ты сегодня хорошо отвечала, Юля! - Это предложение по цели высказывания…, а по интонации… - Молодцы, записываем повест., воск. | -Мальчики и девочки. Дети читают -Спокойно -Восторженно - Спокойно - Радостно - Спокойно - С особым чувством - Восклицательные и невосклицательные предложения - Научиться различать восклицательные и невосклицательные предложения - Спокойно - С особым чувством, с особым настроением, голосом выделяли это предложение. - Восклицательные - Восклицательные и невосклицательные - Восклицательный знак Слушают задание и текст. Нужно прочитать стихи, найти восклицательные предложения и произнести их с нужной интонацией. - Корней Иванович Чуковский - Из стихотворения “Путаница” - Надоело нам мяукать! - Котята - В конце стоит восклицательный знак, который нам показывает, что произносить надо с особым чувством. - С возмущением - На-до-е-ло, пишем с большой буквы. Нам, мя-у-кать - Мы хотим, как поросята, хрюкать! - В конце стоит восклицательный знак, который нам показывает, что произносить надо с особым чувством. - С требованием - Не желаем больше крякать! - Утята - В конце стоит восклицательный знак, который нам показывает, что произносить надо с особым чувством. - С возмущением - Не, пишем с большой буквы. Же-ла-ем, боль-ше, кря-кать. - Мы хотим, как лягушата, квакать! - В конце стоит восклицательный знак, который нам показывает, что произносить надо с особым чувством. - С требованием Ребенок читает - С особым чувством - Повествовательные, вопросительные и побудительные -Восклицательный - Очень интересный фильм мы вчера смотрели! - Здесь рассказывают, но делают это с особым чувством – восторгом. - Восклицательной - Я пойду сегодня в школу?! - Вопрос - Восклицательной - Стоят два знака, потому что предложения по цели высказывания вопросительное, а по интонации восклицательное. - Немедленно убери игрушки! - Просьба, - Восклицательной - Да - Повествовательные, вопросительные и побудительные - С целью рассказать о чем-то, сообщить - Сегодня была прекрасная погода! - С целью узнать/спросить о чем-то. - Где моя игрушка? - С целью побуждения к действию (просьба, приказ) - Идите скорее! - В конце каждого предложения укажите какое предложение по цели высказывания и интонации. - Улыбнулось из-за тучи солнышко. - По цели высказывания – повествовательное, так как рассказывает, повествует. - По интонации- невосклицательное. - Дети, берегите природу! По цели высказывания – побудительное, так как это просьба, а по интонации-восклицательное. По цели высказывания – повествовательное, так как рассказывает, повествует, а по интонации-невосклицательное. - Ты видел осенний лес? - По цели высказывания – вопросительное, так как это вопрос, а по интонации-невосклицательное. - По цели высказывания – повествовательное, так как повествуют, а по интонации-восклицательное. | Познавательные УУД (умение строить речевое высказывание) Коммуникативные УУД (умение выражать свои мысли, навыки сотрудничества учителя с учениками) Познавательные УУД (поиск и извлечение нужной информации) |