СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 19.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рыбак и Сотников. Две дороги к одной петле.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рыбак и Сотников. Две дороги к одной петле.»

Рыбак и Сотников. Две дороги к одной петле. Урок в 12 классе

Рыбак и Сотников. Две дороги к одной петле.

Урок в 12 классе

Введение

Война… Скольких судеб коснулась она своим жестоким, убийственным крылом! Скольких оставила лежать на необозримых российских полях и сколько жизней исковеркала! Под страшным ветром пуль не раз приходилось простому, обыкновенному человеку делать выбор: любым путём сохранить единственно неповторимое — жизнь или отдать её во имя Родины, близких или даже совершенно незнакомых людей. Во многих произведениях Василия Владимировича Быкова, писателя, в жизни которого война стала главным мерилом человеческого мужества, этот выбор приходится делать его героям. И в повести «Сотников», написанной в 1970 году, тоже. Сам Быков воевал в пехоте и артиллерии. Вот как он объяснял замысел своего произведения: “Взялся я за повесть не потому, что слишком много узнал о партизанской жизни, и не затем, чтобы прибавить к её изображению нечто мною лично открытое. Прежде всего и главным образом меня интересовали два нравственных момента, которые упрощённо можно определить так: что такое человек перед сокрушающей силой бесчеловечных обстоятельств? На что он способен, когда возможности отстоять свою жизнь исчерпаны им до конца и предотвратить смерть невозможно?”

Беседа Как Рыбак и Сотников оказались вместе в вылазке? Что “совсем не понятно” Рыбаку в поведении напарника? Рыбака назначил командир, Сотников был простужен, мог не идти, но не отказался потому, что “другие отказались” 2. Каково отношение Рыбака и Сотникова к старосте Петру Качану? Почему? Поменялось ли оно со временем или “нельзя было принимать во внимание никакие, даже самые уважительные причины”? “ Ты немцам служишь, поэтому нам враг”, — говорит Рыбак старосте. Для партизан нет уважительных причин, чтобы служить врагу, даже после объяснения старостихи. Однако Рыбак не убивает Петра, думая: “Если что, его накажут другие”

Беседа

  • Как Рыбак и Сотников оказались вместе в вылазке? Что “совсем не понятно” Рыбаку в поведении напарника?

Рыбака назначил командир, Сотников был простужен, мог не идти, но не отказался потому, что “другие отказались”

2. Каково отношение Рыбака и Сотникова к старосте Петру Качану? Почему? Поменялось ли оно со временем или “нельзя было принимать во внимание никакие, даже самые уважительные причины”?

“ Ты немцам служишь, поэтому нам враг”, — говорит Рыбак старосте. Для партизан нет уважительных причин, чтобы служить врагу, даже после объяснения старостихи. Однако Рыбак не убивает Петра, думая: “Если что, его накажут другие”

Беседа

3. Сравните поведение и мысли партизан во время перестрелки с полицаями. Почему Рыбак всё-таки не бросил товарища? Что им двигало?

Выбор у Рыбака невелик: бежать самому, спастись, принести овцу в отряд или спасать товарища. Но, понимая, что если он бросится на помощь, то убьют обоих, приходит к выводу: “…пока есть возможность, надо уходить: Сотникова уже не спасёшь”. Сотников же отстреливался как мог, спасая тем самым Рыбака от гибели, прикрывая его отход. “Он понял, что задержал их [полицаев], и это вызвало короткое удовлетворение”. Стараясь не рассуждать, Рыбак “двинулся по своему следу назад”. Почему? Нужно было бы что-то объяснять в отряде: “Но что он скажет в лесу?” Не стремление помочь товарищу движет им, а боязнь ответст­венности.

4. Какова роль внутреннего монолога Сотникова (глава 6)? Чем же измеряется “степень отваги в бою, бесстрашие и твёрдость перед лицом врага”? Почему после этого монолога Сотников вспоминает допрос русского полковника?

“ Он страдал от своей физической беспомощности” и старался не встретиться взглядом с Рыбаком. Именно Сотников рассуждает о “единственной реальной ценности всего сущего и для человека тоже” — о жизни. Может ли человек продлить своё присутствие на земле после смерти? Что сильнее — физические способности или сила духа? История допроса русского полковника напоминает сцену из рассказа М.Шолохова «Судьба человека». Оба героя: и полковник, и Андрей Со­колов — сумели вызвать к себе уважение жесткого врага, одержали духовную победу над имеющими власть фашистами

5. Расскажите о Рыбаке-партизане. Случайно ли он прослужил три года (!) старшиной роты? Но что настораживает в рассуждениях героя?

Рыбак “был незлой человек”, ему “по душе было живое, реальное дело”, энергичен, в бою умеет “вовремя принять решение”, “чувствовал себя полноценным партизанским бойцом”. На войне ему даже казалось легко, ведь цель борьбы была ясна, “а над прочими обстоятельствами он не очень раздумывал”. Но ведь на войне приходится не только стрелять! Настораживает также и его отношение к больным и слабым. Он “почти с неприязнью слушал нездоровое дыхание товарища”, испытывал пренебрежение к тем, кто “чего-то не мог, не умел”. Наверное, и решение красного командира Левинсона (А.Фадеев. «Разгром») о судьбе больного Фролова он абсолютно оправдал бы…

Беседа

6. Как вы думаете, какое отношение к подобным мыслям имеет история раненого лейтенанта? И почему её вспоминает именно Сотников?

Сотников вспоминает плен и исхудавшего лейтенанта, от раненой ноги которого исходил запах гнили, обречённого на гибель всем своим “полусумасшедшим видом”. Обессилевший без воды и пищи, с лихорадочным блеском в глазах, он ценой собственной жизни даёт возможность спастись другим. Значит, и находящиеся в полушаге от гибели могут на войне быть бойцами! Этот человек оказался сильнее многих более здоровых! Сотникова этот лейтенант спас, и он не сможет поступить иначе в подобной критической ситуации.

7. Как ведут себя Рыбак и Сотников во время ареста? Что больше всего тревожит героев? Как характеризует их тон разговора с полицаями, отношение к Дёмчихе?

Рыбаку вдруг захотелось, “чтобы первым поднялся Сотников”, он же на четвереньках выполз из-под крыши, встал и поднял руки. “Гибель как будто откладывалась, это было главное”. Не делает попытки защитить Дёмчиху, говорит с полицаями негромко и уныло, опускает в разговоре голову. О поведении Сотникова думает: “Какого чёрта он задирается?” Сотников “мучительно переживал оттого, что так подвёл Рыбака да и Дёмчиху... он в отчаянии думал, что напрасно они отзывались, пусть бы полицаи стреляли — погибли бы, но только вдвоём”. Заступается за женщину, отвечает не сдерживаясь, смотря в лицо конвоиру, называет полицаев палачами, истязателями, гадами. Единст­венное, что тревожит — “только бы выгородить Дёмчиху”

Беседа 8. Какие мысли охватывают всех обитателей “камеры смертников” после допросов? Обвиняют ли партизан те, кто оказался здесь, в общем-то, по их вине? Почему? Пётр Качан: “Звери!” Рыбак: “Тихо вы! Услышат!” Увидев изувеченного Сотникова, Рыбак “ужаснулся при мысли, что то же самое могли сделать с ним” 9. Чем собрался “поторговаться” Рыбак с полицаями? Что на чашах весов? Как заканчивается 13-я глава? Что символизирует собой “крысиный угол”? На чашах весов для Рыбака — собственная жизнь и собственная смерть. Ни о ком другом и ни о чём другом он не задумывается. Он, с одной стороны, как крыса, первый бежит с тонущего корабля, с другой — вызывает чувство брезгливости, как загнанная в угол крыса. “ Муха, которая не желает быть прихлопнутой, безопасней всего чувствует себя на самой хлопушке”, — писал Лихтенберг. Вот Рыбаку и показалось, что он нашёл надёжное место для спасения, но когда-то эта хлопушка должна сделать своё дело.

Беседа

8. Какие мысли охватывают всех обитателей “камеры смертников” после допросов? Обвиняют ли партизан те, кто оказался здесь, в общем-то, по их вине? Почему?

Пётр Качан: “Звери!”

Рыбак: “Тихо вы! Услышат!”

Увидев изувеченного Сотникова, Рыбак “ужаснулся при мысли, что то же самое могли сделать с ним”

9. Чем собрался “поторговаться” Рыбак с полицаями? Что на чашах весов? Как заканчивается 13-я глава? Что символизирует собой “крысиный угол”?

На чашах весов для Рыбака — собственная жизнь и собственная смерть. Ни о ком другом и ни о чём другом он не задумывается. Он, с одной стороны, как крыса, первый бежит с тонущего корабля, с другой — вызывает чувство брезгливости, как загнанная в угол крыса.

“ Муха, которая не желает быть прихлопнутой, безопасней всего чувствует себя на самой хлопушке”, — писал Лихтенберг. Вот Рыбаку и показалось, что он нашёл надёжное место для спасения, но когда-то эта хлопушка должна сделать своё дело.

Беседа 10. А что на чашах весов у других героев? Какой выбор они делают? Сотников: собственная жизнь — судьба отряда, Дёмчихи, Петра, Баси; Пётр: собственная жизнь — честь 68-летнего старика; Бася: собственная жизнь — судьба людей, помогавших ей. И никто из них не делает выбор в сторону левой чаши весов, в отличие от Рыбака. 11. Зачем автор рассказывает историю Баси? Какое отношение она имеет к судьбам главных героев? Тринадцатилетняя девочка, оказавшаяся в “камере смертников” по вине партизан, оказалась сильнее, мужественнее Рыбака, не выдала под пытками тех людей, которые прятали её.

Беседа

10. А что на чашах весов у других героев? Какой выбор они делают?

Сотников: собственная жизнь — судьба отряда, Дёмчихи, Петра, Баси;

Пётр: собственная жизнь — честь 68-летнего старика;

Бася: собственная жизнь — судьба людей, помогавших ей.

И никто из них не делает выбор в сторону левой чаши весов, в отличие от Рыбака.

11. Зачем автор рассказывает историю Баси? Какое отношение она имеет к судьбам главных героев?

Тринадцатилетняя девочка, оказавшаяся в “камере смертников” по вине партизан, оказалась сильнее, мужественнее Рыбака, не выдала под пытками тех людей, которые прятали её.

Сопоставительный анализ Сопоставьте поведение героев во время допроса Портновым:  тон разговора; ответы на вопросы; отношение к судьбе Дёмчихи, Петра Качана.

Сопоставительный анализ

  • Сопоставьте поведение героев во время допроса Портновым:

  • тон разговора;
  • ответы на вопросы;
  • отношение к судьбе Дёмчихи, Петра Качана.
Составление схемы После рассказа о Басе следует история спасения Рыбаком двух девочек. Как этот эпизод объясняет поступки партизана? Сравните мотивы поступков Рыбака и Сотникова (история с отцовским маузером) и сделайте вывод, к чему они приводят

Составление схемы

После рассказа о Басе следует история спасения Рыбаком двух девочек. Как этот эпизод объясняет поступки партизана? Сравните мотивы поступков Рыбака и Сотникова (история с отцовским маузером) и сделайте вывод, к чему они приводят

Композиция. Сравнительная характеристика Параметры Сотников Портрет, физическое состояние Рыбак Физически нездоров, болен, ранен Социальное происхождение Выносливость, способность справляться с жизненными трудностями Интеллигент , до войны работал учителем Полон жизненных сил, крепкий физически Деревенский паре нь, привык к тяжёлому крестьянскому труду Преодолевает трудности партизанской жизни благодаря  силе духа, упорству . Перед тем как попасть в окружение, подбил несколько танков. Как оказался в партизанском отряде Преодолевает тяготы партизанского быта благодаря физической силе и крепкому здоровью По идейным соображениям ; после того как трижды совершал попытки выйти из окружения; стремился бороться с врагом в любых условиях Пошёл в партизаны, потому что так поступали многие ; оставаться в деревне было опасно – его могли отправить в германское рабство

Композиция. Сравнительная характеристика

Параметры

Сотников

Портрет, физическое состояние

Рыбак

Физически нездоров, болен, ранен

Социальное происхождение

Выносливость, способность справляться с жизненными трудностями

Интеллигент , до войны работал учителем

Полон жизненных сил, крепкий физически

Деревенский паре нь, привык к тяжёлому крестьянскому труду

Преодолевает трудности партизанской жизни благодаря силе духа, упорству . Перед тем как попасть в окружение, подбил несколько танков.

Как оказался в партизанском отряде

Преодолевает тяготы партизанского быта благодаря физической силе и крепкому здоровью

По идейным соображениям ;

после того как трижды совершал попытки выйти из окружения; стремился бороться с врагом в любых условиях

Пошёл в партизаны, потому что так поступали многие ; оставаться в деревне было опасно – его могли отправить в германское рабство

Какой эпизод в произведении выявляет характеры героев?   Как ведут себя Рыбак и Сотников в плену? (анализ глав 13, 14)      И именно здесь, на допросе у следователя, расходятся дороги двух партизан. Рыбак, в надежде спасти свою жизнь, дает согласие сотрудничать с немцами. Сотников же выбирает героическую смерть. Он уверен, что несет ответственность за свои поступки не только перед собой, но и перед другими людьми и всей страной. И писатель не сомневается — только такой поступок мог совершить по-настоящему нравственный человек.

Какой эпизод в произведении выявляет характеры героев? Как ведут себя Рыбак и Сотников в плену? (анализ глав 13, 14)

И именно здесь, на допросе у следователя, расходятся дороги двух партизан. Рыбак, в надежде спасти свою жизнь, дает согласие сотрудничать с немцами. Сотников же выбирает героическую смерть. Он уверен, что несет ответственность за свои поступки не только перед собой, но и перед другими людьми и всей страной. И писатель не сомневается — только такой поступок мог совершить по-настоящему нравственный человек.

Композиция. Роль художественных деталей. Сон Сотникова Глаз ребенка Отец во сне говорит: «Был огонь, и была высшая справедливость на свете …». Церковь  Сон – параллель с Библией (Рыбак – Иуда, падение, Сотников-Иисус, высота). Художественный прием «Встреча глаз» (Блок, Толстой, Достоевский)-это духовное понимание, преемственность: глаза  мальчика 12 лет в армейской буденовке (символ будущего поко-ления) - «в нем столько безутешного горя и столько сочувствия к ним…, что не удержался и одними глазами улыбнулся мальцу-ничего, браток…» Есть Высший суд, перед которым ответственны все без исключения. « Заброшенная людьми , но недалеко от деревни» стояла церковь «виднелись обшарпанные стены недалекой церквуш-ки…»–символ надежды на то, что может быть, люди снова обратят свой взгляд на неё, и, тогда вновь вернется то, что потеряли их души; мир, который его не предаст. Сотников должен повторить подвиг русского полковника перед лицом будущего, передать завет грядущим поколениям.

Композиция. Роль художественных деталей.

Сон Сотникова

Глаз ребенка

Отец во сне говорит: «Был огонь, и была высшая справедливость на свете …».

Церковь

Сон – параллель с Библией (Рыбак – Иуда, падение, Сотников-Иисус, высота).

Художественный прием «Встреча глаз» (Блок, Толстой, Достоевский)-это духовное понимание, преемственность: глаза мальчика 12 лет в армейской буденовке (символ будущего поко-ления) - «в нем столько безутешного горя и столько сочувствия к ним…, что не удержался и одними глазами улыбнулся мальцу-ничего, браток…»

  • Есть Высший суд, перед которым ответственны все без исключения.

« Заброшенная людьми , но недалеко от деревни» стояла церковь «виднелись обшарпанные стены недалекой церквуш-ки…»–символ надежды на то, что может быть, люди снова обратят свой взгляд на неё, и, тогда вновь вернется то, что потеряли их души; мир, который его не предаст.

  • Сотников должен повторить подвиг русского полковника перед лицом будущего, передать завет грядущим поколениям.
Финал повести «Сотников» В.Быкова  Рыбак одержим всепоглощающей идеей выжить . Для Сотникова главное умереть достойно , взяв всю вину на себя  В трудной ситуации выбора Рыбак оказался Иудой, предавшим и Сотникова, и товарищей, он сам определил цену своей жизни перед лицом грозившей смерти.  Как Христос, Сотников идёт на смерть за «други своя», во имя человечества. Сотников перед лицом неумолимой смерти делает единственно возможный для себя выбор заветов отца – спасения чести, совести, души .

Финал повести «Сотников» В.Быкова

  • Рыбак одержим всепоглощающей идеей выжить . Для Сотникова главное умереть достойно , взяв всю вину на себя
  • В трудной ситуации выбора Рыбак оказался Иудой, предавшим и Сотникова, и товарищей, он сам определил цену своей жизни перед лицом грозившей смерти.
  • Как Христос, Сотников идёт на смерть за «други своя», во имя человечества. Сотников перед лицом неумолимой смерти делает единственно возможный для себя выбор заветов отца – спасения чести, совести, души .
Проблемы произведения Повесть «Сотников» Проблема проявления  трусости и мужества Проблема предательства ради выживания Проблема совершения подвига  ради других Проблема нравственного выбора: жизнь или смерть? Проблема проявления патриотизма, выполнения долга перед Отечеством Проблема преодоления страха Проблема совести Проблема чести и бесчестия

Проблемы произведения

Повесть «Сотников»

Проблема проявления

трусости и мужества

Проблема предательства ради выживания

Проблема совершения подвига

ради других

Проблема нравственного выбора: жизнь или смерть?

Проблема проявления патриотизма, выполнения долга перед Отечеством

Проблема преодоления страха

Проблема совести

Проблема чести и бесчестия

Авторская позиция повести «Сотников»  Ч еловек может совершить подвиг не только физически, но и духовно;  важно  сохранил ли человек в себе человека. Подвиг Сотникова в том, что он остаётся человеком в бесчеловечных условиях.  Человек сам отвечает за свои поступки; Человек проверяется тогда, когда остаётся один на один с собой, со своей совестью. По Быкову: « после предательства не может быть и речи о моральном возрождении »; Это своеобразный урок всем, кто намеревается достичь корыстной цели любым способом. И при этом не задумывается над тем, как его выбор отразится на окружающих;

Авторская позиция повести «Сотников»

  • Ч еловек может совершить подвиг не только физически, но и духовно; важно сохранил ли человек в себе человека. Подвиг Сотникова в том, что он остаётся человеком в бесчеловечных условиях.
  • Человек сам отвечает за свои поступки;
  • Человек проверяется тогда, когда остаётся один на один с собой, со своей совестью. По Быкову: « после предательства не может быть и речи о моральном возрождении »;
  • Это своеобразный урок всем, кто намеревается достичь корыстной цели любым способом. И при этом не задумывается над тем, как его выбор отразится на окружающих;

Когда к Рыбаку приходит прозрение?

Когда к Рыбаку приходит прозрение?

Задание Определите, опираясь на текст повести В. Быкова, какие жизненные события стали основными в формировании личностей героев , и сделайте вывод в виде эссе ( 8-9 предложений) о том, что может повлиять на нравственное самосознание человека.

Задание

Определите, опираясь на текст повести В. Быкова, какие жизненные события стали основными в формировании личностей героев , и сделайте вывод в виде эссе ( 8-9 предложений) о том, что может повлиять на нравственное самосознание человека.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!