СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рыболовство. Верования, связанные с рыболовством

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование представления детей о рыболовстве как одно из важнейших промыслов древнего коми народа

 

Просмотр содержимого документа
«Рыболовство. Верования, связанные с рыболовством»







МИНИСТЕРСВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова»







КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ





Студента (ки) 731 группы

Социального отделения:

Артеева Диана

Место проведения занятия:

ГПОУ «Гимназия искусств при Главе Республики Коми» имени Ю.А.Спиридонова

Дата проведения: 5.09.17

ФИО преподавателя-консультанта: Пружинская Вера Борисовна

Допуск к проведению занятия:

(подпись преподавателя)

Дата:







Тема: Рыболовство. Верования, связанные с рыболовством.

Цель:

- Сформировать представление детей о рыболовстве как одно из важных промыслов древнего народа коми.

Задачи:

Обучающие:

- Познакомить детей с особенностями рыболовного промысла древних коми.

- Расширить знания детей о снаряжении рыбаков и роли рыбы в жизни коми народа.

- Познакомить детей с верованиями коми рыбаков.

Развивающие:

- Развитие коммуникативных и мыслительных процессов детей их внимания, памяти.

Воспитывающие:

- Воспитывать у детей бережное отношение к истории коми народа.



Оборудование: презентация, рабочая тетрадь

















Этапы

Ход занятия

Деятельность учащихся

Организационный этап

Подготовительный этап

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Диана Олеговна.

Рада всех вас видеть. Сегодня я буду у вас вести занятие и хочу начать с загадок.

- Я начну, а вы кончайте

Хором дружно отвечайте…


Под корягою лежит,
В летний жаркий полдень спит.
Любитель сумрачных глубин,
Изворотливый...(налим)

Любит в тине он копаться
И личинками питаться,
Чмокать в ряске по ночам
И клевать по вечерам.
Нипочём рыбёшке грязь,
А зовут его...(карась)


Вот стайка рыбок замерла,
У мелочи одна наука.
Сверкнув глазами, приплыла...
Скорее в тину! Это-...(щука)

- О ком эти загадки?

Рыбы – водные жители, их тело покрыто скользкой чешуей. Большинство рыб имеют обтекаемую форму. Дышат рыбы жабрами, передвигаются в воде с помощью плавников. 

- Что вы еще знаете о рыбах?

- Каких речных рыб вы еще знаете?

-А почему я сегодняшнее занятие начала с разговора о рыбах?

- Предложите тему сегодняшнего занятия?

- (Какое ещё занятие, кроме охоты, было очень распространено у коми народа?)

- Правильно, Наша сегодняшняя тема: «Рыболовство - промысел древних коми»

Приветствие.





Разгадывают загадки.









































- О рыбах





Учащиеся отвечают на вопросы.

окунь, сом, ёрш, краснопёрка, окунь,

плотва



- Рыболовство

Основная часть

























Особенности рыбной ловли летом и зимой









Как использовалась

рыба





















Снаряжения коми

Рыбака









































































Поверья коми народа

































































- В теме нашего сегодняшнего занятия есть слово промысел. Как вы это понимаете?

Промыслом обычно называют занятие, с целью получения выгоды, каким-либо делом в объеме, который может обеспечить, полностью или частично, доход, необходимый для жизни занимающегося промыслом и его семьи

- Рыболовством, как и охотой коми занимались издавна.

- Почему рыболовство было распространено в коми?

Рыбу ловили для себя (это был основной продукт питания) и на продажу.

- А как вы думаете какое время года был распространен этот промысел?

Рыбу ловят можно сказать круглый год. Осенью ловят пока река не встанет, а весной пока лед на реке не растает.



- Из рыбьих внутренностей варили рыбий жир, который шёл для приготовления пищи и для освещения. На Печоре из чешуи крупной рыбы варили рыбий клей.

- Как, в каком виде использовало рыбу местное население?

- К праздничному столу готовили несколько разновидностей чериняней-рыбников: с щукой, с налимом, с сигой. Сначала подавали черинянь с менее ценной рыбой. Самый вкусный рыбник с семгой оставляли напоследок.

Рыбачили в своих охотничьих угодьях по одиночке и артелью. (Артель-это объединение группы лиц для совместной работы по договору).

- Какое снаряжение требовалось для рыбалки?

- Лодка. Самые древние лодки были долблённые. Их выдалбливали (отсюда название «долблёнки») из целого осинового бревна. Длина достигала 2,5-3 м, вмещала около 200 кг груза, она была недостаточно устойчива, от гребца требовались хорошие навыки управления лодкой. Долблёнки использовали при плавании по малым рекам и озёрам.

- Орудия рыболовства были очень разнообразны

- Удочка состоит из удилища, поплавка, лески, грузила, крючка. Удить ходили с малых лет.

- Распространён был лов с помощью устройства заграждений на реке и установке специальных ловушек: морды, вентеря. Морда – рыболовушка из деревянных планок или прутьев; вентерь (ветель) – конусовидная сеть на обручах из дерева.

Сеть (невод) для ловли рыбы был почти в каждой семье.

Во время весеннего половодья в небольших водоёмах использовали «сак» – сетчатый мешок из редкой ткани на обруче, приделанный к длинному шесту. «Сак» служил для лова мелкой рыбы.

Широко применялся лов рыбы переметом (продольником). «Продольник» представлял собой бечёвку длиной около 30 м, к которой на коротких поводках привязывались железные крючки.

- На маленьких реках, в старицах и озёрах занимались лучением рыбы. (Лучить – ловить рыбу ночью при специальном освещении факелом.) Лучили рыбу с лодки острогой (специальное приспособление с крючками (зубьями) на длинном деревянном шесте.)

-Вот сколько орудий было у рыбаков.

- Молодцы ребята!


- Существовало поверье, что женщины и девочки не имели права дотрагиваться до предметов рыбалки, иначе не будет удачи.

К самой добыче все относились с почтением. Нельзя было пойманную рыбу оскорблять, давать собакам, мять руками, играть ею.

- Коми верили, для того чтобы улов был всегда хорошим, необходимо уважительно относиться к духу - хозяину воды, иначе водяному.

- С реками, озёрами и их обитателями у коми тоже было связано много поверий. Дух, олицетворяющий водную стихию, имел разные названия.

Васа, вакуль – водяной (ва – вода).

Ваолысь – обитатель воды.

Тыса – озёрный (ты – озеро).

Шорса – хозяин ручья (шор – ручей).

- Существовали разные представления о внешнем виде Васа.

Часто его представляли в виде огромного человека с большой головой, с тёмно-зелёными илистыми волосами, одетого в зелёный кафтан. Иногда он выходил в таком виде на берег, а когда бросался обратно в воду, поднималась буря.

Коми рыбаки за живое воплощение «вакуля» принимали крупных старых щук, их остерегались бить острогой, так как верили, что они в силах обратить острогу против самого рыбака.

(Популярны были у коми легенды – они нашли отражение в сказках – о том, как рыболовы стали добычей большого «васа»; бытовало сказание о девушке, проглоченной огромной щукой.)

Водяного представляли и в виде могучего старика с седой бородой. Внешний вид мог зависеть от погоды: в дождливые, ненастные дни васа появлялся в виде брюнета с мрачным взором и изможденным лицом, а в солнечную погоду превращался в блондина с голубыми весёлыми глазами и белым лицом. Считалось, что кровь у водяного синего цвета, что живут они в подводном мире в обычных крестьянских избах, разводят коров и лошадей.

- Рыболовы, как и охотники, перед началом промысла делали «вакулю» приношения. В жертву приносили табак, кусочки хлеба и другие продукты, кроме рыбного пирога полагалась и первая добыча. Или каждый раз перед началом лова нужно было бросить в воду кусочек хлеба с маслом. Первую пойманную рыбу отпустили живой в воду или же из нее готовили обрядовый обед, подразумевая, что в нем примет и участие и Васа.

Если закон промысловой морали нарушался, то водный дух мог мстить рыбакам. В одной из быличек речь идёт о рыболовной артели, в которой один из участников произнёс ругательство после заброса невода. В наказание «васа» в клочья изодрал рыбачьи сети.

- Наши предки верили разным приданиям и некоторые вы сегодня услышали.

- Я сама с Ижемского района с деревни Усть-Ижма. Наша деревня стоит на берегу реки Ижма. Из поколения в поколение моя семья ходит на рыбалку, я и сама не прочь сходить порыбачить. Я когда была маленькая, дедушка готовил свои снаряжения, а я все время крутилась возле него и все время спрашивала: Что это? Зачем? Как это работает? И он мне объяснял. Я в основном хожу на летнюю рыбалку с родителями или с друзьями.

- Откройте рабочую тетрадь на странице 34 и выполните задание 4.

- Давайте проверим, что у вас получилось.

- Молодцы ребята,




















Коми край богат водоёмами, люди издавна селились по берегам рек и озёр.


















Солили, сушили, вялили и, конечно, варили, жарили свежую рыбу.
















Ответы детей















Ответы детей































































































































































































Работа с рабочей тетрадью.


Рефлексия

- Что нового вы сегодня узнала на занятии?

- Что запомнилось больше всего?

- О чем вам захотелось узнать более подробно?

- Как вы думаете, а зачем современным детям знать о древнем промысле коми народа?

Отвечают на вопросы.