СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рынки и рыночные отношения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рынки и рыночные отношения»

Дата:

Класс: 10

Учитель:

Предмет: Обществознание



Тема: «Рынки»



  1. Контролируемые элементы содержания



  • Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение



  1. Контролируемые умения



  • Знать/понимать основные социальные институты и процессы

  • Формулировать на основе приобретённых обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определённым проблемам

  • Характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы.



  1. Проверяемые элементы содержания



  • Отраслевые структуры. Монополия и конкуренция. Государственное регулирование в условиях различной степени конкуренции между предприятиями

  • Функционирование рынков. Рыночный спрос. Эластичность спроса. Рыночное предложение. Эластичность предложения. Рыночное равновесие

  • Государственное регулирование рынков

  • Факторы производства. Рынки ресурсов: рынок капитала, рынок земли, рынок труда, рынок информации



  1. Предметные умения



  • Конкретизировать примерами из социальной жизни и личного социального опыта изученные теоретические положения и понятия из разделов «Человек», «Духовная культура», «Общество.

  • Использовать ключевые понятия и теоретические положения из разделов «Человек», «Духовная культура», «Общество. Социальная сфера общества», «Экономическая сфера общества» для объяснения явлений социальной действительности, личного социального опыта



  1. Личностные результаты



  • Опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких

  • Опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции

  • Опыт социально приемлемого самовыражения и самореализации



  1. Функциональная грамотность



  • Определять контекст, в котором разворачивается повествование (например, время и место).

  • Анализировать информацию, содержащуюся в графиках, таблицах, текстах и других источниках.

Тип урока: Комбинированный урок

Библиотека ЦОК: https://m.edsoo.ru/f5ecd7b6

БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА

  1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала



    1. Мотивация на учебную деятельность



Разгадайте ребус и определите тему урока. (Рынки)



    1. Актуализация опорных знаний



Потребление – это использование благ (товаров и услуг) в целях удовлетворения потребностей.

Рынок – совокупность всех отношений, а также форм и организаций сотрудничества людей друг с другом, касающихся купли-продажи товаров и услуг.

Совершенная конкуренция - это ситуация, при которой множество продавцов, однородная продукция, равный доступ к информации, открытый доступ на рынок, цены контролирует рынок.

Экономическая конкуренция - это соревнования между экономическими агентами за привлечение потребителей с целью получения прибыли.

Экономическая система – способ организации экономической жизни.



    1. Целеполагание



Как вы думаете какие цели нашего урока? Достигнем ли мы ее?



  1. Освоение нового материала



    1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала

Рынок – совокупность всех отношений, а также форм и организаций сотрудничества людей друг с другом, касающихся купли-продажи товаров и услуг.

Признаки рынка:

  • нерегулируемое предложение;

  • нерегулируемый спрос;

  • нерегулируемая цена.

Под функциями рынка понимают его роль в реализации экономических целей общества. Различают следующие функции рынков:

  1. Регулирующая

Рынок воздействует на все сферы хозяйственной деятельности, прежде всего на производство. Постоянные колебания цен информируют о состоянии дел, одновременно регулируя хозяйственную деятельность. Растет цена — сигнал к расширению производства; падает цена — сигнал к его сокращению. Информация, которую предоставляет рынок, заставляет производителей снижать затраты, улучшать качество своей продукции.

2. Посредническая

Рынок выступает посредником между производителями и потребителями, позволяя им найти наиболее выгодный вариант купли- продажи. В условиях развитой рыночной экономики потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика. В свою очередь продавец стремится найти и заключить сделку с наиболее устраивающим его покупателем.

3. Интегрирующая

Эта функция состоит в соединении сферы производства, сферы потребления, а также торговцев-посредников, во включении их в общий процесс активного обмена продуктами труда и услугами. Без рынка производство не может служить потреблению, а потребитель не имеет возможности удовлетворить свои потребности. Таким образом, рынок содействует углублению общественного разделения труда и росту интеграционных процессов в экономике.

4. Стимулирующая

Состоит в побуждении производителей к созданию новой продукции, необходимых товаров с наименьшими затратами и получением достаточной прибыли, стимулировании научно-технического прогресса.

5. Ценообразующая

Это установление ценностных эквивалентов для обменов продуктов.

6. Контролирующая

Рынок играет роль главного контролера конечных результатов производства. На рынке выявляется, в какой мере нуждам покупателей соответствует не только количество, но и качество товаров и услуг.

7. Информационная

Данная функция дает участникам рынка через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит объективную информацию о спросе и предложении товаров и услуг на рынке. Современный рынок превращается в «гигантский компьютер», который собирает и обрабатывает огромные объемы информации, выдающие обобщенные данные о состоянии и условиях реализации товаров и услуг.


Рассмотрим основные виды рынков.

По географическому положению выделяют:

– местный,

– региональный,

– национальный (внутренний),

– мировой (внешний).

По экономическому назначению объекта рыночных отношений:

– потребительский рынок,

– рынок средств производств,

– рынок капиталов (фондовый рынок),

– рынок информации,

– рынок труда,

– рынок земли (рынок недвижимости).

По объемам продаж:

– оптовый,

– розничный.

По степени насыщенности товарами:

– равновесный,

– дефицитный,

– избыточный.

По соответствию правовым нормам:

– легальный,

– полулегальный («серый» рынок),

– нелегальный («черный» рынок).

По условиям конкурентной среды:

– свободный (конкурентный),

– монополистический,

– олигополистический,

– смешанный.

Важную роль в экономической жизни страны играет конкуренция. Экономическая конкуренция – это соревнования между экономическими агентами за привлечение потребителей с целью получения прибыли.

Конкуренция побуждает граждан, фирмы и страны искать наиболее рациональные способы получения и использования ограниченных ресурсов. Выделяют совершенную и несовершенную конкуренцию.

Совершенная конкуренция – это ситуация, при которой множество продавцов, однородная продукция, равный доступ к информации, открытый доступ на рынок, цены контролирует рынок.

Несовершенная конкуренция – конкуренция в условиях, когда отдельные производители имеют возможность контролировать цены на продукцию. Она включает в себя несколько моделей:

1. Чистая конкуренция;

2. Монополистическая конкуренция (парфюмерная, фармацевтическая). Это ситуация, при которой фирм много, но каждая из них обладает некоторой монопольной властью;

3. Олигополия (автомобильная отрасль, алюминиевая, сталелитейная). При этом виде конкуренции в отрасли существует ограниченное число крупных фирм, взаимно зависимых в принятии решений о ценах на свою продукцию;

4. Дуополия (на рынке действуют две фирмы);

5. Чистая монополия (господствует один продавец);

6. Монопсония (господствует один покупатель);

7. Двухсторонняя монополия (сталкивается монополия продавца с монополией покупателя);

8. Двухсторонняя олигополия.

Поскольку монополия с ее высокими ценами противоречит интересам потребителей и ограничивает свободу предпринимательства, государство проводит политику защиты конкуренции и антимонопольное регулирование.

Антимонопольное законодательство – совокупность правовых норм, регулирующих деятельность хозяйствующих субъектов, направленных на создание, развитие, поддержание конкурентной среды, предупреждение, пресечение антиконкурентной практики.

В России первый антимонопольный закон был издан 22.03.1991 года - «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».

Одним из способов сдерживания предприятий-монополистов является государственное ценообразование.

Развитие общества показало возможность существования различных способов организации экономической жизни – экономических систем. Различают следующие виды экономических систем:

1. Традиционная. Главные вопросы экономики, что производить, как производить и каким образом распределять она решает в соответствии с традициями, передающимися из поколения в поколение.

2. Командная. Для такой экономической системы характерна государственная собственность на факторы производства. Решение основных вопросов, определение цен на товары и услуги централизованно осуществляется государством.

3. Рыночная экономика решает главные вопросы экономики, ориентируясь на соотношение спроса и предложения. Производитель принимает решение самостоятельно, действуя на свой страх и риск.

Характерные черты – частная собственность, изобилие товаров и услуг, конкуренция.

4. Смешанная.

Существуют различные модели смешанной экономики. Распространенной является смешанная рыночная экономика, в рамках которой государство компенсирует несовершенства рынка, борясь с монополиями, производя общественные блага и заботясь о нетрудоспособных группах населения.

Командно-административная и рыночная экономики имеют свои достоинства и недостатки. Первый тип порождает коррупцию, дефицит продукции и убивает свободу выбора, так как решения о выпуске товаров и их распределении принимаются узким кругом лиц. Тем не менее, командная экономика не допускает социального расслоения общества, но это – «равенство в нищете».

Рыночная экономика даёт шанс заработать много денег. Однако рынок порождает социальную напряжённость, перепроизводство, постоянную борьбу между конкурентами, которая зачастую приобретает нецивилизованный характер. На данный момент именно рыночная экономика показала большую жизнеспособность и склонность к развитию.

Рынок представляет собой совокупность всех отношений, а также форм и организаций сотрудничества людей друг с другом, касающихся купли – продажи товаров и услуг.

Рынки товаров и услуг многочисленны из-за разнообразия самих товаров и услуг.

В развитых странах на рынке услуг доминирующими являются услуги образования, здравоохранения, культуры и искусства, связи и информации, жилищно-коммунальные, финансовые, а в развивающихся странах преобладают традиционные услуги — транспортные, услуги торговли и общественного питания.

Рынок товаров делится на:

  • Рынок потребительских товаров, который характеризуется, прежде всего, массовостью производства и сбыта этих товаров и ростом доли товаров длительного пользования (дома, легковые автомобили, мебель и др.).

  • Рынок инвестиционных товаров характерен тем, что на нем товары покупаются в основном фирмами, а не домашними хозяйствами. При этом количество покупателей и продавцов немногочисленно (например, на рынке магистральных самолетов).

  • На рынке сырьевых товаров идет торговля прежде всего сельскохозяйственным сырьем и продовольствием, промышленным сырьем, а также энергоносителями и энергией.

  • И, наконец, рынок готовых изделий. Готовые изделия доминируют не только во внутренней торговле большинства стран, но и в мировой торговле товарами.

Потребление – это использование благ (товаров и услуг) в целях удовлетворения потребностей.

Виды потребления:

1) производственное потребление (использование ресурсов для производства);

2) непроизводственное потребление (использование готовых товаров, благ):

а) общественное (пользование общественными благами),

б) личное (потребление индивидом или семьёй).


2.2. Проверка первичного усвоения



  1. В населенный пункт А продукты питания в магазины поставляет множество компаний, в их число входят как крупные производители, так и отдельные фермерские хозяйства. Выбери из приведенного списка характеристики рынка населенного пункта А.

Региональный рынок

Олигополия

Рынок товаров

Чистая (совершенная) конкуренция


  1. Все перечисленные понятия за исключением одного характеризуют рынок. Найди лишнее понятие.

Социальное партнерство

Олигополия

Региональный поставщик

Ценовое лидерство


  1. Монополия — это …

когда действует одна фирма, продающая уникальный продукт по установленной ею цене

рынок, на котором небольшое количество фирм продают похожие товары и действуют стратегически

соглашение между фирмами о разделении рынков и установлении цен

существование нескольких крупных производителей, делящих рынок определенной продукции


  1. Выбери верные ответы. Неценовая конкуренция включает в себя:

совершенствование продукта

увеличение прибыли благодаря повышению цен

рекламу

увеличение продаж по понижению цены


  1. Сформулируй определение понятия «антимонопольное законодательство».



  1. Применение изученного материала.



    1. Выполнение заданий в форме ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)

Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «рынок»:

  • спрос;

  • директивное планирование;

  • предложение;

  • равновесная цена;

  • потребитель;

  • государственное ценообразование.

Найди два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запиши в ответ цифры, под которыми они указаны

    1. Развитие функциональной грамотности



Рекомендации для учителя

Предложите учащимся изучить раздел «Как бизнес оценивает конкуренцию?» (доклад «Оценка состояния конкурентной среды в России» Аналитического центра при Правительстве РФ).

Попросите дать развернутый ответ на вопрос: С какими проблемами приходится сталкиваться крупным компаниям?

Организуйте обсуждение ответов в классе.



Как бизнес оценивает конкуренцию?

Интенсивность конкуренции на российских рынках можно оценить, как умеренную: 49% участников опроса указали на высокую или очень высокую конкуренцию. Этот показатель снизился по сравнению с прошлым годом, когда на высокую конкуренцию указывало больше половины респондентов (51%).

Стоит отметить, что более крупные компании испытывают большее конкурентное давление: 80,6% крупных компаний указали на высокий уровень конкуренции и необходимость регулярно предпринимать меры по повышению конкурентоспособности продукта, тогда как среди микропредприятий таких только 46,3%. Такая разница может быть связана с тем, что крупным компаниям приходится конкурировать на всей территории Российской Федерации (среди них таких 61%, тогда как среди микропредприятий на уровень всей страны вышел только 31% опрошенных компаний и 65% ведут деятельность на локальных или региональных рынках).

Увеличилась доля респондентов, отметивших отсутствие конкуренции для их бизнеса: у тех, кому для сохранения своей рыночной позиции нет необходимости предпринимать какие-либо действия для повышения конкурентоспособности производимых товаров, работ, услуг — она составила 12,1% — в сравнении с 10,5% в 2019 году (12,2% в 2018 году).

В то же время практически не изменилась доля респондентов, отметивших отсутствие конкурентов для их бизнеса или наличие низкого числа конкурентов (не более трёх): на это указали 12,7% опрошенных, по сравнению с 12,6% в 2019 и 11,8% в 2018 году.

В пользу некоторого снижения конкуренции свидетельствует также сокращение эластичности спроса на продукцию отдельного производителя: в 59% случаев респонденты указывают на то, что рост цены на продукцию представляемого ими бизнеса на 15% приведёт к снижению продаж более чем на 15% (по сравнению с 61% в 2019 году и 57% в 2015 году). При этом в 19,2% случаев респонденты отмечали, что такой рост цены приведёт к полному отказу потребителей от товара данного производителя (20,7% в 2019 и 13% в 2015 году). В то же время это может быть связано с изменением восприятия бизнесом значимости повышения цены на уровне 15%: на фоне инфляции 12,9% в 2015 году такой рост не выглядит существенным, в то время как в сравнении с инфляцией 3% в 2019 году повышение цены на 15% действительно может привести к оттоку покупателей.

Бизнес сохраняет положительное отношение к конкуренции, однако опрос 2020 года показал несколько менее позитивный результат, чем предыдущий: 33% респондентов признают полезность конкуренции для стимулирования развития и расширения бизнеса (по сравнению с 36% в 2019 году). 37% респондентов считают, что влияние конкуренции на развитие бизнеса неоднозначно: иногда она полезна, иногда — нет. Также 25% участников опроса полагают, что конкуренция не оказывает положительного влияния на бизнес.

Полезность конкуренции чаще всего отмечают представители крупного бизнеса: среди микропредприятий в 2020 году однозначный ответ о положительном влиянии конкуренции дали 30% опрошенных, тогда как среди представителей крупного бизнеса на это указали 74%.

Высокая конкуренция ощущается производителями машин и оборудования (среди которых доля респондентов, указавших на необходимость регулярно принимать меры повышения конкурентоспособности продукции, составила 82%), представителями химической промышленности (73%), транспортных услуг (67%), финансовых услуг (63%), пищевой промышленности (63%). Обратная ситуация наблюдается в сфере деревообрабатывающей промышленности и целлюлозно-бумажного производства (где на слабую конкуренцию указали 50% респондентов), сфере ремонтных услуг (50%), производства и распределения электроэнергии, газа, воды (45%), производства неметаллических изделий (38%).

Значительный разброс оценки бизнесом уровня конкуренции наблюдается между различными видами деятельности сферы услуг: на высокую конкуренцию указали 56% представителей сферы здравоохранения и социальных услуг, 56% компаний, ведущих деятельность в области информации и связи, и 55% респондентов, чей бизнес связан со сферой культуры, спорта, организации досуга и развлечений. В то же время только 13% представителей ремонтного бизнеса и 20% представителей организаций, ведущих деятельность по операциям с недвижимым имуществом, указали, что ощущают высокий уровень конкуренции.

В разрезе отраслевой структуры наблюдается неравномерность оценок эластичности спроса. На высокую эластичность (при росте цены на товар на 10–15% величина спроса снизится более чем на 10–15%, вплоть до 100%) указали 88% представителей организации сферы ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, 82% производителей машин и оборудования, 76% представителей сферы оптовой и розничной торговли, 75% компаний деревообрабатывающей промышленности и целлюлозно-бумажного производства.

Более уверенно в отношении сбыта своей продукции чувствуют себя производители в сфере производства и распределения электроэнергии, газа, воды (24%), в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений (30%) и транспортном машиностроении (33%). Стоит оговориться, что опрос проводился до распространения новой коронавирусной инфекции COVID–19 в России.



  1. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

4.1 Диагностика/самодиагностика

1) Модель несовершенной конкуренции, при которой господствует один покупатель, — это …

олигополия

монополия

монопсония


2) Выбери верные суждения о видах рыночной конкуренции.

Монополистическая конкуренция — это идеализированное состояние рынка, когда продавцы и покупатели не могут влиять на цену, но формируют ее своим вкладом спроса и предложения.

С точки зрения интересов общества монополия имеет только недостатки.

Монополист сам решает, какую установить цену на производимую продукцию.

Олигополией называют ситуацию раздела рынка несколькими крупными компаниями.



3) Модель несовершенной конкуренции, при которой господствует один продавец, — это …

олигополия

монопсония

монополия


4) В районный центр А молочную продукцию поставляет несколько компаний, среди них есть как крупные компании, так и фермерские хозяйства. Выбери из приведенного ниже списка характеристики данного рынка.

Олигополия

Рынок товаров

Чистая (совершенная конкуренция)

Дефицит продуктов

Местный рынок


  1. Совершенная конкуренция — это когда …

новые фирмы не возникают, существующие не разоряются.

выпускается однотипная продукция, а на рынке множество производителей.

существует единственный производитель на рынке.

существуют несколько крупных производителей, делящих рынок определенной

продукции.


  1. Ниже приведен перечень терминов. Все они за исключением одного относятся к характеристикам рынка. Найди и укажи понятие, выпадающее из общего ряда.

Монополия

Картель

Монархия

Конкуренция


  1. Сформулируй определение понятия «конкуренция».



  1. Подведение итогов, домашнее задание



    1. Рефлексия

  • сегодня я узнал…

  • было интересно…

  • я понял, что…

    1. Домашнее задание. Подготовить презентацию по теме урока.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!