Рынок труда
Уровень получаемых от заработной платы доходов напрямую зависит от ситуации на рынке труда, который определяет стоимость рабочей силы, условия найма, условия труда, возможность профессионального обучения и т.д. Рынок труда отражает занятость населения, динамику безработицы и мобильность рабочей силы. Он также подчиняется законам спроса и предложения, но в то же время имеет ряд отличий от товарных рынков. На него оказывают влияние демографические факторы (уровень рождаемости, темпы роста трудоспособного населения), половозрастная структура общества, степень экономической активности различных групп трудоспособного населения, иммиграция рабочей силы из других стран.
Спрос на труд — потребность предпринимателей и государства (субъектов спроса на труд) в наемной рабочей силе для организации и развития производства.
Предприниматели стремятся минимизировать издержки и максимизировать прибыль, что зависит, в частности, от производительности труда рабочих и технологического уровня предприятия. Спрос на труд находится в обратной зависимости от размера заработной платы. В случае ее повышения работодатель может сократить число работников, и наоборот, в случае ее снижения он может нанять большее число работников.
Факторами спроса на труд являются:
величина заработной платы;
спрос на конечную продукцию (чем выше спрос на конечный продукт, тем выше и спрос на труд);
взаимозаменяемость факторов производства (если цена на труд высока, то он будет замещаться более дешевыми факторами производства);
уровень квалификации работников;
предельная доходность труда (объем спроса на труд будет увеличиваться до тех пор, пока предельный доход от использования фактора труда не будет равен издержкам, т.е. заработной плате).
Предложение труда — желание и возможность наемных работников (субъектов предложения труда) работать определенное количество времени при альтернативных уровнях заработной платы и прочих равных условиях.
В случае увеличения заработной платы наемные работники будут увеличивать предложение труда, а в случае ее снижения предложение труда сократится. Являясь продавцом на рынке труда, работник предлагает свое время, свои силы, свои знания и умения (т.е. человеческий капитал).
Чем выше квалификация, тем выше спрос на такого сотрудника
Факторами предложения труда являются:
величина заработной платы;
интенсивность предлагаемого труда (чем более интенсивен труд, тем меньше его предложение при той же заработной плате);
человеческий капитал (чем выше уровень знаний, умений и навыков работника, тем меньшее количество труда он затрачивает при одной и той же заработной плате);
стратегия наемного работника (работник расходует время и деньги на повышение своих возможностей путем получения образования, повышения квалификации);
время (человек стоит перед альтернативой распределения времени суток: если он будет больше отдыхать, то меньше останется времени для работы. При достижении работником определенного уровня дохода и материального благополучия он все большее время уделяет досугу).
Если предложение труда рассматривать применительно к отдельным отраслям, профессиям или географическим регионам, можно выделить следующие дополнительные факторы предложения труда:
заработная плата в других сегментах рынка (в других отраслях, профессиях);
географическая мобильность субъекта (способность переехать на новое место жительства);
трудовая мобильность (способность сменить профессию).
Исследователи отмечают фактическое существование двух рынков труда. Один из них включает рабочие места специалистов с высшим образованием, управляющих и администраторов, высоко- и среднеквалифицированных рабочих. На этом рынке проявляются высокая мобильность рабочей силы, высокий уровень оплаты труда, широкие возможности для профессионального роста.
Другой рынок охватывает рабочие места, не требующие специальной подготовки и квалификации. Их занимают работники обслуживания (официанты, медицинский обслуживающий персонал и т.д.), неквалифицированные рабочие, низшие категории служащих. Для этого рынка характерны высокий уровень безработицы и текучести кадров, слабые карьерные перспективы.
Важную роль на рынке труда играют профсоюзы.
Профсоюзы — группа работников предприятия, отрасли, объединяющихся для защиты своих прав и улучшения своего положения.
Основными задачами профсоюзов являются повышение заработной платы, сокращение рабочего времени, улучшение условий труда. Для выполнения этих задач профсоюзы стремятся либо к повышению спроса на труд, либо к ограничению предложения труда.
Повышение спроса на труд достигается путем увеличения спроса на продукт (реклама, использование политического лобби). Повышению спроса на труд способствует также рост эффективности и качества труда, поэтому профсоюзы занимаются вопросами повышения квалификации своих членов. Кроме того, профсоюзы выступают за ограничение ввоза в страну импортных товаров, объясняя это тем, что если сократить импорт, то спрос на отечественные товары возрастет, в связи с чем улучшатся условия для роста численности работников и заработной платы на внутреннем рынке труда. Но это может привести к ослаблению конкуренции на внутреннем рынке, снижению качества продукции, а затем и к сокращению спроса на труд для ее изготовления. Кроме того, на ограничение импорта другие государства отвечают аналогичными мерами, что сокращает экспорт и ухудшает условия на рынках труда для работников отраслей, обслуживающих внешнюю торговлю.
Ограничения предложения труда можно добиться включением данной специальности в список лицензируемых профессий, сокращением рабочей недели, запретом или уменьшением объема сверхурочных работ, понижением пенсионного возраста, сдерживанием иммиграции иностранных рабочих. Кроме того, профсоюзы добиваются от работодателей согласия принимать на работу только членов союза. Но полностью влиять на право работодателей принимать на работу и увольнять работников профсоюзы не могут.
Одним из направлений деятельности профсоюзов является борьба за расширение государственного нормирования и регулирования труда. Частью такого нормирования является законодательство о минимальной заработной плате. Средний уровень заработной платы при этом повышается, но сокращается спрос на рабочую силу.
Профсоюзы выполняют следующие функции:
защитная — охрана жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, улучшение условий труда;
контрольная — контроль за выполнением работодателем своих обязательств;
представительская — представление интересов своих членов;
организационная — объединение своих членов в организацию, имеющую свою структуру;
регулирование социально-трудовых отношений — участие в отношениях между работником и работодателем в пределах своей компетенции;
информационная и культурно-воспитательная — информирование членов профсоюза об изменениях трудового законодательства, воспитание патриотизма, привлечение к участию в политической жизни, выборах органов государственной власти и органов местного самоуправления.
На спрос на рынке труда влияют политика государства и социальное законодательство. Если государство поощряет экономический рост, то спрос на труд растет. Законы, направленные на сокращение рабочего дня, ограничение увольнений, способствуют поддержанию высокого спроса на труд. Поскольку спрос находится в зависимости от уровня заработной платы, то законы, ограничивающие заработную плату определенным минимумом, ведут к сокращению спроса на труд, хотя это сокращение может быть компенсировано повышенным спросом со стороны населения на товары, удовлетворение спроса на которые требует поддержания высокой занятости того же населения.
Государство влияет на различные стороны экономической жизни, в том числе и на регулирование рынка труда. Основные принципы политики государства в сфере труда изложены в ст. 37 Конституции Российской Федерации. Она провозглашает свободу труда, запрет принудительного труда, право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
Государство разрабатывает меры по противодействию росту безработицы, обеспечению максимальной занятости, созданию социальных гарантий для населения. При этом используются так называемые активный и пассивный методы государственного воздействия на рынок труда.
Активный метод содержит меры, стимулирующие создание новых рабочих мест, расширение производственного потенциала, развитие малого и среднего предпринимательства, профессиональное обучение безработных, привлечение их к активной трудовой деятельности, меры по сохранению занятости. Эти меры способствуют заполнению вакантных рабочих мест и удовлетворяют спрос на рабочую силу.
Пассивный метод охватывает мероприятия по оказанию материальной помощи безработным, досрочное оформление пенсий и др., т.е. пассивные меры выполняют функцию социальной поддержки.