СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Рынок труда и занятость населения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

  • Знать требования к современному работнику в условиях рынка.
  • Иметь мнение по поводу самоопределения в будущей профессии.
  • Представлять, какие требования предъявляет общество к качеству трудовых ресурсов.

Задачи:

  • Сформировать представление о рынке труда, причинах безработицы, о требованиях к современному работнику.
  • Дать понятие о «трудовых ресурсах» и «экономически активном населении».
  • Способствовать профессиональному самоопределению учащихся.

Используемый УМК:  схемы в учебнике, тест по профориентации, листы бумаги.

Ход урока

I. Организационный момент. (2 мин)

II. Опрос домашнего задания – параграф 10 пересказ (18 мин)

III. Изучение нового материала.

Учитель: Каждый из вас в ближайшие годы будет выбирать профессию, искать работу и столкнётся с ситуацией на рынке труда России.

А что вам известно о рынке труда? Что это такое?

Вот об этом мы с вами и поговорим сегодня на уроке (запись темы урока в тетрадь). Тема нашего урока «Рынок труда».

Эпиграфом к сегодняшнему уроку я выбрала слова Сенеке «Если вы не знаете, в какую гавань держите путь, то ни один ветер не будет для Вас попутным». Ведь очень важно найти своё место в современном обществе и жить так, чтобы потом «…не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы…»

Давайте перечислим вопросы, которые мы будем разбирать на уроке.

План урока.

1. Особенности рынка труда.

2. Как оплачивается труд.

3. Профсоюзы.

1. Особенности рынка труда.

Просмотр содержимого документа
«"Рынок труда и занятость населения"»

Методическая разработка урока "Рынок труда и занятость населения"

Цели:

  • Знать требования к современному работнику в условиях рынка.

  • Иметь мнение по поводу самоопределения в будущей профессии.

  • Представлять, какие требования предъявляет общество к качеству трудовых ресурсов.

Задачи:

  • Сформировать представление о рынке труда, причинах безработицы, о требованиях к современному работнику.

  • Дать понятие о «трудовых ресурсах» и «экономически активном населении».

  • Способствовать профессиональному самоопределению учащихся.

Используемый УМК:  схемы в учебнике, тест по профориентации, листы бумаги.

Ход урока

I. Организационный момент. (2 мин)

II. Опрос домашнего задания – параграф 10 пересказ (18 мин)

III. Изучение нового материала.

Учитель: Каждый из вас в ближайшие годы будет выбирать профессию, искать работу и столкнётся с ситуацией на рынке труда России.

А что вам известно о рынке труда? Что это такое?

Вот об этом мы с вами и поговорим сегодня на уроке (запись темы урока в тетрадь). Тема нашего урока «Рынок труда».

Эпиграфом к сегодняшнему уроку я выбрала слова Сенеке «Если вы не знаете, в какую гавань держите путь, то ни один ветер не будет для Вас попутным». Ведь очень важно найти своё место в современном обществе и жить так, чтобы потом «…не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы…»

Давайте перечислим вопросы, которые мы будем разбирать на уроке.

План урока.

1. Особенности рынка труда.

2. Как оплачивается труд.

3. Профсоюзы.

1. Особенности рынка труда.

Учитель: На рынке труда взаимодействуют продавцы и покупатели: продавцами являются люди, которые предлагают свои способности, навыки, квалификацию. Покупателями выступают предприятия и фирмы. Нанимая человека на работу, они приобретают услуги труда, а не сам труд, который остается собственностью работника.

Э кономически активное население (рабочая сила)



Занятых

Безработных





На рынке труда действует закон спроса и предложения, под влиянием которого формируется равновесная рыночная цена.

Рассмотрим факторы, влияющие на спрос и предложение на рынке труда.

Учитель: Ученикам необходимо на стр. 59 в 5абзаце найти факторы, влияющие на спрос и предложение и у доски их соотнести.

Ученики: Факторы, влияющие на спрос: объем и степень трудоемкости производства, размер потребности в рабочей силе, производительность труда, цены на другие факторы производства, величина заработной платы, спрос на товар, который производят работники.

Факторы, влияющие на предложение: количество трудоспособного населения, величина заработной платы, общественного престижа профессии, сложности труда.

Учитель: В случае превышения предложения над спросом наступает безработица.

Записать в тетради понятия Безработица и безработный и их определения.

Безработица – социально-экономическое явление, когда часть активного населения не может применить свою рабочую силу.

Безработный – это человек в трудоспособном возрасте (мужчины от 16 до 65, женщины от 16 до 60 лет), не имеющий работы или какого-то иного дохода, ищущий подходящую работу и готовый приступить к ней.

З аконодательно РФ признает безработным человека, который



Не имеет работы и заработка

Зарегистрирован в службе занятости для поиска подходящей работы

Готов приступить к работе





Учитель: почему строго определены критерии для определения безработного?

Ученик: потому что государство выплачивает пособие по безработице.

Учитель: посмотрите в дополнительном материале у вас перечислены виды безработицы, давайте их разберем.

Основные виды безработицы

1. Фрикционная – незанятость, возникающая в результате необходимости времени для поиска работы.

2. Структурная – невозможность трудоустройства из-за различий в структуре спроса и предложения рабочей силы разной квалификации. (одни отрасли экономики исчезают другие отрасли появляются).

3. Циклическая – характерна для экономического цикла. (возникает в период циклического спада, и уменьшается или исчезает в период циклического подъема)

4. Сезонная – возникает в результате изменения спроса на рабочую силу в зависимости от времени года.

5. Застойная – длительная безработица, чередующаяся с краткими периодами временной, случайной работы; обусловлена избытком рабочей силы, охватывает наиболее профессионально неподготовленных работников.

6. Скрытая – неполный рабочий день или неполная рабочая неделя.

Учитель: теперь выполните задание.

Установите соответствие между формами безработицы и иллюстрирующими их примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ

ФОРМЫ БЕЗРАБОТИЦЫ

А) Квалифицированный бухгалтер после перерыва в работе находится в поиске подходящей вакансии, не соглашаясь на другие предложения.

1) фрикционная

Б) Экономический кризис вызвал сокращение рабочих мест в металлургической отрасли.

В) Из-за сокращения применения угля многие шахты стали нерентабельны и закрылись, а шахтеры потеряли работу.

2) циклическая

Г) Инженер уволился с предприятия в связи с конфликтом с начальством.

Д) Менеджеры ушли с предприятия, так как разошлись с руководством фирмы о планах развития бизнеса.

3) стуктурная

Е)  С ап­ре­ля по ок­тябрь на­се­ле­ние при­мор­ско­го ре­ги­о­на X. За­ня­то в сфере об­слу­жи­ва­ния ту­ри­стов, от­ды­ха­ю­щих на мор­ском по­бе­ре­жье. Ра­бо­чих рук в этот пе­ри­од не хва­та­ет, по­это­му при­хо­дит­ся при­вле­кать ра­бот­ни­ков из со­сед­них ре­ги­о­нов. Од­на­ко в пе­ри­од с но­яб­ря по март среди мест­но­го на­се­ле­ния на­блю­да­ет­ся зна­чи­тель­ная без­ра­бо­ти­ца.

4) сезонная

Ответ 123114



2. Как оплачивается труд?

Учитель: Цена услуг труда выражается в заработной плате.

Учитель: стр. 60 прочитать, что такое зарплата.

Ученик: Заработная плата – величина денежного вознаграждения, выплачиваемого работнику за выполнение определенного объема работ или исполнения своих служебных обязанностей в течение определенного времени.

Учитель: «составьте схему виды зарплаты»



З аработная плата



Повременная – форма оплаты труда, при которой заработок прямо пропорционально зависит от количества часов, отработанного наемным работником, и его квалификации

Сдельная – форма заработной платы, при которой ее размер завит от количества произведенной продукции или оказанных услуг.











Учитель: За успешную работу, кроме основного заработка, работник может получить еще и премию – денежное или материальное поощрение за превышение количественных и качественных показателей работы, за выполнение особо важных производственных заданий, а также по итогам работы за год.

З аработная плата



Номинальная – денежная сумма, выплаченная работнику за его труд в течение определенного времени

Реальная – показывает, какое количество товара и услуг можно приобрести за номинальную зарплату.











Учитель: При повышении и понижении инфляции что произойдет с номинальной заработной платой?

Факторы, влияющие на заработную плату:

  • Личные качества работника (состояние здоровья, природные способности, образование, квалификация, опыт работы.)

  • Внешние факторы (особенности региона, специфика отрасли, условия труда и т.д.)

Учитель: Кто устанавливает уровень зарплаты в смешанной экономике?

Ученик: В странах со смешанной экономикой заработная плата устанавливается работодателем, но регулирует ее минимальный уровень государство.

Учитель: дома в тетрадь выписать 1. МРОТ: 2. Список 5 профессий, на которые спрос велик.



3. Профсоюзы.

Учитель: какая цель работодателей как предпринимателей?

Ученик: увеличение прибыли при наименьших затратах.

Учитель: поэтому складываются ситуации ужесточения требования к работникам: увеличение рабочего дня, сокращения размера зарплаты, штрафы, экономия на охране труда.

Для защиты прав работников были созданы профсоюзы. Первый профсоюз был создан в Англии в ХIХ в.

Учитель: Читать что относится к задачам профсоюза. Стр. 63-64.

Закрепление материала.

Учитель: Прорешать задания.

1. . Не­уча­стие в об­ще­ствен­ном про­из­вод­стве тру­до­спо­соб­но­го на­се­ле­ния ра­бо­че­го воз­рас­та

1) про­гул 2) без­ра­бо­ти­ца 3) ижди­вен­че­ство 4) пра­во­на­ру­ше­ние


2. Верны ли следующие суждения о безработице?

А. К безработным относятся все люди трудоспособного возраста, не имеющие работы.

Б. Безработица присуща всем экономическим системам.

1) верно толь­ко А 3) верны оба суж­де­ния

2) верно толь­ко Б 4) оба суж­де­ния не­вер­ны


3. Учёные опро­си­ли 20-лет­них юно­шей и де­ву­шек стра­ны Z. Им за­да­ва­ли во­прос: «В де­я­тель­но­сти какой об­ще­ствен­ной ор­га­ни­за­ции (объ­еди­не­ния, ини­ци­а­тив­ной груп­пы и т. п.) Вы могли бы без­воз­мезд­но при­ни­мать уча­стие?».

 По­лу­чен­ные ре­зуль­та­ты (в % от числа опро­шен­ных) пред­став­ле­ны в таб­ли­це.

Най­ди­те в при­ведённом спис­ке вы­во­ды, ко­то­рые можно сде­лать на ос­но­ве таб­ли­цы, и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.


1) Де­вуш­ки в боль­шей сте­пе­ни го­то­вы без­воз­мезд­но при­ни­мать уча­стие в де­я­тель­но­сти бла­го­тво­ри­тель­ной ор­га­ни­за­ции, по­мо­га­ю­щей боль­ным, без­дом­ным, чем в де­я­тель­но­сти эко­ло­ги­че­ской ор­га­ни­за­ции.

2) Рав­ные доли опро­шен­ных де­ву­шек го­то­вы без­воз­мезд­но при­ни­мать уча­стие в де­я­тель­но­сти ор­га­ни­за­ций мест­но­го са­мо­управ­ле­ния и в де­я­тель­но­сти про­фес­си­о­наль­ных объ­еди­не­ний.

3) Доля тех, кто не готов без­воз­мезд­но при­ни­мать уча­стие в де­я­тель­но­сти ни одной об­ще­ствен­ной ор­га­ни­за­ции, боль­ше среди де­ву­шек, чем среди юно­шей.

4) Юноши в боль­шей мере го­то­вы без­воз­мезд­но при­ни­мать уча­стие в де­я­тель­но­сти бла­го­тво­ри­тель­ной ор­га­ни­за­ции, по­мо­га­ю­щей боль­ным, без­дом­ным, чем в де­я­тель­но­сти по­ли­ти­че­ской пар­тии.

5) Рав­ные доли юно­шей го­то­вы без­воз­мезд­но при­ни­мать уча­стие в де­я­тель­но­сти ор­га­ни­за­ций мест­но­го са­мо­управ­ле­ния и в де­я­тель­но­сти эко­ло­ги­че­ских ор­га­ни­за­ций.

Ответ 34


4. Ре­зуль­та­ты опро­са, отражённые в таб­ли­це, были опуб­ли­ко­ва­ны и про­ком­мен­ти­ро­ва­ны в СМИ. Какие из при­ведённых ниже вы­во­дов не­по­сред­ствен­но вы­те­ка­ют из по­лу­чен­ной в ходе опро­са ин­фор­ма­ции?

 За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 1) Молодёжь стра­ны Z в наи­боль­шей сте­пе­ни за­ин­те­ре­со­ва­на в ак­тив­ной по­ли­ти­че­ской де­я­тель­но­сти на без­воз­мезд­ной ос­но­ве.

2) Молодёжь стра­ны Z имеет воз­мож­ность ока­зы­вать по­мощь, при­но­сить поль­зу в раз­лич­ных сфе­рах об­ще­ствен­ной жизни.

3) Де­ву­шек осо­бен­но вол­ну­ют про­бле­мы за­щи­ты окру­жа­ю­щей среды.

4) Боль­шин­ство опро­шен­ных не го­то­вы ока­зы­вать без­воз­мезд­ную по­мощь.

5) Уча­стие в про­фес­си­о­наль­ных объ­еди­не­ни­ях не очень при­вле­ка­тель­но как для юно­шей, так и для де­ву­шек.

Ответ 235


5. В 2005 г. Все­рос­сий­ский центр изу­че­ния об­ще­ствен­но­го мне­ния про­вел со­цио­ло­ги­че­ский опрос среди жи­те­лей круп­ных го­ро­дов Рос­сии. Пред­ла­га­лось на­звать 2—3 наи­бо­лее пре­стиж­ные про­фес­сии и столь­ко же наи­бо­лее до­ход­ных про­фес­сий. По­лу­чен­ные дан­ные (в %) пред­став­ле­ны в таб­ли­це.

Най­ди­те в при­ве­ден­ном спис­ке вы­во­ды, ко­то­рые можно сде­лать на ос­но­ве таб­ли­цы, и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) К наи­бо­лее до­ход­ной про­фес­сии боль­шин­ство опро­шен­ных от­нес­ли про­фес­сию бан­ки­ра, слу­жа­ще­го банка.

2) Про­фес­сии врача и юри­ста оди­на­ко­во пре­стиж­ны среди опро­шен­ных.

3) Про­фес­сию про­грам­ми­ста опро­шен­ные от­нес­ли к по­след­ней трой­ке про­фес­сий по уров­ню до­хо­да.

4) В первую трой­ку наи­бо­лее до­ход­ных про­фес­сий опро­шен­ные от­нес­ли ди­рек­то­ров, ме­не­дже­ров.

5) Де­я­тель­ность пред­при­ни­ма­те­лей боль­шин­ство опро­шен­ных по­счи­та­ли менее до­ход­ной, чем де­я­тель­ность ми­ни­стров.

Ответ 13




IV. Домашнее задание: 1. параграф 11, вопоосы 1,2,3,4

2. пройти опросник и сделать вывод.

































Дополнительный материал.

Основные виды безработицы

1. Фрикционная – незанятость, возникающая в результате необходимости времени для поиска работы.

2. Структурная – невозможность трудоустройства из-за различий в структуре спроса и предложения рабочей силы разной квалификации.

3. Циклическая – характерна для экономического цикла.

4. Сезонная – возникает в результате изменения спроса на рабочую силу в зависимости от времени года.

5. Застойная – длительная безработица, чередующаяся с краткими периодами временной, случайной работы; обусловлена избытком рабочей силы, охватывает наиболее профессионально неподготовленных работников.

6. Скрытая – неполный рабочий день или неполная рабочая неделя.

Установите соответствие между формами безработицы и иллюстрирующими их примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ

ФОРМЫ БЕЗРАБОТИЦЫ

А) Квалифицированный бухгалтер после перерыва в работе находится в поиске подходящей вакансии, не соглашаясь на другие предложения.

1) фрикционная

Б) Экономический кризис вызвал сокращение рабочих мест в металлургической отрасли.

В) Из-за сокращения применения угля многие шахты стали нерентабельны и закрылись, а шахтеры потеряли работу.

2) циклическая

Г) Инженер уволился с предприятия в связи с конфликтом с начальством.

Д) Менеджеры ушли с предприятия, так как разошлись с руководством фирмы о планах развития бизнеса.

3) стуктурная

Е)  С ап­ре­ля по ок­тябрь на­се­ле­ние при­мор­ско­го ре­ги­о­на X. за­ня­то в сфере об­слу­жи­ва­ния ту­ри­стов, от­ды­ха­ю­щих на мор­ском по­бе­ре­жье. Ра­бо­чих рук в этот пе­ри­од не хва­та­ет, по­это­му при­хо­дит­ся при­вле­кать ра­бот­ни­ков из со­сед­них ре­ги­о­нов. Од­на­ко в пе­ри­од с но­яб­ря по март среди мест­но­го на­се­ле­ния на­блю­да­ет­ся зна­чи­тель­ная без­ра­бо­ти­ца.

4) сезонная

Основные виды безработицы

1. Фрикционная – незанятость, возникающая в результате необходимости времени для поиска работы.

2. Структурная – невозможность трудоустройства из-за различий в структуре спроса и предложения рабочей силы разной квалификации.

3. Циклическая – характерна для экономического цикла.

4. Сезонная – возникает в результате изменения спроса на рабочую силу в зависимости от времени года.

5. Застойная – длительная безработица, чередующаяся с краткими периодами временной, случайной работы; обусловлена избытком рабочей силы, охватывает наиболее профессионально неподготовленных работников.

6. Скрытая – неполный рабочий день или неполная рабочая неделя.

Установите соответствие между формами безработицы и иллюстрирующими их примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ

ФОРМЫ БЕЗРАБОТИЦЫ

А) Квалифицированный бухгалтер после перерыва в работе находится в поиске подходящей вакансии, не соглашаясь на другие предложения.

1) фрикционная

Б) Экономический кризис вызвал сокращение рабочих мест в металлургической отрасли.

В) Из-за сокращения применения угля многие шахты стали нерентабельны и закрылись, а шахтеры потеряли работу.

2) циклическая

Г) Инженер уволился с предприятия в связи с конфликтом с начальством.

Д) Менеджеры ушли с предприятия, так как разошлись с руководством фирмы о планах развития бизнеса.

3) стуктурная

Е)  С ап­ре­ля по ок­тябрь на­се­ле­ние при­мор­ско­го ре­ги­о­на X. за­ня­то в сфере об­слу­жи­ва­ния ту­ри­стов, от­ды­ха­ю­щих на мор­ском по­бе­ре­жье. Ра­бо­чих рук в этот пе­ри­од не хва­та­ет, по­это­му при­хо­дит­ся при­вле­кать ра­бот­ни­ков из со­сед­них ре­ги­о­нов. Од­на­ко в пе­ри­од с но­яб­ря по март среди мест­но­го на­се­ле­ния на­блю­да­ет­ся зна­чи­тель­ная без­ра­бо­ти­ца.

4) сезонная

Дифференциально-диагностический опросник Климова

Инструкция к тесту

Ниже приведены 20 пар утверждений, которые раскрывают в сжатой форме тот или иной вид деятельности. Каждое утверждение в свою очередь имеет два буквенных обозначения — а и б.

Прочитайте каждое из двух утверждений внимательно, а потом выберите одного из них, проставив рядом знак «+»,  которое Вы сочли наиболее соответствующим и подходящим именно Вам. Можете поставить два знака «+», что будет говорить о еще большей привлекательности выбранного Вами вида деятельности. В случае, если выбранная работа Вам очень нравится Вы можете, поставить три знака «+».

Знаком «-» отметьте работу, которая Вам не привлекательна. По степени несоответствия данного вида деятельности Вашим предпочтениям, Вы можете поставить два знака «-», и в случае, когда эта работа очень не нравится Вам, поставьте три знака «-».

Содержание теста:

1а. Ухаживать за животными

или

1б. Обслуживать машины

2а. Помогать больным людям, лечить их

или

2б. Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин

За. Участвовать в оформлении книг, плакатов,  журналов

или

3б. Следить за состоянием и развитием растений

4а. Обрабатывать материалы (древесину, ткань, металл, пластмассу и др.)

или

4б. Доводить товары до потребителя (рекламировать)

5а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи

или

5б. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты)

6а. Содержать животных

или

6б. Тренировать товарищей (или младших школьников) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных)

7а. Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты)

или

7б. Управлять подъемным краном, трактором, тепловозом и т. п.

8а. Сообщать (разъяснять) людям какие-либо сведения (в справочном бюро, на экскурсии)

или

8б. Художественно оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов)

9а. Ремонтировать вещи (одежду, технику), жилище

или

9б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках

10а. Лечить животных

или

10б. Выполнять вычисления, расчеты

11а. Выводить новые сорта растений

или

11б. Конструировать, проектировать новые виды изделий (машины, одежду, дома и т. п.)

12а. Разрешать споры, предупреждать ссоры, убеждать, разъяснять, поощрять, наказывать

или

12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок)

13а. Участвовать в работе кружков художественной самодеятельности

или

13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов

14а. Налаживать медицинские приборы, аппараты

или

14б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах и т. п.

15а. Составлять точные описания, отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и т.п.

или

15б. Художественно описывать, отображать события (наблюдаемые или представляемые)

16а. Выполнять лабораторные анализы в больнице

или

16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение

17а. Красить или расписывать стены или помещения, поверхность изделий

или

17б. Осуществлять монтаж зданий или сборку машин, приборов

18а. Организовывать культпоходы сверстников или младших товарищей (в театры, музеи), экскурсии, туристические походы и т. п.

или

18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах

19а. Изготавливать по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания

или

19б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты

20а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада

или

20б. Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе и др.)

Ключи к тесту:

После заполнения таблицы, состоящей из пяти рядов, каждый из которых соответствует конкретному типу профессии, по вертикали подсчитывается число знаков «+». Полученное число плюсов записывается в первую из трех пустых строчек внизу таблицы. Затем аналогичным образом подсчитывается число знаков «-» и их количество записывается во вторую пустую строку таблицы.

После этого по каждому из пяти вертикальных рядов необходимо проделать следующую операцию: из числа плюсов вычесть число минусов и полученный результат записать в последнюю пустую строку внизу таблицы.

При интерпретации результатов рекомендуется использовать не только показатели  последней строки таблицы, в которой прописана общая сумма набранных баллов, но и показатели двух других строк: число плюсов и число минусов. Например, в столбце «Ч-Ч» содержится 7 плюсов и 1 минус, сумма соответственно получается 6; а в столбце «Ч-Т» содержится 13 плюсов и 7 минусов, сумма в итоге получается тоже 6; Вам в таком случае более соответствует профессия типа «Ч-Т», так как плюсов в данной колонке больше.

 

Ч-Ч

Ч-Т

Ч-П

Ч-3

Ч-X


За




10а

10б


12а

11б

11а

126

13а


14б

14а

13б

15а

15б


16б

17б

16а

19б

17а


18а

19а

20а

20б

18б

+











Сумма






Анализ теста и интерпретация результатов

Таким образом, в этой последней строке может появиться как положительное, так и отрицательное число. Полученный результат является показателем степени выраженности осознанной склонности к одному из пяти типов профессий, которые и закодированы в опросном листе под буквами Ч-Ч, Ч-Т, Ч-П, Ч-З, Ч-X:

Ч-Ч — профессии типа «человек — человек»;

Ч-Т — профессии типа «человек — техника»;

Ч-П — профессии типа «человек — природа»;

Ч-3 — профессии типа «человек — знаковая система»;

Ч-X — профессии типа «человек — художественный образ».

Человек — Человек (Ч-Ч).

Труд людей этой группы профессий связан с:

  • воспитанием, обучением, тренировкой других людей (воспитатель дошкольных учреждений, детских домов, преподаватель в школах и других учебных заведениях, мастер производственного обучения, тренер по спорту и др.);

  • медицинским обслуживанием людей и уходом за ними (врач, зубной техник, медицинская сестра);

  • правовой помощью (судья, адвокат, юрисконсульт, работник милиции и т.д.);

  • организацией людей, руководством и управлением ими (администратор, менеджер и пр.);

  • изучением, описанием, исследованием других людей (социолог, психолог, журналист, следователь и пр.).

Человек- Техника (Ч-Т).

Труд людей этой группы профессий связан с:

  • преобразованием деталей, изделий, механизмов (изготовление деталей, машин, механизмов вручную, на станках и автоматических линиях, слесарно-сборочные работы, монтажные и электромонтажные, строительно-отделочные, работы по добыче и переработке промышленного сырья, изготовление пищевых продуктов);

  • обслуживанием технических объектов (наладка и обслуживание оборудования, управление станками, машинами, механизмами, транспортными средствами и строительными машинами);

  • восстановлением (восстановление и ремонт технического оборудования, изделий);

  • изучением (контроль и анализ качества изделий и механизмов, испытание качества изделий).

Человек — Природа (Ч-П).

Труд людей этой группы профессий связан с:

  • преобразованием, переработкой (садовник, технолог пищевой промышленности, рыбообработчик и пр.);

  • обслуживанием, охраной флоры и фауны (работник лесного хозяйства, цветовод, птицевод, животновод и пр.);

  • заготовкой продуктов, эксплуатацией природных ресурсов (охотник, рыбак, лесоруб, агроном, зоотехник и пр.);

  • восстановлением, лечением (ветеринар, эколог, лесовод и пр.);

  • изучением, описанием, изысканием (генетик, геолог, ботаник, зоолог, метролог и пр.).

Человек — Знаковая система (Ч-З).

Труд людей этой группы профессий связан с:

  • преобразованием, расчетом, сортировкой (бухгалтер, экономист, почтальон и пр.);

  • шифровкой, дешифровкой, распознаванием символов (стенографист, радист, лингвист, филолог, историк, математик, библиотекарь и пр.);

  • управлением движения (диспетчер, инспектор ГИБДД и пр.);

  • составлением и хранением документации (нотариус, архивариус, делопроизводитель и пр.);

  • восстановлением, устранением искажений (корректор, редактор и пр.).

Человек — Художественный образ (Ч-Х).

Труд людей этой группы профессий связан с:

  • преобразованием, созданием (архитектор, дизайнер, скульптор, модельер, художник, режиссер, композитор и пр.);

  • исполнением, изготовлением изделий по образцу в единичном экземпляре (дирижер, музыкант, вокалист, актер, ювелир, реставратор, оформитель и пр.);

  • с воспроизведением, копированием, размножением художественных произведений (мастер по росписи, шлифовщик по камню, маляр и пр.).
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!