Антуан де Сент-Экзюпери
(1900–1944)
Рыцарь планеты людей.
АНТУАН МАРИ ЖАН-БАТИСТ РОЖЕ ДЕ СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ
Жизнь французского писателя была полна авантюр и опасных приключений, а смерть автора культового "Маленького принца" стала одной из нераскрытых загадок XX века.
Более 80 лет назад в свой последний полет отправился 44-летний французский писатель и летчик Антуан де Сент-Экзюпери. Он собирался провести воздушную разведку на новейшем самолете P-38 Lightning, но пропал без вести. Только в конце XX века вскрылась горькая правда: на дне моря недалеко от Марселя обнаружили его самолет. От писателя остался лишь браслет.
Будущий писатель родился 29 июня 1900 года во Франции, в городе Лионе, на улице Пейра, дом 8.
Замок коммуны Сен-Морис-де-Реман, где провёл часть своего детства Антуан де Сент-Экзюпери
Место рождения Антуана де Сент-Экзюпери — дом номер 8 на улице Пейра, которая потом была названа его именем
Герб города Лион
После смерти отца семье помогали родственники: шесть месяцев в году Антуан жил в принадлежавшем двоюродной бабушке Мари, виконтессе Трико, замке коммуны Сен-Морис-де-Реман в департаменте Эн, остальное время жил тоже у виконтессы Трико, но уже в её квартире на площади Белькур в Лионе или же - в замке коммуны Ла-Моль в департаменте Вар у родителей Мари.
Родовой дом Экзюпери в Лионе
Отец мальчика был дворянином, поэтому его полное имя звучит как Антуан Мари Жан-Батист Роже де Сент-Экзюпери , хотя все родные и близкие звали его просто Тони.
Самым близким человеком для Тони стал его младший брат Франсуа.
Любимый брат
Франсуа
Антуан
с братом и сестрами
Отец Антуана происходил из знатного, но обедневшего старинного рода перигорских дворян, был виконтом. Перигор - исторический и культурный регион на юго-западе Франции.
Виконт Мартин-Луи Жан де Сент-Экзюпери (1863—1904) к моменту рождения сына Тонио был страховым инспектором. Тонио родился в аристократической католической семье с богатой многовековой родословной. Имя их пращура было известно ещё в 5 веке - Сент-Экзюпериус, епископ из Тулузы. Он был почитаем и известен своей благотворительностью до стран Ближнего Востока.
Мать Тонио, Мари-Луиза Буайе де Фонколомб (1875–1972), уроженка Прованса.
Фамилия, к которой принадлежала Мари, появилась в 16 веке и происходила из молодого дворянства.
Лавандовые поля в Провансе Франция
Воспитанием детей занималась мать, став первым другом и вдохновителем во всех делах. Любовь мальчика к народным сказкам, музыке, живописи, тяга к литературе – заслуга матери. Антуан (его домашним прозвищем было –Тонио) от природы был веселым и открытым ребенком; сочинял стихи, рисовал, играл на скрипке, был неистощим на всякие выдумки и фантазии.
Антуан очень любил маму, став взрослым, не отдалился от нее, наоборот, постоянно писал ей письма, наполненные сыновьей нежностью и любовью, которые читаются, как литературное произведение.
Его страстью была техника. Малышом Тони мастерил из жестянок телефон, а в двенадцать лет изобретал летательный аппарат из старого велосипеда, проволоки и разного хлама, уверяя, что поднимется на нем в воздух под восхищенные крики толпы: «Да здравствует Антуан де Сент-Экзюпери!». Из-за любви к небу товарищи прозвали Тони звездочетом.
В 12 лет сел в кабину самолета – 26 июня 1912 года
летчик Габриэль Вроблевски, ради забавы, предложил мальчику совершить полет. И полученных впечатлений Антуану хватило, чтобы понять, что станет целью его жизни.
В 1908 году Антуан поступил на учебу в христианскую школу Лиона. Через год мать с детьми перебрались в Ле-Ман, и его с братом определили в иезуитский колледж, где они проходили обучение вплоть до 1914 года.
Мама также позаботилась о том, чтобы четырнадцатилетний сын продолжил обучение в швейцарском католическом пансионе. В 1917-м Тони стал студентом архитектурного факультета Школы изящных искусств в Париже. Он получил диплом бакалавра, и собирался поступить в военно-морской лицей. Однако
парню не удалось пройти конкурсный отбор. 10 июля
1917 года от ревмокардита умер его любимый брат Франсуа, и от этого удара Антуан долго не мог оправиться. Он стал замкнутым и нелюдимым.
В октябре 1919 года его допускают к занятиям в качестве вольнослушателя отделения архитектуры Академии искусств. Спустя два года оставил бурную студенческую жизнь. Ему она показалась неинтересной.
Школа изящных искусств
военно-морской лицей
В 1921 году Антуан добровольно пошел в армию, пожелав стать летчиком. Он помнил о том, как в 1912-м впервые сел в самолет, пилотируемый знаменитым летчиком Габриэлем Вроблевски. Жизнь авиатора казалась ему такой же авантюрной и полной приключений, как жизнь рыцаря в далеком Средневековье.
Но чтобы подняться в воздух, Экзюпери пришлось сначала немало потрудиться над самолетами, стоящими на земле. Поначалу его не допускали к полетам, он служил в обслуге самолетов, но спустя некоторое время сдал экзамены и стал гражданским летчиком. После перевода в Марокко получил право пилотировать военные самолеты.
В начале 1923-го года, во время одного из рейсов Сент-Экзюпери попал в первую авиакатастрофу, которая закончилась для него черепно-мозговой травмой. В марте того же года комиссован. Антуан переехал в
Париж, и решил попытать свои силы
на литературном поприще. Однако
на первых порах у него ничего
не получалось.
НУЖНО БЫЛО ЗА ЧТО-ТО ЖИТЬ, И МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК БРАЛСЯ ЗА ЛЮБУЮ РАБОТУ – ТОРГОВАЛ МАШИНАМИ, УСТРОИЛСЯ НА ЧЕРЕПИЧНЫЙ ЗАВОД, ПРОДАВАЛ КНИГИ.
Постепенно приходило понимание, что дальше так продолжаться не может. И тут судьба послала ему случайного знакомого, который помог устроиться в авиакомпанию «Аэропошталь» на должность механика. Весной 1926 года он стал пилотом корабля, занимавшегося доставкой почты. Параллельно Антуан продолжает попытки писать. Первое произведение носило название «Южный почтовый». Осенью того же, 1926 года, Сент-Экзюпери назначили на должность начальника аэропорта в Кап-Джуби. Это место располагалось на краю Сахары.
Форт Кап-Джуби, затерянный в песках, показался бы самым унылым и безрадостным местом на свете любому человеку, но только не Антуану де Сент-Экзюпери. Долгие часы раздумий в полётах, долгие часы одиночества в пустыне помогли ему найти свой путь. Одну за другой он писал прекрасные страницы, которые вскоре прославили его на весь мир.
В 1929-м Антуана снова переводят. Теперь он возглавляет филиал компании «Аэропошталь»
в Буэнос-Айресе и продолжает летать.
В этом же году Сент-Экзюпери вернулся во Францию и заканчивает высшие авиационные курсы морского флота в Бресте. Летает на почтовых маршрутах, работает летчиком-испытателем, осваивает воздушные пути, в труднейших условиях испытывает новые машины… Во время одного из таких испытательных полетов, Антуан снова попал в катастрофу, и чуть не погиб. Его спасло только то, что водолазы сработали оперативно и профессионально.
В 1934 году подал первую заявку на изобретение новой системы посадки самолетов (всего у Экзюпери было 10 изобретений на уровне научно-технических достижений своего времени).
В биографии Антуана де Сент-Экзюпери было немало экстремальных ситуаций, однако риск его никогда не пугал. Во время разработки проекта скоростного перелета он купил самолет и отправился на нем из Парижа в Сайгон. Авария случилась в пустыне, писатель выжил совершенно случайно. Его и бортмеханика, изнывающего от жажды, подобрали бедуины.
Потом случилась еще одна страшнейшая авария, в которой пострадал Сент-Экзюпери. Во время рейса
Нью-Йорк – Огненная Земля его самолет упал, Антуан травмировал плечо и голову, впал в кому на несколько суток.
В 30-х годах Антуана привлекла журналистика, он нашел себе работу корреспондента издания «Пари Суар». Потом перешел в газету «Энтрансижен», и как ее представитель участвовал в испанской войне.
В 1939 году Антуан де Сент-Экзюпери – офицер ордена Почетного легиона Франции.
Вышедшая из печати в начале 1939 года книга Сент-Экзюпери «Планета людей», получила Большую премию романа Французской академии. Книгой зачитывались и в Европе, и в Америке. А над планетой сгущался мрак Второй мировой войны, и время, как и авиация, требовало своих героев. За несколько дней до начала войны Сент-Экзюпери вернулся во Францию.
Мобилизованный в армию и признанный годным только для службы на земле, капитан Сент-Экзюпери добился назначения в авиационную разведгруппу. Прослужив в воздушной разведке, 22 июня 1940 года Экзюпери встретил новость о капитуляции Франции.
Тогда он переехал в США.
Весной 1942 года Сент-Экзюпери получил заказ от издательства Рейналь-Хичхок написать сказку для детей и подписал контракт на философско-лирическую сказку «Маленький принц» с авторскими иллюстрациями. В апреле 1943 года «Маленький принц» был опубликован в США и принес писателю мировую известность. Во Франции сказка была издана в 1946 году .
Но уже год спустя он вернулся в армию - на этот раз в ВВС "Сражающейся Франции". Это стоило ему больших трудов, чем в 1939-м, ведь Экзюпери было уже 43 года - почтенный возраст для авиатора. Давали о себе знать и серьезные травмы.
«У меня забавное ремесло для моих лет. Следующий за мной по возрасту моложе меня лет на шесть. Я выбрал работу на максимальный износ и, поскольку нужно всегда выжимать себя до конца, уже не пойду на попятный. Хотелось бы только, чтобы эта гнусная война кончилась прежде, чем я истаю, словно свечка в струе кислорода. У меня есть что делать и после нее», -
ПИСАЛ ЭКЗЮПЕРИ СВОИМ ДРУЗЬЯМ.
За короткий срок Экзюпери смог совершить восемь вылетов - это выше годового результата даже для молодого пилота! Друзья убеждали его остановиться, но писатель был непреклонен - он должен был завершить эту работу. Какой бы ни была цена.
Я пойду до конца. Я думаю, уже недолго. Я останусь с товарищами до конца, - ГОВОРИЛ АНТУАН.
В 43 ГОДА ПИСАТЕЛЬ-ПИЛОТ РАБОТАЛ НА ИЗНОС, СОВЕРШАЯ ОГРОМНОЕ КОЛИЧЕСТВО ВЫЛЕТОВ. ФОТО: LEGION-MEDIA.RU
СМЕРТЬ
Состояние здоровья писателя не позволяло ему летать, поэтому он оказался в наземном полку. Но Антуан де Сент-Экзюпери, используя свои знакомства, добивается того, что в ВВС «Сражающейся Франции» ему было разрешено выполнять разведывательные полеты с аэрофотосъемкой коммуникаций и войск противника в районе Прованса.
31 июля 1944 года Антуан де Сент-Экзюпери отправился в свой последний полет с аэродрома на острове Корсика. Ему было приказано провести разведку. Но писатель и его самолет навсегда пропали...
В 1988 году вблизи Марселя в рыбацких сетях Жана-Клода Бьянко запутался металлический предмет, потемневший от долгого нахождения в воде. Это был объемный серебряный браслет при очистке которого выступили буквы Антуан де Сент-Экзюпери и Консуэло.
Консуэло- имя жены писателя. Подлинность браслета не вызвала никаких сомнений у экспертов.
В мае 2000 года ныряльщик Люк Ванрель заявил, что на 70-метровой глубине обнаружил обломки самолета, возможно, принадлежавшего Сент-Экзюпери.
Зимой 2003-2004 года специалисты подняли фрагменты самолета. Один из них оказался частью кабины пилота, удалось обнаружить маркировку
«2734-L», которая соответствовала самолету Сент-Экзюпери. Сейчас обломки самолета находятся в Музее авиации и космонавтики в Ле-Бурже.
Антуан де Сент-Экзюпери оставил после себя небольшую библиографию, но каждое из его произведений стало настоящим шедевром. Писатель прожил достойную жизнь, хоть и очень короткую, и умер тоже достойно, как и подобает настоящему герою. Имя Сент-Экзюпери присвоено Лионскому аэропорту.
КНИГИ
Творческая биография писателя началась еще в 1914-м, когда он учился в колледже. Это была сказка под названием «Одиссея цилиндра». Он представил ее на литературный конкурс и занял в нем призовое место.
В 1925-м молодого автора представили популярным писателям тех лет, которые лестно отозвались о его способностях. Последовало предложение о сотрудничестве. На следующий год в печати появился рассказ Сент-Экзюпери «Летчик», который опубликовало издание «Серебряный корабль».
Небо и авиация занимают в произведениях литератора ключевое место. Он любил небо и старался показать мир с точки зрения пилота. Антуан пытался донести до читателя свою философию, свое особое видение этого мира. Многие высказывания литератора стали впоследствии цитатами.
Устроившись на работу в «Аэропошталь», Сент-Экзюпери продолжал заниматься литературным творчеством. После возвращения на родину он пришел в издание Гастона Галлимара, с которым заключил договор на написание и издание семи романов. Экзюпери-писатель не смог бы состояться без
Экзюпери-летчика.
В 1931-м его произведение «Ночной полет» было отмечено премией «Фемина», спустя год на его основе сняли художественный фильм. Катастрофа над Ливийской пустыней и последующие события литератор отразил в романе
под названием «Земля людей»
(«Планета людей»).
В 1934 году он начал работать специальным корреспондентом в газете "Пари-Суар". По заданию редакции газеты в апреле - мае 1935 г. побывал в Москве, где встречался с Михаилом Булгаковым.
В 1939 году вышел сборник очерков "Планета людей», за который писатель получил Гран-при Французской академии и Национальную книжную премию США.
«Планета людей» (фр. Terre des hommes, в русском переводе также «Земля людей») — документально-публицистическая книга писателя Антуана де Сент-Экзюпери . Это сборник коротких биографических и поэтических эссе, посвящённых приключениям автора и его товарища — пионера авиации Анри Гийоме, а также размышлениям Сент-Экзюпери о жизни и предназначении человека.
ОБЪЕМ ЕЕ МАЛ, НО КАЖЕТСЯ, ЧТО ОНА ОГРОМНА
И РАССКАЗЫВАЕТ ПРО
1. Веру. Веру в человека, который живет не для себя — для других и это делает его счастливым.
2. Дружбу. Здорово иметь друзей, которые готовы прилететь за тобой даже на край света, если ты в беде.
3. Любовь. Книга буквально пронизана любовью, любовью к миру, в котором нам выпало жить.
4. Счастье. Оно ведь не том, чтобы иметь много для себя, оно в том, чтобы найти свое место и держаться за свои убеждения, если они того стоят.
5. Приключения. Их на долю пилотов почтовых авиалиний выпадало немало в те годы, когда Экзюпери и его друзья осваивали небо над Африкой, Пиренеями и Южной Америкой.
6. Гордость. Гордость за свою, самую лучшую в мире профессию.
7. Жизнелюбие. Любить жизнь как она есть, потому что иначе, какой смысл жить?
Роман «Военный летчик» — автобиографическое произведение. Автор писал ее под впечатлением событий Второй мировой войны, в которых принимал непосредственное участие. Во Франции книгу запретили, зато в Америке она пользовалась невероятным успехом.
По заказу одного из американских издательств, Экзюпери сел за написание сказки. Благодаря этому мир получил «Маленького принца» с иллюстрациями самого автора. После выхода книги на Сент-Экзюпери свалилась мировая популярность.
За все годы её перевели на более, чем 300 языков и диалектов, по этому показателю она уступает только Библии.
В 1999 году "Маленький принц" занял четвертую строку в рейтинге "100 лучших книг XX века". Список был составлен газетой "Монд" по опросам французов.
В 1948 году вышло последнее произведение Экзюпери – «Цитадель» — незавершённое произведение Антуана де Сент-Экзюпери в жанре философской притчи.
Большая часть книги была наговорена на диктофон во время последнего пребывания Сент-Экзюпери в США, в Алжире и на Корсике (1941–1944).
Большое количество притч в «Цитадели» посвящено рассуждению о различных человеческих добродетелях, таких как благородство, справедливость, умеренность, братство, любовь к труду и познанию, ответственность и т. д.
НЕКОТОРЫЕ ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ, КОТОРЫЕ ЗАТРАГИВАЮТСЯ В «ЦИТАДЕЛИ»
АНТУАНА ДЕ СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ:
Лидерство и ответственность . Правитель учится находить баланс между свободой и дисциплиной, милосердием и справедливостью.
Духовный поиск . Книга исследует, как человек находит смысл через связь с другими и с вечностью.
Единство и общность . Сент-Экзюпери подчёркивает, что люди сильны, когда объединены общей целью.
Жертвенность . Истинное величие требует готовности отдать себя ради других.
Смерть и возрождение . Личность и общество должны быть готовы к переменам, к отказу от устаревших идей и ценностей, чтобы возродиться в новом качестве.
Творчество . Творчество позволяет человеку выразить себя и внести свой вклад в создание чего-то нового и прекрасного.
Таким он был, большой- метр восемьдесят четыре ,-неуклюжий , неожиданный человек- Антуан де Сент-Экзюпери, все свои книги посвятивший друзьям. « Планету людей»- Гийоме, товарищу по первым полетам, « Военный летчик»- товарищам по боевым вылетам 1939-1940 годов, « Маленький принц»-своему другу-писателю Леону Верту.
- «Лётчик» (1926)
- «Южный почтовый» (1929)
- «Ночной полёт» (1930–1931)
- «Планета людей» (1939)
- «Ветер, песок и звёзды» (1939)
- «Военный лётчик» (1942)
- «Письмо к заложнику» (1943)
- «Маленький принц» (1943)
- «Военные записки»
- «Цитадель» (не закончена, была опубликована в 1948 году)
Основные произведения
Антуана де Сент-Экзюпери
ПРОИЗВЕДЕНИЯ АНТУАНА ДЕ СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ ОКАЗАЛИ ЗНАЧИТЕЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ НА ЛИТЕРАТУРУ, В ЧАСТНОСТИ:
- Способствовали развитию многожанровости . В своих книгах Сент-Экзюпери сочетал профессиональный очерк о лётчиках, злободневный репортаж, философские размышления о жизни, дневник и задушевный разговор с близкими людьми.
- Вызвали интерес у читателей . Ещё при жизни Сент-Экзюпери пользовался читательским признанием: его роман «Ночной полёт» получил премию Фемина, а «Планета людей» — Гран-при романа Французской академии и Национальную книжную премию США.
- Писатель включал индивидуальный опыт собственной жизни в игру художественного воображения.
Оказали влияние на других писателей . Например, стиль Сент-Экзюпери повлиял на авторов произведений «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» Р. Баха и «Алхимик» П. Куэльо.
- Способствовали распространению гуманистической философии . Всё творчество Сент-Экзюпери пронизано глубокой и поэтической философией гуманизма.
ПАМЯТЬ
Именем Экзюпери названы Лионский аэропорт,
астероид 2578 Сент-Экзюпери и
горная вершина в Патагонии.
Именем Маленького принца названа луна астероида 45 Евгения.
Музей Маленького принца в Хаконе, Япония
- Музеи и экспозиции , посвящённые Сент-Экзюпери, есть в разных странах, например в Ле-Бурже, Париже, Японии, Марокко, Бразилии, США и Канаде.
- В честь писателя названы школы, улицы, библиотеки, конкурсы и другие объекты.
- В разных городах установлены памятные доски, стелы и статуи, связанные с именем Сент-Экзюпери: в Париже, Нортпорте, Бастии и других.
- В России с 2001 года действует фонд «Мир Сент-Экзюпери», благодаря работе которого в Москве в 2008 году была открыта Библиотека имени Антуана
де Сент-Экзюпери.
- Во Франции в 2009 году создан Фонд имени Сент-Экзюпери, который занимается образовательными проектами для детей и подростков, живущих в неблагополучных условиях.
Скульптурная композиция, созданная Кристианом Жильябе в 2000 году и посвященная
Сент-Экзюпери и его персонажу – Маленькому принцу, находится на площади Беллекур во Франции.
Памятник
Сент-Экзюпери и Маленькому принцу,
г. Лион
Другой вариант памятника находится в Тулузе, в Королевском саду.
В городе Абакан установлена скульптура, изображающая планету Маленького принца, на которой высечены цитаты из произведения.
Летящий и грациозный Маленький принц установлен в «Этномире» – этнографическом парке близ деревни Петрово на северо-востоке Калужской области.
Скульптура Маленького принца, г. Могилев (Беларусь)
Фонарь
«Маленький принц», г. Брест (Беларусь)
Скульптура «Маленький принц», г. Минск (Беларусь)
Есть немало прекрасных книг для детей и столько же замечательных книг для взрослых.
А еще есть такие чудесные книги, которые можно читать абсолютно в любом возрасте,
и каждый раз открывать в них для себя что-то новое.
Вот к таким действительно волшебным книгам и относятся книги
Антуана де Сент-Экзюпери.
Источники: