СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Рыцарь пустоты» Манилов и «скопидомка Коробочка»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

Образовательные:

·         раскрыть характеристику образов помещиков;

·          научить подмечать новые особенности персонажей, работая с текстом;

·         выделить главные черты характера, особенности портрета для анализа образа.

Развивающие:

·         развитие навыков характеристики образа;

·         развитие монологической речи и анализа текста

Воспитательные:

·         воспитание интереса к творчеству Н.В. Гоголя

Просмотр содержимого документа
««Рыцарь пустоты» Манилов и «скопидомка Коробочка»»







Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души». Образы помещиков.

Урок № 1.

Тема урока: «Рыцарь пустоты» Манилов и «скопидомка Коробочка».

Цели урока:

Образовательные:

  • раскрыть характеристику образов помещиков;

  •  научить подмечать новые особенности персонажей, работая с текстом;

  • выделить главные черты характера, особенности портрета для анализа образа.

Развивающие:

  • развитие навыков характеристики образа;

  • развитие монологической речи и анализа текста

Воспитательные:

  • воспитание интереса к творчеству Н.В. Гоголя

Средства обучения:

Ход урока:

I. Слово учителя.

   Закончив экскурсию по городу N  вместе с Чичиковым и получив визитные карточки с приглашением от помещиков, мы отправляемся в путь.

   Непригляден, беден открывшийся дорожный пейзаж: кочки, ельник, кусты. Типичная картина убожества, нищеты русской провинции. Это подготавливает нас к встрече  с жалким, пустым образом жизни помещика Манилова, к которому направляется наш герой. Посмотрите, что написано в его визитной карточке.

                 Помещик Манилов –

бесплодный мечтатель и фантазер – приглашает вас на «сладенькую беседу» в «Храм уединенного размышления» на берегу озера в поместье Маниловка.

II. «Приятная встреча» -

Павла Ивановича с хозяином Маниловки будет проходить по плану:

  1. Описание усадьбы Маниловка.

  2. Авторская характеристика Маниловки.

  3. Манилов и его отношение к другим помещикам

(Ученик рассказывает о Манилове по конспекту, составленному дома по второй главе, зачитывает описание усадьбы, кабинета).

III. Лексическая находка.

   Дается лексическая характеристика образа и записывается всеми учащимися в тетрадь:

Полное отсутствие живых мыслей, стремлений, интересов. Бесплодное фантазерство; «сладенькая болтовня». Заискивающие манеры; заманчивая улыбка; человек бесформенный, неопределенный.

IV. Итоги по образу Манилова.

  1. Что же главное в Манилове?

Его бездуховность, убожество, полное отсутствие живых мыслей, стремлений и интересов. Гоголь говорит: «Есть род людей известных под именем: люди так себе, ни то, ни сё, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан».

  1. Что такое «маниловщина»?