Цели урока:
Образовательные:
· раскрыть характеристику образов помещиков;
· научить подмечать новые особенности персонажей, работая с текстом;
· выделить главные черты характера, особенности портрета для анализа образа.
Развивающие:
· развитие навыков характеристики образа;
· развитие монологической речи и анализа текста
Воспитательные:
· воспитание интереса к творчеству Н.В. Гоголя
Просмотр содержимого документа
««Рыцарь пустоты» Манилов и «скопидомка Коробочка»»
Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души». Образы помещиков.
Урок № 1.
Тема урока: «Рыцарь пустоты» Манилов и «скопидомка Коробочка».
Цели урока:
Образовательные:
раскрыть характеристику образов помещиков;
научить подмечать новые особенности персонажей, работая с текстом;
выделить главные черты характера, особенности портрета для анализа образа.
Развивающие:
Воспитательные:
Средства обучения:
Ход урока:
I. Слово учителя.
Закончив экскурсию по городу N вместе с Чичиковым и получив визитные карточки с приглашением от помещиков, мы отправляемся в путь.
Непригляден, беден открывшийся дорожный пейзаж: кочки, ельник, кусты. Типичная картина убожества, нищеты русской провинции. Это подготавливает нас к встрече с жалким, пустым образом жизни помещика Манилова, к которому направляется наш герой. Посмотрите, что написано в его визитной карточке.
Помещик Манилов –
бесплодный мечтатель и фантазер – приглашает вас на «сладенькую беседу» в «Храм уединенного размышления» на берегу озера в поместье Маниловка.
II. «Приятная встреча» -
Павла Ивановича с хозяином Маниловки будет проходить по плану:
Описание усадьбы Маниловка.
Авторская характеристика Маниловки.
Манилов и его отношение к другим помещикам
(Ученик рассказывает о Манилове по конспекту, составленному дома по второй главе, зачитывает описание усадьбы, кабинета).
III. Лексическая находка.
Дается лексическая характеристика образа и записывается всеми учащимися в тетрадь:
Полное отсутствие живых мыслей, стремлений, интересов. Бесплодное фантазерство; «сладенькая болтовня». Заискивающие манеры; заманчивая улыбка; человек бесформенный, неопределенный.
IV. Итоги по образу Манилова.
Что же главное в Манилове?
Его бездуховность, убожество, полное отсутствие живых мыслей, стремлений и интересов. Гоголь говорит: «Есть род людей известных под именем: люди так себе, ни то, ни сё, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан».
Что такое «маниловщина»?