СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Рыцарский турнир"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка может применяться для проведения обобщающего урока по разделу.

Просмотр содержимого документа
«"Рыцарский турнир"»

МБОУ СОШ села Старобазаново Бирского района РБ

















Внеклассное мероприятие


«Рыцарский турнир» 6 класс

















Учитель: Акмурзина Е.Б.









«РЫЦАРСКИЙ ТУРНИР»

«Не забывай прошлого,

оно учитель будущего»

(китайская мудрость)


Цель: создать образное представление о средневековой эпохе в форме самого популярного средневекового состязания.


Задачи:

  • создать яркое образное представление об истории средних веков через сопричастность к прошлому;

  • способствовать развитию творческих способностей детей , критичности и креативности их мышления;

  • развитие интеллектуальных способностей во время конкурсов,

  • формирование навыков коллективного выполнения поставленной задачи,

  • воспитание ответственного отношения к порученному делу.

  • обучение выполнению определённой социальной роли ;


Оборудование:

  • подготовка гербов каждой командой

  • музыкальное оформление,

  • изготовление средневековых замков


Педагогические технологии:

  • Проектная деятельность учащихся.

  • Развивающая игра через использование межпредметных связей – литература, музыка, история, изобразительное искусство.

  • Сотрудничество детей в коллективной деятельности.


В ходе урока были задействованы:


  1. Мультимедийный проектор;

  2. Ноутбук;


Распределений ролей.

Ведущий турнира – учитель.

Жюри состоит из учителей.








Ход мероприятия.


Когда-то в средние века

Повсюду жили рыцари.

И жизнь была их нелегка

В железной амуниции.


Гордились рыцари собой,

Мечами и доспехами.

Играли рыцари судьбой

И на турниры ехали.


И там полтыщи лет подряд

Они сражались смело.

И наш классный коллектив

Решил продолжить это дело.


К нам на турнир уже спешат

Все рыцари приличные.

И превращается наш зал

В присталище отличное!


Ведущий(учитель): Уважаемые участники и зрители! Мы рады приветствовать вас на турнире, посвящённом истории Средних веков.

Звучит средневековая музыка.

Мы попали в средние века на турнир. Судьями на нашем турнире будут учителя . За каждый правильный ответ дается золотая монета.

Когда-то, очень давно, в средние века, жили рыцари. Турниры в средние века были излюбленными развлечениями рыцарей, они собирали толпы людей. Претенденты на победу съезжались из разных стран. Только в турнирном бою можно было продемонстрировать публике, и в первую очередь дамам, свое умение владеть оружием, искусство верховой езды, храбрость и ловкость. Ведь настоящий бой обычно проходит без свидетелей. Турниры могли быть чисто семейным событием в честь свадьбы или посвящения в рыцари сына сеньора. Они были немногочисленные и непродолжительные. Большой турнир готовился заранее. Устроителем такого турнира выступал король или крупный барон. Участниками турниров были рыцари, защитники обиженных и слабых, борцы за христианскую веру. Посвящённому в рыцари повязывали меч, пристегивали золотые шпоры, вручали щит с гербом и шлем.
Ведущий: - Как вы думаете, а какая забава была самой любимой у рыцаря?

Конечно же турнир.





Чтобы в рыцарском турнире победить,

Очень умным и любезным надо быть!

За щитами не скрываться!

Шпаги острой не бояться!

Участвуйте в нашем турнире!

Роль зрителей – смотреть и слушать со вниманием

А чтоб турнир не превратился в драку,

А рыцари – в разбойников с большой дороги,

У нас есть строгий суд, который может

В мгновенье ока первенство отнять

И передать достойному. Ну что же,

Ни пуха, ни пера! Сражайтесь честно,

И пусть сегодня победит сильнейший!


Ведущий:

Сражение сейчас начнется непростое:

Стремясь завоевать победу,

Вы копья будете ломать

Лишь в интеллектуальном поединке,

Роль зрителей – смотреть и слушать внимательно.

Звучит труба на целый мир:

Мы начинаем наш турнир!



Сейчас на ристалище выйдут две команды: орден льва и орден орла, которые будут сражаться. Они продемонстрируют сегодня знания и умения необходимые настоящим рыцарям. В качестве судей сегодня будет королева , которая в конце урока поможет мне определить победителей. I конкурс «Рыцарский герб».

Каждая команда представляет свой герб и девиз(форма щита, щитодержатели, эмблемы, цвета). Необходимо рассказать и объяснить свой выбор.

Максимальное число баллов за конкурс – 10 баллов.

Ведущий:

Для гербов на щитах употребляли два металла (золото - цвет желтый - и серебро- цвет белый), четыре краски или цвета (голубой, зеленый, красный и черный), два меха (горностаевый и беличий). Кроме того, геральдика приписывает цветам особые названия и значения. Так, голубой называется лазурь и означает воздух, зеленый - яшма, красный - огонь и черный - земля. Некоторые писатели присвоили этим металлам и цветам еще и символическое значение. По их мнению, золото - это эмблема богатства, силы, верности, чистоты, постоянства; серебро- невинности, чистоты; голубой цвет- это эмблема величия, красоты, ясности; красный- храбрости, мужества, неустрашимости; зеленый- надежды, изобилия, свободы; черный- скромности, образования, печали.

Конкурс №1 «Кто я?».

Представление. (Блиц-турнир. Презентация гербов и девизов) (6 мин)

Деятельность учителя. Наш турнир начнем со знакомства с его участниками. Рыцари должны назвать свое имя и титул, объяснить значение герба своего ордена и назвать и объяснить свой девиз.


Конкурс №2. «Разминка».

Условия: каждой команде я задам по 10 вопросов. Вы быстро должны давать ответы, если ответа нет вы говорите «дальше». Если ответ верный вы получаете 1 балл за каждый верно угаданный ответ.


Вопросы №1:


  1. Собственник орудий труда, самостоятельный работник в своей мастерской.

(Ремесленник).

  1. Живописное изображение бога называют… (Иконами).

  2. Человек, занимающийся обработкой земли. (Крестьянин).

  3. Как называются хранилища документов? (Архив).

  4. Сколько весит снаряжение рыцаря? (50 кг.).

  5. Создатели славянской азбуки (Кирилл и Мефодий)

7.Хозяйство, где ничего не продаётся и не покупается (Натуральное)

8.Все работы на феодала (Барщина)

9.Священный город мусульман (Мекка)

10. Как называлось жилище рыцаря? (Замок).

Вопросы №2.

1. Объединения мастеров ремесленников (цехи).

2. Специальные помещения монахов (монастыри).

3. Военное состязание (турнир)

4. Главная городская церковь (собор).

5. Кочевые арабы (Бедуины)

6. Доля продуктов сельского хозяйства, которую крестьяне отдавали владельцу вотчины (оброк)

7. Жилище феодала и его крепость? (Замок)

8. Главная башня в рыцарском замке? (Донжон)

9.как называется наш учебник?

10. Как называется наука, которая занимается изучением гербов? (Геральдика).

11. Как именуется сообщество рыцарей? (Орден).


Конкурс №3. «Упражнение «А, Б, В».

Условие: Средневековое общество состояло из трех больших групп людей. Образно люди того времени представляли это так:


«Три тела государства»



«Те, кто молится» «Те, кто воюет» «Те, кто трудится»



Поставьте буквы в правильном порядке и восстановите названия этих групп (сословий). Соедините линиями сословие и тех, кто его представляет.


Ат ь е с н я р к в о т с;

Б ц о р а р с т ы в;

В о в т с н е о в х у д.


Приходские священники 1. 8. Рыцари

Ремесленники 2. А 9. Крестьяне

Графы 3. 10. Король

Архиепископы 4. Б 11. Аббаты

Бароны 5. 12. Монахи

Маркизы 6. В 13. Папа римский

Епископы 7. 14. Купцы



(Ответы: А – крестьянство 2, 9, 14;

Б – рыцарство 3, 5, 6, 8, 10;

В – духовенство 4, 7, 11, 12, 13, 1).


4 конкурс «Откуда эти обычаи».

А)Обычай снимать шляпу при входе в помещение и встрече со знакомыми

Ответ: приветствие, демонстрация добрых намерений


Б)Обычай снимать перчатку при встрече

Ответ: чистые руки – чистые помыслы, нет оружия


В)Обычай бросать перчатку в лицо врагу.

Ответ: означал вызов на поединок


Г)Обычай пришивать пуговицы у мужчин справа, а у женщин слева.

Ответ: чтобы не мешали носить оружие.


На руки в холодную погоду европейцы надевали рукавицы с одним пальцем, т.е. варежки. Но вскоре появились перчатки. И это открытие в моде принадлежит рыцарям. Подумайте, почему именно благодаря рыцарям, варежки превратились в перчатки. (чтобы удобнее было пользоваться оружием).

Конкурс 5: “Что означают эти выражения”

1. “Что с воза упало, то пропало”.

2. “Городской воздух делает людей свободными”.


Конкурс №6. Рыцарское поведение и обычаи.

Да, много лет прошло с тех пор,

Как появились рыцари,

Но сохранились до сих пор

Слова, понятия, традиции.

Команды получают по отрывку из разных средневековых поэм. Нужно прочесть их и ответить на вопросы. Максимальное число баллов в этом конкурсе – 5.

Задание первой команде:


1) В поэме ХII века «Песнь о Роланде» есть такие слова:

Не дай Господь! и ангелы святые,

Чтоб обесчестил я наш край родной.

Позор и срам мне страшны — не кончина,

Отвагою — вот чем мы Карлу милы.

-Что рыцари ценили выше всего, даже выше собственной жизни?

-В чем видели для себя позор и бесчестие?


2) Немецкий поэт-рыцарь Бертран де Борн написал:

А рыцарю стареть бы не давали

Отважный риск и вкус к делам большим,

Пиры в его гостеприимном зале

И щедрость, чей порыв неудержим.

Пусть на турнир иль боевой отряд

Свое добро он тратит все подряд.

-Какая черта поведения здесь ставится в образец феодалам?

-На что рыцари считают полезным и достойным тратить свое богатство?


3) В немецкой эпической поэме “Кудруна” (XIII век) описан идеальный рыцарь, или, как тогда говорили, “Рыцарь без страха и упрека”:

Всему, что подобает, был выучен герой,

Ни страха, ни упрека не зная за собой.

За это восхищались им славные девицы.

Он был настолько щедрым, что все не могли надивиться.

И так он был отважен, как нам твердит молва,

Что мстил врагам и близких отстаивал права,

Не выгоды, а чести искал он в каждом деле,

О нем слагали сказки, и песни на родине пели.

Вопросы для команды:

Какими чертами идеального рыцаря наделен в поэме благородный герой? Как вы думаете, чему он был обучен?

(Герой поэмы храбр, отважен, щедр, бескорыстен, он защищает слабых. Его обучали верховой езде, владению оружием, куртуазности.).


4) Задание второй команде: В рыцарском романе Кретьена де Труа “Эрек и Энида” (XII век) рассказывается о турнире:

Вот кони всех мастей, гнедые

И серые, и вороные,

Летят друг к другу с двух сторон.

На поле схватки грохот, звон.

Там копья всадники ломают,

С могучим треском пробивают

Щиты червленые друг другу.

Дырявят прочную кольчугу,

Чтоб сбить со взмыленных коней

Своих противников скорей.

К упавшему под шум и гром

Несутся с поднятым мечом

Одни – в полон забрать,

Другие – поживей поднять.

Вопросы для команды: В чем вы видите сходство турнира и битвы, а в чем – отличия? Можно ли догадаться, что в приведенном отрывке описывается турнир, а не боевое сражение?

(Сходство турнира и битвы в вооружении рыцарей и методах ведения боя, отличие – в целях. Цель битвы – убить противника, цель турнирного поединка – сбить его с коня. Можно догадаться, что в отрывке описан именно турнир, так как рыцари – участники сражения остались живы).


Конкурс 7.

7. Феодальный замок

ЗАДАНИЕ

Перед вами модель средневекового замка (используется модель замка феодала, склеенная из картона). Покажите

  1. Основные части замка

  2. Какие функции мог выполнять замок

  3. В каких странах Европы сохранились до сих пор замки, построенные в Средние века

ОТВЕТЫ

  1. – могут показать крепостные стены, подъемный мост, ров, донжон

  2. Крепость, сокровищница, тюрьма, дворец, арсенал, монетный двор, резиденция правителя, административный центр округи, вокруг него мог зародиться город

  3. Англия, Шотландия, Франция, Германия, Польша, Литва, Испания

По 1 баллу за верный ответ.

Конкурс 8. Натуральное хозяйство

ЗАДАНИЕ.

  1. Какая отрасль хозяйства была главной в Средние века?

  2. Какие из перечисленных ниже культур выращивали в средневековой Европе: пшеница, рис, овес, репа, помидоры перец, картофель, огурцы, яблоки, кофе, груши, гвоздика, лук, морковь, капуста, горох, арахис.

  3. Нарисуйте, по какому принципу делили свои поля средневековые крестьяне, выращивая зерновые культуры.

ОТВЕТ

  1. Сельское хозяйство (земледелие)

  2. Выращивали: пшеница, овес, репа, огурцы, яблоки, груши, лук, морковь, капуста, горох.

  3. Трехпольный севооборот

Яровые

Озимые

Пар

Конкурс 9. Пришла пора проверить скорость мысли наших рыцарей.

Команды получают одинаковое задание – решить головоломку (рис. 4), выполняют его и записывают ответ. Нужно по ходу часовой стрелки, пропуская одинаковое количество делений, восстановить высказывание бургундского историографа и поэта Шателлена о том, что составляло главное качество рыцарей. (Ответ: “Княжеская слава ищет проявиться в гордости и в высоких опасностях”). Максимальное количество баллов – 5.

10.Конкурс «Разгадайте путаницу».За каждое угаданное слово команда получает 1 балл.

1. Лицо, получившее земельный надел за военную службу. «САЛСАВ»-(Вассал)

2.Военные состязания рыцарей в силе умении владеть оружием. «РИНУРТ»-(Турнир)

4.Город, названный в честь основателя ислама. «ДАНЕИМ» -(Медина)

5.Человек,совершивший длительное путешествие для поклонения святыне. «НОМАКЛИП» - (Паломник)

6.Название кочевых арабов. «НЕУДИБЫ»- (Бедуины)

7.Норманский герцог, завоевавший Британию. «ЛЬЕГИВЬМЛ» - (Вильгельм)

8.Титул монарха, главы государства, присвоенный Карлу Великому Папой Римским. «РЕТАМИРОП» - (Император)

9.Первая династия франкских королей. «ВОМИРЕГИН» - (Мировинги)

10.Установленные обычаем действия, сопровождающие жизнь человека. «УЛИТАР» - (Ритуал)

11. Конкурс «Исторические задачи».Каждая команда вытягивает лист с исторической задачей. На её решение даётся 5 мин.. Каждая команда решает задачу сообща. Нужно как можно правильней ответить, приближаясь к образцовому ответу. Баллы начисляются от 1 до 5.

Задача. «Как доказать?»

Средневековые писцы по заказу своих хозяев нередко изготовляли фальшивые документы – грамоты, которые должны были служить обоснованием прав монастыря или барона на ту или иную деревню. Чтобы избежать подобных подделок, в некоторых странах в средние века документ о передаче земли переписывали два раза в виде двух столбцов на одном листе пергамента.

Вопрос: Предположите, что нужно сделать, чтобы в случае спора доказать подлинность документа.

Ответ: Лист разрезали посредине зигзагообразной линией, и одна половина шла покупателю, а другая оставалась у продавца. Если возникал спор, нужно было сложить обе половины документа так, чтобы они точно совпали – только тогда документ признавался подлинным.

Задача 2. Однажды астролог короля предсказал смерть одной придворной дамы. И действительно, дама вскоре умерла, как полагают, не без помощи астролога. Разгневанный король решил убить предсказателя, но прежде вызвал к себе и спрсил: «Сколько тебе осталось жить?».

Вопрос: Предположите, что ответил астролог, и как развивались события дальше.

Ответ: «Государь, - ответил заподозривший неладное астролог, - звёзды не имеют от меня тайн. Они поведали, что я умру за три дня до смерти Вашего величества». После этих слов астролог был окружён особой заботой, для него были созданы королевские условия жизни.

Конкурс 12. Каким должен быть рыцарь?

(Каждая команда получает задание – карточку с перечнем человеческих качеств. В течение 1 минуты необходимо отобрать те из них, которыми должен обладать рыцарь)

Перечень качеств рыцаря

Честность, религиозность, доброжелательность, храбрость, преданность, великодушие, воинственность, жестокость, презрительное отношение к черни, скупость, лицемерие, грубость, щедрость, достоинство, благородство, свободолюбие, образованность, хороший семьянин


Ведущий:


Добрый конец – делу венец.

Вот и нашей игре конец.

Итоги вам жюри объявит.


Жюри объявляет итоги.



Итак, вручаются награды… Рыцари награждаются Дипломами.


Сегодня вы познакомились с жизнью рыцарей, их правами и обычаями. Очень надеюсь, что вы возьмете только лучшие черты: помощь слабым, уважение к дамам.













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!