СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«С.А.Есенин. Поэтическое изображение Родины и родной природы»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «С.А.Есенин. Поэтическое изображение Родины и родной природы»

Просмотр содержимого документа
««С.А.Есенин. Поэтическое изображение Родины и родной природы»»

Сергей Александрович Есенин 1895-1925

Сергей Александрович Есенин

1895-1925

«Я покинул родимый дом…».  1914 год – начало первой мировой войны. Есенин призван в армию, работает санитаром в военно-санитарном поезде. 1917 год – отречение от власти русского царя, две революции: Февральская и Октябрьская. 1918 год  – международное вторжение, попытка захвата территории России войсками стран – участников Первой мировой войны.

«Я покинул родимый дом…».

  • 1914 год – начало первой мировой войны. Есенин призван в армию, работает санитаром в военно-санитарном поезде.
  • 1917 год – отречение от власти русского царя, две революции: Февральская и Октябрьская.
  • 1918 год – международное вторжение, попытка захвата территории России войсками стран – участников Первой мировой войны.
Анализ стихотворения - Каким настроением окрашено стихотворение?  - Что мы представляем, когда читаем эти строки?  - Какой образ в конце стихотворения?

Анализ стихотворения

  • - Каким настроением окрашено стихотворение? - Что мы представляем, когда читаем эти строки? - Какой образ в конце стихотворения?
Проблемный вопрос - А что называем мы своей «малой родиной»? - Можно ли соотнести есенинские строки и с нашей «малой родиной»?

Проблемный вопрос

  • - А что называем мы своей «малой родиной»?
  • - Можно ли соотнести есенинские строки и с нашей «малой родиной»?
Клён – хранитель родного очага .

Клён – хранитель родного очага .

-Какой эпитет использует поэт, говоря о Руси? Какой образ возникает благодаря этому эпитету? Прочитайте эти строки. Что мы представляем, когда читаем эти строки? - Почему поэт в качестве эпитета к слову дом использует прилагательное родимый? - Почему поэт пишет, что он « оставил Русь»,значит ли это ,что он уехал из России? Какую Русь поэт имел ввиду?
  • -Какой эпитет использует поэт, говоря о Руси? Какой образ возникает благодаря этому эпитету? Прочитайте эти строки.
  • Что мы представляем, когда читаем эти строки?
  • - Почему поэт в качестве эпитета к слову дом использует прилагательное родимый?
  • - Почему поэт пишет, что он « оставил Русь»,значит ли это ,что он уехал из России? Какую Русь поэт имел ввиду?
-Найдите метафору? -Почему вода названа тихая? -Найдите сравнение? С чем сравнивается седина отца, почему?     - Использует ли поэт звукопись?
  • -Найдите метафору?
  • -Почему вода названа тихая?
  • -Найдите сравнение? С чем сравнивается седина отца, почему?
  • - Использует ли поэт звукопись?
-Какое время года мы видим, читая 1 и 2 строфы? -Как вы понимаете строку: «Долго петь и звенеть пурге»? Почему поэт создаёт перед нами образ пурги?
  • -Какое время года мы видим, читая 1 и 2 строфы?
  • -Как вы понимаете строку: «Долго петь и звенеть пурге»? Почему поэт создаёт перед нами образ пурги?
«Низкий дом с голубыми ставнями…» - Каким годом датировано это стихотворение? -Сколько лет прошло с момента создания стихотворения «Я покинул родимый дом»? -Что же звучит в душе поэта, какая музыка?

«Низкий дом с голубыми ставнями…»

  • - Каким годом датировано это стихотворение?
  • -Сколько лет прошло с момента создания стихотворения «Я покинул родимый дом»?
  • -Что же звучит в душе поэта, какая музыка?
Сравним несколько строк:  «Я покинул родимый дом…». «Низкий дом с голубыми ставнями…» Голубую оставил Русь… Наше поле, луга и лес, Принакрытые сереньким ситцем Этих северных бедных небес.. Старый клён на одной ноге… Только видели березь да цветь, Да ракитник,кривой и безлистый… Долго петь и звенеть пурге… Да разбойные слышали свисты, От которых легко умереть И я знаю,есть радость в нём Нежность грустную русской души

Сравним несколько строк:

«Я покинул родимый дом…».

«Низкий дом с

голубыми ставнями…»

Голубую оставил Русь…

Наше поле, луга и лес,

Принакрытые сереньким ситцем

Этих северных бедных небес..

Старый клён на одной ноге…

Только видели березь да цветь,

Да ракитник,кривой и безлистый…

Долго петь и звенеть пурге…

Да разбойные слышали свисты,

От которых легко умереть

И я знаю,есть радость в нём

Нежность грустную русской души

Какое из стихотворений более яркое, праздничное? Почему? В каких строчках эмоциональное состояние одинаково? Найдите эпитеты в стихотворении. Как они окрашены? -Какие 2 эпитета повторяются в обоих стихотворениях? К каким существительным они относятся? - Какую композиционную особенность вы заметили?
  • Какое из стихотворений более яркое, праздничное? Почему?
  • В каких строчках эмоциональное состояние одинаково?
  • Найдите эпитеты в стихотворении. Как они окрашены?
  • -Какие 2 эпитета повторяются в обоих стихотворениях? К каким существительным они относятся?
  • - Какую композиционную особенность вы заметили?
Проблемный вопрос - Можно ли соотнести есенинские строки и с нашей «малой родиной»? -Какие? -Почему?

Проблемный вопрос

  • - Можно ли соотнести есенинские строки и с нашей «малой родиной»?
  • -Какие?
  • -Почему?
Итог урока -Ребята, понравился ли вам урок ? - Можно ли утверждать, что тема родины, родной природы привлекает С. Есенина?

Итог урока

  • -Ребята, понравился ли вам урок ?
  • - Можно ли утверждать, что тема родины, родной природы привлекает С. Есенина?
Домашнее задание Выучить наизусть одно из стихотворений

Домашнее задание

  • Выучить наизусть одно из стихотворений
 Есенинское небо над Россией.  Раскинулось, как голубой шатер,  А в поле василёк хрустально - синий  Ведёт с ромашкой звонкий разговор.  Звенит листвою изумрудной лето,  Звучат незримые колокола,  Берёзы- сёстры русского рассвета-  Сбежались у околицы села-  В них жажда жить до трепета, до дрожи,  И повезло - он здесь бродил в тиши.  На их коре, на их шершавой коже-  Тепло его ладоней и души.

Есенинское небо над Россией. Раскинулось, как голубой шатер, А в поле василёк хрустально - синий Ведёт с ромашкой звонкий разговор. Звенит листвою изумрудной лето, Звучат незримые колокола, Берёзы- сёстры русского рассвета- Сбежались у околицы села- В них жажда жить до трепета, до дрожи, И повезло - он здесь бродил в тиши. На их коре, на их шершавой коже- Тепло его ладоней и души.

 Он чувствовал в родном многоголосье  И многоцветье, близко и вдали,  Как во поле колышутся колосья  России всей и всей большой земли.  Он видел. Как ложится синий вечер.  Пушистой шалью на плечи села.  И в ельнике горели свечи,  И в городе земля его звала…  Он так любил, что мы забыть не в силах  Тоску поэта, радость и печаль,  Ведь главная любовь его – Россия –  Земля добра и голубая даль.  И в дом его со ставнями резными  По- прежнему мы входим не дыша.  Сергей Есенин- то не просто имя,-  России стихотворная душа.

Он чувствовал в родном многоголосье И многоцветье, близко и вдали, Как во поле колышутся колосья России всей и всей большой земли. Он видел. Как ложится синий вечер. Пушистой шалью на плечи села. И в ельнике горели свечи, И в городе земля его звала… Он так любил, что мы забыть не в силах Тоску поэта, радость и печаль, Ведь главная любовь его – Россия – Земля добра и голубая даль. И в дом его со ставнями резными По- прежнему мы входим не дыша. Сергей Есенин- то не просто имя,- России стихотворная душа.

Ресурсы Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2007-2008 уч.г. Поурочные планы по учебнику литературы под редакцией В.Я.Коровиной, В.П.Журавлёва.

Ресурсы

  • Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2007-2008 уч.г.
  • Поурочные планы по учебнику литературы под редакцией В.Я.Коровиной, В.П.Журавлёва.