Просмотр содержимого документа
««С.А.Есенин. Поэтическое изображение Родины и родной природы»»
Сергей Александрович Есенин
1895-1925
«Я покинул родимый дом…».
- 1914 год – начало первой мировой войны. Есенин призван в армию, работает санитаром в военно-санитарном поезде.
- 1917 год – отречение от власти русского царя, две революции: Февральская и Октябрьская.
- 1918 год – международное вторжение, попытка захвата территории России войсками стран – участников Первой мировой войны.
Анализ стихотворения
- - Каким настроением окрашено стихотворение? - Что мы представляем, когда читаем эти строки? - Какой образ в конце стихотворения?
Проблемный вопрос
- - А что называем мы своей «малой родиной»?
- - Можно ли соотнести есенинские строки и с нашей «малой родиной»?
Клён – хранитель родного очага .
- -Какой эпитет использует поэт, говоря о Руси? Какой образ возникает благодаря этому эпитету? Прочитайте эти строки.
- Что мы представляем, когда читаем эти строки?
- - Почему поэт в качестве эпитета к слову дом использует прилагательное родимый?
- - Почему поэт пишет, что он « оставил Русь»,значит ли это ,что он уехал из России? Какую Русь поэт имел ввиду?
- -Найдите метафору?
- -Почему вода названа тихая?
- -Найдите сравнение? С чем сравнивается седина отца, почему?
- - Использует ли поэт звукопись?
- -Какое время года мы видим, читая 1 и 2 строфы?
- -Как вы понимаете строку: «Долго петь и звенеть пурге»? Почему поэт создаёт перед нами образ пурги?
«Низкий дом с голубыми ставнями…»
- - Каким годом датировано это стихотворение?
- -Сколько лет прошло с момента создания стихотворения «Я покинул родимый дом»?
- -Что же звучит в душе поэта, какая музыка?
Сравним несколько строк:
«Я покинул родимый дом…».
«Низкий дом с
голубыми ставнями…»
Голубую оставил Русь…
Наше поле, луга и лес,
Принакрытые сереньким ситцем
Этих северных бедных небес..
Старый клён на одной ноге…
Только видели березь да цветь,
Да ракитник,кривой и безлистый…
Долго петь и звенеть пурге…
Да разбойные слышали свисты,
От которых легко умереть
И я знаю,есть радость в нём
Нежность грустную русской души
- Какое из стихотворений более яркое, праздничное? Почему?
- В каких строчках эмоциональное состояние одинаково?
- Найдите эпитеты в стихотворении. Как они окрашены?
- -Какие 2 эпитета повторяются в обоих стихотворениях? К каким существительным они относятся?
- - Какую композиционную особенность вы заметили?
Проблемный вопрос
- - Можно ли соотнести есенинские строки и с нашей «малой родиной»?
- -Какие?
- -Почему?
Итог урока
- -Ребята, понравился ли вам урок ?
- - Можно ли утверждать, что тема родины, родной природы привлекает С. Есенина?
Домашнее задание
- Выучить наизусть одно из стихотворений
Есенинское небо над Россией. Раскинулось, как голубой шатер, А в поле василёк хрустально - синий Ведёт с ромашкой звонкий разговор. Звенит листвою изумрудной лето, Звучат незримые колокола, Берёзы- сёстры русского рассвета- Сбежались у околицы села- В них жажда жить до трепета, до дрожи, И повезло - он здесь бродил в тиши. На их коре, на их шершавой коже- Тепло его ладоней и души.
Он чувствовал в родном многоголосье И многоцветье, близко и вдали, Как во поле колышутся колосья России всей и всей большой земли. Он видел. Как ложится синий вечер. Пушистой шалью на плечи села. И в ельнике горели свечи, И в городе земля его звала… Он так любил, что мы забыть не в силах Тоску поэта, радость и печаль, Ведь главная любовь его – Россия – Земля добра и голубая даль. И в дом его со ставнями резными По- прежнему мы входим не дыша. Сергей Есенин- то не просто имя,- России стихотворная душа.
Ресурсы
- Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2007-2008 уч.г.
- Поурочные планы по учебнику литературы под редакцией В.Я.Коровиной, В.П.Журавлёва.