Разработка урока по литературе в 6 классе на тему:
«С. А. Есенин. Жизнь и творчество»
учителя русского языка и литературы ГОУ ЛНР «Песковская СШ» Бондарь Елены Геннадиевны
Цель: познакомить учащихся с биографией и творчеством С. А. Есенина.
Задачи занятия:
Образовательные:
- познакомить учащихся с основными сведениями из биографии и творчества С. А. Есенина, привить интерес к творчеству выдающегося поэта, расширить и углубить представления учащихся о произведениях поэта.
2. Развивающие:
- развить интерес к произведениям поэта, умение анализировать, делать выводы, навыки анализа стихотворений, способность к самостоятельному мышлению; совершенствовать устную и письменную речь, развивать познавательную активность учащихся, умение самостоятельного поиска информации, в том числе и в сети Интернет.
3. Воспитательные:
- способствовать воспитанию любви к литературе, духовному развитию, формированию нравственных ценностей.
Содержание урока:
Учитель: Ребята, взгляните, пожалуйста, на экран. (На экране портрет С.А. Есенина и его известные высказывания)
Как вы думаете, о ком пойдет речь на нашем занятии?
(отвечают)
Да, вы абсолютно правы. Наш урок посвящён великому русскому поэту С.А. Есенину, его жизни и этапам становления его творческой личности.
Вступительное слово учителя:
Есенин вошел нашу отечественную поэзию со стихами о деревенской Руси. Русь Есенина встает в тихих заревых вечерах, в багрянце и золоте осени, в рябине, в необъятной сини небес. Поэзия Есенина-поэзия человеческого общения, дружелюбия. Стихи писали и пишут многие, но лишь избранным выпадает редчайшее счастье волновать сердца людей, находить живой отклик своим чувствам и мыслям. Есенин-среди этих избранных.
У.: Ребята, перед вами эпиграф:
« ….Я скажу:» Не надо рая, дайте родину мою.»
(С. Есенин)
Как вы понимаете смысл этого высказывания?
(отвечают)
Итак, предлагаю начать знакомство с биографией Есенина.
(Выходит ученик, заранее подготовивший информацию Есенине и его семье)
Учитель задает вопросы по прослушанному докладу:
Как вы думаете, почему Есенин так любил свою деревню? Где он начал получать образование? А где продолжил?
(отвечают)
У.: Продолжаем.
(Следующий выступающий рассказывает о начале творческого пути С.А. Есенина)
Вопросы по докладу:
В каком году вышла первая книга Есенина и как она называлась?
Имела ли успех эта книга?
(Следующий выступающий рассказывает о периодах жизни Есенина)
Вопросы по данному докладу:
- Чем берет Есенин?
-О чем говорит дата –осень 1923года?
-1923-1925года.Что это был за период в творчестве поэта?
Учитель: А теперь поговорим о творчестве Есенина. Но, прежде чем мы это сделаем, я бы хотела попросить вас при помощи электронной версии словаря найти и выписать значение слова «стихотворение» (лит.)
(выписывают, отвечают)
Конечно, мы с вами не зря дали определение этому термину. Мы должны с вами рассмотреть поэзии поэта.
(выступает следующий ученик)
Анализ стихотворений поэта: «Белая береза», «Топи да болота»,» Я покинул родимый дом», «Гой ты, Русь, моя родная».
Учитель: Да, действительно, Есенин вошел в историю русской и мировой литературы, прежде всего, как автор замечательных стихотворений, ставших выдающимся явлением в истории русской литературы. Стихотворения поэта отличались исключительно глубоким проникновением в душу человека, постижением социальной природы общества. Для его произведений характерны стремительность развития действия, необычность происшествий. В наши дни свой подлинный смысл обретают такие понятия, как чувство родной земли, гуманность, честность, искренность, милосердие…И стихи Есенина - человеческие, добрые-открывают свои светлые глубины.
Заключительный этап урока
Закрепление материала. Рефлексия. Итог урока.
Что нового вы узнали о жизни и творчестве С.А. Есенина?
Какие темы были затронуты Есениным в его поэзиях?
Назовите стихотворения С.А. Есенина, которые вам известны.
Каковы основные направления творчества С.А. Есенина?
Вопросы для рефлексии:
- Что для вас было значимо на уроке?
- Какие выводы вы сделали?
- Умеем ли мы находить информацию в сети интернет? Легко ли это?
Используемая литература:
Литература:
1. Литература: О Есенине. Стихи и проза писателей-современников поэта. – М.: Издательство «Правда», 1990. – 638с.
2 Софья Виноградская. Из книги «Как жил Сергей Есенин». /Библиотека
«Огонька», 1926г. 63с.