Технологическая карта образовательной деятельности детей с интеллектуальными нарушениями |
Ф.И.О. учителя | Гайноченко Татьяна Владимировна |
Населенный пункт | село Шабельское |
Название образовательной организации | Государственное казенное общеобразовательное учреждение Краснодарского края специальная (коррекционная) школа-интернат с. Шабельского |
Возрастная группа | 5 класс |
Форма организации, возраст | урок, 12 лет |
Тема занятия | С.Алексеев. «Рассказы о войне1812 года. Бородино.» |
Используемые технологии | Личностно-ориентированные, здоровьесберегающие, информационные |
Цель занятия | Познакомить учащихся с событиями Отечественной войны 1812 года через рассказ С. Алексеева «Бородино» |
Задачи | Коррекционно-образовательные: -Ознакомить учащихся с содержанием рассказа С. Алексеева. -Расширить знания о войне 1812 года и Бородинском сражении. -Учить понимать текст, выделять главное. | Коррекционно-развивающие: -Развивать слуховое внимание, память, связную речь. -Формировать навыки чтения и пересказа. | Коррекционно-воспитательные: -Воспитывать чувство патриотизма и уважение к защитникам Родины. -Формировать интерес к истории России. |
Словарная работа | Батальон, геройство, отступление, артиллерия. |
Материал и оборудование | Портрет С. Алексеева. Иллюстрации к Бородинскому сражению. Презентация (слайд-шоу). Аудиозапись/видеофрагмент (по возможности). Карточки с заданиями. |
Рекомендации по организации коррекционного занятия | Учет психофизических особенностей детей данной группы, соблюдение охранительного режима(динамические паузы), соблюдение санитарно-гигиенических требований |
Этап занятия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые БУД |
Организационный. Цель: создание положительного эмоционального настроя, организация внимания | Здравствуйте, ребята. Садитесь, настраивайтесь на урок. (обратить внимание на правильную осанку) И начать я бы его хотела с маленького отрывка со стихотворения Ольги Масловой « Пусть будет мир» Война – это боль, это смерть, это слезы, На братских могилах тюльпаны и розы, Над миром какое-то время лихое, Где правит война, никому нет покоя. - Что вы почувствовали, слушая эти строки? -Какие образы возникли у вас в голове? | Приветствуют учителя, слушают отрывок стихотворения, отвечают на вопросы | Р: настрой на учебную деятельность, организация рабочего места |
Речевая разминка Цель: подготовка речевого аппарата к работе | Речевая разминка - Начинаем урок, как обычно, с речевой разминки. Четко проговариваем скороговорку, которую выучили на прошлом уроке. Сначала шепотом, одними губами. А затем громко, как командиры. Враг хотел пировать, а пришлось горевать. | Читают и проговаривают скороговорку | П: воспроизведение и систематизация знаний Р. обогащение словарного запаса и развитие речи К: уметь сотрудничать с учителем |
Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Цель: выявить, насколько ученик усвоил материал предыдущего урока и качество выполнения домашней работы. | -На прошлом уроке мы подробно разобрали смысл этой скороговорки. Давайте вспомним содержание рассказа О.Тихомирова « На поле Куликовом». - Кто хотел захватить землю русскую и кому пришлось горько пожалеть об этом? ( Татары во главе с ханом Мамаем). -Кто стоял во главе войска русского? (Князь Дмитрий Донской) -Посмотрите на экран. Вот они, богатыри русские! Сколько их полегло на поле Куликовом! Найдите в тексте и прочитайте слова, которые сказал князь Дмитрий, прощаясь с погибшими воинами. И не забывайте про интонацию. | | |
Актуализация знаний Цель: подготовить учеников к восприятию нового материала, активизировать память и мышление. | Беседа: -Что вы знаете о войне? Еще раз посмотрите на картинку сражения на доске: -Что на ней изображено? -Сегодня мы с вами прочитаем один из рассказов С.Алексеева о войне 1812 года, который называется «Бородино». «Недаром помнит вся Россия про день Бородина». Так в своем знаменитом стихотворении напишет великий русский поэт М.Ю. Лермонтов о Бородинском сражении. Мы постараемся понять, почему этот день так памятен для нашей страны.. Мы узнаем, как солдаты защищали Родину и почему этот бой так важен для истории России. | Отвечают на вопросы учителя, рассматривают иллюстрацию, знакомятся с темой урока. | П: воспроизведение и систематизация знаний; К: уметь с достаточной полнотой выражать свои мысли, сотрудничать с учителем Л: оценивать свои результаты |
Объяснение нового материала Цель: познакомить с автором и содержанием отрывка из повести; развивать понимание текста. | И прежде чем мы начнем работу с рассказом, хотелось бы познакомить вас с автором произведения. 1.Краткий рассказ учителя о писателе: С. П. Алексеев — известный русский писатель. Он много писал о прошлом нашей страны, о героях, о войне. Его рассказы написаны просто, чтобы дети легко могли их понять. 2Показ портрета и краткий рассказ о детстве писателя. Сергей Петрович Алексеев родился 1 апреля 1922 года в большом селе Плисков, которое сейчас находится на территории Украины. Его папа был врачом, а мама — медицинской сестрой. Когда Серёже было десять лет, его семья переехала в Москву. В детстве Сергей очень любил историю и мечтал стать летчиком. Он посещал аэроклуб и учился летать на маленьком самолёте. В 1940 году, после окончания школы, он поступил в авиационное училище. Во время Великой Отечественной войны Сергей учился в летном училище и помогал готовить будущих летчиков. После войны он окончил исторический факультет педагогического института и стал писать книги для детей. Сергей Петрович много путешествовал, изучал историю России и рассказывал о ней в своих книгах. Он очень любил свою Родину и хотел, чтобы дети знали и гордились её историей. За свою жизнь Сергей Алексеев написал более тридцати книг, многие из которых рассказывают о важных событиях в истории России, в том числе о войне 1812 года и Великой Отечественной войне. Его книги помогают детям лучше понимать прошлое и учиться быть настоящими патриотами. Сергей Петрович Алексеев умер в 2008 году, но его книги до сих пор читают и любят дети по всей стране | Слушают рассказ учителя, рассматривают портрет писателя, осмысливают все услышанное. | К: слушать и понимать речь учителя и других. Л: ориентироваться в системе своих знаний |
Знакомство с текстом Цель: познакомить с рассказом С. Алексеева о Бородино Физкультминутка Цель: снять напряжение, активизировать внимание. | Учитель включает мультимедийную презентацию с иллюстрациями битвы про Бородино на интерактивной доске. Читает рассказ. -Послушайте внимательно, а затем мы поработаем со словарём и обсудим содержание. Шли солдаты на войну (маршируем) Защищать свою страну. Левой-раз, правой – раз! Посмотрите все на нас. Наши пушки метко бьют (боксирующие движения руками). Русской армии салют! ( подпрыгнуть, вскинуть руки вверх) | Дети рассматривают презентацию, внимательно слушают текст рассказа, делают пометки непонятных слов и выражений. У детей идет первичное восприятие текста Выполняют двигательные упражнения под слова из стихотворения | П: восприятие и осмысление текста; Эмоционально-ценностные: эмоциональное сопереживание П: и К: уметь соотносить речь с движением, слушать и понимать речь других Р: действовать по предложенному плану Л: ориентироваться в собственной системе знаний |
Работа со словарём и содержанием текста Цель: расширить словарный запас, понять смысл рассказа | Вернемся к работе. Ребята, как вы понимаете значение следующих слов. (Учитель показывает слова на карточках и по ходу объясняет значение каждого слова.) Батальон — воинское подразделение, состоящее из нескольких рот. Артиллерия — войска, вооружённые пушками и другими орудиями Геройство — проявление мужества и отваги Отступление — движение назад, уход с позиции. Затем задаёт вопросы по содержанию: -Кто главный герой рассказа? -Почему битва при Бородино была важна для России? - Кто с кем сражался? -Почему русские солдаты не отступали? -Какие чувства испытывали солдаты во время боя? | Повторяют новые слова, участвуют в лексическом разборе, отвечают на вопросы, обсуждают содержание текста. | П: работа с лексикой, развитие понимания текста; К: уметь с достаточной полнотой выражать свои мысли, сотрудничать с учителем |
Аналитическое чтение по частям. Цель: учиться анализировать художественный текст, выявлять его основную идею, средства художественной выразительности и эмоциональное воздействие; | Сейчас будем читать рассказ по отрывкам. (после каждого прочтенного отрывка учитель останавливает ребенка) А)После чтения учеником первого отрывка вопросы по содержанию: - С какими мыслями Наполеон шел на Россию? - Как ответили русские на нашествие французских завоевателей? Б)Вопросы по содержанию после чтения второго отрывка : - Где произошло решающее сражение? - Как вы понимаете выражение «Великая слава России крепла на этих полях»? В)Чтение третьего отрывка и вопросы к нему: - Что может означать выражение «Стоят солдаты России, не солдаты-стальная стена»? - Как закончилась Бородинская битва? Г)Чтение четвертого отрывка и вопросы по содержанию: -Почему Кутузов решил оставить Москву? -Какая в армии главная ценность? | Дети читают рассказ по отрывкам и отвечают на вопросы к каждому отрывку. | Л: ориентироваться в собственной системе знаний П: уметь выстраивать логические цепочки рассуждений Р: принимать учебную задачу, действовать по плану. |
Закрепление материала Цель: закрепить знания через игру и творческую деятельность | Перед игрой раздать картинки со знаками, обозначающими верно, неверно каждому ученику. Сейчас проверим , какими вы были внимательными на уроке и поиграем. Игра «Верно — неверно» (дети поднимают картинку ✅-верно, ❌ - неверно, в ответ на утверждение): 1.Бородино — это город в Германии. ❌ 2.Русские солдаты сражались мужественно. ✅ 3.Французы напали на Россию. ✅ 4.Начало войны – июнь 1812 год. ✅ 5.Французская армия не отступила. ❌ 6. Война закончилась победой России. ✅ - Молодцы, все очень быстро справились с заданием. Следующее задание. На каждой парте лежит конверт с иллюстрациями, одна из которых подходит событиям из рассказа. Работать будем в парах. Задание: найти и показать иллюстрацию, которая относится к Бородинскому сражению. - Отлично! - Есть еще и стихотворение «Бородино» М.Ю. Лермонтова, на его строки была положена одноименная русская солдатская песня . В художественном фильме «Война и мир» кадры Бородинского сражения сопровождаются этой песней. Давайте посмотрим как ярко передали авторы фильма масштаб сражения (2 минуты). https://youtu.be/B-NPQPrPl_E?si=1L9l0rIo5jCH7-S6 Все эти произведения мы будем изучать в старших классах. | Участвуют в игре, отвечают на вопросы, выполняют творческое задание, закрепляют основные понятия и события, обсуждают свои работы с учителем и классом. Планируют собственную деятельность, под руководством учителя. Дети работают с картинками Дети смотрят фрагмент из фильма «Война и мир». | Л: ориентироваться в собственной системе знаний П: уметь выстраивать логические цепочки рассуждений, анализ и применение знаний; Р: принимать учебную задачу, действовать по плану. |
Итог. Цель: подвести итоги, закрепить результат, создать положительное завершение урока | -Ну а теперь проверим, насколько внимательными вы были. Вопросы по содержанию урока -Дайте правильный ответ. Есть под Москвой одно село Известно каждому оно. Здесь обернулось поражением Французов с русскими сражение. Как называется оно? Это село…(Бородино). Разгромом армии французов Командовал герой …(Кутузов) Он мир хотел завоевать, Но русских нужно было знать! Француз, не знавший поражения, В России проиграл сражение. Теперь вы знаете кто он. Его зовут …(Наполеон). - Наполеон назовет это сражение самым ужасным. А русскую армию непобедимой! - Как вы думаете, почему русская армия победила французов? (Русская армия защищала свою землю). Сегодня мы узнали об одном из величайших подвигов русского народа. Его стойкость и мужество являются предметом нашей национальной гордости. А я хочу поблагодарить вас за совместную работу и кратко ответить на два вопроса. | Отвечают на вопросы. Делают выводы. Дети отвечают на вопросы. | Л: ориентироваться в собственной системе знаний П: уметь выстраивать логические цепочки рассуждений Р: принимать учебную задачу, действовать по плану. |
Рефлексия. Цель: вспомнить, проанализировать свою работу | Мне было интересно узнать, что…. Я бы хотел(а) отметить работу таких ребят, как… | Дети отвечают на вопросы и дописывают их. | |