СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

С чего начинается Родина.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Первый урок в 4 классе был посвящен патриотическому воспитанию. Цель: воспитание любви к Родине, гордости за ее достижения.

Просмотр содержимого документа
«С чего начинается Родина.»



Пояснительная записка

В Донецкой Народной Республике актуальным стал вопрос воспитания чувства патриотизма, гражданственности. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – изучения истории родного края, культурного и духовного наследия предков, жизни родной семьи, родной природы.

Воспитание гражданственности, патриотизма, любви к Родине, к окружающей природе, семье – один из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленный в Законе Донецкой Народной Республики «Об Образовании».

Знакомясь с историей своей семьи, своей малой родины, дети начинают понимать свою причастность к истории Родины.

Изучая историю родного края, дети глубже знакомятся с историей своей Родины. Очень важно с малых лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через познание ребёнком своей причастности к развивающейся истории Донецкой Народной Республики, через выбор активной жизненной позиции, через осознание значимости и неповторимости момента сегодняшней истории.

Воспитание чувства патриотизма – это актуальная проблема образования в Донецкой Народной Республике. Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему народу, готовность на подвиги во имя интересов своей Родины. О патриотизме судят не по словам, а по делам. Первый урок «С чего начинается Родина» способствует воспитанию у детей любви к своей семье, родному дому, городу, уважения к людям разных профессий, бережному отношению к природе родного края. На уроке придаётся большое значение развитию чувства гордости за достижения Родины, продолжается знакомство с государственными символами.

Конспект урока

Тема урока: С чего начинается Родина.

Цель урока: способствовать формированию чувства патриотизма, гражданственности, любви к Родине.

Задачи урока:

  • Формировать активную жизненную позицию.

  • Развивать социальную и творческую активность, раскрывать творческий потенциал.

  • Воспитывать у обучающихся чувство гордости за свою страну и её героев, уважения к достижениям.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация , плакат с символами ДНР, аудиозаписи (Гимн ДНР, песни о Родине), фотографии с видами Донецка, бумажные сердечки.

Основные термины и понятия: Родина, патриот, гражданин, государственные символы.

Виды деятельности: фронтальная и эвристическая беседы, работа с иллюстративным материалом, творческое задание, игровая ситуация, выразительное чтение стихотворений, интерактивные методы.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический.

Тип урока: урок – диалог.

Класс: 4-А


Ход урока

  1. Организационная часть. (2 минуты)

Учитель: Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре –

Смело чётко говорим и тихонечко сидим!

Учитель: Сегодня на календаре 4 сентября! В этот день все дети в Донецкой Народной Республике пошли в школу. Сегодня праздник – День Знаний. Поздравляю вас, ребята, с началом нового учебного года и желаю вам в этом году всем хорошо учиться, узнать много нового и интересного.

  1. Актуализация знаний. Вступительное слово. (6 минут)

Учитель: Ребята, сегодня во всех школах Республики первый урок посвящён одной теме, близкой каждому человеку. Сегодня мы будем говорить о Родине.

Учитель: Что мы с вами называем словом «Родина»? (Ответы учеников).

Учитель: Родиной мы зовём родную землю потому, что здесь мы родились, здесь живут наши родители, бабушки и дедушки.

  1. Основная часть. (20 минут)

Учитель: Родина, Отечество, Отчизна. Эти слова объединяют в себе всё, что дорого человеку, всё, ради чего он живёт.

1.Выразительное чтение стихотворений.

Ученик 1: Если скажут слово «Родина»

Сразу в памяти встаёт

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки берёзка-скромница

И ромашковый бугор…

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной московский двор.

В лужах первые кораблики,

Над скакалкой топот ног

И большой соседней фабрики

Громкий радостный гудок.

Или степь от маков красная,

Золотая целина…

Родина бывает разная,

Но у всех она одна!

З. Александрова «Если скажут слово Родина…»

Ученик 2: У каждого листочка,

У каждого ручья

Есть главное на свете –

Есть Родина своя.

Для ивушки плакучей

Нет реченьки милей,

Для беленькой берёзки

Опушки нет родней.

Есть ветки у листочка,

Овражек - у ручья.

У каждого на свете

Есть Родина своя.

А там, где мы родились,

Где радостно живём,

Края свои родные

МЫ РОДИНОЙ ЗОВЁМ!

2. Метод «Микрофон»

  • А что представляете вы, когда слышите слово «Родина»?

  • Для чего нам надо хорошо учиться в школе? (Быть полезным Родине может человек, который обладает крепкими знаниями)

  • С чего же начинается Родина?

3. Прослушивание аудиозаписи песни «С чего начинается Родина».

Учитель: Наш дом, семья, родные – это наша малая родина. Для кого-то это – небольшой городок, село, для других – это большой город, улица или двор у дома с качелями, песочницей и горкой. Словом, малая родина у каждого своя.

Моя родина, потому что здесь моя семья, мои друзья, мой дом, моя улица, моя школа.

Малая родина, потому что это маленькая частичка большой Республики.

Родина, потому что здесь живут родные мне люди.

Родина для каждого начинается в том городе, селе, в том доме, где он родился. Для нас с вами - это Донбасс.

Ученик 3: Нет на свете ничего милей,

Чем простор родных моих степей.

Домом будет он для каждого из нас,

А зовётся этот край – Донбасс.

Ученик 4: Наша Родина носит гордое имя – Донецкая Народная Республика. Как у каждого государства, у неё есть свой флаг, герб и гимн. 11 мая – день рождения ДНР, В этот день жители пришли на всенародный референдум и проголосовали за создание Донецкой Народной Республики.

4 . Символы Донецкой Народной Республики.

Ответы на вопросы:

1). Кто знает, что обозначают цвета на флаге Республики?

Чёрный – плодородная земля Малороссии и уголь Донбасса.

Синий – дух народа и воды Азовского моря.

Красный – кровь, пролитая за свободу народа.

2). А что изображено на гербе ДНР?

Герб ДНР представляет собой серебряного двуглавого орла, поднявшего вверх распущенные крылья, на груди у него – в червлёном щите Архистратиг Михаил в серебряном одеянии и вооружении и чёрной мантии, с лазоревым мечом и серебряным с золотыми краями щитом с золотым крестом.

3). Прослушивание гимна ДНР.

- Повторение правил исполнения гимна.

- Исполнение гимна учащимися (наизусть).

4). Игра «Города Донецкой Народной Республики»

Учитель: Какие города ДНР знаете?

(Донецк, Горловка, Макеевка, Торез, Шахтёрск, Ждановка, Новоазовск, Докучаевск, Дебальцево, Харцызск, Ясиноватая)


  1. Беседа «Донецк – мой любимый город».

Учитель: Что вы знаете о Донецке? Какие памятные места посетили с родителями? Что новое и интересное узнали? (Ответы детей)

Учитель: Наш город славится добычей угля, самой популярной профессией считается профессия шахтёра. В конце лета, в воскресенье мы празднуем День Шахтёра. В нашем городе проживают люди разных профессий: строители, металлурги, химики, медработники, педагоги, работники пищевой промышленности, торговли и других профессий. Все они трудятся на благо нашей республики.

  1. Выразительное чтение стихотворений учащимися.

Ученик 4: Любимый город, он красив

И летом, и зимой.

Люблю я в парке погулять

Осеннею порой.

Ученик 5: Растёт наш город с каждым днём,

Растёт и расцветает.

Красивы улицы, дворы –

В цветах весь утопает.


Ученик 6: Нет на свете места краше,

Чем родная Республика наша.

Здесь есть реки и леса,

И прекрасные места.


Ученик 7: Её мы очень любим,

Её беречь мы будем.

Ведь в ней с рожденья мы живём,

И любим больше с каждым днём.

  1. Учитель: Что же такое Родина? Это наша школа, это наш класс, это наша улица, это наша семья, это всё, что нас окружает, всё, что мы любим. Это наша Родина!

  1. Рефлексия. (10 минут)

  1. Упражнение «Подумаем о Родине»

Учитель: Как нужно заботиться о Родине? Прослушайте высказывания о том, как человек заботится о Родине.

Если согласны, то хлопайте в ладоши, а если нет, то качайте головой в стороны.

  • Ира вернулась домой из леса с букетом ландышей. ( - )

  • Алёша посадил дерево возле дома. ( +)

  • Папа моет машину в речке. ( - )

  • Таксист выбросил мусор из окна машины. ( - )

  • После отдыха в лесу мама собрала весь мусор в пакет и отнесла его в урну. ( + )

  • Бабушка Светы посадила во дворе дома красивые розы. ( + )

  • Кирилл сломал ветку у дерева для игры. ( - )

  1. Игра «Кто больше знает пословиц о Родине?»

(Примерные ответы учащихся)

  • Родина – мать, умей за неё постоять.

  • Жить – Родине служить.

  • Кто где родился, там и пригодился.

  • На чужой сторонушке рад своей воронушке.

  • Нет земли краше, чем Родина наша.

  • На чужой стороне Родина милей вдвойне.

  • Тот герой, кто за Родину горой.

  • Всякому мила своя сторона.

  • Человек без Родины, что соловей без песни.

  • Родной край – сердцу рай.

  • У народа один дом – Родина.

  • Нет сына без Отчизны.

  • Береги Родину как зеницу ока.

  • В своём доме и стены помогают.

  • Если дружба велика, будет Родина крепка.

  1. На бумажном сердечке напишите ответ на вопрос.

Вопрос: Чего вы желаете для своей Родины?

(Сердечки ученики приносят учителю и объясняют свои ответы).

Подводится итог: дети желают Родине мира.

  1. Исполнение песни «Пусть всегда будет солнце!» учащимися.

  1. Итоговая часть. (2 минуты)

Ученик 7: Повторим–ка, все опять -

Мы должны об этом знать:

Мама, папа, дом, семья,

Солнце, школа и родня –

Это Родина Моя!











Список использованной литературы:

  1. Л. В. Мищенкова. Классные часы для 1-4 классов: Ярославль: Академия развития, 2007, с. 7-8.

  2. Festival.1september/ru

  3. Сборник «Современная литература родного края», Донецк,2000.

  4. Соловьёв В.А. С чего начинается Родина», Оникс, 2010.