Муниципальное общеобразовательное учреждение
Огоронская средняя общеобразовательная школа
Зейского района Амурской области
Урок – проект

Выполнила:
Кузьменко Светлана Андреевна
учитель начальных классов
Аннотация
Данный проект способствует совершенствованию системы организации совместного досуга учащихся и родителей, повышению социальной активности семьи, вовлечению родителей и детей в совместную деятельность, воспитывает в подрастающем поколении истинные семейные ценности и имеет большое значение в деле воспитания и формирования личности учащихся, воспитания Гражданина и Патриота. Он рассчитан на младший школьный возраст 10-11 лет.
Нельзя заставить или приказать любить свою Родину, надо воспитывать интерес и уважение к ценностям духовной культуры, традициям, истории своего Отечества.
При подготовке проекта использовались информационные ресурсы:
Максимова Т.Н. Классные часы в 4классе.- Москва «ВАКО», 2013г.
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2007.
Воробьева И.В. Люблю Отчизну я. Издательство «Детская литература, 1980г
Материалы школьного краеведческого музея.
Саплина Е.В.Символы моей страны. Рабочая тетрадь.- М.: «Дрофа», 2007.
Яровая Л.Н. Внеклассные мероприятия, 1-4 класс.- М.: «Вако», 2009.
http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,15032/Itemid,118/
http://festival.1september.ru/articles/510034/
http://artdosug.ru/wp-content/uploads/2008/10/satarov_8_142.jpg
Тема урока: «С чего начинается Родина?»
( урок – путешествие)
«Величие народа в том,
что носит в сердце он в своем»
А.Майков
Цель: дать понятие чувства сопричастности к жизни своей Родины
Задачи:
формировать представление о государственной символике России, о необъятности и красоте просторов Родины;
приобщить к традициям русского народа;
воспитывать у обучающихся чувство любви и гордости за свою Родину.
Дидактические цели:
формирование представления о семье, об истории родного края, своей страны;
формирование умений согласовывать свои действия с коллективом;
Методические задачи:
научить применять изученные нормы поведения при работе в группах;
научить сотрудничать при подготовке общего дела;
показать возможности творческой деятельности на практике.
Основополагающий вопрос
Родина бывает разная, но у всех она одна.
Проблемный вопрос
С чего начинается Родина?
Оборудование: аудиозаписи песен и гимнов, Герб России, государственный флаг России, пословицы о Родине (плакат), карта России, компьютер, воздушные шары, макет березы, волшебный клубочек, рисунки.
Участники мероприятия: учащиеся 4 класса, родители.
Продолжительность: 40 минут
Предварительная подготовка: провести родительское собрание по подготовке данного праздника, разучить стихи, выучить гимн России, подобрать пословицы о семье и Родине, нарисовать рисунки о семье, изготовить макет березки, голубя Мира.
План урока:
Вступительное слово учителя
«Символы России»
Уголок России – моё Приамурье»
«Моя семья как часть России»
«В каждом рисунке Родина»
Ход урока.
Вступительное слово учителя.
- Дорогие ребята, со 2 сентября мы начали изучать Основы светской этики. Сегодня, мы с вами проводим итоговый урок- проект по теме: « С чего начинается Родина?»
Звучит песня «С чего начинается Родина?»
«Символы России»
- Ребята, а с чем ассоциируется слово Родина? (с мамой, домом, природой, с местом, где ты живёшь.)
Со словом «Родина» у каждого человека связано представление о самом дорогом и светлом в жизни. Это может быть и маленькая деревенька, и поселок, и город, где родился. Это окружающая нас природа с ее неповторимой красотой. Д.С.Лихачев писал, что в слове Родина слышится отзвук слов «родник», «родня», «народ», «природа».
Ученик: На полянке, на пригорке,
Под окном, среди полей
Белокурая березка –
Символ Родины моей.
Ученик: Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками.
Люблю ее заречную,
С нарядными оплечьями,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую…
Ученик: До того, березонька, красива
И в полдень жаркий, и в час росы,
Что без тебя немыслима Россия
И я немыслим без твоей красы.
Учитель: Россия и береза! Эти два понятия неразделимы. Посмотрите на стройный с тонкими длинными ветвями ствол. Ему не хватает раскидистой зеленой кроны, которая появится, если правильно ответите на наши вопросы. За каждый правильный ответ на березе появится зеленый листочек.
Викторина о березе.
Какая береза самая маленькая? (карликовая)
Когда береза цветет? (в апреле)
Когда береза плодоносит? (в июле)
Что такое чага? (березовый гриб)
Что использовали в древности для написания летописей? (бересту)
Как называются сплошные рощи из берез? (березняки)
Как может помочь береза в определении сторон горизонта? (с северной стороны ствола кора грубее и темнее, на ней больше трещин и наростов)
Символы государства
Учитель: Каждому человеку нашей страны дорога Россия, ее славная история, ее древние символы.
- Какие символы страны вам известны?
- Догадайтесь, о каком символе страны идет речь:
прикрепленное к древку или шнуру полотнище определенного цвета или нескольких цветов? (флаг)
Учитель: День Государственного Флага отмечается 22 августа. Флаг - один из государственных символов нашей страны.
- Вспомните цвета на российском флаге, в каком порядке они расположены? (белый, синий, красный)
(Украшаем березку листочком)
- О каком символе идет речь?
Эмблема государства, города, изображаемая на флагах, монетах, печатях и других документах? (герб)
Герб – это такой государственный символ, которым можно любоваться, как произведением искусства, можно его читать, разгадывать его символику.
- Вспомните, какая из этих птиц изображена на гербе России? (орел)
(Украшаем березку листочком)
Учитель. Часто на праздниках, демонстрациях, военных парадах мы слышим торжественную величественную песню.
Все люди встают, военные отдают честь, салютуют оружием. Всё торжественно, красиво и строго.
Каждое государство имеет свой гимн. Это символ государства, такой же, как герб и флаг. Гимн прославляет могущество и единство нашей огромной страны.
Мелодия нашего гимна написана Александром Васильевичем Александровым, а слова Сергеем Владимировичем Михалковым.
С какой строки начинается гимн России?
С чего начинается Родина?
Россия - священная наша держава…
Славься, Отечество наше свободное.
(Украшаем березку листочком)
(Звучит гимн России и показ презентации)
Уголок России – моё Приамурье.
На фоне музыки «Уголок России» учитель читает стихотворение
У каждого листочка,
У каждого ручья
Есть главное на свете-
Есть Родина своя.
Для ивушки плакучей,
Нет реченьки милей,
Для беленькой березки
Опушки нет родней.
Есть ветки у листочка,
Овражек у ручья…
У каждого на свете
Есть Родина своя.
А там, где мы родились,
Где радостно живем,
Края свои родные…
Мы Родиной зовем.
Учитель: Родной край… упоминание о нем сразу зарождает в нас образы дорогой сердцу природы, картины знакомых мест, щемящих душу воспоминания детства.
Край далёкий - с лесами да сопками,
С поздней жалобой птиц, - это ты
Разбудил голосами высокими
Сыновей золотые мечты.
Много стран в эти годы видали мы,
По дорогам солдатским пыля.
Только нам и за дальними далями
Снилась наша родная земля.
Небеса с колдовскими закатами,
И тайги вековечный покой,
И Амур с берегами покатыми,
И вечерний туман над рекой.
Выйдешь в поле – весна над равниною
Из цветов вышивает узор,
Вереницу следит журавлиную
Голубыми глазами озёр.
И любая берёзка знакома нам.
Только крикнешь – на все голоса
Птичьим щебетом, свистом и гомоном
В тот же миг отзовутся леса.
Лось идёт ли по склону отлогому,
Головой раздвигая кусты,
Или рысь возвращается к логову –
В каждом шорохе слышишься ты.
Я бы ветры вдохнул твои с жаждою,
Я бы выпил ручьи до глотка,
Я тропинку бы выходил каждую,-
Да моя сторона велика.
Как посмотришь – не хватит и месяца
Обойти и объехать её.
Только в песне да в сказке уместится
Приамурье моё!
(Пётр Комаров).
« Моя семья, как часть России»
(Звучит песня «Родительский дом», говорит учитель)
Учитель: В семейном кругу мы с вами растем
Основа основ - родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты входишь из семьи
В семейном кругу мы жизнь создаем,
Основа основ – родительский дом.
Презентацию «Моя семья» приготовил Митрофанов Юрий
(показ презентации)
Учитель:
Кто на свете для детей
Всех мудрей и добрей?
Руки, чьи всегда в работе?
(Это наши мамы и папы)
Загляните в семейный альбом
(На фоне музыки «Загляните в семейный альбом» говорит учитель)
- Семья, как греет душу это слово! Оно напоминает о ласковом голосе мамы, о заботливой строгости отца. В семье ты желанный ребенок. Здесь тебя нарекли святым именем. Слово «семья» происходит от слова «семя». Маленькое семя, с любовью посаженное в землю, дает крепкий росток. Со временем на нем появляются сначала нежные цветы, а затем и добрые плоды. Семья крепнет, а семя превращается в крепкий росток. На нем зацветают и первые цветочки – сынки и дочки
Я расскажу вам одну легенду о семье. В давние времена жила большая семья из 100 человек, и в ней всегда царили мир, любовь и согласие. Молва о ней долетела до правителя страны. Он вызвал к себе главу семьи и спросил у него: " Как вам удается жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Тот взял бумагу и написал на ней что-то. Ответ удивил правителя: на листе бумаги было написано 100раз слово «понимание!»
Ролевая игра.
Учитель: Дорогие ребята, голубь Мира подарил нам необычный клубочек и мы сделаем для каждой семьи волшебное ожерелье. Вам необходимо на листочках написать:
- Какие духовные ценности необходимы для создания счастливой семьи?
Эти ценности прикрепите на ожерелья.
Каждый из вас обменяется своим ожерельем с соседом по парте.
Вы возьмете с собой домой эти ожерелья, для сохранения счастливой семьи.
Учитель: Ребята, посмотрите, голубь Мира нам подарил еще одно ожерелье, на котором духовные ценности России. Это ожерелье мы оставим на нашей березке.
- Назовите общие ценности для семьи и для России?
(Украшаем березку ожерельем.)
«В каждом рисунке – Родина»
(на фоне музыки «С чего начинается Родина?»)
Учитель: К нашему уроку вы нарисовали рисунки, из которых можно понять, что вы любите свою малую родину.
Я думаю, что вы будете достойными гражданами своей страны. И совершите много полезных дел, а может быть кто-то из вас станет известным человеком или совершит подвиг. Хотелось бы, чтобы в вашем сердце жила любовь к родному уголку, своей Родине, своей семье.
В ваших ладошках будущее страны!
Контроль.
Россия – наша Родина.
Почему каждый россиянин должен любить свою Родину?
а/ это позволяет комфортно жить
б/ родина у человека, как мать – одна. Её нужно любить, как мы любим своих родных, как любим единственную мать
в/ благодаря ресурсам страны человек может обогатиться.
Как может проявляться «труд души» по отношению к Родине?
а/ в обогащении страны материальными благами
б/ в завоевании новых территорий
в/ в освоении духовных богатств своего народа
В чём вы видите духовное богатство нашей многонациональной Родины?
а/ в большой территории и природных ресурсах
б/ в духовных традициях народов, которые живут на территории России
в/ в богатых и влиятельных людях
Зачем народу традиции?
а/ они помогают сохранить связь с прошлым Родины, указывают каждому правильный путь
б/ традиции – это прежде всего праздники, они нужны для того, чтобы было веселее жить
в/ традиции вообще не нужны народу

Прослушай песню «Русь называют святой». Нарисуй три образа Земли Русской из прослушанной песни.



В облачке напишите наиболее понравившееся вам высказывание. Объясните свой выбор.
Если крикнет рать святая: Кинь ты Русь,
Живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте Родину мою!»
Бальмонт К.Д.
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, Отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Пушкин А.С.
Мила нам добра весть о нашей стороне:
Отечества и дым нам сладок.
Державин Г.Р.
Домашнее задание.
Написать мини – сочинение «За что я люблю свою Родину?»