Предмет: Литературное чтение
Авторы учебника: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова и др.
УМК «Школа России»
Класс: 4
Тема: С.Д.Дрожжин«Родине»
Цели: создать условия для знакомства учащихся с творчеством С. Д. Дрожжина;углублять и развивать интерес к чтению, способствовать формированию любви и уважения к родине
Задачи:
1.Познакомить с произведением С. Д. Дрожжина «Родине».
2.Учить анализировать литературные произведения, выделять главное, существенное в содержании произведения.
3.Развивать способности эмоционально откликаться на события, описанные автором, развивать навык осознанного, выразительного чтения.
Личностные результаты:
-умение выказывать своё мнение, выражать свои эмоции;
-способность к самооценке на основе критерия успешность учебной деятельности.
Планируемые результаты:
Предметные УУД:
- познакомить со стихотворением Спиридона Дмитриевича Дрожжина «Родине»
-уметь применять новые знания.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
-строить устное высказывание с учетом учебной задачи
-поиск необходимой информации с помощью учебной литературы
-анализировать, сравнивать, делать выводы.
Регулятивные УУД:
-осуществлять познавательную и личностную рефлексию
-определение с помощью учителя учебной задач и удержание ее в течение урока
-самостоятельно работать с учебником, дополнительной литературой
Коммуникативные УУД:
-учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками
-работа в группах
Вид урока: открытие нового знания.
Методы обучения: словесные, наглядные, проблемные.
Форма деятельности: фронтальная, групповая
Оборудование:презентация,карточки со слова:Родина,Россия,Отчизна,
Отечество;стикеры, книга «Сборник стихов»,картины для сборника,модель дерева и листья к рефлексии.
Ход урока:
I.Мотивация к учебной деятельности.(Слайд)
Здравствуйте, дорогие ребята! В это солнечное утро я шла к вам на урок и наблюдала за облаками, зелеными листочками, слушала пение птиц. Я думаю, что вы тоже любовались красивой природой и у вас хорошее настроение. Давайте улыбнемся друг другу. И от этих улыбок мы будем добрее, счастливее, веселее. И с удовольствием будем работать на уроке.
-А сейчас ,я предлагаю каждому из вас пройти к столу и взять смайлик.
-Посмотрите на смайлики и распределитесь по группам.
- Сегодня очень важно установить между нами обратную связь.Давайте сделаем так,если вы услышите хлопок,то должны его повторить синхронно. Давайте попробуем.
II. Актуализация знаний. Самоопределение к деятельности.
1)Фронтальная беседа
- Сегодня на нашем уроке мы будем говорить о том, что не может оставить равнодушным ни одного человека на свете.
- Слова бывают разные : веселые и грустные, маленькие и большие, есть вежливые слова, есть родные слова, но есть самое важное, самое дорогое слово.
-Что это за слово?!
-Давайте прослушаем песню Марка Бернеса (Слайд с песней)
-Кто догадался,о чем мы будем говорить на уроке?
(Мы будем говорить сегодня о родине.)
-Подберите синонимы к слову Родина.
(Россия, Отечество, Отчизна)
- А что для каждого из вас означает слово Родина?
-Возьмите на столе листочки и запишите одним словом.
-Подпишите свои листочки.
-Продолжите фразу «Родина для меня – это…,потому что….
-Сейчас возьмите свои листочки и прикрепите на доску . Давайте совершим небольшое путешествие . Посмотрите,что написали ваши одноклассники.
-Пройдите на свои места.
IV. Открытие нового знания.
1) Фронтальная беседа ( Слайд )
- Ребята, каждый из нас как-то по- особому может выразить свои чувства к Родине. Например, композитор пишет музыку, художник, это делает с помощью красок, поэты, говорят о Родине- поэтической строкой.
-Взгляните на экран?
-Знаком вам этот человек? (Слайд )
-Это Спиридон Дмитриевич Дрожжин(Слайд )
-Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением Спиридона Дмитриевича Дрожжина «Родине».
-Почему автор назвал свое стих-е «Родине»,а не «Родина» ?
2) Постановка целей урока.
- Что бы вы хотели узнать и чему научиться?(Ответы детей)
(Слайд с целями)
3)Слово о поэте
-Я приглашаю ко мне …
1)-Спиридон Дмитриевич родился в 1848 году на берегах великой реки Волги в небольшой деревеньке Низовка Тверской губернии в семье крепостного. Учился у деревенского дьяка ( церковный служитель)) грамоте « две неполных зимы». В 12 лет был отправлен родителями из родного села в г. Петербург, « в люди». Юному Спиридону было не легко, зарабатывая на жизнь, приходилось мыть полы в трактирах (дешевый ресторан). Конечно в этот период жизни, автор особенно остро понимал, что значит для человека Родина, как тяжело быть на чужой стороне.
2) У поэта было огромное желание учиться. Мечта об учении не осуществилась, он начал скитаться по России, работая продавцом в лавках, лакеем (домашний слуга). В 16 лет, впервые стал сочинять. В 1873 году в журнале « Грамотей», впервые, появилась его публикация. Постепенно начал знакомится с другими писателями. Они заинтересовались его необычной судьбой, стали ему помогать, печатать творчество в столичных журналах. Дрожжин вошел в Московский товарищеский кружок писателей из народа.
- Молодцы!
-Образ Родины- один из главных в творчестве поэта. С особым чувством автор относится к Родине. Так ли это мы узнаем познакомившись с его стихотворением.
-Но прежде взгляните на экран. Здесь показана иллюстрация из учебника. (Слайд)
-Хочу спросить вас, соответствует она названию произведения?
(Ответы детей)
-Мы вернемся к ней после знакомства со стих-ем.
4) Знакомство со стихотворением С.Д. Дрожжина « Родине».
-Я предлагаю прочесть стих-е «цепочкой»
-А в процессе чтения запоминайте слова, значение которых вам непонятны.
–-Молодцы, вы очень старались.
– Так кому, что было непонятно?
5)Словарная работа
- Сейчас вам предстоит выяснить значение этих слов.
-Чем мы можем воспользоваться ?
-Каждая группа берёт по одному слову, находит его значение и зачитывает. Всё работаем!
- Кто первый выполнит, зачитывает нам свой ответ.
молитвенно свой взор - взгляд на небеса, сопровождающийся молитвой
благодарим за чистое, светлое
чарующий простор - прекрасный, великолепный
среди приветных деревень - гостеприимные, рады гостям
6) Проверка первичного восприятия.
- Вам понравилось стихотворение?
-Какие чувства оно у вас вызвало?
VII. Первичное закрепление нового знания
1)Продуктивное чтение
-Сейчас мы проверим так ли это. Вернемся к произведению. Вам надо будет думать,рассуждать,предполагать. Готовы? Тогда начнем.
Как не гордиться мне тобой,
О Родина моя!
-От чьего лица ведется речь? Почему так считаете? С каким чувством он обращается к ней? В какой строке это показано?
Когда над Волгою родной
Стою, недвижим, я.
-Почему автор называет Волгу родной? Для чего он остановился? (Чтоб полюбоваться красотой вокруг, )
Когда молитвенно свой взор
Бросаю в небеса,
-Что такое взор?Что значит «бросить взор»?Куда взглянул поэт? Как?
.Его взгляд остановился только на небесах? А куда он мог его перевести?Давайте подтвердим ваши предположения.
На твой чарующий простор
На темные леса.
-Совпали ваши предположения?
Отчего же леса темные?
Как хороша ты в тёплый день
На празднике весны,
–Когда более красивой находит поэт Родину?
- Подберите синонимы к слову « праздник»?
–Почему весна –это праздник?
Среди приветных деревень
Родимой стороны!
-Какие деревеньки? Почему автор их так назвал?
Как бодро дышится, когда
-Как дышит автор? Как вы понимаете «дышать бодро»? Почему? Ваши предположения.Интересно узнать, отчего дышится бодро автору?
На поле весь народ
Среди свободного труда
Все силы отдает!
-Потвердились ваши предположения?Как вы понимаете слова «народ все силы отдает»? Каким поэт называет труд? Как понимаете? А труд может быть не свободным? (Беседа о крепостном праве, акцент на то, что Дрожжин рожден в семье крепостных)Почему же поэт бодро дышал,глядя на то,как работает народ?
Каким восторгом мою грудь
Ты наполняешь мне,
Когда хочу я отдохнуть
С тобой наедине!..
– Что такое восторг?Что значит грудь наполняется восторгом?(чувством радости,гордости) К кому или чему обращены слова?
- Что значит «наедине»?
Что восторгает поэта? (мысль об уединении с родной природой)
Я в каждом шелесте листов
Твой голос узнаю.
Хожу среди твоих лугов,
Мечтаю и пою.
«Я в каждом шелесте листов твой голос узнаю».
-Разве листья имеют голос?
Во всей тебе и мощь видна,
И сила с красотой,
Недаром ты и названа
Великой и святой.
– А что видит поэт? В чём? Какой называет Родину? Почему называет ее великой? Святой?
-В каких же строчках заключается главная мысль стих-я?
-Кто прочтет?
-Как вы думаете, каким должен быть человек, поэт, сумевший так выразительно написать о Родине?
(Любящим свою Родину, чутким, внимательным)
-А кто из вас уловил настроение этого произведения? Какое оно?
- Молодцы!
VI. Музыкальная физминутка.(Слайд)
VII. Применение нового знания.
1. Работа с иллюстрацией( Слайд )
-Взгляните на экран.А сейчас можете ответить на вопрос. Соответствует ли эта иллюстрация стихотворению?
-В начале урока вы записала на листочках ,как представляем слово « Родина». Давайте пофантазируем и подумаем,что бы записал Спиридон Дрожжин,если предложить ему листочек?
-Такое огромное количество слов, учитывая и ваши слова,можно объединить одним словом.Каким?(Родина)
-В знак уважения и большой значимости слово «Родина» принято писать с большой буквы. - А если мы мысленно с вами перенесёмся на урок русского языка, то, что вы ещё можете добавить про это слово? (оно словарное и необходимо запомнить его написание)
- Посмотрите на доску и ещё раз вспомните написание этого слова.
-Какие знакомые деревья вы видите на картине?(березы)
-Чем береза яв-ся для России?
-Символом.
-Какие символы вы знаете еще?(Слайд )
2)Составление сборника стихов.
-Ребята!Любите вы работать?
-Хочу вам предложить интересную работу .Стать на время редакторами.
-Кто такой редактор?
-Раз редактор готовит к печати разные издания,как вы думаете ,что у меня в руках?(книга)
-Это будущий сборник стихов.Что такое сборник?
-Молодцы!
-Я предлагаю вам поработать художественным редактором?
-Ваши предположения,чем будите заниматься?
-Как вы думаете,какое стих-е будет первым?
3)Работа в группах
-Мы разделим работу по группам.
1-2 группы
-У вас на столе лежат конверты .Возьмите их и откройте.
-Вы должны подписать картины,соотв.строфами.Находите нужные строчки и клеите под картиной.
-Готовые картины ,вы должны отнести 3 группе.
3 группа
-Вы будите собирать стих-е в правильной последовательности .
-На все вам 2 мин. Начали
-Молодцы!
-Кто хочет прочесть стих-е ?(…..)
-Давайте вспомним настроение этого произведения.
( Торжественное, восторженное)
-Читать будите по две строфы,последнюю прочтем все вместе .
-Молодцы!
-Кому из ребят удалось передать настроение произведения?
(Ответы детей)
4)Беседа о малой Родине (Слайд с мелодией)
-Для каждого человека Родина начинается с того места, где он родился, произнес первые слова, сделал первые робкие шаги, где пошел в школу. Познание Родины начинается с изучения родного края. У каждого человека, живущего на планете есть своя Родина. Для нас с вами – это Россия. Но и у каждого из нас есть малая Родина.
В ладони сердце можно уместить,
Но в сердце целый мир не уместишь.
Другие страны очень хороши,
Но Дагестан дороже для души. (Р. Гамзатов)
- Что вы можете назвать своей малой родиной?
-Наши отцы и деды крепко любили свою Родину – Дагестан и твердили, что „Родина без нас может обойтись, но мы без Родины – никогда ”.Нам с вами тоже выпала честь родиться в таком удивительном крае. Гордитесь, дорогие, Вы родились и растёте в славном и прекрасном краю – многонациональном Дагестане
VIII. Подведение итогов урока
-Сегодня на уроке вы были замечательными искателями,прекрасными читателями.И я хочу узнать,что вы сегодня на уроке узнали о себе ,прочитав это произведение.
-Начните ответы с таких фраз (Слайд )
-Сегодня на уроке я узнал…
-Мне было трудно…
-Мне понравилось, что…
Молодцы!
IX .Рефлексия(Слайд с мелодией)
-А сейчас я предлагаю каждому из вас оценить свой вклад в достижении цели, поставленной в начале урока.
-Я приготовила вам берёзу . Вот только на ней нет листвы. У каждого из вас имеется по 2 листочка - зелёный и жёлтый. -Если вы довольны своей работой на уроке и у вас хорошее настроение, то прикрепите к дереву зелёный листок, а если считаете, что не всё удалось, и настроение не очень хорошее, то листок должен быть жёлтым. Прошу…(По группам)
X. Домашнее задание(Слайд )
-Послушайте задание на дом
- о Родине писали многие поэты свои произведения.
- Вы можете провести поисковую работу и к следующему уроку приготовить выразительное чтение стихов о Родине других авторов.
«Нет ничего краше, чем Родина наша» (Слайд )
- Вот этой пословицей мы и закончим наш урок
- Ребята, огромное спасибо вам за работу.