СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«С дружбой не страшны ненастья…» (по повести Л. Дунаевой «Дождь»)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

«С дружбой не страшны ненастья…»

(по повести Л. Дунаевой «Дождь»)

 

Просмотр содержимого документа
««С дружбой не страшны ненастья…» (по повести Л. Дунаевой «Дождь»)»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3 им.В.П. Чкалова»











Конспект урока по теме:

«С дружбой не страшны ненастья…»

(по повести Л. Дунаевой «Дождь»)








Составила:

Учитель I категории

Маслова И.М.











г. Арзамас,

2014г.

Цель – развивать творческое воображение обучающихся.

Задачи:

  • Образовательные

– знакомство с книгой Л. Дунаевой « Дождь».

  • Развивающие

– развитие творческого воображения обучающихся на основе текста повести Л. Дунаевой « Дождь» с применением словесного рисования.

  • Воспитательные

– На примере текста продолжить воспитание личностных качеств: доброты, умения прощать, быть сильным, смелым, уметь находить выход из сложной ситуации.































Конспект урока по повести Л. Дунаевой «Дождь».

Тема урока: « С дружбой не страшны ненастья…»

Друг разделит боль и радость

Друг поддержит и спасет

С другом даже злая слабость

Вмиг растает и уйдет.

Анастасия Парнюк.

  1. Орг. момент.

  2. Слово учителя.

- Сегодня в центре нашего внимания книга Людмилы Дунаевой «Дождь», которую вы прочитали к сегодняшнему уроку. Эта маленькая повесть прекрасно подходит для детей и взрослых, потому что в ней скрыто множество смыслов. Давайте все вместе, дети и взрослые, перенесемся в волшебный мир художественного произведения, где торжествует добро и любовь.

- Каково ваше мнение о прочитанной книге?

Слово учителя.

Писатель, художник слова, стремится отразить жизнь в ярких словесных картинах, художественных образах. Задача читателя – представить себе эти словесные картины как можно точнее, ближе к замыслу писателя. Для этого нужно обладать воображением, уметь совершать умственную и душевную работу, близкую к той, которую совершает писатель. Если мы научимся рисовать в своем воображении картины и ярко и точно описывать их в речи, мы научимся видеть и чувствовать то, что хочет передать нам автор. Мы станем хорошими читателями и будем получать огромное удовольствие от чтения художественных произведений

С творчеством Людмилы Дунаевой мы встретились впервые. Это современный автор, а расскажет нам о писателе ученик….

  1. Презентация о писателе. ( выступление ученика ).

- Поскольку о писателе мало известно, мы позволили себе найти автора в Контакте и задать ей несколько вопросов….

Позвольте, я зачитаю ее ответ…

« Когда я начала писать книги, мне было столько же лет, сколько сегодня вам. Когда мои книги начали издаваться, мне было ровно в три раза больше. Поэтому первое, что вы должны сегодня выучить: мечты сбываются, хотя иногда и не сразу, главное – не забывать про них.

Когда я была в пятом классе, мне хотелось поскорее закончить школу и все остальное, потому что мне было скучно учиться. Однако к тому времени как я закончила институт, я поняла, что учиться – не скучно, если тебе нравится то, чему ты учишься. Сегодня, например, я сдала экзамен по фехтованию, хотя мне уже даже не 25.

Сдавая экзамен, я поняла, сколько мне еще предстоит выучить. И меня это радует. Пока человек учится, он не стареет. Это второе.

И третье. У нас в Москве сегодня наступила зима. А у вас?

Всем привет, надеюсь, сегодняшний урок будет не слишком скучным».

Вот такое письмо. Знаете, ребята, я вам немного завидую. Вы – счастливые дети. Ведь в мое время я даже подумать не могла, что смогу пообщаться с писателем, книгу которого я только что прочитала. А вам сегодня достаточно просто зайти в Контакт…

  1. Перелистаем страницы повести…

- А теперь обращаемся непосредственно к книге. Поскольку вы внимательные читатели, я для вас приготовила викторину.

Возьмите листочки, они у вас на столе, напишите свою фамилию и запишите ответы.

Викторина.

1). Как начинается книга?

  1. Светило яркое солнце.

  2. Ночное небо усыпано сверкающими звездами.

  3. Легкие облака плыли по голубому небу.

  4. …А дождь все шел и шел.

2). Какая самая заветная мечта любой собаки, по мнению Пса, героя маленькой повести?

  1. Кость.

  2. Ошейник.

  3. Хозяин.

  4. Толстый кот.

3). Что написано в Книге, которую читает Кот, про время, когда придет Хозяин?

  1. Хозяин появится, когда прекратиться дождь, тучи разойдутся и над Домом взойдет Звезда.

  2. Хозяин прилетит на самолете.

  3. Хозяин придет зимой, когда выпадет снег.

4). Какими сокровищами обладал Кот?

  1. Книга.

  2. Одеяльце.

  3. Керосиновая лампа.

  4. Шерстяной коврик.

5). Какая привычка была у Кота?

  1. Ловить мышей.

  2. Читать книгу перед сном.

  3. Устраивать драки с собаками.

6). Что использовал Кот в качестве закладки в Книге?

  1. Кусок колбасы.

  2. Открытку.

  3. Мышиный хвостик.

  4. Сухую травинку.

7). Что снилось Псу?

  1. Косточка.

  2. К нему в конуру лезет Кот.

  3. Сказки.

  4. Хозяин.

8). Какие сказочные герои приснились Коту?

  1. Кот в сапогах.

  2. Красная Шапочка.

  3. Буратино.

  4. Тетушка вьюга.

  5. Мальчик с пальчик.

  6. Золушка.

9). Как проводили время Кот и Пес?

  1. Ссорились.

  2. Читали.

  3. Разговаривали.

  4. Копали котлован.

  5. Рисовали.

10). Для кого Кот починил старую птичью клетку?

  1. Для птиц.

  2. Для Пса.

  3. Для мышей.

11). Что Кот подарил Псу на День рожденья?

  1. Косточку.

  2. Букет цветов.

  3. Табличку с надписью «Осторожно, злая собака!».

Я надеюсь, вы доказали, что действительно являетесь внимательными читателями . Обменяйтесь листочками. Взаимопроверка. ( На слайдах открываются ответы ).

Оценки.

- Давайте похлопают себе те, кто доволен своей работой.



  1. Смысл названия.

- А теперь давайте подумаем, почему свою маленькую повесть Л. Дунаева назвала одним словом «Дождь»?

( Дождь - атмосферные осадки в виде водяных капель, струй. Идет дождь. Проливной дождь. Дождь льет как из ведра. Осенние дожди.)

- Какая фраза звучит рефреном? ( … А дождь все шел и шел.)

- Как начинается повесть?

- Как заканчивается? ( А дождь все лил и лил…).

- Прислушаемся к шуму дождя…( запись звуков дождя).

- Какое настроение навевает дождь?

- Созвучно ли оно настроению повести?

- Почему?

  1. Характер героев.

- Назовите главных героев. (Дом, Кот, Собака)

- Как вы думаете, почему у героев нет имен, ведь все домашние животные должны иметь имена? (нет Хозяина, который дал бы им их).

- Давайте представим, что мы хозяева, приехали в дом, а там живут кошка и собака…

- Как вы думаете, какое имя больше всего подойдет Коту?

- Собаке? Почему?

( на презентации в 2 столбика возможные имена кошек и собак).

Кошек

Собак

Пушок Шкода

Дружок Джек

Мурка Уголек

Рекс Барс

Пух Вакса

Шарик Джеки

Рыжик Шельма

Гром Том

Черныш Сметанкин

Чарли Лора

Бланш Клякса

Граф Джульбарс

Белянка Ушастик

Жулька Найда



( Кошке подойдет кличка Пушок, потому что он добрый, вежливый, обо всех заботится: согревает кресло в ожидании Хозяина, даже мышей кормит; собаке – Дружок, Шарик, Джек. Он умный, добрый (пускает Кота в дом, потому что жалеет), осознает свое предназначение – охранять Дом, понимает, что собаке не место в доме, хотя немного завидует Коту и даже злится на него, что он пришел совсем недавно, а уже хозяйничает в доме.

– А какой самый необычный герой этой повести? ( Дом ).

- Найдите описание Дома. ( с.15). закладки.

- Какой он? ( добрый, живой, заботливый, ждущий хозяина)

- Докажите, что он добрый, живой (заботится об обитателях: у Пса всегда есть свежая косточка, солома в конуре, а у Кота свежее молоко и мука).

- Что объединяет всех героев? (ожидание Хозяина).

- У такого Дома какой должен быть Хозяин?

- В повести он так и не появляется...

Каким вы его себе представляете? (Словесные иллюстрации)

( Старушка, дедушка, молодой человек…)

- Какие они? В чем одеты? Какие у них глаза?

- Как вы думаете, собаке такой хозяин подойдет?

- Почему Хозяина вы представляете именно таким?

- А как вы думаете, почему автор включает в текст повести несколько снов? Какова роль снов? ( Потому что когда человек спит, он видит сны, и, как правило, в снах отражаются мечты, сны отражают волнения, тревоги…).

Сон - один из способов характеристики персонажа.

  1. Сны. Роль снов в повести.

- Какие сны снятся Коту? ( Сначала сказочные, но последний сон о том, что Пес принялся отбирать самое дорогое, что у него было - одеяльце.

И, проснувшись, он обещает одеяльцу, что никогда никому его не отдаст).

- Псу? ( Что Кот выгнал его из конуры и вот он уже без ошейника стоит в грязи около калитки и нет ни теплой конуры с мягкой соломой, ни миски с косточкой.)

- Почему ему приснился такой сон? ( Разозлился на Кота, что он зажег свет в окне)

- Дому? ( Тиканье часов, которые давным-давно остановились. Дыхание спящих детей, хотя спальни пусты и в них поселился холод. Скрип половиц под осторожными шагами привидений…)

- Что понимает Дом, проснувшись? ( Что никому не нужен)

- Когда Дом понемногу начинает оживать? ( с появлением Кота).

  1. « Мы - писатели».

- А сейчас давайте поработаем писателями и представим, что Л. Дунаева предложила нам сочинить сон, который снится героям повести в финале?

- Почему появление Хозяина стало возможно?

( Они подружились, спят и видят Сны…)

- Просыпаясь, часто мы не помним самих снов. Остаются эмоции, краски, детали, настроение…

Ребята, вам было дано предварительное задание: нарисовать Сон.

Давайте посмотрим, что у вас получилось. ( Рисунки детей. Защита своих работ).

Книга сама по себе - ценность, а когда ее иллюстрируют художник, она становится ценной вдвойне. Имя современного молодого художника Дианы Лапшиной нам незнакомо, поэтому предоставляем слово ученику…., подготовившему презентацию о художнице.





  1. Презентация о художнице.

Художник возникшие в его воображении картины может передать с помощью кистей и красок.

- Давайте попробуем узнать эпизоды, проиллюстрированные художником Дианой Лапшиной; совпали ли ваши представления?

- Показ нескольких иллюстраций ( с.16,с.18, с.35, с.36, с.59, с.75,

- Узнали ли вы эпизоды? Назовите их.

( Лампа загорелась, и угрюмая комната озарилась тихим приятным светом. И хотя запах сырости никуда не делся, Дом теперь показался куда более приветливым. (с.16).

В кувшине было чудесное, свежее, жирное молоко. (с.18).

В глиняной миске он замесил тесто. (с.35).

Пес выбрался наружу, и ему на нос упали дождевые капли. Пес чихнул и побежал за конуру. Раскопав ямку, Пес достал косточку, вернулся в будку, чтобы лишнее время не мокнуть под дождем, и принялся за завтрак. (с.36).

Это мой подарок, - доложил донельзя довольный собою Кот.

- Я сейчас повешу его на калитку. Тут написано: «Осторожно, злая собака!» (с.59).

Кот нес одеяльце на вытянутых лапах, чтобы ненароком не запачкать…). (с.75).

Слово учителя.

Итак, мы с вами тоже поработали художниками и на ваших рисунках (почти на всех) мы видим, что Хозяин, которого все так ждали, появился...

- Почему для вас стал возможен такой финал? ( Потому что герои стали друзьями. Ведь настоящий друг проверяется в беде. Выручая друга, каждый из них пожертвовал самым дорогим, что имел: Пес – соломой, Кот – одеяльцем).







  1. Рефлексия.

- Ребята, а как вы понимаете слово «дружба»?

Дружба - это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

Дружба - это глубокая связь между людьми, которая предполагает не только верность и взаимопомощь, но и внутреннюю близость, откровенность…

  1. Заключение.

- Чему вас научила повесть?

12. Слово учителя.

Итак, простой сюжет о том, как Дом, Кот и Пес ждут хозяина, которого никогда не видели, но в приход которого верят всем сердцем…

Именно ожидание Хозяина сближает их всех, заставляет заботиться друг о друге. Они проходят через обиды, недопонимание, через потери, и только тогда, когда они действительно подружились и засыпают вместе в конуре Пса, Дождь прекратился, и Звезда появилась… но они пока этого не видят, спят, тесно прижавшись друг к другу, забыв все обиды…

Прочитав повесть, мы поняли, что ни один Дом не может жить без хозяина, без домашних животных. И у вас есть свой Дом, наполненный светом и радостью, смехом детей, играми кошек и собак, запахом домашних пирогов, радостью родителей. Ваш Дом не вздыхает по ночам, потому что у него есть вы, ваши бабушки и дедушки, братья и сестры, родители и ваши питомцы. Берегите свой Дом!

13. Звучит песня о друзьях. ( В исполнении С.Никитина).

14. Презентации учащихся. Вы получили предварительное домашнее задание: составить рассказ с презентацией о своем домашнем любимце. «В нашем доме появился…» (По предварительному заданию : составить рассказ о своем домашнем любимце с фотографиями, назвать снимок.) Фото + рассказ ученика.