Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3 им.В.П. Чкалова»
Конспект урока по теме:
«С дружбой не страшны ненастья…»
(по повести Л. Дунаевой «Дождь»)
Составила:
Учитель I категории
Маслова И.М.
г. Арзамас,
2014г.
Цель – развивать творческое воображение обучающихся.
Задачи:
– знакомство с книгой Л. Дунаевой « Дождь».
– развитие творческого воображения обучающихся на основе текста повести Л. Дунаевой « Дождь» с применением словесного рисования.
– На примере текста продолжить воспитание личностных качеств: доброты, умения прощать, быть сильным, смелым, уметь находить выход из сложной ситуации.
Конспект урока по повести Л. Дунаевой «Дождь».
Тема урока: « С дружбой не страшны ненастья…»
Друг разделит боль и радость
Друг поддержит и спасет
С другом даже злая слабость
Вмиг растает и уйдет.
Анастасия Парнюк.
Орг. момент.
Слово учителя.
- Сегодня в центре нашего внимания книга Людмилы Дунаевой «Дождь», которую вы прочитали к сегодняшнему уроку. Эта маленькая повесть прекрасно подходит для детей и взрослых, потому что в ней скрыто множество смыслов. Давайте все вместе, дети и взрослые, перенесемся в волшебный мир художественного произведения, где торжествует добро и любовь.
- Каково ваше мнение о прочитанной книге?
Слово учителя.
Писатель, художник слова, стремится отразить жизнь в ярких словесных картинах, художественных образах. Задача читателя – представить себе эти словесные картины как можно точнее, ближе к замыслу писателя. Для этого нужно обладать воображением, уметь совершать умственную и душевную работу, близкую к той, которую совершает писатель. Если мы научимся рисовать в своем воображении картины и ярко и точно описывать их в речи, мы научимся видеть и чувствовать то, что хочет передать нам автор. Мы станем хорошими читателями и будем получать огромное удовольствие от чтения художественных произведений
С творчеством Людмилы Дунаевой мы встретились впервые. Это современный автор, а расскажет нам о писателе ученик….
Презентация о писателе. ( выступление ученика ).
- Поскольку о писателе мало известно, мы позволили себе найти автора в Контакте и задать ей несколько вопросов….
Позвольте, я зачитаю ее ответ…
« Когда я начала писать книги, мне было столько же лет, сколько сегодня вам. Когда мои книги начали издаваться, мне было ровно в три раза больше. Поэтому первое, что вы должны сегодня выучить: мечты сбываются, хотя иногда и не сразу, главное – не забывать про них.
Когда я была в пятом классе, мне хотелось поскорее закончить школу и все остальное, потому что мне было скучно учиться. Однако к тому времени как я закончила институт, я поняла, что учиться – не скучно, если тебе нравится то, чему ты учишься. Сегодня, например, я сдала экзамен по фехтованию, хотя мне уже даже не 25.
Сдавая экзамен, я поняла, сколько мне еще предстоит выучить. И меня это радует. Пока человек учится, он не стареет. Это второе.
И третье. У нас в Москве сегодня наступила зима. А у вас?
Всем привет, надеюсь, сегодняшний урок будет не слишком скучным».
Вот такое письмо. Знаете, ребята, я вам немного завидую. Вы – счастливые дети. Ведь в мое время я даже подумать не могла, что смогу пообщаться с писателем, книгу которого я только что прочитала. А вам сегодня достаточно просто зайти в Контакт…
Перелистаем страницы повести…
- А теперь обращаемся непосредственно к книге. Поскольку вы внимательные читатели, я для вас приготовила викторину.
Возьмите листочки, они у вас на столе, напишите свою фамилию и запишите ответы.
Викторина.
1). Как начинается книга?
Светило яркое солнце.
Ночное небо усыпано сверкающими звездами.
Легкие облака плыли по голубому небу.
…А дождь все шел и шел.
2). Какая самая заветная мечта любой собаки, по мнению Пса, героя маленькой повести?
Кость.
Ошейник.
Хозяин.
Толстый кот.
3). Что написано в Книге, которую читает Кот, про время, когда придет Хозяин?
Хозяин появится, когда прекратиться дождь, тучи разойдутся и над Домом взойдет Звезда.
Хозяин прилетит на самолете.
Хозяин придет зимой, когда выпадет снег.
4). Какими сокровищами обладал Кот?
Книга.
Одеяльце.
Керосиновая лампа.
Шерстяной коврик.
5). Какая привычка была у Кота?
Ловить мышей.
Читать книгу перед сном.
Устраивать драки с собаками.
6). Что использовал Кот в качестве закладки в Книге?
Кусок колбасы.
Открытку.
Мышиный хвостик.
Сухую травинку.
7). Что снилось Псу?
Косточка.
К нему в конуру лезет Кот.
Сказки.
Хозяин.
8). Какие сказочные герои приснились Коту?
Кот в сапогах.
Красная Шапочка.
Буратино.
Тетушка вьюга.
Мальчик с пальчик.
Золушка.
9). Как проводили время Кот и Пес?
Ссорились.
Читали.
Разговаривали.
Копали котлован.
Рисовали.
10). Для кого Кот починил старую птичью клетку?
Для птиц.
Для Пса.
Для мышей.
11). Что Кот подарил Псу на День рожденья?
Косточку.
Букет цветов.
Табличку с надписью «Осторожно, злая собака!».
Я надеюсь, вы доказали, что действительно являетесь внимательными читателями . Обменяйтесь листочками. Взаимопроверка. ( На слайдах открываются ответы ).
Оценки.
- Давайте похлопают себе те, кто доволен своей работой.
Смысл названия.
- А теперь давайте подумаем, почему свою маленькую повесть Л. Дунаева назвала одним словом «Дождь»?
( Дождь - атмосферные осадки в виде водяных капель, струй. Идет дождь. Проливной дождь. Дождь льет как из ведра. Осенние дожди.)
- Какая фраза звучит рефреном? ( … А дождь все шел и шел.)
- Как начинается повесть?
- Как заканчивается? ( А дождь все лил и лил…).
- Прислушаемся к шуму дождя…( запись звуков дождя).
- Какое настроение навевает дождь?
- Созвучно ли оно настроению повести?
- Почему?
Характер героев.
- Назовите главных героев. (Дом, Кот, Собака)
- Как вы думаете, почему у героев нет имен, ведь все домашние животные должны иметь имена? (нет Хозяина, который дал бы им их).
- Давайте представим, что мы хозяева, приехали в дом, а там живут кошка и собака…
- Как вы думаете, какое имя больше всего подойдет Коту?
- Собаке? Почему?
( на презентации в 2 столбика возможные имена кошек и собак).
Кошек | Собак |
Пушок Шкода | Дружок Джек |
Мурка Уголек | Рекс Барс |
Пух Вакса | Шарик Джеки |
Рыжик Шельма | Гром Том |
Черныш Сметанкин | Чарли Лора |
Бланш Клякса | Граф Джульбарс |
Белянка Ушастик | Жулька Найда |
( Кошке подойдет кличка Пушок, потому что он добрый, вежливый, обо всех заботится: согревает кресло в ожидании Хозяина, даже мышей кормит; собаке – Дружок, Шарик, Джек. Он умный, добрый (пускает Кота в дом, потому что жалеет), осознает свое предназначение – охранять Дом, понимает, что собаке не место в доме, хотя немного завидует Коту и даже злится на него, что он пришел совсем недавно, а уже хозяйничает в доме.
– А какой самый необычный герой этой повести? ( Дом ).
- Найдите описание Дома. ( с.15). закладки.
- Какой он? ( добрый, живой, заботливый, ждущий хозяина)
- Докажите, что он добрый, живой (заботится об обитателях: у Пса всегда есть свежая косточка, солома в конуре, а у Кота свежее молоко и мука).
- Что объединяет всех героев? (ожидание Хозяина).
- У такого Дома какой должен быть Хозяин?
- В повести он так и не появляется...
Каким вы его себе представляете? (Словесные иллюстрации)
( Старушка, дедушка, молодой человек…)
- Какие они? В чем одеты? Какие у них глаза?
- Как вы думаете, собаке такой хозяин подойдет?
- Почему Хозяина вы представляете именно таким?
- А как вы думаете, почему автор включает в текст повести несколько снов? Какова роль снов? ( Потому что когда человек спит, он видит сны, и, как правило, в снах отражаются мечты, сны отражают волнения, тревоги…).
Сон - один из способов характеристики персонажа.
Сны. Роль снов в повести.
- Какие сны снятся Коту? ( Сначала сказочные, но последний сон о том, что Пес принялся отбирать самое дорогое, что у него было - одеяльце.
И, проснувшись, он обещает одеяльцу, что никогда никому его не отдаст).
- Псу? ( Что Кот выгнал его из конуры и вот он уже без ошейника стоит в грязи около калитки и нет ни теплой конуры с мягкой соломой, ни миски с косточкой.)
- Почему ему приснился такой сон? ( Разозлился на Кота, что он зажег свет в окне)
- Дому? ( Тиканье часов, которые давным-давно остановились. Дыхание спящих детей, хотя спальни пусты и в них поселился холод. Скрип половиц под осторожными шагами привидений…)
- Что понимает Дом, проснувшись? ( Что никому не нужен)
- Когда Дом понемногу начинает оживать? ( с появлением Кота).
« Мы - писатели».
- А сейчас давайте поработаем писателями и представим, что Л. Дунаева предложила нам сочинить сон, который снится героям повести в финале?
- Почему появление Хозяина стало возможно?
( Они подружились, спят и видят Сны…)
- Просыпаясь, часто мы не помним самих снов. Остаются эмоции, краски, детали, настроение…
Ребята, вам было дано предварительное задание: нарисовать Сон.
Давайте посмотрим, что у вас получилось. ( Рисунки детей. Защита своих работ).
Книга сама по себе - ценность, а когда ее иллюстрируют художник, она становится ценной вдвойне. Имя современного молодого художника Дианы Лапшиной нам незнакомо, поэтому предоставляем слово ученику…., подготовившему презентацию о художнице.
Презентация о художнице.
Художник возникшие в его воображении картины может передать с помощью кистей и красок.
- Давайте попробуем узнать эпизоды, проиллюстрированные художником Дианой Лапшиной; совпали ли ваши представления?
- Показ нескольких иллюстраций ( с.16,с.18, с.35, с.36, с.59, с.75,
- Узнали ли вы эпизоды? Назовите их.
( Лампа загорелась, и угрюмая комната озарилась тихим приятным светом. И хотя запах сырости никуда не делся, Дом теперь показался куда более приветливым. (с.16).
В кувшине было чудесное, свежее, жирное молоко. (с.18).
В глиняной миске он замесил тесто. (с.35).
Пес выбрался наружу, и ему на нос упали дождевые капли. Пес чихнул и побежал за конуру. Раскопав ямку, Пес достал косточку, вернулся в будку, чтобы лишнее время не мокнуть под дождем, и принялся за завтрак. (с.36).
Это мой подарок, - доложил донельзя довольный собою Кот.
- Я сейчас повешу его на калитку. Тут написано: «Осторожно, злая собака!» (с.59).
Кот нес одеяльце на вытянутых лапах, чтобы ненароком не запачкать…). (с.75).
Слово учителя.
Итак, мы с вами тоже поработали художниками и на ваших рисунках (почти на всех) мы видим, что Хозяин, которого все так ждали, появился...
- Почему для вас стал возможен такой финал? ( Потому что герои стали друзьями. Ведь настоящий друг проверяется в беде. Выручая друга, каждый из них пожертвовал самым дорогим, что имел: Пес – соломой, Кот – одеяльцем).
Рефлексия.
- Ребята, а как вы понимаете слово «дружба»?
Дружба - это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
Дружба - это глубокая связь между людьми, которая предполагает не только верность и взаимопомощь, но и внутреннюю близость, откровенность…
Заключение.
- Чему вас научила повесть?
12. Слово учителя.
Итак, простой сюжет о том, как Дом, Кот и Пес ждут хозяина, которого никогда не видели, но в приход которого верят всем сердцем…
Именно ожидание Хозяина сближает их всех, заставляет заботиться друг о друге. Они проходят через обиды, недопонимание, через потери, и только тогда, когда они действительно подружились и засыпают вместе в конуре Пса, Дождь прекратился, и Звезда появилась… но они пока этого не видят, спят, тесно прижавшись друг к другу, забыв все обиды…
Прочитав повесть, мы поняли, что ни один Дом не может жить без хозяина, без домашних животных. И у вас есть свой Дом, наполненный светом и радостью, смехом детей, играми кошек и собак, запахом домашних пирогов, радостью родителей. Ваш Дом не вздыхает по ночам, потому что у него есть вы, ваши бабушки и дедушки, братья и сестры, родители и ваши питомцы. Берегите свой Дом!
13. Звучит песня о друзьях. ( В исполнении С.Никитина).
14. Презентации учащихся. Вы получили предварительное домашнее задание: составить рассказ с презентацией о своем домашнем любимце. «В нашем доме появился…» (По предварительному заданию : составить рассказ о своем домашнем любимце с фотографиями, назвать снимок.) Фото + рассказ ученика.