СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

С.Я.Маршак " 12 месяцев"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока литературного чтения по сказке С.Я.Маршака "12 месяцев". Урок в 4 классе

Просмотр содержимого документа
«С.Я.Маршак " 12 месяцев"»

Тема урока: С.Я.Маршак – «12 месяцев»

Тип урока: урок - закрепление

Цель урока: продолжить читать сказку-пьесу «12 месяцев», ввести элементы театрализации.

Задачи:

Познавательные: умеют работать с текстом, формировать умение выразительно, читать  произведения по ролям; инсценировать сценку, закрепить понятие о жанре «пьеса».

Регулятивные: принимают и выполняют учебную задачу, планируют свои действия, адекватно оценивают свои достижения.

Коммуникативные: оформляют свои мысли в устной и письменной речи, умеют работать в паре, слушать друг друга.

Личностные: участвуют в творческом процессе, положительное отношение к познавательной деятельности, осуществляют самоконтроль.



Ход урока:

1.Организационный момент

-Здравствуйте, ребята!

-Какой у нас урок сейчас?

-Ребята, чему мы учимся на уроках литературного чтения? (выразительно читать, говорить красиво и правильно)

-А чему нас учат произведения, которые мы изучаем на уроке? (быть добрыми, честными и справедливыми)


2.Актуализация знаний

-Урок мы сегодня начинаем с загадок.

-Послушайте и постарайтесь отгадать.

Королева ледяная

Мчится в ледяной карете,

И ее сопровождает

Северный холодный ветер.

А за ней бегут вдогонку

Вьюга колкая, поземка.

И несутся, словно змеи,

Серебристые метели. (Зима)

Пришли теплые деньки,

Зазвенели ручейки.

Подснежник расцветает.

Когда это бывает?.. (Весной)

Бродит тропкой полевой,

Дарит нам букеты,

Яркий свет, палящий зной.

Что же это?.. (Лето)

Плащ золотистый она надевает,

Теплое лето она провожает.

Птиц отправляет в дальние страны,

Нам оставляет дожди и туманы. (Осень) слайды 2-5


- О чем эти загадки? (О временах года)

 

-В каком произведении одновременно встречаются все 4 времени года (С.Я.Маршак «12 месяцев») слайд 6

-К какому жанру относится это произведение? (сказка)

-Ребята, а что такое сказка? Какие сказки вы знаете?

(Сказка – это литературное произведение, которое сочетает в себе вымышленные элементы. Сказки бывают волшебные, бытовые и сказки о животных)

-А к какому типу сказок мы отнесем сказку С.Я.Маршака 12 месяцев?

(это волшебная сказка)

-Молодцы!

- А теперь откройте, пожалуйста, учебники на стр.67 и скажите, а просто ли это сказка? (нет, это пьеса-сказка)

- Ребята, вы правильно сказали, что это не просто сказка, а сказка – пьеса. А в чем отличие простой сказки от сказки-пьесы? (список действующих лиц, распределения ролей, можно сказку сыграть, состоит из картин и действий)

-А что такое пьеса?

(Пьеса - произведение для театрального представления)

-Назовите мне какие действующие лица нам встретятся в этой картине?

(Дочка, падчерица, Учитель королевы, Королева, мачеха)

-Ребята, а кого вы считаете главным героем?

-Скажите, почему автор сделал падчерицу главным персонажем своего произведения?

Какая она была? (Трудолюбивая, добрая, терпеливая, приветливая)

-Все ли люди, которые окружали девушку, любили её? (Мачеха c дочерью её не любили.  Они давала ей много работы.


-Давайте зачитаем с выражением указ, который доносили простым людям Глашатые


Звучат фанфары (3 ученика, одетые в костюмы, со свитками, читают)

         1.Под праздник новогодний                         3.Нарвите до рассвета

            Издали мы приказ                                         Подснежников простых

            Пускай цветут сегодня,                               И вам дадут за это

           Подснежники у нас!                                     Корзину золотых

                                        2.Ручьи бегут в долине.

                                         Зиме пришёл конец.

                                         Подснежников корзину

                                     Несите во дворец.        

         

-Почему профессор был недоволен желанием королевы? (Этим приказом нарушался закон- изменение времён года)                                                  

 -Как бы вы отнеслись к такому приказу?  (ответы детей)

-А как отнеслись к указу королевы мачеха со своей дочерью? (они захотели много золота и отправили падчерицу в лес за подснежниками)

-А про подснежники нам расскажет Таня. (сообщение про подснежники) слайд 7


 3.Физкультминутка

Во дворе зима. Мороз

Щиплет пальчики и нос

А мы пальчики согреем,

Их погладим, пожалеем,

Спинки им потрем легко,

И станет пальчикам тепло.

(Зябко потирают плечи двумя руками.

Щиплем пальцами одной руки другую. Показывают нос пальчиком. Потирают ладони.

Поглаживают пальцами одной руки каждый палец на другой руке и наоборот.)


4. Театрализация

- А сейчас я вас приглашаю в ТЮЗ (театр юного зрителя) на первую картину из второго действия пьесы-сказки «12 месяцев» (Приложение 1)

-Сядьте поудобней, уберите все лишнее.

- Мы начинаем.


-Итак, представьте, шла падчерица по лесу, замерзла все и вдруг видит огонек и слышит как хворост потрескивает. (звуки костра)


Сценка

Действующие лица: падчерица, 12 месяцев, сидящих у костра (показывает сценку подготовленная группа детей из класса, учебник стр.88-95, озвучка метели, вьюги, капели и ручейка) (приложение 2) слайды 8-16

-Спасибо ребятам, кто участвовал в картине. Спасибо и нашим зрителям, которые внимательно слушали.

-Оказывается и на уроке можно побывать в театре.

-А сейчас возвращаемся в класс и дочитаем вторую картину по ролям до конца второго действия. (Чтение по ролям стр.96-100)


5.Закрепление. Парная работа с текстом

-А сейчас возвращаемся в класс.

-Перед вами листы с заданиями.

-Давайте прочитаем задания вместе (приложение 3)

-Приступаем к работе.

-Внимательно читаем текст.

Самостоятельная работа.

-Давайте проверим, как вы закончили данные предложения.

-Кто главные герои в первой картине второго действия?

-Какими вы их представляете и почему. (В классе висят листы с прилагательными)

- 1 ряд, найдите и закрепите на доске прилагательные о зимних месяца.

-2 ряд, найдите и закрепите на доске прилагательные о весенних мясяцах

-3 ряд, найдите и закрепите на доске прилагательные о летних месяцах. (Приложение 4,5)


6. Рефлексия

- Наш урок я бы хотела закончить словами С.М.Маршака:

      Добрую сказку помню я с детства,

       Хочу, чтобы сказку запомнил и ты.

       Пусть подкрадётся к самому сердцу

       И зародится зерно доброты слайд 17

-А чему вас научила эта сказка? (ответы детей)


7.Домашнее задание

- Нарисуйте пожалуйста любой эпизод из пьесы-сказки, который вам понравился и мы сделаем галерею с вашими работами.