Урок литературного чтения во 2 классе.
Тема: С.Я.Маршак «Кот и лодыри».
Тип урока: Усвоения новых знаний
Образовательные: - познакомить с творчеством С .Я. Маршака, произведением «Кот и лодыри»; формировать умение работать с текстом (выборочное чтение, чтение по ролям, проникать вглубь произведения);проводить работу по совершенствованию навыка чтения);
Развивающие: развивать речь, обогащать лексический запас учащихся, расширять кругозор;
Воспитательтные: прививать любовь к чтению, - создавать условия для социального становления каждого ребенка;
- поддерживать успех и творческие усилия каждого ученика.
Планируемые результаты:
Предметные:
учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения, воспринимать на слух художественный текст; читать выразительно, передовая настроение стихотворения; обьяснять лексическое значение незнакомых слов; характеризовать героев, выражая свое отношение к ним.
Метапредметные :((критерии сформированности/оценки компонентов УУД)::
Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося; имеют мотивацию к учебной деятельности; стремятся развивать навыки сотрудничества со сверстниками и со взрослыми, умение аргументировать свою точку зрения, внимание, память, логическое мышление; проявляют самостоятельность, личную ответственность.
- Оценка жизненных ситуаций и поступков героев с точки зрения общечеловеческих норм.
Регулятивные: формулируют учебную задачу урока; прогнозируют результат и уровень усвоения знаний; контролируют и оценивают свою деятельность и деятельность партнеров по образовательному процессу, выделяя и осознавая то, что уже усвоено и что предстоит усвоить, при необходимости вносят корректировки; способны к саморегуляции;
Познавательные: научаться основам смыслового восприятия художественных текстов, выделять существенную информацию из текстов; выделять существенную информацию из текста, осуществлять актуализацию личного жизненного опыта;
определять главную мысль текста; осуществлять анализ произведений с выделением существенных и несущественных признаков.
формулируют познавательную цель; осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме; строят логическую цепочку рассуждений, анализируют, сравнивают, делают выводы; контролируют и оценивают процесс и результаты деятельности
Коммуникативные: умеют слушать, слышать и понимать партнеров; правильно выражают свои мысли в речи, аргументируют свою точку зрения, при этом уважают в общении и сотрудничестве как партнеров, так и самих себя.
ХОД УРОКА:
I. Организационный момент.
У.:Для кого звенит звонок?....
-Сегодня к нам на урок пришли гости,поприветствуйте гостей.
-Сядьте.Спина(ровная прямая),Руки (на парте),ноги(вместе),глаза(на учителя).
-С каким настроением вы пришли на урок? СМАЙЛИКИ
-Желаю нам с вами удачной и плодотворной работы сегодня на уроке.
-А работать будем под девизом :ВСЕГДА,ВЕЗДЕ И ВСЮДУ_- Слайд1
ХОЧУ,МОГУ И БУДУ.
II. Проверка домашнего задания.
У.:Как называется раздел ,который мы начали изучать?(Писатели-детям)
-С каким автором мы уже познакомились?(К.Чуковским)
-Какие произведения К.Чуковского вы изучили? Какое произведение вам больше всего понравилось?(Федорино горе)
-Что за горе случилось с Федорой? Почему?
-Какой мы видим Федору в начале сказки?(неряшливой,ленивой).
-Как автор к ней относится в начале(осуждает).
-Чем закончилась сказка?(Федора исправилась,посуда вернулась)
Игра: Доскажи словечко.
-Чему учит нас это произведение К.И Чуковского?(Внимательному отношению друг к другу,доброте,порядку)
III.Речевая разминка. ДОСКА
-Прочитайте хором .Киска из миски пьет молоко. Миска от киски стоит далеко.
Тянется киска к миске своей.Киска,из миски пей поскорей!
-Прочитайте сначала тихо,громче,громко и тише.
-Прочитайте с вопросительной интонацией .Прочитайте с восклицательной интонацией .Прочитайте удивленно. Прочитайте выразительно.
IV. Актуализация полученных ранее знаний.
Повторение стихов С.Я.Маршака. СЛАЙД 2
-Определите,как называется отрывок и кто автор?
У.:1) Дама сдавала в багаж
Диван, чемодан, саквояж,
Картину, корзину, картонку
И маленькую собачонку.(Багаж)
2) Вместо шапки на ходу
Он надел сковороду
Вместо валенок перчатки
Натянул себе на пятки. (Жил человек рассеянный)
3) Не хотел котёнок мыться,
Опрокинул он корытце
И в углу за сундуком
Моет лапку языком.(Усатый полосатый)
4) Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне …
У.:Так,кто же автор всех этих строк?
-Как вы думаете,о творчестве какого автора мы будем говорить сегодня на уроке?
-Молодцы,вы уже многому научились.Но вам предстоит узнать еще много нового,интересного.Но для этого от вас потребуется усидчивость,терпение и желание хорошо учиться.
-Как вы считаете,зачем нужно учиться?
-А что мешает чаще всего хорошо учиться?(лень)
-А как можно назвать такого человека,который обладает таким качеством?(лодырь,бездельник,лентяй,ленивец,лежебока)
-А теперь определите название стихотворения,с которым мы сегодня познакомимся.Оно зашифровано в записи на экране.
С.Я.Маршак Слайд 3
-Сформулируйте тему урока:(С.Я.Маршак) Доска
V.Постановка учебной задачи.Формирование целей урока. Доска
У.:Давайте сформулируем цель нашего урока.Что узнаем сегодня на уроке?(Познакомимся с творчеством С.Я.Маршака и его произведением
-Чему мы научимся?(Мы научимся читать выразительно)
_Чему будем учиться?(Читать стихотворение выразительно,отвечать на вопросы,думать,рассуждать,делать выводы.)
VI.Изучение нового материала.
1)Рассказ ученицы о творчестве С.Я.Маршака. Слайд4
Самуил Яковлевич Маршак –детский писатель,родился в Воронеже. У него была дружная семья.
Когда ему было4 года ,он уже тогда пытался сочинять стихотворные строчки.А в 12 лет писал целые поэмы. Слайд5
С.Я.Маршак всю жизнь был добрым другом детей.
Первая детская книга Маршака называласьЕго произведения для детей-это краткие рассказы в стихах. Слайд6
Герои многих произведений Маршака –животные.Рассказывая о них,писатель подразумевает поступки людей. Слайд7
Его произведения любят и взрослые и дети.
V.Физминутка
Как живешь?(проводит ученик)
VI Работа над стихотворением С.Я. Маршака слайд 8
-Подготовка к восприятию
-Как вы думаете о чем пойдет речь в стихотворении?
а)Первичное восприятие текста (аудиозапись)
-Понравилось ли вам стихотворение? А чем?
-Какое настроение вызывает?
б)Чтение стихотворения про себя
-Прочитайте стихотворение про себя, научитесь правильно читать все слова, обратите внимание на знаки препинания, найдите слова, значение которых вам непонятно.
(Учитель подходит к слабым детям при чтении)
В)Словарная работа Слайд9
-Какие слова вызвали затруднение при чтении стихотворения?
Послушаем Алину,она приготовила интересную информацию об этом слове.
-В толковом словаре Ожегова дано пояснение этого слова так:
Грифель- это палочка из особой породы сланца для писания на грифельной доске.
В интернете я нашла значение этого слова:
-Грифель-палочка (стержень)из грифельного глинистого сланца для писания на досках.
-ГРИФЕЛЬ -палочка с заостренным концом из аспидного камня, грифельного сланца, которой пишут на досках из тогоже материала.
А своими словами можно сказать,что -это стержень,который находится внутри карандаша.
Г) Чтение вслух по цепочке
Беседа по содержанию
-Куда попали лодыри по пути на урок?
-Кого встретили лодыри?
-Найдите отрывок в котором дается описание кота(Видят…..)
-Какие чувства вызывает он у вас?(жалость,грусть)
-Какое настроение было у кота? Чем он расстроен?Зачитайте.(Замяукал…)
-А лодырям нравится учиться?Найдите отрывок в котором говорится об этом.(нам учиться…)
-Как автор относится к лодырям?(осуждает,смеется)
Д)Работа в паре
Выберите слова ,которые характеризуют кота.
УМНЫЙ,НАДОЕДЛИВЫЙ,МУДРЫЙ,ЗАБОТЛИВЫЙ,УЧЕНЫЙ,ГРАМОТНЫЙ,ОПЫТНЫЙ,ВОРЧЛИВЫЙ. Какие слова-характеристики вы могли подобрать для лодырей. ГЛУПЫЕ,ДОБРЫЕ,ВЕСЕЛЫЕ,ГРАМОТНЫЕ,ВЕЖЛИВЫЕ,ГОРДЫЕ, ЛЮБОПЫТНЫЕ,БЕЗРАЗЛИЧНЫЕ.
-Найдите в тексте строки,где заключается главная мысль этого произведения.(А теперь без грамоты…)
-Почему без грамоты пропадешь?Докажите из текста(Не попить…)
VII.Творческая работа в группе. Конверт
ПОМОГИТЕ ЛОДЫРЯМ РАЗОБРАТЬСЯ,ЖАЛКО МНЕ ИХ.
МОЖЕТ ОНИ ПРИСЛУШАЮТСЯ К НАРОДНОЙ МУДРОСТИ?
-ВЫБЕРИТЕ ИЗ ПОСЛОВИЦ ТУ,КОТОРАЯ ПОМОЖЕТ ОБЪЯСНИТЬ ЛОДЫРЯМ ИХ ОШИБКУ.
1)Родина- мать, умей за нее постоять. Слайд
Кто грамоте горазд, тому не пропасть.
Хлеб-всему голова.
2)Не стыдно не знать-стыдно не учиться.
Лето- припасиха ,зима-прибериха.
Учись смолоду-пригодится в старости.
Жадность всякому горю начало.
3)Мудрым никто не родился,а научился.
Робкого и тень страшит.
Учение-путь к умению.
VIII.Рефлексия. Подведение итогов урока.
- Какой же урок можно вынести из стихотворения Маршака?
(Не лениться, чтобы не произошла беда, бороться со своей ленью, воспитывать в себе силу воли.
-С каким настроением завершаем наш урок.
-Оцените свою работу на уроке и своё отношение к материалу урока