СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

С. Есенин С добрым утром!

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока литературного чтения "С добрым утром!" включает краткие сведенния из биографии автора и анализ стихотворения

Просмотр содержимого документа
«С. Есенин С добрым утром!»

Тема урока: С. А. Есенин «С добрым утром»

Цели урока:

Познакомить учащихся с биографией С.Есенина, его поэтическим произведением "С добрым утром!".
Развивать способности выразительно читать поэтический текст, передавать слушателям эмоциональное состояние.
Расширять словарный запас учащихся, уточнять лексическое значение слов, встречающихся в тексте произведения.
Воспитывать любовь к природе, Родине, своему краю.


Оборудование: учебники, иллюстрации к стихотворению, презентация толковый словарь С.И. Ожегова,


Используемая технология: информационная коммуникационная.


Ход урока.

1.Организационный момент.

« С ДОБРЫМ УТРОМ!»-  Скажешь кому-то.

И будет ему очень доброе утро.

И день будет добрый.

И добрые встречи.

И добрый, конечно, опустится вечер.

Как важно и нужно, чтоб сразу с утра

Тебе пожелали добра.


2.Актуализация знаний.

- Ребята, сегодня мы познакомимся с замечательным русским поэтом С.А.Есениным, который любил природу и видел красоту окружающего мира в самых обыкновенных предметах и явлениях.

- Девочки к сегодняшнему уроку подготовили небольшие сообщения о жизни поэта. Им сейчас предоставим слово.

Дети читают о С. Есенине, демонстрируется презентация «Из жизни С.Есенина»

1.В осенний день 3 октября 1895 года в селе Константиново Рязанской губернии родился Сергей Есенин. С двух лет он был отдан на воспитание деду, у которого было трое сыновей; в этой семье и прошло всё его детство.

Бабушка очень любила внука, но  и ругала за его баловство.

А дедушка любил побороться, помериться с внуком силой.

Так протекало его детство.

Среди первых впечатлений Есенина – духовные стихи и бабушкины сказки.

Дед Есенина знал наизусть много народных песен, которые часто пел внуку. Бабушка рассказывала ему сказки. Отец - Александр Никитич в детстве пел в церкви. Мать - Татьяна Фёдоровна была замечательной песенницей, и ее песни поэт вспоминал в своих стихах. В девять лет написаны его ранние стихи.

Когда Сережа подрос, его отдали в церковноприходскую школу. С отличием окончив четырёхклассное училище, он продолжил обучение в учительской школе, из которой вышел «учителем школы грамоты» и должен был стать сельским учителем. Но этого не случилось.

2. Целью и смыслом жизни Сергея Есенина стала поэзия - стихи.

Любовь к Родине, к родному краю - главная тема его лирики. «Моя лирика жива одной большой любовью – любовью к родине. Чувство родины – основное в моем творчестве» - так говорил сам поэт.

Родина и природа неразрывны в поэзии.

Поэт по-дружески беседует с кленом, с любовью говорит о ветерке, ласково обращается к березке. Просторы полей, синь небес, глубина рек и озер, плакучие ивы и длиннокосые красавицы березы - во всем этом видел Есенин красоту и прелесть природы.

Он взял   у   нее  даже характерные черты своей внешности.

Синеву очей – у бездонных озёр и голубых небес;

мягкие кудри – у крон родных берез;

золото волос – у полей, где спеет пшеница и рожь:

Эти волосы взял я у ржи,
Если хочешь, на палец вяжи …

А главное, он взял у Родины добрую, открытую, большую душу.

Душа моя  - поле безбрежное…

3. Кто бы мог представить, глядя на деревенского паренька  в кепке, что пройдут годы, и он станет гениальным поэтом России. Судьба Родины, народа всегда волновала Есенина.

Юный поэт писал:

Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»-
Я скажу «Не надо рая,
Дайте Родину мою!»

Есенин остался верен этой юношеской клятве до последних дней  своей жизни. В подтверждении того, что Есенин любил свою   Родину, и что его душа была щедра, писали так: Есенин - человек золотой души, необыкновенно нежный. Жил он небогато, но, когда напечатались первые четыре сборника его стихов, поэт получил так много денег, что даже заплакал и сразу отправился за покупками для жителей своего села. В одной лавке он купил 35 коромысел и 70 ведер, в другой – много цветного ситца и мужских пиджаков, хотя он даже и не представлял, сколько теперь мужиков и баб в его родном селе. Так как не было света, для жителей села лучший подарок были керосиновые лампы, купил и их. Он приходит в лавку, где торгуют керосином. Лавочник предложил ему бочку керосина бесплатно, потому что узнал в нем поэта Есенина.

Но когда он собрался ехать, выяснилось, что все деньги потрачены, ему не на что было везти весь этот груз подарков, но надо было думать, где взять денег на билет. Так его мечта порадовать земляков не исполнилась.

Есенин много и упорно трудился.

За свою короткую жизнь поэт подарил русской литературе замечательные картины природы и жизни.

- Встречались ли вы с произведениями С.Есенина? А сейчас послушайте стихи в исполнении своих одноклассников и скажите, что их объединяет?

Чтение наизусть стихов: Пороша, Черемуха, Береза.

- Что объединяет эти стихи? (Они о природе)


3. Подготовка к восприятию текста

(Демонстрируются, сменяя друг друга, фотографии раннего утра. Презентация подготовлена учеником класса)

- Я приглашаю вас совершить небольшое путешествие.

Презентация «Путешествие в утро»

- Какое время суток запечатлели авторы на этих фотографиях?

- Как вы догадались, что это утро?

- Как называются те явления природы раннего утра, которые мы с вами сейчас наблюдали? Рассвет. Восход. Заря.

Восход солнца – это рождение нового мира. Послушайте, как описал в своем стихотворении пробуждение природы Сергей Александрович Есенин.


4. Первичное восприятие текста.

- О чем это стихотворение? Какое настроение создает стихотворение Сергея Есенина “С добрым утром”?

Выразительное чтение текста стихотворения учителем наизусть (аудиозапись).

Сергей Есенин “С добрым утром!”


5. Проверка первичного восприятия текста.

- Красивое стихотворение? Какое настроение?

- Какие строчки вам запомнились, понравились больше всего?

- Удалось ли вам представить момент пробуждения природы, который описал в своём стихотворении Сергей Есенин?

- Давайте попробуем нарисовать всё, что представилось. Для этого ещё раз перечитаем стихотворение.


6. Работа над текстом стихотворения (Анализ стихотворения).

1 столбик - прочитайте вслух. Словарные слова.


- Какую картину вы представили?
- Почему поэт говорит про звезды, задремали? Как сказать по-другому? (уснули, пропали, погасли).
- Почему автор о затоне говорит как о зеркале? Отчего оно задрожало?
- В каком темпе нам стоит читать это стихотворение? (плавно, медленно, так как все только просыпается.)

- Выразительное чтение 1 столбика.



Прочитайте про себя 2 столбик. Прочитайте вслух.

- Какую картину вы увидели?
- Кого березки напоминают поэту?
- Какое слово говорит о том, что березки рады утру?
- Растрепали шелковые косы – как вы себе это представляете?
- С какой интонацией будем читать эти строки?

- Прочитайте выразительно.


Прочитайте 3 столбик. Есть ли что-то сказочное в этих строчках?

Словарные слова.

- Какую показывает природу?

- Есть ли что-то сказочное? (Девушка – модница, крапива.)

1. Если бы было личико, какое было бы его выражение?

2. Какую интонацию мы выберем для чтения этой строфы?

Выразительное чтение 3 столбика.

Выразительное чтение всего стихотворения.



7. Работа с текстом после чтения. 

Как вы думаете, поэт рассказывает про утро какой-то необыкновенной волшебной страны? (Нет, это наша родина)

Что можно сказать о настроении поэта? (Светлое, приподнятое)

Докажите, что Есенин любит свою Родину. (Любуется ее красотой)

Чему учат стихи Есенина? (Любить свой край, быть добрыми, милосердными)

Сейчас постарайтесь прочитать стихотворение так, чтобы выразить свои чувства любви к родине.

Выразительное чтение стихотворения (2-3 ученика).

Мы обратили внимание на то, что стихотворение наполнено удивительными красками.

– А сейчас будем ещё раз читать это стихотворение и понаблюдаем за картинами, которые рисует поэт с помощью слов, постараемся увидеть их краски, услышать звуки природы.

Белый цвет

- береза.

Красный
Малиновый

- румянит сетку небосклона

Желтый
Золотой

- звезды золотые

Зеленый

- сережки

Серебряный

- росы

Перламутр

- серебристо-розовый

8 цветов в одном стихотворении.

- Не только красками, но и звуками наполнены строки стихотворения.


Звуки: тишина, шелест, шепот.

УлыбнулиСь Сонные берёЗки.

РаСтрепали Шёлковые коСы.

ШелеСтят Зелёные СерёЖки

И горят Серебряные роСы.

У плетня ЗароСШая крапива

ОбрядилаСь ярким перламутром

И, каЧаяСь, ШепЧет Шаловливо:

«С добрым утром!»

- Повторы согласных звуков помогают создать звуковой образ лёгкого утреннего ветерка.


8. Подведение итогов работы.

Вот с таким замечательным стихотворением мы познакомились.

– К кому обращено приветствие; кто обращается?

Предметы описания

Звуки

Цвета

Звезды

Река

Небосклон

Березки

Росы

Крапива

Ветерок



Синквейн.

Утро.

Раннее, сонное

Проснуться, потянуться, зажмуриться

Разбудить улыбкой.

Счастье


Утро.
Солнечное, морозное.
Удивляет, радует, восхищает.
Только январь может подарить эту красоту.
Красота!


9. Оценка деятельности.


10. Итог урока

предметы описания

звуки

цвета
























Приложение










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!