1. Мотивация, самоопределение к деятельности | - Здравствуйте, ребята, меня зовут Маргарита Юрьевна и сегодня урок литературного чтения проведу у вас я. Перемена быстро пролетела, Нужно браться нам за дело! Слушать надо все внимательно, Работать нужно вам старательно, Побольше нового узнать И вместе к знаниям шагать! - Начинаем урок литературного чтения. Я вижу, что к уроку вы готовы, настроение у всех хорошее. - Прежде чем начнем изучать новую тему, проверим домашнее задание. На прошлом уроке мы познакомились с рассказом Н. Носова «На горке». Мы разделили текст на части, а дома вы должны были подготовить пересказ этого произведения (спрашиваю несколько человек) - Какова основная мысль произведения? - Чему учит нас рассказ? - А как вы думаете, лучше и интереснее быть одному, самому по себе или с друзьями, товарищами? - Как определить, что друг настоящий? - Расшифруйте пословицу. ЕИНЕТЧ ЗЕБ ЯИНЕЛШЫМЗАР – ЕОТСУП ЕИТЯНАЗ - Поднимите руку, кто догадался как надо прочитать эту пословицу? | - здороваются с учителем, эмоционально настраиваются на урок - вспоминают домашнее задание, кратко пересказывают содержание произведения - на чужой труд смотреть весело и интересно, но и свой труд может быть в радость - рассказ Носова "На горке" учит нескольким вещам. Прежде всего, не отрываться от коллектива и не лениться. Если бы Котька с самого начала работал вместе с ребятами, которые его звали, то глупая идея засыпать горку песком не пришла ему в голову. Второй урок - прежде чем что-то делать, надо подумать, а так ли хорошо это придумано. Ну и урок о физическом труде, который может приносить радость и моральное удовлетворение, забывать не следует - высказывают свои мнения, аргументируя их - чтение без размышления – пустое занятие - пословицу нужно читать наоборот |
3. Выявление места и причины затруднения | - Сегодня мы с вами прочитаем произведение, которое написал известный детский писатель. Его фамилию вы узнаете, послушав мой рассказ и обратив внимание на слайды презентации. Биография автора (сопровождается слайдами презентации – портрет автора, выставка книг) В 1913 году в Москве родился мальчик, будущий детский писатель. Их имение стояло на высоком берегу Волги в селе Петровском. Начальное образование Сережа получил дома. В обычную школу пошел с четвертого класса. Уже в девять лет он написал свое первое стихотворение - «Дорога». - О ком идет речь? Пьесы, сказки, стихи и рассказы изучают в садах и школах, по ним снимают кино и мультики, они звучат по радио. Наше детство проходит во дворах, где часто слышны споры и смех, игры и считалки. Вспомним известное стихотворение «А что у вас?»: Кто на лавочке сидел, Кто на улицу глядел, Толя пел, Борис молчал, Николай ногой качал. Дело было вечером, Делать было нечего. Галка села на заборе, Кот забрался на чердак. Тут сказал ребятам Боря Просто так: - А у меня в кармане гвоздь. А у вас? - А у нас сегодня гость. А у вас? В этом стихотворении автор точно подметил, как дети умеют помечтать и повздорить. Писал он и о школе. Очень умело, немного с юмором, а также написал много стихов и о самих детях. - На прививку! Первый класс! Вы слыхали? Это нас!.. Я прививки не боюсь: если надо — уколюсь! Ну, подумаешь, укол! Укололи и — пошел... Это только трус боится на укол идти к врачу. Лично я при виде шприца - улыбаюсь и шучу. Я вхожу один из первых, в медицинский кабинет. У меня стальные нервы - или вовсе нервов нет! Если только кто бы знал бы, что билеты на футбол Я охотно променял бы…на добавочный укол!.. На прививку! Первый класс! - Вы слыхали? Это нас!.. Почему я встал у стенки? У меня... дрожат коленки... - Кто догадался о каком писателе идет речь? Литературные герои его произведений – живые и настоящие. Тот же знаменитый Дядя Стёпа ̶ обыкновенный человек необычно высокого роста. Ему ничего не стоит пользуясь своим ростом и силой, снять бумажного змея, запутавшегося в проводах; остановить, поезд и спасти от гибели сотни людей, вытащить из реки тонущего школьника. В честь Сергея Владимировича Михалкова названы многие детские библиотеки и школы. Поэт так же написал слова к гимну России. - Кто же этот известный детский автор? - Верно, это Михалков Сергей Владимирович оставил нам не только свое творчество, но и 2 сыновей ̶ очень известных людей. Его сыновья: Никита Михалков и Андрей Кончаловский – очень известные люди. Они снимают кино и сами играют роли в кино и театре. За свою долгую жизнь Михалков получил очень много наград за достижения в культурной жизни страны, среди них были и боевые – во время Великой Отечественной Войны. Умер Сергей Владимирович Михалков, когда ему исполнилось 96 лет. И все дети любят читать его книги, потому что Сергей Михалков - поэт из страны детства! - Что запомнили из биографии автора? | - слушают рассказ учителя, запоминают, рассматривают слайды презентации - если догадались, высказывают мнение, рассматривают слайды презентации |
4. Построение проекта выхода из затруднений | - Откройте учебники на с.124, прочитайте название произведения, с которым мы познакомимся сегодня на уроке. О чем оно вам говорит? Какую пословицу напоминает? - Сейчас я прочитаю произведение, ваша задача – внимательно послушать и затем ответить на мои вопросы. Первичное чтение учителем (видеофрагмент) - К какому жанру относится данное произведение? - Какие сказки вы знаете? - Определите, сколько действующих лиц? Назовите их. | - название напоминает пословицу «Друзья познаются в беде» - слушают произведение, затем отвечают на вопросы - к сказкам - 3 действующих лица: Бобер, Лиса и Кабан |
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Физминутка Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали, ручками похлопали. Покрутились, повертелись И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до 5 считаем. Открываем, поморгаем И работать продолжаем. - А теперь самостоятельно прочитайте вполголоса данное произведение. После чтения, мы с вами проанализируем и побеседуем по прочитанному. | - выполняют движения физминутки - знакомятся с произведением самостоятельно |
6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону | - Давайте проанализируем прочитанное. - Кому понравился рассказ, поднимите руку. - За какого героя вы больше всего переживали? Почему? - Куда договорились пойти Лиса, Бобер и Кабан? - Почему лиса и кабан не перешли через мостик первыми? - Пожалела ли лиса бобра, когда он упал в воду? - Помогла ли она бобру? - Почему не помог бобру кабан? - Можно ли их назвать друзьями? Почему? - Почему бобер не пошел с ними дальше? - Как друзья познаются? Чему учит нас это произведение? - Молодцы ребята, вы правильно ответили на вопросы и верно рассуждали. Настоящих друзей бывает найти очень трудно, они проверяются разными ситуациями, в которых друзья и проявляют себя, свое поведение и поступки. - Сейчас мы с вами подберем определения, характеризующие героев. - Как можно охарактеризовать Бобра (умный, расчетливый, смелый; понял, что друзья его трусливые и вовсе ненастоящие) - Как можно описать Лису (хитрая и ловкая, развела панику, но ничем не помогла товарищу). Есть что добавить про лису? - Как можно охарактеризовать Кабана. - Молодцы ребята, вы отлично справились с этим заданием. - А сейчас распределим роли, определим интонацию при чтении и прочитаем рассказ по ролям. - Возьмите в руки карандаш, после каждого прочитанного предложения будем буквами указывать чьи слова (А-слова автора, Б-слова бобра, Л-слова лисы и К-слова кабана). Чтение произведения по ролям - Как вы думаете каким будет ваше домашнее задание? | - отвечают на вопросы - больше всего переживали за Бобра, ведь после того как мост провалился и он упал в воду, друзья спорили кто полезет спасать и в итоге Бобер сам выбрался и без помощи «лучших» друзей - они договорились пойти в дальний поход, - они забоялись, что мост провалиться и они упадут в воду - пожалела - не помогла, стала заставлять кабана лезть спасать бобра - кабан забоялся простудиться - нельзя назвать друзьями, ведь настоящие друзья должны в любой момент прийти на помощь, а не спорить кто полезет спасать, когда друг уже находиться в беде - Бобер понял, что Лиса и Кабан вовсе и не были его настоящими друзьями, не пришли на помощь и не выручили из беды - произведение учит в любых ситуациях помогать своим друзьям, а так же ответственно относиться к выбору друзей, ведь настоящего друга найти тяжело - подбирают определения, характеризующие героев - он оказался ленивым и трусливым, побоялся воды - готовятся к чтению по ролям - выразительное чтение рассказа по ролям |
8. Рефлексия учебной деятельности | - Продолжите фразы (на слайде): На уроке я узнал… Было интересно… Больше всего мне понравилось… Я понял, что… - Откройте дневники, запишите домашнее задание на следующий урок. - Спасибо за урок, мне было приятно с вами работать! До свидания! | - анализируют свою деятельность на уроке - записывают домашнее задание - до свидания |