Раздел: «О братьях наших меньших» .Тема: С. Михалков «Трезор»
– воспитывать бережное отношение к природе, к животным.
• Воспитывать доброе, внимательное, ответственное отношение к окружающему миру.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Метапредметные УУД |
I. Организационный момент. | Прозвенел звонок для нас! Все зашли спокойно в класс, Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво. Тихо сели, спинки прямо. Мы легонечко вздохнём И работать все начнём. - Проверим готовность к уроку. | | Познавательные: умение выделять существенную информацию из текстов разных видов, работать с кроссвордом, понимать символы, знаки. |
II. Актуализация знаний. | Разгадайте ребусы: – Как связаны между собой слова «книга» и «друг»? – Прочтите пословицы: С книгой жить – лучший друг. С книгой поведешься – век не тужить. Хорошая книга – пробьет дорогу везде. Книга подобна воде – ума наберешься. – Что объединяет эти пословицы? – Объясните их значение. – Почему книга может быть хорошим другом? | Разгадывают ребус ответы которого: «Книга» и «Друг» Ответы учеников. | Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; умение сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, самостоятельно оценивать свои знания. |
III. Постановка цели раздела | – Сегодня на уроке мы начинаем изучать новый раздел. – Разгадайте кроссворд, прочтите ключевое слово – и вы узнаете, о ком мы будем читать в произведениях этого раздела. Вопросы: 1. Иголки лежали, лежали, Да к нам прибежали. (Ёж.) 2. Хвост пушистый, Мех золотистый, В лесу живет, В деревне кур крадет. (Лиса.) 3. Кто зимой холодной Бродит в лесу злой, голодный? (Волк.) 4. Трав копытами касаясь, Ходит по лесу красавец, Ходит смело и легко, Рога раскинув широко. (Лось.) 5. Сделал дыру, Вырыл нору, Солнце сияет А он и не знает. (Крот.) 6. Кто на своей голове лес носит? (Олень.) 7. Маленький рост, Длинный хвост, Серенькая шубка, Остренькие зубки. (Мышь.) 8. Он в берлоге спит зимой Под большущею сосной, А когда придет весна, Просыпается от сна. (Медведь.) Ключевое слово: животные. – Как по-другому называют животных? – Прочтите название раздела. – Почему животных называют «нашими меньшими братьями»? | | Коммуникативные: -умение высказывать своё мнение и выслушивать мнение партнёра, работая в паре; умение участвовать в диалоге, вырабатывая общую позицию по теме обсуждения. |
IV. Изучение нового материала. | 1. Речевая минутка. – Прочтите скороговорки: Были галчата в гостях у волчат, Были волчата в гостях у галчат, Нынче волчата галдят, как галчата, И, как волчата, галчата молчат. Галдят грачата на галчат, Глядят галчата на грачат. | | |
IV. Изучение нового материала. | 2. Чтение вступительной статьи Н. Сладкова. Учащиеся читают статью вслух по цепочке. Беседа после чтения. – Кто автор этой статьи? – Каких животных перечисляет автор в статье? – Кто зорче нас? – Кто втрое выше нас? – Кто сильнее нас? – Кто быстрее нас? – Кто летает без самолетов? – Кто пересекает моря без пароходов? | | |
V. Постановка цели урока. | 3.Вывешиваю разрезанные на слоги карточки с : фамилией и имя автора; названием произведения(стихотворения) ученики должны собрать карточки чтобы их ответом был : автор - Сергей Михалков; стихотворение: «Трезор». Молодцы, как вы думаете какие же цели нашего урока? Познакомимся с новым автором С. Михалковым; Узнаем о его жизни и о творчестве; Познакомимся со стихотворением «Трезор»; Воспитаем в себе бережное отношение к природе, к животным. | Ответы учеников: автор - Сергей Михалков; стихотворение: «Тезор». | |
VI. Изучение нового материала. VII. Проверка первичного восприятия. Физкультминут-ка | Михалков Сергей Владимирович (1913-2009)- писатель, поэт, драматург, баснописец, переводчик, председатель Союза писателей России, автор текста двух гимнов Советского Союза и гимна Российской Федерации, председатель Союза писателей РСФСР, общественный и политический деятель. Выставка книг Сергея Михалкова. 4. Чтение стихотворения С. Михалкова «Трезор». – Прочтите название произведения. – Кто его автор? – Рассмотрите иллюстрации. Как вы думаете, о ком это стихотворение? – Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, затем целыми словами: вза-пер-ти – взаперти ос-та-ви-ли – оставили без при-смот-ра – без присмотра пе-ре-пор-тил – перепортил ра-зор-вал – разорвал о-тыс-кал – отыскал за-брал-ся – забрался пе-ре-вер-нул-ся – перевернулся не за-хлеб-нул-ся – не захлебнулся мо-чал-кой – мочалкой Учитель читает стихотворение С. Михалкова «Трезор». Понравилось ли вам стихотворение? Что в стихотворении понравилось больше всего? От чьего имени ведется рассказ? Какое настроение вызвало у вас это стихотворение? Скок-поскок, скок-поскок, Зайка прыгнул на пенёк. В барабан он громко бьёт, В чехарду играть зовёт. Зайцу холодно сидеть, Нужно лапочки погреть. Лапки вверх, лапки вниз, На носочки поднимись. Лапки ставим на бочок, На носочках скок-скок-скок. А затем вприсядку, Чтоб не мёрзли лапки. | | |
VIII. Первичное чтение. | Чтение учащимися стихотворения «Трезор» 2-3 раза. 2) Чтение с целью отработки выразительности - Сейчас вы будете читать стихотворение. Вам понадобятся эти «знаки настроения»(смайлики) - Мы читаем часть, определяем настроение. - Начинаем читать. А) чтение 1 части - Какое настроение было у ребят? (грустное, ) - Как понимаете выражение «взаперти» ? Б) чтение 2 части - Какое настроение? Как нужно прочитать. Всю ли эту часть надо читать весело, беззаботно? (тревога) - Как вы понимаете выражение «Оставили без надзора» - Какое предложение, вас здесь насторожило? (перепортил все что мог…..) В) Чтение 3 части - Прочитайте, что же произошло дальше. - Как надо прочитать эти строчки? ( тревожно). Г) Чтение 4 части - Прочитайте. Какое настроение. (Волнительно) Д) Чтение 5 части Прочитайте. Какое настроение. | | |
IX. Изучение нового материала. | 4. Анализ произведения. – С кем остался щенок? – Почему Трезор начал шалить? – Что перепортил Трезор? – Прочтите отрывок стихотворения, в котором говорится о шалостях щенка. – Чем закончились шалости Трезора? – Как поступили хозяева, когда вернулись домой? – Любят ли они Трезора? – Прочтите строки, в которых говорится, какое решение приняли дети. | | |
Х. Работа над выразительным чтением. | – Почему в конце этого предложения стоит восклицательный знак? С какой интонацией надо прочитать это предложение? Прочтите выразительно это стихотворение, соблюдая знаки препинания. Выразительное чтение учащимися стихотворения « Трезор». | | |
ХI. Работа в парах. | Самостоятельная работа по составлению плана 1) Возьмите листочки. Прочитайте (молчаливое чтение) 2) - В таком ли порядке происходили действия со щенком? 3) Возьмите карандаш. И расставьте действия щенка по порядку (поставь в квадратике цифры). Перевернулся, Влез в кувшин - Чуть совсем не захлебнулся Мы щенка в воде и мыле Два часа мочалкой мыли Зайцу выдрал шерсти клок Разорвал на кукле платье В коридор из-под кровати Наши туфли уволок. Взаперти сидел щенок. На дверях висел замок Ни за что теперь его Не оставим одного! - Зачитаем, что у вас получилось. Правильно. Молодцы. | | |
XIII. Итоги урока. | – Объясните название раздела «О братьях наших меньших». – Как надо относиться ко всему живому? – С какими произведениями мы познакомились? – Объясните слова Н. Сладкова «Мы в ответе не только за себя, но за братьев наших меньших». | | |
XII. Рефлексия | У вас на столах лежит щенок «Трезор» разукрасите пятнашки : Оранжевым, если вы принимали активное участие на уроке и у вас всё получилось; Коричневый, если вы старались, но у вас были ошибки; Чёрный, если вы не работали на уроке и все задания выполнили неправильно. | | |
XIII. Домашнее задание. | подготовить рисунки о домашних животных. | | |