Конспект урока для 6 класса
Тема урока: С.С. Прокофьев. Балет «Ромео и Джульетта»
Урок разработан по программе «Музыка» Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева
Ф.И.О. учителя: Степанова Анна Ивановна
ГБОУ СОШ № 213, район Фрунзенский
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Образовательные технологии, методы, приемы:
Технологии: проблемное обучение, информационно-коммуникативные технологии.
Методы: метод «сочинение сочиненного», метод размышления о музыке, метод сравнения, метод критического мышления
Оборудование: фортепиано, компьютер, мультимедийный проектор
Методическое обеспечение, ресурсы: учебник, мультимедийная презентация
Организация пространства: классно-урочная система
Ход урока
Стадия «Вызов».
Учитель предлагает ряд понятий.
Искусство музыка сцена спектакль танцы артисты декорации оркестр дирижер хореография
Вопрос: К какому виду искусства относятся эти понятия?
Ответы детей: к балету.
В: когда и в какой стране родился балет?
О: искусство балета появилось в Средние века в Италии, расцвета своей популярности достигло во Франции, а затем распространилось по всему миру.
В: назовите профессию человека, создающего балеты?
О: балейтмейстер или хореограф.
В: как называется краткое изложение литературного произведения для любого музыкального спектакля?
О: либретто.
В: сегодня на уроке мы познакомимся с фрагментами одного из лучших балетов XX века - балетом «Ромео и Джульетта» по одноименной трагедии У. Шекспира, сюжет которой вам уже знаком.
Сейчас прозвучит фрагмент балета, попробуйте определить стиль композитора.
Звучит фрагмент из балета «Ромео и Джульетта»
О: музыка Прокофьева.
Учитель рассказывает.
Сергей Сергеевич Прокофьев – великий творец XX века, композитор, пианист, дирижер. Он написал музыку к балету «Ромео и Джульетта» в 1936 г.
В своей музыке Прокофьев ярко раскрывает основной конфликт трагедии – столкновение светлой любви Ромео и Джульетты с родовой враждой Монтекки и Капулетти. Композитор красочно рисует в музыке не только образы-портреты, но предельно выразительно показывает обстановку, окружающую героев, ситуации и события. Через показ массовых сцен зритель знакомится с итальянским городом Вероной, улицами, площадями, горожанами, с их настроениями и переживаниями.
Две разные сцены балета «Улица просыпается» и «Танец рыцарей» - это два разных образа.
В первой сцене - «Улица просыпается» композитор создает образ «просыпающихся итальянских улиц», площади города Вероны, которая постепенно заполняются народом. Люди разные: мирные, веселые, спокойные, живущие своими заботами и утренними хлопотами.
Во второй сцене - «Танец рыцарей» композитор передает образ вражды, возникающей в людях от чувства ненависти, злобы, взаимного непонимания.
Стадия «Осмысление».
Учитель предлагает ученикам в течение 10 мин. самостоятельно отобрать средства музыкальной выразительности, которые, по их мнению, лучше и полнее раскроют жизненное содержание двух образов.
Класс делится на 2 группы по 15 чел.
Первая группа создает музыкальный образ для сцены «Улица просыпается». Вторая группа – для «Танца рыцарей».
В группе возможно деление по 2-3 чел., которые отвечают за определенное средство муз-ной выразительности. Один человек руководит процессом, подводит итог.
Выступление групп.
Теперь учитель предлагает ученикам прослушать фрагменты балета и сравнить со своими образами.
Звучит сцена из балета «Улица просыпается».
В: Какая музыка по характеру?
О: радостная, шутливая, танцевальная.
В: к какому жанру можно отнести этот музыкальный фрагмент?
О: к жанру картины, пейзажа. Композитор рисует образ светлого утра, пробуждение горожан, просыпающихся итальянских улиц.
В: музыка изобразительная или выразительная?
О: изобразительная
В: Какие средства музыкальной выразительности помогают композитору передать характеры и образы людей?
О: разные тембры струнных и духовых инструментов, не громкая динамика, синкопированный ритм, резкие акценты.
Учитель повторно предлагает детям прослушать этот фрагмент и определить особенности развития музыки.
О: сначала музыка начинает звучать издалека, угловатая, подпрыгивающая мелодия звучит у фагота. Затем мелодия становится легче потому, что переходит к скрипке. Заканчивает этот диалог уверенным звучанием низких струнных инструментов: виолончелей и контрабасов. В этом отрывке музыка образно передает разговор разных людей, некоторые из них нехотя просыпаются, а другие с шуткой и с юмором встречают новый светлый радостный день. Следующее развитие музыки чередует звучание этой мелодии то у скрипки, то у фагота. Усиливает выразительность образа небольшое крещендо, а мелодия звучит у флейт.
В: Как заканчивается сцена?
О: звучание музыки постепенно затихает, показывая, что утро завершается, горожане проснулись и внезапный акцент ударных инструментов – как переход к другому эмоциональному состоянию – волнению и тревоге.
В: как относится композитор к горожанам?
О: с добротой, пониманием и юмором
В: какая идея этой сцены?
О: идея мирной, светлой и радостной жизни человека, не омраченного злобой..
Учитель предлагает ученикам сравнить свой образ с прослушанным фрагментом.
Дети сравнивают и высказывают свои мысли.
Звучит сцена из балета «Танец рыцарей».
В: Какая музыка по характеру?
О: грозная, тяжелая, маршевая.
В: Сколько образов в этом фрагменте вы услышали?
О: 2 образа: вражды и лирический образ
В: Какие средства музыкальной выразительности помогли передать композитору образы?
О: тембр низких духовых инструментов, метр, пунктирный ритм, громкая динамика передает образ вражды.
Тембр флейты и звучание скрипок рисуют лирический образ.
Учитель предлагает повторно прослушать сцену «Танец рыцарец»
В: Какая музыка начинает развитие образа?
О: Танец рыцарей начинается с форте у низких духовых инструментов (туб и фаготов), звучание которых передает тяжелую поступь рыцарей. Затем вступают скрипки, синкопированный ритм которых помогает передать стремительный и напористый характер образ вражды.
Лирический образ, как небольшое затишье, звучит у флейт и скрипок. Музыка завершается на форте – тяжелая, грозная поступь низких духовых инструментов, стремительная мелодия с синкопированным ритмом у всей группы струнных.
В: Как композитор относится к рыцарям?
Д: он показывает их силу, власть, всемогущество.
В: В чем заключается идея этого музыкального фрагмента?
Д: когда появляется ненависть в людях, то она приводит к вражде. Люди перестают понимать и слышать друг друга. Вражда разрушает все светлое и доброе в человеке.
В: Приходилось ли вам сталкиваться с такими ситуациями, когда вы начинали ссориться между собой, а то и враждавать?
Ответы детей.
Учитель предлагает ученикам сравнить свой образ с прослушанным фрагментом.
Дети сравнивают и высказывают свои мысли.
Музыкально-инструментальная работа.
Учитель предлагает учащимся стать сотворцами композиторского замысла. Необходимо выбрать инструменты для музицирования при звучании двух фрагментов «Улица просыпается» и «Танец рыцарей». На выбор учитель предлагает: 2 треугольника, 20 колокольчиков, 16 бубнов, 20 ложек, 3 барабана. Для этого необходимо выбрать те музыкальные инструменты, которые подходят для каждого фрагмента.
Прочувствовав за урок характер двух фрагментов балета Прокофьева, учащиеся интуитивно выбирают для фрагмента «Улица просыпается» игру на треугольниках и колокольчиках, а для фрагмента «Танец рыцарей» - ложки, барабаны и бубны.
Учитель распределяет муз. инструменты, договаривается о ритмическом рисунке.
Звучат музыкальные фрагменты, дети играют на музыкальных инструментах.
3. Стадия «Рефлексия».
- Что нового узнали на уроке? (услышали новую музыку С.С. Прокофьева, познакомились с его балетом «Ромео и Джульетта»)
Учащиеся проводят письменную самооценку и взаимооценку за работу на уроке.
Надеюсь, вы получили удовольствие от нашего урока, а знания, полученные на этом уроке, найдут свое продолжение в вашей жизни.
Домашнее задание: нарисовать сюжетные картинки к понравившейся музыке.
Приложение №
Самооценка учебной деятельности
Понравилось
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Осталось непонятным:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оцени свою работу на сегодняшнем уроке:
«отлично» -
«хорошо» -
«не очень хорошо» -
Напиши, что у тебя сегодня получилось, что не получилось. Почему?
Приложение №
Листок самоконтроля____________________________________________________
Ответьте на вопросы
«Я»
- Как чувствовал себя в процессе работы? _____________________________________
- С каким настроением работал? _____________________________________________
- Доволен ли собой? _______________________________________________________
«Мы»
- «Насколько мне комфортно работалось в группе? _____________________________
- Были ли у нас затруднения при работе в группе? ______________________________
- Я оцениваю своего товарища в группе (ФИ и оценка)
1. ________________________________________________________________________
2. ________________________________________________________________________
3. ________________________________________________________________________
«Дело»
- Достигли ли мы поставленныхзадач?________________________________________________________
- Для чего нам материал, изученный сегодня?___________________________________
- Закончите тему урока: Балет – ______________________________________________
Самоанализ урока
Урок музыки был проведен в 6 «Б» классе ГБОУ СОШ № 213 с углубленным изучением английского языка СПб 18.03.2019 г.
1.Характеристика класса: В классе присутствовало 25 человек, из них 15 девочек и 10 мальчиков. Большинство детей, не посещают музыкальные школы, но проявляют активный интерес к музыке.
2. Место урока в изучаемой теме:
Тема года: Мир музыкальных образов.
Тема раздела: Мир образов камерной и симфонической музыки. Мир музыкального театра.
3.Характеристика общей цели урока, конкретизируемой в дидактических целях:
Цель урока для учащихся: Постижение авторской трактовки учащимися трагедии «Ромео и Джульетта» через моделирование и сравнение образов в балете С.С. Прокофьева.
Педагогическая цель: Создание условий для постижения учащимися авторской трактовки учащимися трагедии «Ромео и Джульетта» через моделирование и сравнение образов в балете С.С. Прокофьева.
Цели по содержанию:
Образовательные:
1.Способствовать формированию знаний об особенностях жанра - балет.
2.Научить выявлять особенности музыкального языка Прокофьева.
3.Продолжить формирование метапредметных умений и навыков.
Развивающие:
1.Способствовать развитию умения наблюдать, анализировать, делать выводы.
2. Способствовать формированию знаний о характере звучания музыкальных произведений.
3. Развивать интерес к прослушанной музыке.
Воспитывающая:
1. Продолжить воспитание чувства доброжелательности друг к другу.
2. Продолжить воспитание чувства уважения к мнению других, умению слушать и слышать.
4. Характеристика плана урока:
– содержание учебного материала;
– методы обучения: метод «сочинение сочиненного», метод размышления о музыке, метод сравнения, метод критического мышления
– приёмы обучения: проблемное обучение, информационно-коммуникативные технологии.
– формы организации познавательной деятельности.: урок открытия новых знаний. 5. Структурный аспект самоанализа урока:
Способствовать созданию эмоционально-положительной, творческой ат атмосферы на уроке, способствующей более полной реализации творческого потенциала учащихся.
Продолжить развитие познавательного интереса к музыке, через показ презентации, видео фрагмента, внутренней мотивации ученика( проблемные вопросы, ситуации).
Образовательные цели реализуются за счет:
1. Постановки проблемных ситуаций, вопросов.
2.Содержание урка подобрано с учетом возрастных особенностей и типа класса.
3.Обучение обеспечивается на уровне ФГОС.
Развивающие цели урока реализуются за счет организации индивидуальной и познавательной деятельности на этапе закрепления нового материала.
Воспитательные цели реализуются за счет подбора материала, блока мотивации, за счет взаимодействия учащихся и учителя во фронтальной, групповой работе.
Контроль усвоения материала реализуется за счет коллективного анализа, самопроверки (на какую оценку ты усвоил материал?) на этапе усвоения.
Личностные: самоорганизация, осознание своих возможностей.
регулятивные: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке (на этапе целеполагания урока учащиеся самостоятельно поставили цель урока, учились понимать учебную задачу данного урока, стремиться ее выполнить; осуществлять самопроверку,оценивать свои достижения на уроке).
познавательные :умение анализировать, выделять и формулировать задачу, умение осознанно строить речевое высказывание (на этапе повторения пройденного материала умение классифицировать музыкальные жанры; анализировать; на этапе закрепления учащиеся выполняли задания требующие анализа музыкального произведения .формулировали выводы из изученного материала.)
коммуникативные:формированию коммуникативных умений способствовала работа в группах. Дети учились оформлять свои мысли, высказывать свою точку зрения, доказывать, обсуждать. Учились сотрудничать. Участвовали в коллективном исполнении музыкального материала.
6. Функциональный аспект:
Каждый этап урока был нацелен на достижение определенного результата.
Присутствует этап организационной деятельности.
Стадия мотивации и целеполагания является установочной
Стадия изучения нового материала.
Стадия сопоставления нового материала с ранее изученным..
Стадия осмысления и осознания блока нового материала.
Рефлексия и вывод.
Домашнее задание.
Оптимальный подбор содержания, форм, методов образовательной деятельности обеспечивал комфортную психологическую среду урока.
Содержание урока связано с жизненными потребностями и интересами учащихся: презентация, пение, движения под музыку.
Использовала презентацию,видео фрагменты для создания ярких мыслеобразов, развития интереса к предмету.
Пыталась построить такую структуру урока, которая бы учитывала психологические аспекты ведения урока.
7. Аспект оценки конечного результата урока:
Соблюдался принцип систематичности и последовательности формирования знаний умений и навыков( универсальных учебных действий).
Этапы урока способствовали развитию сознательности и активности учащихся на уроке, их познавательной деятельности, раскрытии связей теории с практикой ( пение, анализ).
Осуществлялось развитие логического мышления, умения формировать, делать выводы учащимися.
Урок прошел организованно, был логический переход от одного этапа к другому. Было четкое управление учебной работой учащихся. Соблюдалась дисциплина. Был правильно определен объем учебного материала, распределение времени. Характер общения с учащимися был демократичным, объективным. На уроке царила доброжелательная атмосфера, учащиеся чувствовали себя свободно. Моя речь была, точной, содержательной выразительной и эмоциональной. Между учителем и обучающимися сложился партнерский стиль общения.
Материал урока способствовал развитию творческих способностей учащихся. В изучении нового материала использовался ранее изученный. Использовались межпредметные связи (знания по литературе и истории). План урока выполнен полностью, были реализованы общеобразовательные, воспитательные, развивающие цели урока. Домашнее задание зафиксировано на слайде. Был использован момент рефлексии для самооценки.