СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

С.Т.Аксаков-певец родного края.Сценарий мероприятия по литературе.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

С.Т.Аксаков-певец родного края.Сценарий мероприятия по литературе.

Просмотр содержимого документа
«С.Т.Аксаков-певец родного края.Сценарий мероприятия по литературе.»

Литературная гостиная

224-летию С.Т.Аксакова посвящается…

Слайд «Портрет Аксакова С.Т.» Музыка.

Ученик.

Сергей Тимофеевич Аксаков- удивительный русский писатель, поэт, прозаик, литературный и театральный критик, мемуарист. автор книг о рыбалке и охоте,автор красочной, волшебной, доброй сказки «Аленький цветочек»

Музыка.

Ученица.

1 октября 2011 года исполняется 224 года С.Т.Аксакову. Наша литературная гостиная сегодня посвящается жизни и творчеству этого замечательного писателя.

Ребята! А вы знаете , что  Аксаков - наш земляк! Родился  Аксаков  в Уфе, в соседней Башкирии. А учился в Казанской гимназии. В 1805 году стал студентом только что открывшегося Казанского университета. Мы должны гордиться тем, что жизнь и творчество всемирно известного писателя связаны с нашей республикой.

На фоне музыки.Ученица.

Прекрасен ты, чудесный край! Светлы и прозрачны, как глубокие, огромные чаши, стоят озера твои — Кандры и Каратабынь. Многоводны и многообильны разнообразными породами рыб твои реки, то быстротекущие по долинам и ущельям между отраслями Уральских гор, то, и светло и тихо, незаметно катящиеся по ковылистым степям твоим, подобным яхонтам, нанизанным на нитку...

Слайд «Природа Башкирии»

Ученик.

Чудесной растительностью блистают твои тучные, черноземные, роскошные луга и поля... Свежи, зелены и могучи стоят твои разнородные черные леса, и рои диких пчел шумно населяют нерукотворные борти твои, занося их душистым липовым медом.

Слайд «Природа Башкирии»

Ученик.

Как живописны и разнообразны, каждая в своем роде, лесная, степная и гористая твоя полоса, особенно последняя, по скату Уральского хребта, всеми металлами богатая, золотоносная сторона!

Слайд «Портрет Аксакова»



Ученица. Как вы уже догадались, эти восторженные строки о Башкирии принадлежат перу большого русского писателя С.Т. Аксакова. Его называют певцом родного края.

Ученик.

Слайд «Отец Аксакова»

С.Т. Аксаков родился 1 октября 1791 г. в Уфе в небольшой, но старинной дворянской семье. Его отец, Тимофей Степанович Аксаков, с 16 лет был определён на военную службу. Он был ординарцем Суворова, но после отъезда Суворова из Оренбургского края в Петербург военная карьера Т.С. Аксакова оказалась испорченной: за мнимую провинность он был по приказу какого-то генерала-немца жестоко избит палками. Вся семья Аксаковых тяжко переживала это оскорбление её дворянского достоинства, и по настоянию родных Тимофей Степанович вышел в отставку. Он поселился в Уфе и поступил на службу в земский суд прокурором.

Слайд«Мать Аксакова»

Ученик. Мать С. Т. Аксакова - Марья Николаевна, урождённая Зубова. Это была очень красивая, умная, образованная женщина, деятельная и энергичная. М.Н. Зубова следила за новинками отечественной и иноземной художественной литературы, вела переписку со многими видными современниками, среди которых можно назвать просветителей Николая Ивановича Новикова и Адриана Федоровича Аничкова. «Оба приятеля, - рассказывает Аксаков в «Семейной хронике», - до того пленились красноречивыми письмами неизвестной барышни с берегов Белой из Башкирии, что присылали ей все замечательные сочинения в русской литературе, какие тогда появлялись, что очень способствовало её образованию».

Ученик.

С. Т. Аксаков так писал о своей матери: «...Все по-тогдашнему умные и образованные люди, попадавшие в Уфу, спешили познакомиться с М.Н., пленялись ею и никогда не забывали...Ученые и путешественники, посещавшие новый и чудесный уфимский край, также непременно знакомились с М.Н. и оставляли письменные знаки удивления ее красоте и уму».

Слайд «Дом-музей Аксакова в Уфе»

Ученица.

После свадьбы Тимофей Степанович и Марья Николаевна поселились в доме отца М.Н. на Бельской улице (где сейчас дом-музей).Были конфликты с хитрым дворецким, и кончились они тем, что отец М.Н. -Николай Федорович Зубов предложил дочери купить дом в Голубиной слободке (так назывался в ту пору низ ул. Пушкина).Многое пережили в этом домике в Голубиной слободке Аксаковы.

Серьезно заболела Мария Николаевна. Но время, а главное - окружающая нас природа, которая всегда приходит к нам на помощь в тяжелые минуты, лечат...

Слайд « Дом-музей»

Ученик: «Наступила ранняя и в то же время роскошная весна; взломала и пронесла свои льды и разлила свои воды, вёрст на семь в ширину, река Белая! Весь разлив виден был как на ладони из окон домика Голубиной слободки; расцвел плодовитый сад у Багровых, и запах черемух и яблонь напоил воздух благовонием; сад сделался гостиной хозяев; и благодатное тепло еще более укрепило силы М.Н.»

Ученица.

1 октября 1791 года у молодых Аксаковых родился сын, которого по воле деда назвали Сергеем в честь Сергия Радонежского–великого народного подвижника. Светло и радостно вошёл Сергей в жизнь, и все как-то необыкновенно радовались ему, словно знали, какого человека они встречают. В городе Уфе и в имении Ново-Аксаково Бугурусланского уезда Оренбургской области прошли его детские годы. В старинном с. Аксаково , в 27 километрах к северу от Бугуруслана, в тихом уголке, в стороне от больших дорог, между живописными холмами.

Позже С.Аксаков напишет в «Послании в деревню»:

Ученик.

В наш дикий край лечу домою:

В простор степей, во мрак лесов…

К тебе, о друг и брат мой милый,

Товарищ, в склонностях моих,

Которому, как мне, постылы

Столицы с блеском, с шумом их

К тебе лечу воображеньем:

С тобой сижу, с тобой иду-

Стреляю, ужу на пруду.

Ученик.

«Мы жили тогда в губернском городе Уфе и занимали огромный деревянный дом, - находим мы на первых страницах «Детских лет Багрова-внука», - ...Дом стоял на косогоре... Парадное крыльцо имело более 25-и ступенек, и с него была видна р. Белая почти во всю ширину. Две детские комнаты... выходили окошками в сад, и посаженная под ними малина росла так высоко, что на целую четверть заглядывала к нам в окна...»

Ученица.

Сережа маленьким очень сильно болел. Врачи говорили, что он долго жить не будет, умрет. Однажды в дороге ему стало совсем плохо. «Меня вынесли из кареты, постлали на постель в высокой траве лесной поляны, в тени дерев, и положили почти безжизненного. Я все видел и понимал, что около меня делали. Слышал, как плакал отец и утешал отчаянную мать, как горячо она молилась, подняв руки к небу… И вдруг… я почувствовал себя лучше, крепче обычного. Лес, тень, цветы, ароматный воздух мне так понравились, что я упросил не трогать меня с места».

Ученик.

Кто знает, может с этого момента и проснулась у Сережи любовь к природе, к родному краю. Любовь к природе, совершенно чуждой его матери, насквозь горожанке, будущий писатель унаследовал от отца. С природой неразрывно связаны первое пробуждение его наблюдательности, его первое жизнеощущение, его ранние увлечения.

Ученик.

В поэтической душе маленького Сережи - будущего писателя - плавно соединились положительные качества его родителей: глубокое понимание, чувствование природы, любовь к литературе, искусству. От отца к нему перешло еще одно увлечение - лодка, удочка, а вскоре и ружье, которые начинают заполнять не только досуг, но и почти всю жизнь мальчика.Его увлекала рыбная ловля, охота, собирание ягод, дальние прогулки в лес. Потом всю прелесть природы он передал в своих книгах: «Хроника семейной жизни», «Детские годы Багрова внука», «Грузди».

В. Гоголь утверждал: «Никто из русских писателей не умеет описывать природу такими сильными и свежими красками, как  Аксаков ».

Инсценирование отрывка из рассказа «Грузди»

Ученик.

Серёжа  Аксаков  был очень одарённым мальчиком. В четыре года он уже хорошо читал, а в пять лет декламировал наизусть стихи Сумарокова и Хераскова, по-своему пересказывал и даже разыгрывал сказки «Тысячи и одной ночи». Детство Сережи  Аксакова  прошло в этом чудесном благословенном крае. Уфа находится на широте Рязани и Смоленска, поэтому башкирский пейзаж напоминает среднерусский: те же сосна, ель, ива, калина, черные леса - дуб, осина, береза. Но во всем этом крае - огромная чрезмерность - в широте полей, в густоте трав, в богатстве лесов птицей, вод - рыбою. В мае 1830 года в Москве С.Т. Аксаков  писал о Башкирии:

Ученик

В наш дикий край лечу душою:
В простор степей, во мрак лесов,
Где опоясаны дугою
Башкирских шумных кочевьев,
С их бесконечными стадами -
Озера светлые стоят,
Где в их кристалл с холмов глядят
Собравшись кони табунами...
Или где катится Урал
Под тению Рифейских скал!
Обильный край, благословенный!..
Хранилище земных богатств!..

Ученик.

Наряду с природой, крестьянская жизнь вторгалась в пробуждающуюся мысль мальчика. Крестьянский труд возбуждал в нем не только сострадание, но и уважение; дворовые были свои не только юридически, но и душевно. Женская половина дворни знакомила мальчика с песнями, со сказками, со святочными играми. Воспоминания детства и рассказы крепостной няни Пелагеи легли в основу сказки Сергея Тимофеевича «Аленький цветочек» записанный много лет спустя по памяти о рассказе ключницы Пелагеи. В качестве приложения к «Детским годам Багрова-внука» писателем была опубликована сказка «Аленький цветочек»

Эта литературная обработка известного сюжета о красавице и чудовище, где любовь творит чудеса, помогая красавице расколдовать чудовище, превратить его в принца. Впоследствии сказка стала самым популярным и часто издаваемым произведением Аксакова. Прототипом младшей купеческой дочки была внучка Аксакова Оленька. В бессмертной сказке присутствуют все самые положительные качества, которые должны присутствовать в человеке – красота души, волшебство, доброта, сострадание и, конечно же, любовь.

Инсценирование эпизода сказки «Аленький цветочек»

«Аленький цветочек» стала любимой сказкой для многих людей. По этой сказке написана опера «Земира и Азор» (композитор А.Эм. Гретри), поставлены спектакли, сняты кинофильмы, созданы мультфильмы. Содержание сказки известно во многих вариантах в России: «Финист – ясный сокол», «Заклятый царевич», «Красавица и чудовище».

Слайд «Сад имени С.Т.Аксакова»

Ученик.

Сад был любимым уголком природы Сергея Аксакова. В этом саду он нашел кем-то брошенного и жалобно скулящего щенка - своего будущего друга Сурку. В этом доме на Бельской в жизнь С. Т. Аксакова вошел приставленный к нему дядькой русский крестьянин Ефрем Евсеев. Е. Евсеев очень полюбил маленького Сережу Аксакова, «за которым ходил с отцовской горячностью»

Ученик.

Аксаков в «Семейной хронике» пишет: «Покуда происходила в доме раскладка... я с Евсеичем ходил гулять, и мы успели осмотреть Бугуруслан, летнюю кухню, остров, мельницу, пруд и плотину». Рассказы дворовых мальчишек... о чудесном клёве рыбы, которая берет везде, где ни закинь удочку, привели меня в восхищение... С каждым днем Сережа Аксаков все более и более пристращался к уженью, часами пропадал с Евсеичем на Большом Бугуруслане и с каждым днем открывал всё новые красоты в Ново-Аксакове. Семья часто переезжала, и Сережа всегда возил с собой удочки. А рыбы было тогда видимо-невидимо в реках и озерах.

Слайд. «Река Белая»

Ученица.

« Озеро было полно всякой рыбой, и очень крупной; в половодье она заходила из реки Белой, а когда вода начинала убывать, то мещеряки перегораживали плетнем узкий и неглубокий проток, которым соединялось озеро с рекой, и вся рыба оставалась до будущей весны в озере. Огромные щуки и жерехи то и дело выскакивали из воды, гоняясь за мелкой рыбой. Местами около берегов и трав рябила вода от рыбьих стай, которые теснились на мель и даже выскакивали на береговую траву: мне сказали, что это рыба мечет икру. Всего более водилось в озере окуней и особенно лещей. Мы размотали удочку и принялись удить»

Инценирование отрывка из очерка «Записки об уженье рыбы»

Ученик.

Много лет спустя, уже находясь в подмосковном имении Абрамцеве у реки Вори, Аксаков пишет:

Люблю я, зонтиком прикрытый,
В речном изгибе, под кустом,
Сидеть от ветра под защитой,
Согретый теплым зипуном, -
Сидеть и ждать с терпеньем страстным,
Закинув удочки мои
В зеленоватые струи
В глубь Вори тихой и неясной...

Ученик.

Русский писатель Иван Сергеевич Тургенев писал Николаю Александровичу Некрасову про  Аксакова: «Он смотрит на природу ясно, просто и с полным участием, он наблюдает умно, добросовестно и тонко, а перед его взором природа раскрывается и дает возможность «заглянуть в себя»». В своих рассказах  Аксаков  знакомит нас со всеми видами птиц. Послушайте описание гордого лебедя

Звучит мелодия П.И. Чайковского из балета «Лебединое озеро». На экране слайды с изображением лебедя.

«Лебедь по своей величине, силе, красоте и величавой осанке давно и справедливо назван царем всей водяной, или водоплавающей, птицы. Белый, как снег, с блестящими, прозрачными небольшими глазами, с черным носом и черными лапами, с длинною, гибкою и красивою шеею, он невыразимо прекрасен, когда спокойно плывет между зеленью камышей по темно-синей, гладкой поверхности воды».

Ученица.

Право же, нельзя не присоединиться к отзыву Тургенева: «Это настоящая русская речь, добродушная и прямая, гибкая и ловкая. Нет ничего лишнего, ничего напряженного и вялого, свобода и точность выражения одинаково замечательны!»

Слайд «Казань 18-19 века»

Ученица.

Дальнейшее воспитание и образование  С .  Т .  Аксаков  получил в Казанской гимназии, о чем так подробно рассказано им в его «Воспоминаниях». Мать с трудом решилась на разлуку со своим любимым сыном, и эта разлука чуть не стоила жизни и сыну, и матери. Поступил он в 10 лет в гимназию в 1799 году. Вскоре был взят матерью обратно, так как в ребенке, вообще очень нервном и впечатлительном, стало развиваться, от тоски одиночества, нечто вроде падучей болезни. Год он прожил в деревне, но в 1801 году уже окончательно поступил в гимназию. В гимназии  С . Т. Аксаков  провел всего три с половиною года. Втайне от всех он начал писать там небольшие заметки.

Слайд «Казанский университет»

Ученик.

В 1804 году в Казани открыли университет. В числе первых студентов был 14 летний Сергей Тимофеевич  Аксаков Еще в гимназические годы  Аксаков  оказался в центре кружка молодых людей, проявлявших живой интерес к искусству.Студенты начали издавать рукописные журналы.

Один из таких журналов - "Аркадские пастушки" - выпускал близкий приятель  Аксакова , Александр Панаев. Несколько позднее  Аксаков совместно с Панаевым организовал другой журнал, который назывался "Журнал наших занятий". Каждый номер "Журнала наших занятий" открывался эпиграфом, сочиненным  Аксаковым : "Многие пишут для славы, мы пишем для удовольствия: приятная улыбка на устах наших товарищей и друзей есть для нас драгоценный венок награды".В журнале он публикует свои первые литературные опыты - стихи, написанные в наивно-сентиментальном стиле.

Слайд. «Театры Казани в 19 века»

Ученица.

Гордостью Казани в то время был публичный театр, на сцене которого временами гастролировали известные столичные актеры. В университете была создана своя любительская труппа, успешно ставившая комедии Сумарокова, Веревкина и других авторов.  Аксаков  был организатором самодеятельного театра, его первым директором и даже соавтором какого-то драматического сочинения. Здесь, в Казани, на сцене университетского театра,  Аксаков  узнал первые радости сценического успеха. "...Я играл очень много, всегда с блистательным успехом!" - вспоминал  Аксаков  много лет спустя. Со своим другом Панаевым они смастерили маленький механизированный театр с куклами и разыгрывали пьески в кругу своих друзей.  Аксаков  и Панаев увлекались также собиранием бабочек, а учил их этому преподаватель естественных наук в университете по фамилии Фукс. Впоследствии Аксаков написал очерк «Собирание бабочек».

Ученик.

 Аксаков  пробыл в университете до 15 с половиной лет, но эти полтора года много значили в его развитии. Трудно даже сказать, что сыграло здесь большую роль: собирание бабочек или товарищеский журнал, увлечение театром или литературные споры. С.Т.Аксаков тогда уже осмыслил свою любовь к природе, здесь закрепил любовь к литературе.Не окончив университет, в 17 лет Сергей Тимофеевич вместе с семьей переехал в Петербург, где стал работать переводчиком в комиссии составления законов, там же произошло его первое сближение с литературными деятелями того времени. Они много беседовали о литературе, театре, живописи.

Ученик.

Слайд«Аксаков в Петербурге и в Москве»

В 1811 году  Аксаков  оставил службу в Петербурге и вскоре переехал в Москву. В 1812 году  Аксаков  перевел трагедию Софокла «Филоктет» с французского перевода Лагарпа. Почти одновременно с этим он работал над комедией Мольера «Школа мужей», которая впервые была поставлена на петербургской сцене весной 1819 года. А еще два года спустя в Москве вышел из печати его вольный перевод «10-й сатиры» Буало. Эти литературные опыты принесли  Аксакову  известность в театральных и писательских кругах Москвы и Петербурга.

Ученик.

В 1812 году было опубликовано первое стихотворение С.Т.Аксакова.

Инсценирование басни «Три канарейки»

Музыка.

Ученик.

Всю свою жизнь Сергей Тимофеевич был связан с музыкой. Первые детские музыкальные впечатления с годами обогащались новыми, отражаясь в его художественных произведениях. Музыка не только формировала вкусы, пристрастия, украшала жизнь писателя, но и влияла на его творчество. Музыкальность Сергея Тимофеевича Аксакова складывалась с детства. Свои первые музыкальные впечатления он получил в доме родителей. Они не имели профессионального музыкального образования, тем не менее музыкальные увлечения дворянской молодежи того времени не были им чужды, и, можно смело сказать, что именно родители пробудили интерес сына к музыке. Благодаря отцу, он познакомился с поэтическими текстами популярных песен того времени, а из уст матери услышал первые колыбельные. Мальчика тянуло к народному искусству, и он приобщился к богатой фольклорной музыкальной традиции, не только русской, но и башкирской. Сам Сергей Тимофеевич очень живо и ярко описывает эпизод из своей жизни, свидетельствующий о его восторженном отношении к народной песне: "...мы поехали в совершенной тишине, все молчали, но только съехали со двора, как на всех экипажах начался веселый говор; когда же отъехали от дому с версту, девушки и женщины запели песни... Я мало слыхал песен, и они привели меня в восхищение, которое до сих пор свежо в моей памяти. Румяная Матреша имела чудесный голос и была запевалой... Песни и голос Матреши заронились мне в душу"

Исполнение народной песни. Вокальная группа в народных костюмах.

Значительную роль в приобщении Аксакова к фольклору сыграла его тетушка, большую часть жизни проведшая в деревне и хорошо знавшая русские обряды. Часто, завернув маленького Аксакова с головой в шубу, она тайком уносила его на святочные игрища, проходившие в столярной избе. Мальчику очень нравилась атмосфера, царившая на этих праздниках. Его приводила в восторг переряженная девичья и молодая дворня."... Сладкие, чарующие звуки народных напевов, долетая до меня, волновали мое сердце и погружали меня в какое-то непонятное раздумье, - вспоминал он впоследствии, - чудные голоса святочных песен, уцелевшие звуки глубокой древности, отголоски неведомого мира еще хранили в себе живую обаятельную силу и властвовали над сердцами неизмеримо далекого потомства!..." Не только русские песни и обряды были знакомы Аксакову. Как, живя в Башкирии, он не знал бы обычаи башкир, их музыку? Башкиры - музыкальный народ, и без песен, плясок, игры на музыкальных инструментах они не обходились даже при заключении торговых сделок, которые Аксаков описал в "Семейной хронике".

Башкирский танец.

Известны писателю были и музыкальные инструменты башкир. Так, Аксаков рассказывает о чибызге (старинное название курая), характеризуя ее как "чудное явление в мире духовых инструментов". Уже в детские годы Аксаков интересовался не только фольклором,но и светским искусством. Знакомство с популярным бытовым репертуаром того времени происходило в домах тетушек. Благодаря им, он познакомился с получившими широкое распространение в конце XVIII века "российскими песнями" - предшественницами русских романсов. Созданные на тексты Сумарокова, Нелединского-Мелецкого, Дмитриева, Мерзлякова и других поэтов той эпохи, они были проникнуты трогательной чувствительностью. Неудивительно, что они вызвали горячий отклик слушателей. Среди музыкальных впечатлений детства важную роль сыграло и Церковное искусство. Пение дьячков, колокольный звон - все это поражало слух будущего писателя. Аксакову всегда нравилась ярко освещенная церковь, полная народу, где "архиерейские певчие не щадили своих голосов" Возможно, любовь Сергея Тимофеевича к великолепию и пышности в храме божьем возникла под влиянием тетушки Надежды Ивановны, у которой нередко гостила семья Аксаковых. "Она знал наизусть весь церковный круг, сама певала со своими певчими, стоя клироса"

Музыка.Орган. Духовная.

Все это наложило отпечаток не только на формирование музыкальности Аксакова, но и, будучи своеобразным театрализованным действом, повлияло на развитие его интереса к театру.

Ученик.

Слайды «Аксаков и Державин»

Суровое время Отечественной войны 1812 года  Аксаков  пережил в деревенской тиши Оренбургского края. Охота, рыбная ловля, литература, театр - вот тот мир, в который был целиком погружен  Аксаков  в эти годы. Находясь в глубокой деревенской глуши, он интересовался событиями, которыми жила вся страна. Вести о них доходили к нему от друзей из Москвы и Петербурга. Здесь же провел он и последующие полтора десятилетия, лишь ненадолго приезжая в Петербург и Москву, чтобы не дать угаснуть своим литературно-театральным связям. В один из своих приездов в Петербург - это было в конце 1815 года -  Аксаков  познакомился с Г.Р. Державиным. О своих встречах с прославленным поэтом он рассказал впоследствии в мемуарах «Знакомство с Державиным».

 В 1816 году Сергей Тимофеевич женится на Ольге Семеновне Заплатиной, дочери известного суворовского генерала. Эта умная и образованная женщина сыграла большую роль в жизни писателя.  Аксаков  поверял ей все свои служебные и литературные дела. Она была первым читателем большинства его произведений, первым критиком и советчиком. После свадьбы  С .  Т .  Аксаков  отправился с молодой женой в заволжскую вотчину своего отца Тимофея Степановича. Эта заволжская вотчина - село Знаменское или Ново-Аксаково - описана в «Семейной Хронике» под названием Нового Багрова. Там у молодых в следующем году родился сын Константин. Пять лет прожил  С. Т. Аксаков  безвыездно в доме родителей. Семья ежегодно прибавлялась.

Ученик.

Слайд. «Аксаков –театральный критик»

В августе 1826 года  С .  Т .  Аксаков  простился с деревней навсегда. С этих пор до самой кончины, т. е. в течение тридцати трех лет, он был в Надежине только наездом всего три раза. С этого времени в творчестве писателя начинается новый период. Он увлекается театром и начинает успешно выступать в роли театрального критика. Надо заметить, что до середины 20-х годов XIX века театральная критика в России находилась под строгим запретом. Актеры императорских театров считались на"службе у его величества", и поэтому их игра и репертуар не подлежали публичной критике. Сценическая эстетика была нормативной, актер исполнял роль по заранее установленным правилам. Правительство культивировало взгляд на театр как на средство "увеселения" и "приятного времяпрепровождения. К этому же времени относится и начало интенсивной деятельности  Аксакова  как критика. Он сотрудничает с журналами "Атеней", "Галатея", "Московский вестник". Театр для  Аксакова  - важное средство воздействия на общество. Актеры должны раскрывать характер человека, должны быть верны "натуре". Сергей Тимофеевич стоял у истоков развития современного театра.

Ученик.

Слайд «Аксаков и Павлов,Шевырёв, Языков, Баратынский»

Вскоре, однако, обнаружилась недостаточность средств для широкого столичного образа  жизни , который вели  Аксаковы . Литературные занятия не были регулярными и денег не приносили. Снова возникла мысль о службе, и в 1827 году  Аксаков  был определен цензором Московского цензурного комитета, а вскоре он стал исправлять должность его председателя. Цензорская деятельность  Аксакова  продолжалась немногим более трех лет. Он «пропустил» в печать статьи И.В. Киреевского, И.В. Проташинского, которые «не понравились правительству». Поэтому в 1831 году, оставшись без службы, он вынужден был более интенсивно взяться за перо. Началось его сотрудничество в газете «Молва», во главе которой стоял его сын Константин  Аксаков . Служба в цензуре и работа в «Молве» расширили круг литературных знакомств  Аксакова . Он близко сходится с Павловым, Шевыревым, Языковым, Баратынским, Надеждиным.

Слайд «Аксаков-инспектор Константиновского землемерного училища»

Ученик.

В октябре 1833 года  Аксаков  получил новое назначение - в Константиновское землемерное училище в качестве инспектора. А полтора года спустя училище было преобразовано в Межевой институт.  Аксаков  стал его первым директором. На этом новом поприще, на котором  Аксаков  пробыл до конца 1838 года, он развил необычайную энергию. В короткий срок межевой институт был превращен в образцовое учебное заведение. Но жить в Москве было не по карману семье Аксаковых, и они переезжают в Оренбургскую губернию. Сотрудничая с местными журналами, он пишет эпиграммы, очерки, критические статьи, занимается переводами.

Слайд «Абрамцево»

Ученик.

В 1834 году  Аксаков  купил под Москвой имение Абрамцево, расположенное в 50 верстах от города, на живописном берегу речки Вори, оно служило ему местом отдыха и труда. Московский дом Аксаковых был всегда гостеприимным и хлебосольным - один из центров литературной жизни Москвы того времени. Аксаковские "субботы" посещали актеры и литераторы, известные композиторы,преподаватели, переводчики. Частыми гостями были Н.В.Гоголь, Л. Н. Толстой, И.С. Тургенев Т. Г.Шевченко.

Ученик.

В 1834 году напечатан его очерк «Буран». Этот год и стал началом деятельности  Аксакова-писателя .

Отрывок из очерка «Буран».Инсценирование.

Музыка.Свиридов «Метель»

Ученик.

Украинский поэт Тарас Григорьевич Шевченко записал в своем дневнике об  Аксакове : «Великий художник, пламенно любивший безмятежно очаровательную природу».

Слайд «Аксаков и Гоголь»

Ученик.

В 1832 году Аксаков познакомился с Гоголем, и их дружба продолжалась 20 лет, вплоть до самой кончины великого писателя. В доме  С .  Т .  Аксакова  Гоголь обыкновенно читал в первый раз свои новые произведения; в свою очередь,  С .  Т .  Аксаков  Гоголю первому читал свои произведения еще в то время, когда ни он сам, ни окружающие его не подозревали в нем будущего знаменитого писателя. Отрывки из воспоминаний  С .  Т .  Аксакова  о Гоголе напечатаны под заглавием: «Знакомство с Гоголем»

Ученик.

В 1840 году Аксаков начал писать «Семейную Хронику». Отрывки же из нее были без имени автора напечатаны в 1846 году. Затем в 1847году появились «Записки об ужении рыбы», в 1852 году - «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии", в 1855 году -«Рассказы и воспоминания охотника».

Охотничьи книги Аксакова - явление уникальное в истории русской и мировой литературы.Все эти охотничьи «Записки» С.Т.Аксакова имели огромный успех. Имя автора стало известным всей читающей России. Его изложение было признано образцовым, описания природы - поэтическими, характеристики зверей, птиц и рыб - мастерскими изображениями.

В 1858году появилось продолжение «Семейной Хроники» - «Детские годы Багрова-внука.

Слайд «Аксаков в кругу семьи»

Ученица.

Семья писателя была многодетной, у него было десять детей. Их воспитанию Аксаков всегда уделял много внимания. Когда у второго сына Сергея Тимофеевича Григория появилась дочка Оленька (26.12.1848), дедушка, уделял ей очень много времени, играл с ней, посвящал ей стихи и рассказы, брал на рыбалку и охоту. И в писательской деятельности у него открылось второе дыхание. Именно благодаря внучке, С.Т.Аксаков подарил нам мемуарно-автобиографическую трилогию о детстве и жизни предков «Семейная хроника» (1856),«Воспоминания» (1856),«Детские годы Багрова-внука» (1858)

Ученик.

В последние годы жизни здоровье Сергея Тимофеевича быстро ухудшалось, писатель стал плохо видеть, но он не оставлял своей писательской деятельности. И помогала ему в этом дочь Вера - она была его редактором. Ей он, уже ослепший, диктовал все свои произведения.

Сергей Тимофеевич Аксаков скончался 30 апреля 1859 года в Москве на 68 году жизни.Большое писательское наследие оставил для нас Сергей Тимофеевич - рецензии, статьи, переводы, рассказы, очерки.

Слайд «Книги Аксакова»

Книги С.Т. Аксакова пользуются широким спросом не только в библиотеках нашей страны. Они переведены на многие языки – польский, болгарский, немецкий, английский, чешский, датский. Творчество С.Т.Аксакова обладает богатейшим педагогическим, воспитательным потенциалом, оно помогает формировать человека, показывает ему, как жить в гармонии с собой и окружающим миром. Русская литература чтит в нем превосходного пейзажиста и наблюдателя жизни природы, классика языка.С.Т. Аксаков вошел в историю литературы, как большой знаток и ценитель сокровищ русского языка.