СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

С.В.Ильюшин- авиаконструктор

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация рассказывает о жизни трудовом пути  знаменитого авиаконструктора С.В. Ильюшина

Просмотр содержимого документа
«С.В.Ильюшин- авиаконструктор»

Сергей Владимирович Ильюшин Выдающийся советский авиаконструктор, разработчик самого массового боевого самолёта в истории - штурмовика Ил-2.

Сергей Владимирович Ильюшин

Выдающийся советский авиаконструктор, разработчик самого массового боевого самолёта в истории - штурмовика Ил-2.

Стоит только назвать эту фамилию, и среднестатистический житель нашей страны тут же откликнется: «А, конечно, штурмовик Ил-2!»

Стоит только назвать эту фамилию, и среднестатистический житель нашей страны тут же откликнется: «А, конечно, штурмовик Ил-2!»

Более продвинутый любитель военной истории, особенно авиационной, немедленно подхватит: «Не забывайте про Ил-28: уникальный бомбардировщик!» Те, кто постарше, успел застать времена позднего застоя и имел редкую по той поре возможность выехать за границу хотя бы в страны соцлагеря, наверняка добавят: «На Кубу через океан на Ил-62 летали — самый дальний самолет в СССР был…» А заговори с военным или спасателем, и первое, что услышишь: «Вот
  • Более продвинутый любитель военной истории, особенно авиационной, немедленно подхватит: «Не забывайте про Ил-28: уникальный бомбардировщик!»
  • Те, кто постарше, успел застать времена позднего застоя и имел редкую по той поре возможность выехать за границу хотя бы в страны соцлагеря, наверняка добавят: «На Кубу через океан на Ил-62 летали — самый дальний самолет в СССР был…»
  • А заговори с военным или спасателем, и первое, что услышишь: «Вот "Матрена" — это да, это транспортник! Какая "Матрена"? Так Ил-76, какая же еще!»
Все четверо будут правы. И все четверо прекрасно иллюстрируют главную, удивительную способность этого авиаконструктора. Действительно, за что бы ни брался трижды Герой Социалистического Труда генерал-полковник-инженер Ильюшин Сергей Владимирович — за штурмовик или бомбардировщик, пассажирский лайнер или транспортный самолет, — у него каждый раз получалась уникальная машина.

Все четверо будут правы. И все четверо прекрасно иллюстрируют главную, удивительную способность этого авиаконструктора. Действительно, за что бы ни брался трижды Герой Социалистического Труда генерал-полковник-инженер Ильюшин Сергей Владимирович — за штурмовик или бомбардировщик, пассажирский лайнер или транспортный самолет, — у него каждый раз получалась уникальная машина.

Сергей Владимирович Ильюшин   Сын вологодского крестьянина, с юных лет познавал тяжесть труда. «Доавиационная» жизнь будущего конструктора Сергея Ильюшина была типичной для большинства жителей аграрной России конца XIX — начала XX века. Он родился 30 марта (18 марта по старому стилю) 1894 года в бедной крестьянской семье в деревне Дилялево Вологодской губернии. Одиннадцатый сын, самый младший, Сережа с 12 лет был вынужден помогать родителям по хозяйству. Обрабатываемая родителями земля состояла из двух душевных десятин, которые принадлежали казне, поэтому за использование земли приходилось платить оброк».

Сергей Владимирович Ильюшин

Сын вологодского крестьянина, с юных лет познавал тяжесть труда.

«Доавиационная» жизнь будущего конструктора Сергея Ильюшина была типичной для большинства жителей аграрной России конца XIX — начала XX века. Он родился 30 марта (18 марта по старому стилю) 1894 года в бедной крестьянской семье в деревне Дилялево Вологодской губернии. Одиннадцатый сын, самый младший, Сережа с 12 лет был вынужден помогать родителям по хозяйству. Обрабатываемая родителями земля состояла из двух душевных десятин, которые принадлежали казне, поэтому за использование земли приходилось платить оброк».

С крестьянского поля на взлетное   Научившись читать в шесть лет, Сергей Ильюшин легко отучился в земской школе те три года, которые ему отвела на то крестьянская жизнь. Вопреки ожиданиям, любимым предметом мальчика была вовсе не математика, а русский язык и география — повезло с учителями, которые преподавали эти дисциплины. А после них главным учителем юного Ильюшина стала сама жизнь.

С крестьянского поля на взлетное

Научившись читать в шесть лет, Сергей Ильюшин легко отучился в земской школе те три года, которые ему отвела на то крестьянская жизнь. Вопреки ожиданиям, любимым предметом мальчика была вовсе не математика, а русский язык и география — повезло с учителями, которые преподавали эти дисциплины. А после них главным учителем юного Ильюшина стала сама жизнь.

Как только Сергею исполнилось 15 лет, он по примеру своих старших братьев подался из деревни на заработки в город. За шесть лет Ильюшин сменил множество профессий и мест работы. Начинал чернорабочим на костромской фабрике промышленника Яковлева, потом работал на фабрике Горелина в Иваново-Вознесенске, трудился в имении «Осипово» в Вологде, подвизался на заводах «Невский» и «Тентелеевский». Успел побывать возчиком молока на вологодском маслодельном заводе, смазчиком на станции Бурея Амурской железной дороги и даже помощником машиниста экскаватора на строительстве Русско-Балтийского судоремонтного завода в Ревеле.

Как только Сергею исполнилось 15 лет, он по примеру своих старших братьев подался из деревни на заработки в город. За шесть лет Ильюшин сменил множество профессий и мест работы. Начинал чернорабочим на костромской фабрике промышленника Яковлева, потом работал на фабрике Горелина в Иваново-Вознесенске, трудился в имении «Осипово» в Вологде, подвизался на заводах «Невский» и «Тентелеевский». Успел побывать возчиком молока на вологодском маслодельном заводе, смазчиком на станции Бурея Амурской железной дороги и даже помощником машиниста экскаватора на строительстве Русско-Балтийского судоремонтного завода в Ревеле.

Одно время был рабочим строителем, а в 1910 г. – чернорабочим на аэродроме, занимался рас-чисткой и выравниванием летного поля. 1916 г. - он самостоятельно изучил математику, физику, химию, что помогло ему после призыва в армию стать авиамехаником. 1917 г. - успешно сдал экзамены на звание пилота. Начинается гражданская война, и С.В. Ильюшин отправляется на фронт. Его назначают начальником мастерских авиационного отряда. 1919 г. - Ильюшин был назначен начальником авиационного поезда Кавказского фронта

Одно время был рабочим строителем, а в 1910 г. – чернорабочим на аэродроме, занимался рас-чисткой и выравниванием летного поля.

1916 г. - он самостоятельно изучил математику, физику, химию, что помогло ему после призыва в армию стать авиамехаником.

1917 г. - успешно сдал экзамены на звание пилота.

Начинается гражданская война, и С.В. Ильюшин отправляется на фронт. Его назначают начальником мастерских авиационного отряда.

1919 г. - Ильюшин был назначен начальником авиационного поезда Кавказского фронта

Сергей Владимирович Ильюшин в кабине пилота

Сергей Владимирович Ильюшин в кабине пилота

По окончании гражданской войны Сергей Владимирович был направлен на учебу в Московский институт инженеров красного воздушного флота, где он не только успешно учился, но и строил учебные планеры. 1926 г. - он окончил академию. 1931 г. - создал и возглавил Конструкторское бюро (КБ), деятельность которого была связана с развитием трех родов авиации - штурмовой, бомбардировочной и пассажиркой.

По окончании гражданской войны Сергей Владимирович был направлен на учебу в Московский институт инженеров красного воздушного флота, где он не только успешно учился, но и строил учебные планеры.

1926 г. - он окончил академию.

1931 г. - создал и возглавил Конструкторское бюро (КБ), деятельность которого была связана с развитием трех родов авиации - штурмовой, бомбардировочной и пассажиркой.

 Конструкторское бюро было огромным, не знавшее себе равных по масштабам, предприятием. Оно ставило задачу концентрации инженерских усилий в области опытного самолетостроения. К концу 1931 года в ЦКБ насчитывалось более 500 конструкторов, по тем временам число совершенно астрономическое.  В ЦКБ Ильюшина работал долго. За участием в создании герметической гондолы стратостата СССР получил здесь орден Красной Звезды, затем занялся проектированием бомбардировщика ЦКБ-26. Все пригодилось в дальнейшем. Из ЦКБ-26 вырос через несколько лет знаменитый бомбежками Берлина и других глубоких тылов противника Ил-4.Опыт герметичной кабины стратостата вспомнился, когда в атмосферу проникли пассажирские Илы.

Конструкторское бюро было огромным, не знавшее себе равных по масштабам, предприятием. Оно ставило задачу концентрации инженерских усилий в области опытного самолетостроения. К концу 1931 года в ЦКБ насчитывалось более 500 конструкторов, по тем временам число совершенно астрономическое.

В ЦКБ Ильюшина работал долго. За участием в создании герметической гондолы стратостата СССР получил здесь орден Красной Звезды, затем занялся проектированием бомбардировщика ЦКБ-26.

Все пригодилось в дальнейшем. Из ЦКБ-26 вырос через несколько лет знаменитый бомбежками Берлина и других глубоких тылов противника Ил-4.Опыт герметичной кабины стратостата вспомнился, когда в атмосферу проникли пассажирские Илы.

 Но, при всей важности и полезности, обе работы лишь часть дел руководителя огромного коллектива. В ЦКБ произошло и более значительное – С.В. Ильюшин начал проникаться идеей, снискавшую ему впоследствии мировую славу. Именно здесь развернулось первое серьезное проектирование советских штурмовиков. Их вели разные конструкторы, по разным причинам работавшие в ЦКБ.  Многоцелевой самолет Ил-4 был основным дальним бомбардировщиком во время Великой Отечественной войны.

Но, при всей важности и полезности, обе работы лишь часть дел руководителя огромного коллектива. В ЦКБ произошло и более значительное – С.В. Ильюшин начал проникаться идеей, снискавшую ему впоследствии мировую славу. Именно здесь развернулось первое серьезное проектирование советских штурмовиков. Их вели разные конструкторы, по разным причинам работавшие в ЦКБ.

Многоцелевой самолет Ил-4 был основным дальним бомбардировщиком во время Великой Отечественной войны.

Вскоре после создания бомбардировщика С.В. Ильюшин разрабатывает штурмовик Ил-2 (1939 г.), который наши солдаты назвали «летающий танк», а гитлеровцы - «черная смерть».
  • Вскоре после создания бомбардировщика С.В. Ильюшин разрабатывает штурмовик Ил-2 (1939 г.), который наши солдаты назвали «летающий танк», а гитлеровцы - «черная смерть».
В 1944 г. коллектив С.В. Ильюшина приступает к разработке принципиально новой авиационной техники – реактивной. Так появляются самолет Ил-22 (1946 г.) и первый реактивный Ил-28 (1948 г.). Большой вклад внесли и С.В. Ильюшин и руководимый им коллектив и в развитие гражданской авиации
  • В 1944 г. коллектив С.В. Ильюшина приступает к разработке принципиально новой авиационной техники – реактивной. Так появляются самолет Ил-22 (1946 г.) и первый реактивный Ил-28 (1948 г.). Большой вклад внесли и С.В. Ильюшин и руководимый им коллектив и в развитие гражданской авиации
Но и это еще не было концом истории грозного семейства самолетов атаки. За Ил-10, освоенным в массовом производстве, последовал Ил-16, выпускавшийся не большой серией, и экспериментальный Ил-20.
  • Но и это еще не было концом истории грозного семейства самолетов атаки. За Ил-10, освоенным в массовом производстве, последовал Ил-16, выпускавшийся не большой серией, и экспериментальный Ил-20.
Последним штурмовиком, построенным в 1953 году, стал реактивный Ил-40, надежно бронированный и гораздо более скоростной, чем его собратья с поршневыми моторами.
  • Последним штурмовиком, построенным в 1953 году, стал реактивный Ил-40, надежно бронированный и гораздо более скоростной, чем его собратья с поршневыми моторами.
Два самолета Ильюшина С.В. – штурмовик Ил-2 и бомбардировщик Ил-4 – успешно провоевали всю войну. Они еще сходили с конвейера, улетая на фронт с заводских аэродромов, когда в конструкторском бюро начали обозначать на ватмане контуры первого советского послевоенного пассажирского самолета. Этим самолетом стал Ил-12.
  • Два самолета Ильюшина С.В. – штурмовик Ил-2 и бомбардировщик Ил-4 – успешно провоевали всю войну. Они еще сходили с конвейера, улетая на фронт с заводских аэродромов, когда в конструкторском бюро начали обозначать на ватмане контуры первого советского послевоенного пассажирского самолета. Этим самолетом стал Ил-12.
Большой вклад внесли и Ильюшин и руководимый им коллектив и в развитие гражданской авиации. Производство Ил-12 началось на следующий год после окончания войны, в 1957 г. совершил свой первый полет турбовентиляционый пассажирский самолет Ил-1.
  • Большой вклад внесли и Ильюшин и руководимый им коллектив и в развитие гражданской авиации. Производство Ил-12 началось на следующий год после окончания войны, в 1957 г. совершил свой первый полет турбовентиляционый пассажирский самолет Ил-1.
Между Ил-2 и Ил-62 – дистанция огромного размера. За четверть века, минувшего после войны, на линиях Аэрофлота сменили друг друга три поколения пассажирских Илов. Сначала Ил-12 и потеснивший его Ил-14, затем Ил-18, «рабочая лошадка восточноевропейских аэродромов», как прозвали его американцы. Ил-18
  • Между Ил-2 и Ил-62 – дистанция огромного размера. За четверть века, минувшего после войны, на линиях Аэрофлота сменили друг друга три поколения пассажирских Илов. Сначала Ил-12 и потеснивший его Ил-14, затем Ил-18, «рабочая лошадка восточноевропейских аэродромов», как прозвали его американцы.

Ил-18

За Ил-18, самый массовым самолетом нашей гражданской авиации, много проработавших в Европе, Азии и Африке, пришел черед самого младшего и самого совершенного – ИЛ-62, представителя второго поколения пассажирских самолетов с газотурбинными двигателями. Ил-62
  • За Ил-18, самый массовым самолетом нашей гражданской авиации, много проработавших в Европе, Азии и Африке, пришел черед самого младшего и самого совершенного – ИЛ-62, представителя второго поколения пассажирских самолетов с газотурбинными двигателями.

Ил-62

Каждая из этих машин по-своему примечательна. ИЛ-12 и ИЛ-14 обеспечили аэрофлоту массовость пассажирских перевозок, ИЛ-18 вместе со своими ровесниками, родившимися в других конструкторских бюро, принес гражданской авиации скорость, комфортабельность, экономичность… И, наконец, межконтинентальный лайнер ИЛ-62 уверенно вышел на международные линии, продемонстрировав новое увеличение скорости и грузоподъемности.
  • Каждая из этих машин по-своему примечательна. ИЛ-12 и ИЛ-14 обеспечили аэрофлоту массовость пассажирских перевозок, ИЛ-18 вместе со своими ровесниками, родившимися в других конструкторских бюро, принес гражданской авиации скорость, комфортабельность, экономичность…
  • И, наконец, межконтинентальный лайнер ИЛ-62 уверенно вышел на международные линии, продемонстрировав новое увеличение скорости и грузоподъемности.

Награды: С.В.Ильюшин награждён:  Золотая авиационная медаль ФАИ,  8 орденами Ленина,  орденом Октябрьской Революции,  2 орденами Красного Знамени,  орденами Суворова 1-й и 2-й степени,  Трудового Красного Знамени,  2 орденами Красной Звезды,  медалями. Присуждены:  Ленинская премия (1960),  Государственные премии СССР (1941, 1942, 1943, 1946, 1947, 1950, 1952, 1971). Установлены бронзовые бюсты в Москве и Вологде. Имя Ильюшина носит Московский машиностроительный завод, одна из улиц г. Вологда.

Награды:

  • С.В.Ильюшин награждён:
  • Золотая авиационная медаль ФАИ,
  • 8 орденами Ленина,
  • орденом Октябрьской Революции,
  • 2 орденами Красного Знамени,
  • орденами Суворова 1-й и 2-й степени,
  • Трудового Красного Знамени,
  • 2 орденами Красной Звезды,
  • медалями.
  • Присуждены:
  • Ленинская премия (1960),
  • Государственные премии СССР (1941, 1942, 1943, 1946, 1947, 1950, 1952, 1971).
  • Установлены бронзовые бюсты в Москве и Вологде.
  • Имя Ильюшина носит Московский машиностроительный завод, одна из улиц г. Вологда.
Прием эстафеты В 1970 г. конструкторское бюро, носящее теперь имя создателя этой организации Сергея Владимировича Ильюшина, возглавил Генрих Васильевич Новожилов. Г. В. Новожилов окончил Московский авиационный институт. С 1948 г. работает в ОКБ С. В. Ильюшина. Начав свою трудовую деятельность за конструкторской доской, он вскоре был замечен и выдвинут на руководящую работу. В 1964 г. Г. В. Новожилов - уже главный конструктор и первый заместитель генерального.

Прием эстафеты

  • В 1970 г. конструкторское бюро, носящее теперь имя создателя этой организации Сергея Владимировича Ильюшина, возглавил Генрих Васильевич Новожилов.
  • Г. В. Новожилов окончил Московский авиационный институт. С 1948 г. работает в ОКБ С. В. Ильюшина. Начав свою трудовую деятельность за конструкторской доской, он вскоре был замечен и выдвинут на руководящую работу. В 1964 г. Г. В. Новожилов - уже главный конструктор и первый заместитель генерального.

Встав во главе организации, Генрих Васильевич отказался от ломки сложившихся порядков и структуры. Он стремился сохранять и развивать ильюшинские традиции, сохранять кадры ильюшинской гвардии. Первый в Советском Союзе реактивный транспортный самолет Ил-76Т успешно прошел государственные испытания и был запущен в серийное производство.
  • Встав во главе организации, Генрих Васильевич отказался от ломки сложившихся порядков и структуры. Он стремился сохранять и развивать ильюшинские традиции, сохранять кадры ильюшинской гвардии.
  • Первый в Советском Союзе реактивный транспортный самолет Ил-76Т успешно прошел государственные испытания и был запущен в серийное производство.
Регулярная эксплуатация Ил-76Т на линиях Аэрофлота началась в 1976 г. в соответствии с положениями, записанными в Основных направлениях развития народного хозяйства СССР на 1976 - 1980 годы, принятых XXV съездом КПСС.
  • Регулярная эксплуатация Ил-76Т на линиях Аэрофлота началась в 1976 г. в соответствии с положениями, записанными в Основных направлениях развития народного хозяйства СССР на 1976 - 1980 годы, принятых XXV съездом КПСС.
Вторым самолетом, разработанным под руководством Г. В. Новожилова, стал широкофюзеляжный многоместный самолет-аэробус Ил-86 с двухконтурными двигателями конструкции Н. Д. Кузнецова. Аэробус Ил-86 на 350 пассажирских мест по своим проектным технико-экономическим характеристикам, по своей резко возросшей производительности, а следовательно, и экономичности определял собой новый большой скачок в развитии пассажирской авиации.
  • Вторым самолетом, разработанным под руководством Г. В. Новожилова, стал широкофюзеляжный многоместный самолет-аэробус Ил-86 с двухконтурными двигателями конструкции Н. Д. Кузнецова.
  • Аэробус Ил-86 на 350 пассажирских мест по своим проектным технико-экономическим характеристикам, по своей резко возросшей производительности, а следовательно, и экономичности определял собой новый большой скачок в развитии пассажирской авиации.
Рейсом Москва - Ташкент 26 декабря 1980 г. открылась регулярная эксплуатация самолета на воздушных линиях страны. В истории лайнера Ил-86 начался новый этап, который без сомнения стал и качественно новой вехой в развитии советской гражданской авиации .
  • Рейсом Москва - Ташкент 26 декабря 1980 г. открылась регулярная эксплуатация самолета на воздушных линиях страны. В истории лайнера Ил-86 начался новый этап, который без сомнения стал и качественно новой вехой в развитии советской гражданской авиации .
Но для гражданской авиации нужны не только гигантские самолеты, но и лайнеры, и малые, экономичные и эффективные, способные взлетать и садиться на небольших аэродромах, даже на неподготовленных площадках. Такие требования предъявляются к самолетам для местных авиалиний. Именно таким самолетом и станет разрабатываемый в Опытном конструкторском бюро им. С. В. Ильюшина Ил-114, предназначенный для местных авиалиний протяженностью до 1000 км.
  • Но для гражданской авиации нужны не только гигантские самолеты, но и лайнеры, и малые, экономичные и эффективные, способные взлетать и садиться на небольших аэродромах, даже на неподготовленных площадках. Такие требования предъявляются к самолетам для местных авиалиний.
  • Именно таким самолетом и станет разрабатываемый в Опытном конструкторском бюро им. С. В. Ильюшина Ил-114, предназначенный для местных авиалиний протяженностью до 1000 км.