Сергей Владимирович Ильюшин
Выдающийся советский авиаконструктор, разработчик самого массового боевого самолёта в истории - штурмовика Ил-2.
Стоит только назвать эту фамилию, и среднестатистический житель нашей страны тут же откликнется: «А, конечно, штурмовик Ил-2!»
- Более продвинутый любитель военной истории, особенно авиационной, немедленно подхватит: «Не забывайте про Ил-28: уникальный бомбардировщик!»
- Те, кто постарше, успел застать времена позднего застоя и имел редкую по той поре возможность выехать за границу хотя бы в страны соцлагеря, наверняка добавят: «На Кубу через океан на Ил-62 летали — самый дальний самолет в СССР был…»
- А заговори с военным или спасателем, и первое, что услышишь: «Вот "Матрена" — это да, это транспортник! Какая "Матрена"? Так Ил-76, какая же еще!»
Все четверо будут правы. И все четверо прекрасно иллюстрируют главную, удивительную способность этого авиаконструктора. Действительно, за что бы ни брался трижды Герой Социалистического Труда генерал-полковник-инженер Ильюшин Сергей Владимирович — за штурмовик или бомбардировщик, пассажирский лайнер или транспортный самолет, — у него каждый раз получалась уникальная машина.
Сергей Владимирович Ильюшин
Сын вологодского крестьянина, с юных лет познавал тяжесть труда.
«Доавиационная» жизнь будущего конструктора Сергея Ильюшина была типичной для большинства жителей аграрной России конца XIX — начала XX века. Он родился 30 марта (18 марта по старому стилю) 1894 года в бедной крестьянской семье в деревне Дилялево Вологодской губернии. Одиннадцатый сын, самый младший, Сережа с 12 лет был вынужден помогать родителям по хозяйству. Обрабатываемая родителями земля состояла из двух душевных десятин, которые принадлежали казне, поэтому за использование земли приходилось платить оброк».
С крестьянского поля на взлетное
Научившись читать в шесть лет, Сергей Ильюшин легко отучился в земской школе те три года, которые ему отвела на то крестьянская жизнь. Вопреки ожиданиям, любимым предметом мальчика была вовсе не математика, а русский язык и география — повезло с учителями, которые преподавали эти дисциплины. А после них главным учителем юного Ильюшина стала сама жизнь.
Как только Сергею исполнилось 15 лет, он по примеру своих старших братьев подался из деревни на заработки в город. За шесть лет Ильюшин сменил множество профессий и мест работы. Начинал чернорабочим на костромской фабрике промышленника Яковлева, потом работал на фабрике Горелина в Иваново-Вознесенске, трудился в имении «Осипово» в Вологде, подвизался на заводах «Невский» и «Тентелеевский». Успел побывать возчиком молока на вологодском маслодельном заводе, смазчиком на станции Бурея Амурской железной дороги и даже помощником машиниста экскаватора на строительстве Русско-Балтийского судоремонтного завода в Ревеле.
Одно время был рабочим строителем, а в 1910 г. – чернорабочим на аэродроме, занимался рас-чисткой и выравниванием летного поля.
1916 г. - он самостоятельно изучил математику, физику, химию, что помогло ему после призыва в армию стать авиамехаником.
1917 г. - успешно сдал экзамены на звание пилота.
Начинается гражданская война, и С.В. Ильюшин отправляется на фронт. Его назначают начальником мастерских авиационного отряда.
1919 г. - Ильюшин был назначен начальником авиационного поезда Кавказского фронта
Сергей Владимирович Ильюшин в кабине пилота
По окончании гражданской войны Сергей Владимирович был направлен на учебу в Московский институт инженеров красного воздушного флота, где он не только успешно учился, но и строил учебные планеры.
1926 г. - он окончил академию.
1931 г. - создал и возглавил Конструкторское бюро (КБ), деятельность которого была связана с развитием трех родов авиации - штурмовой, бомбардировочной и пассажиркой.
Конструкторское бюро было огромным, не знавшее себе равных по масштабам, предприятием. Оно ставило задачу концентрации инженерских усилий в области опытного самолетостроения. К концу 1931 года в ЦКБ насчитывалось более 500 конструкторов, по тем временам число совершенно астрономическое.
В ЦКБ Ильюшина работал долго. За участием в создании герметической гондолы стратостата СССР получил здесь орден Красной Звезды, затем занялся проектированием бомбардировщика ЦКБ-26.
Все пригодилось в дальнейшем. Из ЦКБ-26 вырос через несколько лет знаменитый бомбежками Берлина и других глубоких тылов противника Ил-4.Опыт герметичной кабины стратостата вспомнился, когда в атмосферу проникли пассажирские Илы.
Но, при всей важности и полезности, обе работы лишь часть дел руководителя огромного коллектива. В ЦКБ произошло и более значительное – С.В. Ильюшин начал проникаться идеей, снискавшую ему впоследствии мировую славу. Именно здесь развернулось первое серьезное проектирование советских штурмовиков. Их вели разные конструкторы, по разным причинам работавшие в ЦКБ.
Многоцелевой самолет Ил-4 был основным дальним бомбардировщиком во время Великой Отечественной войны.
- Вскоре после создания бомбардировщика С.В. Ильюшин разрабатывает штурмовик Ил-2 (1939 г.), который наши солдаты назвали «летающий танк», а гитлеровцы - «черная смерть».
- В 1944 г. коллектив С.В. Ильюшина приступает к разработке принципиально новой авиационной техники – реактивной. Так появляются самолет Ил-22 (1946 г.) и первый реактивный Ил-28 (1948 г.). Большой вклад внесли и С.В. Ильюшин и руководимый им коллектив и в развитие гражданской авиации
- Но и это еще не было концом истории грозного семейства самолетов атаки. За Ил-10, освоенным в массовом производстве, последовал Ил-16, выпускавшийся не большой серией, и экспериментальный Ил-20.
- Последним штурмовиком, построенным в 1953 году, стал реактивный Ил-40, надежно бронированный и гораздо более скоростной, чем его собратья с поршневыми моторами.
- Два самолета Ильюшина С.В. – штурмовик Ил-2 и бомбардировщик Ил-4 – успешно провоевали всю войну. Они еще сходили с конвейера, улетая на фронт с заводских аэродромов, когда в конструкторском бюро начали обозначать на ватмане контуры первого советского послевоенного пассажирского самолета. Этим самолетом стал Ил-12.
- Большой вклад внесли и Ильюшин и руководимый им коллектив и в развитие гражданской авиации. Производство Ил-12 началось на следующий год после окончания войны, в 1957 г. совершил свой первый полет турбовентиляционый пассажирский самолет Ил-1.
- Между Ил-2 и Ил-62 – дистанция огромного размера. За четверть века, минувшего после войны, на линиях Аэрофлота сменили друг друга три поколения пассажирских Илов. Сначала Ил-12 и потеснивший его Ил-14, затем Ил-18, «рабочая лошадка восточноевропейских аэродромов», как прозвали его американцы.
Ил-18
- За Ил-18, самый массовым самолетом нашей гражданской авиации, много проработавших в Европе, Азии и Африке, пришел черед самого младшего и самого совершенного – ИЛ-62, представителя второго поколения пассажирских самолетов с газотурбинными двигателями.
Ил-62
- Каждая из этих машин по-своему примечательна. ИЛ-12 и ИЛ-14 обеспечили аэрофлоту массовость пассажирских перевозок, ИЛ-18 вместе со своими ровесниками, родившимися в других конструкторских бюро, принес гражданской авиации скорость, комфортабельность, экономичность…
- И, наконец, межконтинентальный лайнер ИЛ-62 уверенно вышел на международные линии, продемонстрировав новое увеличение скорости и грузоподъемности.
Награды:
- Золотая авиационная медаль ФАИ,
- 8 орденами Ленина,
- орденом Октябрьской Революции,
- 2 орденами Красного Знамени,
- орденами Суворова 1-й и 2-й степени,
- Трудового Красного Знамени,
- 2 орденами Красной Звезды,
- медалями.
- Ленинская премия (1960),
- Государственные премии СССР (1941, 1942, 1943, 1946, 1947, 1950, 1952, 1971).
- Установлены бронзовые бюсты в Москве и Вологде.
- Имя Ильюшина носит Московский машиностроительный завод, одна из улиц г. Вологда.
Прием эстафеты
- В 1970 г. конструкторское бюро, носящее теперь имя создателя этой организации Сергея Владимировича Ильюшина, возглавил Генрих Васильевич Новожилов.
- Г. В. Новожилов окончил Московский авиационный институт. С 1948 г. работает в ОКБ С. В. Ильюшина. Начав свою трудовую деятельность за конструкторской доской, он вскоре был замечен и выдвинут на руководящую работу. В 1964 г. Г. В. Новожилов - уже главный конструктор и первый заместитель генерального.
- Встав во главе организации, Генрих Васильевич отказался от ломки сложившихся порядков и структуры. Он стремился сохранять и развивать ильюшинские традиции, сохранять кадры ильюшинской гвардии.
- Первый в Советском Союзе реактивный транспортный самолет Ил-76Т успешно прошел государственные испытания и был запущен в серийное производство.
- Регулярная эксплуатация Ил-76Т на линиях Аэрофлота началась в 1976 г. в соответствии с положениями, записанными в Основных направлениях развития народного хозяйства СССР на 1976 - 1980 годы, принятых XXV съездом КПСС.
- Вторым самолетом, разработанным под руководством Г. В. Новожилова, стал широкофюзеляжный многоместный самолет-аэробус Ил-86 с двухконтурными двигателями конструкции Н. Д. Кузнецова.
- Аэробус Ил-86 на 350 пассажирских мест по своим проектным технико-экономическим характеристикам, по своей резко возросшей производительности, а следовательно, и экономичности определял собой новый большой скачок в развитии пассажирской авиации.
- Рейсом Москва - Ташкент 26 декабря 1980 г. открылась регулярная эксплуатация самолета на воздушных линиях страны. В истории лайнера Ил-86 начался новый этап, который без сомнения стал и качественно новой вехой в развитии советской гражданской авиации .
- Но для гражданской авиации нужны не только гигантские самолеты, но и лайнеры, и малые, экономичные и эффективные, способные взлетать и садиться на небольших аэродромах, даже на неподготовленных площадках. Такие требования предъявляются к самолетам для местных авиалиний.
- Именно таким самолетом и станет разрабатываемый в Опытном конструкторском бюро им. С. В. Ильюшина Ил-114, предназначенный для местных авиалиний протяженностью до 1000 км.