СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Садко. Из русского былинного сказа"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Садко. Из русского былинного сказа"»

Урок музыки в 1 классе : «Садко». Из русского былинного сказа

Цель урока: сформировать у учащихся знания о музыкальных инструментах русского народа.

Задачи:

1.Развивающая:
Развивать навыки музыкального восприятия путем обогащения разнохарактерными интонациями в процессе слушания музыки, развивать тембровый слух, ритмический, мелодический. Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать. В процессе вокально-хоровой работы развивать певческие навыки. Развивать творческую инициативу.

2.Образовательная:
Через подачу музыкального материала дать учащимся представление о русских и хакасских народных музыкальных инструментах. Научить различать на слух звучание духовых и струнных музыкальных инструментов. Знакомить учащихся с разными музыкальными жанрами.

3.Воспитательная:
На основе эмоционального восприятия русского песенного и хакасского творчества, музыки А.Н.Римского-Корсакова воспитывать любовь к музыке, потребность в общении с искусством. Прививать любовь к Родине, к природе. Воспитывать доброе отношение к товарищам, обогащать духовный мир детей, пробуждать в них нравственные и эстетические чувства, воспитывать уважение к своему народу, прививать любовь к своему родному краю.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование:музыкальный центр, аудио кассеты, фортепиано.

Ход урока:

1.Эмоционально-психологический настрой:

У.Добрый день дорогие дети.


2.Целеполагание:

Я загадаю вам загадку.а вы попробуете её разгадать.

«Он играет на баяне,

на рояле,на гитаре

он известнейший талант.

Кто же это?


Д .( Музыкант)


Как вы поняли сегодня, мы будем говорить о музыкантах, людях, которые уже  с древних времён умели играть красивые мелодии на инструментах. Но сначала повторим пройденное.

3.Повторение пройденной темы:

У.Назовите инструменты, о которых вы узнали на прошлом уроке.

Что объединяет эти инструменты?


Д. (Фортепиано, рояль, синтезатор.У этих инструментов есть клавиши).


4.Изучение нового материала:

У. В далёкие времена так же на праздники приходили певцы-гусляры.

Гусли самый простой инструмент.



Они пели сложенные ими былины о героических подвигах русских богатырей, аккомпанируя себе на гуслях. Некоторые из этих былин дошли до нашего времени. Одна из них называется “Садко”.

Садко был гусляром и мореплавателем, он мечтал о счастье всех людей, поэтому отправился искать птицу счастья в далёкое морское путешествие. А великий русский композитор Н.А. Римский-Корсаков написал оперу, которую тоже назвал “Садко”. А сейчас мы с вами посмотрим и послушаем песню Садко из музыкальной сказки “Садко”.

Может быть, вы уже знакомы с былинным сказом о Садко? Кто же он такой? Д.(Певец, музыкант) .

В свое время он покорил даже морского царя. А играл он на гуслях яровчатых. Давайте же и мы послушаем, какое у них звучание.

(Слушание)

У.Ну, как, понравилась музыка? Можно ли ее отнести к деревянно-духовым инструментам?

Д.(нет)

У. Верно, это струнный инструмент. Об этом инструменте есть интересная сказка. Слушайте:

Однажды вечером царь Морской устроил пир на весь мир. Съехались цари и царевичи из разных рек да озер. Приплыл и водяной, который рассказал царю о Садко.
Говорит царь: “Ну, Садко, потешь, позабавь нас! Играй так, чтоб ноги ходуном ходили”.

И заиграл Садко. Давайте и мы послушаем, как играл Садко, удалось ли ему развеселить гостей и исполнить просьбу царя?

Слушание – “Заиграйте, мои гусельки”.

У.Дети поделитесь своими впечатлениями от услышанной музыки?

Д. Музыка веселая, задорная. Думаем, что Садко удалось развеселить гостей.

У.Какие средства музыкальной выразительности помогли вам понять характер музыки?

(Танцевальный ритм, мажорный лад, быстрый темп, красивая мелодия).

Какой же это музыкальный жанр песни? Попробуем разгадать ребус.

Дети разгадывают ребус. Это – плясовая музыка.

У.А какую плясовую песню мы с вами знаем?

Исполнение русской народной песни: “Как у наших у ворот ”.

Вот и гости царя так плясали, что буря на море поднялась, корабли стали тонуть, люди гибнуть.

Водяной тогда подсказал Садко оборвать струны, тогда все утихнет. Так и сделал Садко. В награду за игру царь дал разрешение жениться на девице морской, красавице-Чернавушке. Принялись веселым пирком да за свадебку. А как пир кончился, сказала Чернава Садко: “Ложись-ка ты спать-почивать, да не о чем не думай”. Уснул Садко, а сквозь сон слышит мелодию. (Наиграть на фортепиано мелодию колыбельной песни.) Какой это музыкальный кит? (Песня.) Что же пела ему Чернавушка? Какую песню, что уснул Садко? (Это была колыбельная.)

Правильно. Как вы же это почувствовали?

Дети: музыка очень красивая, плавная, песенная, нежная, похожа на русскую народную песню. Есть распевы.

У.Попробуем исполнить и мы колыбельную песню. Да так, чтобы он на самом деле уснул. Разучивание мелодии и слов. Исполнение.

5. Вокально-хоровая работа. Исполнение. « Колыбельная» .

Вот теперь молодцы, действительно Садко уснул. А теперь я вам открою тайну, эту песню сочинил русский композитор Н.А.Римский-Корсаков. Жил он очень давно, но музыку его любят и слушают. Как вы думаете, почему?

Д.(Она добрая, красивая, волшебная)

У.Да, ребята, красота никогда не умирает, она остается вечной, поэтому ее воспевают в стихах, в песнях. О красоте есть даже песня.

Ребята, а ведь мы так и не узнали, чем же закончился сон Садко? Хотите узнать? Тогда слушайте: Пробудился он поутру, и глазам своим не верит, сидит он на крутом бережку реки Чернавы, там, где в Волхов-реку она впадает. А по Волхову бегут-поспешают его сорок кораблей с верною дружиной. Как вы думаете, ребята, почему Садко не смог остаться жить в море, ведь царь ему разрешил жениться на Чернавушке, он мог бы стать богатым.

Д.(В жизни так не бывает, Садко музыкант, живой человек, а Чернавушка сказочная героиня).

У.Да, ребята, вы правы. В искусстве должно быть все правдиво, как в жизни.

А живут эти замечательные герои в былинном сказе “Садко и Морской царь”

В былинах, как и в сказках, есть вымыслы. Но есть и доля правды. Садко действительно жил в Новгороде и построил там церковь в 1167 году. Он не был богатырем, но о нем сложили былину, т.к. сила его была подстать богатырской – это была сила искусства! А звали его Садко-гусляр за то,что он играл на волшебном древнем инстументе – ГУСЛИ.

Такие волшебные инструменты есть у всех народов нашей страны. И возникали они у всех в разное время. Такой же волшебный инструмент как гусли есть и у хакасского народа. Он помогал людям и в горе и в радости.



6.Вывод:

У.О чём вы сегодня узнали?Что запомнилось о былинном герое Садко.Назовите фамилию композитора.С каким инструментом познакомились?

Д. Садко был гусляром и мореплавателем.Н.А. Римский – Корсаков.С гуслями.


7.Домашнее задание:

Нарисовать инструмент гусли. Выучить слова песни весёлый музыкант.

8.Рефлексия:

У.В заключение урока оцените свои ответы.

На уроке мне было комфортно и всё понятно...

На уроке я немного затруднялся, не всё было понятно...

На уроке мне было трудно, ничего не понял…



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!