СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сага о братстве " Рапиры и розы"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие по истории средних веков для учащихся 6-7 классов. Сага о братстве «Рапиры и Розы» Можно использовать в работе  классным руководителям

 

 

Цель: воспитывать уважительное отношение к прекрасному полу

 

Задачи:  познакомить со структурой старинного замка, старинной одеждой  времён средневековья,  развивать познавательный интерес и умение дать самооценку и оценку нравственного поведения друг друга.

Оборудование:  костюмы или элементы костюмов эпохи средневековья, таблички, ободки на голове с именами рыцарей. Макет машины времени, рисунки.

  Ход праздника

Звучит музыка: За столом сидят два рассказчика, горят свечи, старинные книги лежат  на полках, на  столе.

1-й рассказчик: Готовясь к уроку истории, мы нашли в библиотеке старинную книгу с названием "Сага о братстве рыцарей, Рапиры и Розы". Сегодня приглашаем всех присутствующих мысленно, перенестись в эпоху средневековья.

Готовьтесь! Включаем машину времени. Раздается щелчок, звуки ма­шины /макет машины в зале/ , и на экране  интерактивной доски или на экране просто появляется средневековый замок.

1-й рассказчик:  Европейские замки в X в были деревянные и представляли собой двухэтажную деревянную башню. Когда феодал начинал войну против дру­гого феодала, он стремился сжечь вражеский замок. При начале осады защитники замка убивали скот, снимали с него шкуры и  ими накрывали башню, чтобы  врагам  было труднее сжечь замок. Замки из камня появились позже в конце XI вв. Италии и на юге Франции. На экране появляется замок.

Мрачные помещения  замков наводили томительную скуку на его обитателей, ибо каждый сидел в своем гнезде. Вот почему, как можно чаще сеньор пускался искать приключений: разил врагов, участвовал в турнирах ,  совершал подвиги ради возлюблиной.

Рассказчик показывает в зал,  где собрались одетые в  средневековые костюмы рыцари и дамы.

 Вот и сейчас, собравшись в зале, где блистают дамы, достойные рыцари хотят вступить в братство «Рапиры и Розы», чтобы  верно  служить даме сердца  и защищать её   честь.

На экране интерактивной доски появляются элементы мужской одежды рыцарей. Можно показать рисунки учащихся.

 Рыцари с  вниманием относились к своему облику.   Одежда подчёркивала силуэт рыцаря. Мужчины носили пурпуан - короткая стяжная куртка с застежкой-шнуровкой. Поверх пурпуана надевали узкое короткое котарди с застежкой спереди на пуговицы и декоративным поясом по бедрам.

 

2-й рассказчик.

В Х1У в. его заменяет жакет с рукавами расширенными и собранными по окату буфами. В области груди использовались ватные прокладки и валики на плечах для хорошей посадки и подчеркивания мужественности облика. Остроконечная обувь и высокий головной убор слегка конусообразной формы как бы вытягивали фигуру, она казалась не только далее высокой, но и подчеркнуто гибкой и ловкой. Облегающие короткие куртки позже стали носить со штанами-чулками из эластичного сукна, туго облегающими ноги, с остроносой обувью. Носовая часть, которой с Х1У в. становится утрированно длинной до 70 см, в зависимости от общественного положения ее владельца. Обувь тщательно подбирали к нарядной одежде: белую, пурпурную, из золоченой кожи с драгоценностями.

Элементом костюма была длинная накладная безрукавная одежда, одеваемая на котт или рыцарскую кольчугу. Нижнюю тунику шили из тонкого льняного полотна, остальные одежды из шерсти, шелка, парчи, бархата, который становится самой модной тканью. Большое разнообразие представляют головные уборы , причёски этого периода: капюшон, суконные и фетровые шляпы с конусообраз­ной туивей,  с полями и без полей. Прически длинные с локонами и короткие с челкой на лбу.

 

Ведущая: Женский костюм в X-ХII вв. начинается создание одежды облегающих форм. В стремлении подчеркнуть фигуру в костюме появляется узкий короткий жилет, его отделывают по краям галуном, вышивкой. Пояс, украшенный металлическими пластинками, располагают на бедрах. Верхней женской одеждой служит длинный плащ – мантия,  стягивающийся пряжками. В качестве подкладки плаща служила обычно ткань контрастного цвета , например, красный плащ на зеленой подкладке или мех горностая, бобра, в период позднего средневековья.

Прилегающий силуэт, покатные узкие плечи подчеркивают хрупкость и красоту женщины. Юбка сзади в ХУ в. удлиняется за счет шлейфа, который достигает нескольких метров длины. Остроугольное декольте отделывают воротниками шалевидной формы, сильно расширенными к плевам. Этот вырез часто закрывают вставкой из прозрачного шелка с вышивкой. Костюм дополнен конусообразным головным убором с вуалью, высота которого достигала 70 см..

 

 Слышны голоса, разговорная речь. Под музыку входит королева. Королева садится в кресло. В руках у нее свиток, вокруг, нее придворные дамы, около кресла маленькая подушка, на ней сидит шут. Рядом с королевой стоят два пажа. Пажи в беретах, белой рубашке. Рядом слуга, в руках у него молоток и предмет, в который он ударяет, как в гонг.

 Королева. Дамы и кавалеры, прошу всех садиться.  Прекрасные дамы,  взгляните на лица этих сеньоров, баранов, милордов, виконтов, герцогов, графов и грандов. Вы видете, какой ум светится в этих глазах, какая нежная душа бросает, отсвет на чело каждого, какая сила расправила их плечи. Воля их закалена, ум отточен, души созрели. Пробил час торжественного ритуала - принять вас в рыцарское братство: "Рапиры и Розы". По древнему обычаю слушаем похвальное слово о вас .

 Рыцари стоят за креслами, стульями, на которых сидят дамы.

Королева: Похвальное слово произнесут дамы чьи

кудри отсвечивают золотом восходящего солнца, и чьи глаза мерцают светом загадочных звезд, чьи улыбки светятся как первый луч солнца рождающегося дня.

 Удар в Гонг- дамы представляют рыцарей

1.Маркиз Бискор де Андрет -  защитник дамского сердца, любит сочинять оды для дамы сердца

2. Граф де Валуа Арсент. Внешность у этого рыцаря всегда пленяет наши сердца. О, какое изящество манер, какой чудный голосок, как он хорошо  поёт.

3.Барон де . О, какая тонкая душа у этого рыцаря, как он хорошо рисует. Какие мягкие у него глаза, какие пышные волосы, он – сама нежность и обояние.

4.Граф де Монфор. Как удивительно хорош. Какие тонкие у него черты лица, какая милая улыбка, он всегда готов помочь даме, сдержан и не любит скандалить, а как он виртуозно танцует.

5.Виконт де Вайнер. Один из умнейших наших рыцарей, он всегда готов помочь даме, он скромен и дипломатичен.

6. Виконт де Альба. Всегда приходит этот бесстрашный рыцарь  на выручку прекрасной даме.

7. Герцог де Конда. Тихий, печальный спокойный, он постоянно дарит внимание только одной даме, сидящей впереди его в зале.

8.Герцог Анри де Роланд. Какое благородство светятся на  челе, какая сдержанность и скромность, как он умеет одинаково хорошо говорить и слушать.

9. Барон   де Сент – Ананд.   Большой любитель игры в шахматы и техники. Думает над проектом, который в будущем осуществит связь между всеми нашими замками.

Королева. Сейчас по нашему древнему обычаю,  дама сердца одного  из наших рыцарей огласит устав рыцарского ордена "рапиры и розы".

 

Дама читает устав.     Рыцарь!!!

1.Не пятнай свою честь, говоря худо о женщине!

2.Не опуская свою рапиру перед опасностью.

3.Помни, что сила без доброты страшна, а доброта без силы беспомощна.

4.Будь общителен и снисходителен в обществе дам.

5.Умей принять чужую вину на себя и всегда признать свою.

6.Помни, что никакие невзгоды не должны лишать нас твоей защиты.

8.Пригласить на танец любую даму, не обидевшись в случае отказа.

 9. Умей  смолчать, когда слышишь справедливую критику в свой адрес, и стыдись своего  молчания, когда твой голос может стать рещающим.

 

Королева. Сеньоры, принимаете ли вы этот устав?

Рыцари отвечают хором: "да".

 Королева. Согласны ли вы принять участие в испытании-конкурсе "служение даме". Рыцари Согласны

 Конкурсы:

1).Попробуйте ответить лаконично, остроумно, находчиво:

а/ откуда берутся мысли?

б/ не место красит замок, а...

в/ если вы за едой нечаянно проглотите свою вилку или прольете , на платье

 2) « Перетягивание на руках»

 3)»Подари даме цветы и скажи комплименты».

 Королева и дамы после всех конкурсов называет тех, кто зачислен в братство "Рыцари и Розы", не называя открыто сколько у каждого баллов. Перед  конкурсами нужно повторить условия:  принят, будет тот, у кого будет от 10 до 15 баллов.

 

Королева. Сеньоры, приготовьтесь к принятию торжественной присяги. Встаньте и повторите клятву за дамой хором.

 «Я, верноподданный ее величества, вступая в рыцарский орден «Рапиры и Розы» моей королеве, прекрасной даме, будущих братьев по ордену, клянусь никогда и ни при каких обстоятельствах не ронять высокого звания рыцаря;  всегда быть готовым защищать честь королевы и дамы моего сердца; быть верным законам рыцарского братства, не оставлять в беде товарищей по ордену, не сорить остатками трапезы в зале, замке, не употреблять вульгарных слов в присутствии дам. Если же я нарушу эту священную клятву, пусть меня покарает презрение прекрасных дам, и отлучение от их внимания и ордена».

 

 Давшие клятву подходят к королеве, преклоняя колено. Одна из дам сердца набрасывает красный плащ-накидку на плечи. Один из членов братства «Рапиры и Розы» обнаженным клинком ударяет плашмя по спине, будущего члена братства.

Королева поздравляет собравшихся, и приглашает всех в танцевальный зал. Девочки откровенно говорят мальчикам, кого из посвященных в рыцари они считают действительно рыцарем и почему. Мальчики в знак признания поднимают забрало. Хорошо, конечно, что мнение мальчиков и девочек совпало. В заключении объявляется белый танец.  Председатель жюри вручает призы за лучшие костюмы. Учитель может выставить оценки в дневник и журнал по истории. Если среди участников имеются именинники, то их можно поздравить и вручить подарки, сделанные своими руками.

 

Используемая литература.

Ванштейн О.В. История средних веков, Соцэкгиз 1958.

Семенов В.Ф. История средних веков, Угпедгиз,1949 часть 1.

Сочинения учащихся о своих одноклассниках.