СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Салтыков-Щедрин "Премудрый пискарь"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок направлен на развитие диалогической и монологической речи,на формирование  навыка работы с художественным текстом

Просмотр содержимого документа
«Салтыков-Щедрин "Премудрый пискарь"»

УРОК №

Тема: М. Е. Салтыков - Щедрин. Слово о писателе. Сказка «Премудрый пискарь»

Цель: формирование ключевых компетенций: критической, информационной, коммуникативной, речевой через работу с художественным текстом.

Задачи:

Образовательная: выявить авторскую позицию в сказке «Премудрый пискарь», идейно-художественное своеобразие произведения; формировать навык работы с художественным текстом.

Развивающая: формировать умение решать возникшие проблемы и самостоятельно искать ответы на вопросы «здесь и сейчас»; развивать диалогическую и монологическую речь; развивать интерес к классической литературе, творчеству М.Е. Салтыкова-Щедрина, эстетический вкус; формировать нравственные качества обучающихся: ответственность за выбор жизненной позиции.

Воспитательная: осмыслить на новом для обучающихся уровне понятия «честь» в сопоставлении с собственными представлениями и представлениями литературных героев; формирование коммуникативных навыков, умения работать в коллективе и микроколлективе.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: тексты сказки; портрет М.Е. Салтыкова-Щедрина, карточки с заданиями по группам, раздаточный материал с пословицами для учащихся

I. Организационный момент. Сообщение темы.

II. Вступительное слово преподавателя.

Сегодня мы с вами попытаемся проникнуть в творческую лабораторию Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина, чьё творчество относят к числу особо сложных.

Итак, сегодня каждый из присутствующих сможет сформировать собственное представление о великом мастере слова.

III. Подготовка к усвоению новых знаний.

Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина чрезвычайно многообразно. Но среди огромного наследия сатирика едва ли не наибольшей популярностью пользуются его сказки. Форму народной сказки использовали многие писатели до Щедрина. Литературные сказки, написанные в стихах или прозе, воссоздавали мир народной поэзии, а иногда заключали в себе и сатирические элементы. Форма сказки отвечала задачам писателя, потому что она была доступна, близка простому народу, и потому, что сказке искони присущи дидактизм и сатирическая направленность, сатирик обратился к этому жанру и из-за цензурных преследований. Сказки Салтыкова-Щедрина в миниатюре содержат в себе проблемы и образы всего творчества великого сатирика. Из 32 сказок 29 были написаны в последнее десятилетие его жизни (с 1882 по 1886 г.), и лишь три сказки были созданы в 1869 г.

Сказки – это итог сорокалетней деятельности писателя, итог всего его творческого пути. В них сплетается комическое и трагическое, сочетаются фантастика с реальностью, широко используется гипербола, гротеск, эзопов язык. В сказках мы встречаем героев его эпохи

О чем сказки Щедрина? (Много политических терминов, то есть эти сказки связаны с политикой, жизнью общества, вопросами этики, морали человеческого общежития).

IV. Работа над литературными терминами.

САРКАЗМ – едкая язвительная насмешка, с откровенно обличительным, сатирическим смыслом. Сарказм – разновидность иронии.

ИРОНИЯ – отрицательная оценка предмета или явления через его осмеяние. Комический эффект достигается тем, что истинный смысл события замаскирован.

ГРОТЕСК – изображение действительности в преувеличенном, уродливо-комическом виде, переплетение реального и фантастического.

ГИПЕРБОЛА – намеренное преувеличение.

V. Исторический и литературоведческий анализ художественного текста: жанр, отвечающий времени.

- Что такое сказка? Что побудило Салтыкова-Щедрина создавать жанр сказки?

Предполагаемый ответ: Сказка была понятна и близка простому народу. К ней обратился писатель, чтобы обмануть бдительность цензуры, ведь сказки создавались в эпоху жесточайшей реакции. Каждая сказка Салтыкова-Щедрина посвящена определенному общественному явлению.

-Когда написаны сказки Салтыковым-Щедриным?

-Какое это было время? (время «страшной эпохи». Почему «страшной»?)

Страшнее всего, считал Салтыков-Щедрин, малодушие, овладевшее настроениями некоторой части русской интеллигенции. В эту мрачную пору писатель-сатирик берется напомнить своим современникам о человеческом достоинстве, о чести и стыде, о мудрости истинной и мнимой.

Эти категории вечны. Разговор о них актуален и в настоящий момент.

VI. Самостоятельный анализ художественного текста сказки

“Премудрый пискарь” 1883 год.

Раскрыть следующие вопросы:

– История создания.

(Время написания и публикации сказки- трудная пора реакции и террора в стране, после удавшегося покушения народовольцев на царя Александра II. В нравственную среду жизни проникают подозрительность, недоверие, равнодушие, трусость. В эту пору сатирик и берется своей сказкой “Премудрый пискарь” напомнить современникам о человеческом достоинстве, о чести и стыде, о мудрости, истинной и мнимой).

– Краткий пересказ.

– Как вы понимаете смысл заглавия сказки “Премудрый пискарь”?

(Премудрый – синонимы умный, рассудительный. Смысл, который вкладывает писатель в слово “премудрый”, бесспорно, ироничный. Учитель знакомит ребят с понятием “анафриз” – языковое явление, при котором слово употребляется в противоположном значении.)

– Какова жизненная позиция пескаря? Над какими пороками размышляет автор?

(Перед нами предстает образ до смерти перепуганного обывателя, “остолопа, который не ест, не пьет, никого не видит, ни с кем хлеба-соли не водит, а все только распостылую свою жизнь бережет”. Щедрин исследует в этой сказке вопрос: а в чем смысл и назначение жизни человека? Премудрый пескарь стал олицетворением бескрылой и пошлой обывательщины. Писатель напомнил современникам о цене человеческой жизни, о ее смысле, о человеческом достоинстве, о мужестве и чести)

Работа в группах

-Какими пословицами можно выразить жизненную позицию пескаря?Задание: прочитайте пословицы, какие их них выражают жизненную позицию пескаря? Отметьте (затем озвучиваем)

Карточка № 1 . Пословицы

1. Хочешь жить – умей вертеться.

2. Моя хата с краю.

3. Иди вперед, а оглядывайся назад.

4. Берегись бед, пока их нет.

5. Живи ни шатко, ни валко, ни на сторону.

6. Береги себя пуще глазу.

7. Бесстрашному счастье помогает.

8. Жизнь не ждёт – проходит.

Карточка №2. Пословицы

1. Будь ниже травы, тише воды.

2. Голова не карниз, не приставишь.

3. Не разжевав, вкусу не узнаешь.

4. Глупец и на родине в плен попадает.

5. Все родятся людьми, да не все ведут себя по человечески.

6. Важно, не сколько долго, а сколько хорошо ты прожил.

7. Уши выше лба не растут.

8. С сильным не борись.

VII. Итог урока. Вывод.

Салтыков-Щедрин создал новый, оригинальный жанр политической сказки.

Идейно-тематическое содержание сказок: обличение самодержавия, обличение господствующего класса, обличение бездеятельных либералов и обывателей, показ положения угнетенного народа.

В сказках Салтыкова-Щедрина соединились три плана повествования: сказочный, реально-исторический, бытовой. Сатирик использует традиционные сказочные формулы, но за типично сказочным началом следует неожиданно уточнение, содержащее конкретно-исторический намек. Писатель искусно использует в своих сказках сатирические приемы – гротеск, гиперболу, сарказм, соединение разных стилевых планов в одном произведении. Сказки, наполненные глубоким философским содержанием, объединены в особый цикл аллегорических сказок. Писатель не развлекает читателя, а преподносит ему нравственный урок.

VIII. Рефлексия.

-Что вы узнали о сказках Салтыкова-Щедрина (составляем схему)

Работа с таблицей. Узнали ли вы то, что хотели узнать?

«V» – уже знал;
«–» – думал иначе;
«+» – новое;
«?» – не понял, есть вопросы).



Домашнее задание. Прочитать повесть «По­весть о том, как один мужик двух генералов прокормил»(всем)

Подберите пословицы к данной сказке. (средние и слабые уч-и)

Заполнить таблицу «Если бы…» (сильные уч-и)

Если бы пескарь не послушал совета своего отца, то..

Если бы пескарь не был трусом, то…

Если бы пескарь вылез из своей норы и проплыл по реке, то…

Если бы у пескаря были друзья, то…