УРОК №
Тема: М. Е. Салтыков - Щедрин. Слово о писателе. Сказка «Премудрый пискарь»
Цель: формирование ключевых компетенций: критической, информационной, коммуникативной, речевой через работу с художественным текстом.
Задачи:
Образовательная: выявить авторскую позицию в сказке «Премудрый пискарь», идейно-художественное своеобразие произведения; формировать навык работы с художественным текстом.
Развивающая: формировать умение решать возникшие проблемы и самостоятельно искать ответы на вопросы «здесь и сейчас»; развивать диалогическую и монологическую речь; развивать интерес к классической литературе, творчеству М.Е. Салтыкова-Щедрина, эстетический вкус; формировать нравственные качества обучающихся: ответственность за выбор жизненной позиции.
Воспитательная: осмыслить на новом для обучающихся уровне понятия «честь» в сопоставлении с собственными представлениями и представлениями литературных героев; формирование коммуникативных навыков, умения работать в коллективе и микроколлективе.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: тексты сказки; портрет М.Е. Салтыкова-Щедрина, карточки с заданиями по группам, раздаточный материал с пословицами для учащихся
I. Организационный момент. Сообщение темы.
II. Вступительное слово преподавателя.
Сегодня мы с вами попытаемся проникнуть в творческую лабораторию Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина, чьё творчество относят к числу особо сложных.
Итак, сегодня каждый из присутствующих сможет сформировать собственное представление о великом мастере слова.
III. Подготовка к усвоению новых знаний.
Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина чрезвычайно многообразно. Но среди огромного наследия сатирика едва ли не наибольшей популярностью пользуются его сказки. Форму народной сказки использовали многие писатели до Щедрина. Литературные сказки, написанные в стихах или прозе, воссоздавали мир народной поэзии, а иногда заключали в себе и сатирические элементы. Форма сказки отвечала задачам писателя, потому что она была доступна, близка простому народу, и потому, что сказке искони присущи дидактизм и сатирическая направленность, сатирик обратился к этому жанру и из-за цензурных преследований. Сказки Салтыкова-Щедрина в миниатюре содержат в себе проблемы и образы всего творчества великого сатирика. Из 32 сказок 29 были написаны в последнее десятилетие его жизни (с 1882 по 1886 г.), и лишь три сказки были созданы в 1869 г.
Сказки – это итог сорокалетней деятельности писателя, итог всего его творческого пути. В них сплетается комическое и трагическое, сочетаются фантастика с реальностью, широко используется гипербола, гротеск, эзопов язык. В сказках мы встречаем героев его эпохи
О чем сказки Щедрина? (Много политических терминов, то есть эти сказки связаны с политикой, жизнью общества, вопросами этики, морали человеческого общежития).
IV. Работа над литературными терминами.
САРКАЗМ – едкая язвительная насмешка, с откровенно обличительным, сатирическим смыслом. Сарказм – разновидность иронии.
ИРОНИЯ – отрицательная оценка предмета или явления через его осмеяние. Комический эффект достигается тем, что истинный смысл события замаскирован.
ГРОТЕСК – изображение действительности в преувеличенном, уродливо-комическом виде, переплетение реального и фантастического.
ГИПЕРБОЛА – намеренное преувеличение.
V. Исторический и литературоведческий анализ художественного текста: жанр, отвечающий времени.
- Что такое сказка? Что побудило Салтыкова-Щедрина создавать жанр сказки?
Предполагаемый ответ: Сказка была понятна и близка простому народу. К ней обратился писатель, чтобы обмануть бдительность цензуры, ведь сказки создавались в эпоху жесточайшей реакции. Каждая сказка Салтыкова-Щедрина посвящена определенному общественному явлению.
-Когда написаны сказки Салтыковым-Щедриным?
-Какое это было время? (время «страшной эпохи». Почему «страшной»?)
Страшнее всего, считал Салтыков-Щедрин, малодушие, овладевшее настроениями некоторой части русской интеллигенции. В эту мрачную пору писатель-сатирик берется напомнить своим современникам о человеческом достоинстве, о чести и стыде, о мудрости истинной и мнимой.
Эти категории вечны. Разговор о них актуален и в настоящий момент.
VI. Самостоятельный анализ художественного текста сказки
“Премудрый пискарь” 1883 год.
Раскрыть следующие вопросы:
– История создания.
(Время написания и публикации сказки- трудная пора реакции и террора в стране, после удавшегося покушения народовольцев на царя Александра II. В нравственную среду жизни проникают подозрительность, недоверие, равнодушие, трусость. В эту пору сатирик и берется своей сказкой “Премудрый пискарь” напомнить современникам о человеческом достоинстве, о чести и стыде, о мудрости, истинной и мнимой).
– Краткий пересказ.
– Как вы понимаете смысл заглавия сказки “Премудрый пискарь”?
(Премудрый – синонимы умный, рассудительный. Смысл, который вкладывает писатель в слово “премудрый”, бесспорно, ироничный. Учитель знакомит ребят с понятием “анафриз” – языковое явление, при котором слово употребляется в противоположном значении.)
– Какова жизненная позиция пескаря? Над какими пороками размышляет автор?
(Перед нами предстает образ до смерти перепуганного обывателя, “остолопа, который не ест, не пьет, никого не видит, ни с кем хлеба-соли не водит, а все только распостылую свою жизнь бережет”. Щедрин исследует в этой сказке вопрос: а в чем смысл и назначение жизни человека? Премудрый пескарь стал олицетворением бескрылой и пошлой обывательщины. Писатель напомнил современникам о цене человеческой жизни, о ее смысле, о человеческом достоинстве, о мужестве и чести)
Работа в группах
-Какими пословицами можно выразить жизненную позицию пескаря?Задание: прочитайте пословицы, какие их них выражают жизненную позицию пескаря? Отметьте (затем озвучиваем)
Карточка № 1 . Пословицы
1. Хочешь жить – умей вертеться.
2. Моя хата с краю.
3. Иди вперед, а оглядывайся назад.
4. Берегись бед, пока их нет.
5. Живи ни шатко, ни валко, ни на сторону.
6. Береги себя пуще глазу.
7. Бесстрашному счастье помогает.
8. Жизнь не ждёт – проходит.
Карточка №2. Пословицы
1. Будь ниже травы, тише воды.
2. Голова не карниз, не приставишь.
3. Не разжевав, вкусу не узнаешь.
4. Глупец и на родине в плен попадает.
5. Все родятся людьми, да не все ведут себя по человечески.
6. Важно, не сколько долго, а сколько хорошо ты прожил.
7. Уши выше лба не растут.
8. С сильным не борись.
VII. Итог урока. Вывод.
Салтыков-Щедрин создал новый, оригинальный жанр политической сказки.
Идейно-тематическое содержание сказок: обличение самодержавия, обличение господствующего класса, обличение бездеятельных либералов и обывателей, показ положения угнетенного народа.
В сказках Салтыкова-Щедрина соединились три плана повествования: сказочный, реально-исторический, бытовой. Сатирик использует традиционные сказочные формулы, но за типично сказочным началом следует неожиданно уточнение, содержащее конкретно-исторический намек. Писатель искусно использует в своих сказках сатирические приемы – гротеск, гиперболу, сарказм, соединение разных стилевых планов в одном произведении. Сказки, наполненные глубоким философским содержанием, объединены в особый цикл аллегорических сказок. Писатель не развлекает читателя, а преподносит ему нравственный урок.
VIII. Рефлексия.
-Что вы узнали о сказках Салтыкова-Щедрина (составляем схему)
Работа с таблицей. Узнали ли вы то, что хотели узнать?
«V» – уже знал;
«–» – думал иначе;
«+» – новое;
«?» – не понял, есть вопросы).
Домашнее задание. Прочитать повесть «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»(всем)
Подберите пословицы к данной сказке. (средние и слабые уч-и)
Заполнить таблицу «Если бы…» (сильные уч-и)
Если бы пескарь не послушал совета своего отца, то..
Если бы пескарь не был трусом, то…
Если бы пескарь вылез из своей норы и проплыл по реке, то…
Если бы у пескаря были друзья, то…