СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 17.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Салтыков-Щедрин. Урок внеклассного чтения

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уроки внеклассного чтения для нас очень важны. Знакомясь со сказками Салтыкова-Щедрина, я разделила класс на три группы. это позволило организовать творческую и исследовательскую работу на уроке.

Просмотр содержимого документа
«урок7 кл»


Тема урока: М.Е.Салтыков-Щедрин. Сказки «Дикий помещик», «Премудрый пескарь», «Коняга»


Цель: показать обличающий характер сказок С-Щедрина; проследить отличие авторских сказок от народных.


Тип урока: внеклассное чтение.


Оборудование: проектор, экран, раздаточный материал, сказки Салтыкова-Щедрина, музыка, конверт для творческого задания, таблица


Ход урока

  1. (музыка в гостях у сказки) СЛАЙД 1

Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. Эти слова принадлежат Александру Сергеевичу Пушкину. А я бы эти слова перефразировала так: «Сказка Ложь, да в ней - Намек, Кто познает - тем Урок».

СЛАЙД 2. Посмотрите, пожалуйста, на этот коллаж, иллюстрации каких сказок вы здесь видите? Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на нашем уроке внеклассного чтения? Как называется сборник этих сказок? Почему у этого сборника такое необычное название? Кто они – дети изрядного возраста? (1 мин.30 сек.)

2. Тема нашего урока «Сказки Салтыкова Щедрина. «Дикий помещик», «Премудрый пескарь», «Коняга». На предыдущих уроках мы подробно познакомились со сказкой «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Какие пороки общества обличает здесь писатель? Сегодня же мы не только познакомимся с сюжетом сказок, но и также постараемся определить их идейный замысел, выделим отличительные черты сказок Салтыкова –Щедрина от сказок народных. (1 мин)


3. А начнем мы свой урок с теста, где проверим, как внимательно вы прочитали сказку о двух генералах. ТЕСТ «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». (2 мин.30 сек) - 5 мин


4. Проверка домашнего задания. Дома вы должны были прочитать три сказки «Коняга», «Дикий помещик» и «Премудрый пескарь». Именно так мы сегодня разделились на уроке. Каждая группа должна была внимательно прочитать свою сказку, чтобы отметить на три моих вопроса к каждой сказке. Отвечать имеет право каждый член группы один раз, там самым , давая возможность ответить каждому.

«Дикий помещик»

  1. Помещик однажды прочитал газету «Весть», где было написано слово, прочитав которое, он воскликнул, что оно золотое! Какое слово прочитал помещик? (Старайся!)

  2. Очень жестокий был помещик, и взмолился народ. Услышал эту молитву сам БОГ, и выполнил их просьбу. О чем молился бедный народ? (Господи! легче нам пропасть и с детьми с малыми, нежели всю жизнь так маяться!)

  3. Заканчивается сказка вопросом: «Что же сделалось с помещиком?». Ответьте мне, дети. (На это я могу сказать, что хотя и с большим трудом, но и его изловили. Изловивши, сейчас же высморкали, вымыли и обстригли ногти. Затем капитан-исправник сделал ему надлежащее внушение, отобрал газету "Весть")

«Коняга»

  1. Почему сказка имеет такое название?

  2. Кто такой Пустопляс?

  3. Можно ли сказать, что Коняга и Мужик – похожие персонажи. Почему?

«Премудрый пескарь»

  1. Какой урок намотал себе сын-пескарь, слушая рассказы о своей жизни от отца?

  2. Сколько лет прожил пескарь, сидя в своей норке?

  3. Почему же пескаря автор назвал ПРЕМУДРЫМ?

Какой же урок вы извлекли из своих сказок? (отвечают по очереди)

(7 мин.) 12мин


5. Исследовательская работа.

Мы с вами, разбирая «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», нашли те обороты речи и средства выразительности, которые автор заимствовал из народных сказок. Перед вами тексты ваших сказок. Найдите эти черты в них, заполнив таблицу:

  1. Зачин

  2. Фольклорные выражения

  3. Народная лексика

  4. Сказочные персонажи

  5. Концовка

(9 минут) 21мин


6. Работа с таблицей СЛАЙД 4 (5 минут) 26 мин


7. Творческая работа. А теперь я предлагаю вам выступить в роли редакторов детского издательства. В конвертах у вас лежат все необходимые материалы. На одной из страниц вы должны разместить рекламу. А что такое реклама? В этом нам поможет словарь иностранных терминов

СЛАЙД 5. Рекла́ма (от лат. reclamare — «утверждать, выкрикивать, протестовать». С целью привлечения внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему.

Защита рекламируемых работ. – 7 минут. 33 мин


8. Слайд 6-9. Итог урока. Вы замечательно работали на нашем уроке, провели исследовательскую работу, выпустили рекламные буклеты к сказкам Салтыкова-Щедрина. Чему же учат нас его сказки.

9. Подарком станет просмотр фрагмента мультфильма «Премудрый пескарь». (10 мин) 43 мин

10. рефлексия (2 мин.) слайд 10 45 мин








































Задание

«Премудрый пескарь»

Зачин





Фольклорные выражения







Народная лексика





Сказочные персонажи




Концовка





Задание

«Коняга»

Зачин





Фольклорные выражения







Народная лексика




Сказочные персонажи





Концовка





Задание

«Дикий помещик»

Зачин





Фольклорные выражения







Народная лексика




Сказочные персонажи





Концовка



























Просмотр содержимого презентации
«урок 7t»

Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок Урок  литературы в 7 классе по сказкам М.Е. Салтыкова-Щедрина Подготовила Белозерских Н.А.

Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок

Урок литературы в 7 классе по сказкам

М.Е. Салтыкова-Щедрина

Подготовила

Белозерских Н.А.

М.Е.Салтыков-Щедрин. Сказки «Коняга», «Дикий помещик», «Премудрый пескарь»

М.Е.Салтыков-Щедрин. Сказки «Коняга», «Дикий помещик», «Премудрый пескарь»

Какое слово прочитал помещик в газете «Весть»? О чем молился бедный народ? Что же сделалось с помещиком в конце сказки?
  • Какое слово прочитал помещик в газете «Весть»?
  • О чем молился бедный народ?
  • Что же сделалось с помещиком в конце сказки?
Почему сказка имеет такое название? Кто такой пустопляс? Можно ли предположить, что Коняга и мужик похожие персонажи?
  • Почему сказка имеет такое название?
  • Кто такой пустопляс?
  • Можно ли предположить, что Коняга и мужик похожие персонажи?
Какой урок намотал себе сын-пескарь, слушая рассказы о своей жизни от отца? Сколько лет прожил пескарь, сидя в своей норке? Почему же пескаря автор назвал ПРЕМУДРЫМ?
  • Какой урок намотал себе сын-пескарь, слушая рассказы о своей жизни от отца?
  • Сколько лет прожил пескарь, сидя в своей норке?
  • Почему же пескаря автор назвал ПРЕМУДРЫМ?
Задание Сказки М.Салтыкова-Щедрина Зачин Фольклорные выражения Народная лексика Сказочные персонажи Концовка

Задание

Сказки М.Салтыкова-Щедрина

Зачин

Фольклорные выражения

Народная лексика

Сказочные персонажи

Концовка

Сказки Салтыкова-Щедрина Сказки русского народа Общие черты Зачин сказочный сюжет фольклорные выражения народная лексика сказочные персонажи концовка Отличительные черты сатира сарказм смешение категорий добра и зла нет положительного героя уподобление человека животному юмор гипербола победа добра над злом положительный герой очеловечивание животных

Сказки

Салтыкова-Щедрина

Сказки русского народа

Общие черты

Зачин

сказочный сюжет

фольклорные выражения

народная лексика

сказочные персонажи

концовка

Отличительные черты

сатира

сарказм

смешение категорий добра и зла

нет положительного героя

уподобление человека животному

юмор

гипербола

победа добра над злом

положительный герой

очеловечивание животных

Рекла́ма (от лат.   reclamare  — «утверждать, выкрикивать, протестовать»), с целью привлечения внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему.

Рекла́ма (от лат.   reclamare  — «утверждать, выкрикивать, протестовать»), с целью привлечения внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему.

Создание рекламных буклетов

Создание рекламных буклетов

Писатель по существу создал новый жанр — политическую сказку . Жизнь русского общества второй половины XIX века запечатлелась в богатейшей галерее персонажей.

Писатель по существу создал новый жанр — политическую сказку . Жизнь русского общества второй половины XIX века запечатлелась в богатейшей галерее персонажей.

Сказка “Дикий помещик”. Если генералы из предыдущей сказки оказались на необитаемом острове по воле судьбы, то помещик из этой истории все время мечтал избавиться от несносных мужиков, от которых идет дурной, холопий запах. Поэтому столбовой дворянин Урус-Кучум-Кильдибаев всячески притесняет мужиков. И вот мужицкий мир исчез. И что же? Через некоторое время “весь он оброс волосами... а когти у него сделались железными”. Помещик одичал, потому что без мужика он не способен даже обслужить себя.

Сказка “Дикий помещик”. Если генералы из предыдущей сказки оказались на необитаемом острове по воле судьбы, то помещик из этой истории все время мечтал избавиться от несносных мужиков, от которых идет дурной, холопий запах. Поэтому столбовой дворянин Урус-Кучум-Кильдибаев всячески притесняет мужиков. И вот мужицкий мир исчез. И что же? Через некоторое время “весь он оброс волосами... а когти у него сделались железными”. Помещик одичал, потому что без мужика он не способен даже обслужить себя.

Глубокая вера Салтыкова-Щедрина в скрытые силы народа видна в сказке “Коняга”. Замученная крестьянская кляча поражает своей выносливостью и жизненной силой. Все ее существование заключается в бесконечной тяжелой работе, а тем временем сытые пустоплясы в теплом стойле удивляются ее выносливости, много рассуждают о ее мудрости, трудолюбии, здравомыслии. Скорее всего, в этой сказке Салтыкова-Щедрина подразумевается под пустоплясами интеллигенция, которая переливала из пустого в порожнее рассуждения о русском мужике, о судьбе русского народа. Очевидно, что в образе Коняги отражен крестьянин-труженик .

Глубокая вера Салтыкова-Щедрина в скрытые силы народа видна в сказке “Коняга”. Замученная крестьянская кляча поражает своей выносливостью и жизненной силой. Все ее существование заключается в бесконечной тяжелой работе, а тем временем сытые пустоплясы в теплом стойле удивляются ее выносливости, много рассуждают о ее мудрости, трудолюбии, здравомыслии. Скорее всего, в этой сказке Салтыкова-Щедрина подразумевается под пустоплясами интеллигенция, которая переливала из пустого в порожнее рассуждения о русском мужике, о судьбе русского народа. Очевидно, что в образе Коняги отражен крестьянин-труженик .

Почти во всех сказках образ народа-мужика обрисован Щедриным с любовью, дышит несокрушимой мощью, благородством. Мужик честен, прям, добр, необычайно сметлив и умен. Он все может: достать пищу, сшить одежду; он покоряет стихийные силы природы, шутя переплывает

Почти во всех сказках образ народа-мужика обрисован Щедриным с любовью, дышит несокрушимой мощью, благородством. Мужик честен, прям, добр, необычайно сметлив и умен. Он все может: достать пищу, сшить одежду; он покоряет стихийные силы природы, шутя переплывает "океан-море". И к поработителям своим мужик относится насмешливо, не теряя чувства собственного достоинства.


    Скачать

    Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

    Вебинар для учителей

    Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

    Поделитесь с друзьями
    ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс