СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Самая лучшая награда для учителя -улыбка ученика.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Самая лучшая награда для учителя -улыбка ученика.»



Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Новопоселковая сош»


План конспект урока литературы


(урок проведен по графику открытых уроков)


8 «Б» класс



Подготовила:

учитель русского языка и литературы

Абдулмуминова И.К.








Конспект урока по литературе в 8 классе

Тема: М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. Воплощение исторической темы.

Цель урока:

  • Расширить знания о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова, о роли Кавказа в его жизни и об отношении к истории.

  • Учиться работать с литературно-критическими материалами.

  • Совершенствовать навыки выразительного чтения наизусть.

  • Воспитывать эстетическое восприятие (через живопись, художественное слово.)

Познавательные УУД : расширить знания учащихся о биографии поэта.

Коммуникативные УУД: развитие речи и творческого мышления обучающихся, формирование коммуникативной компетентности .

Личностные УУД: умение быстро и слаженно работать в группе, самоконтроль, развивать художественно-творческие и познавательные способности, строить монологическое доказательное высказывание.

Регулятивные: формирование способности принимать учебную цель и задачи, планировать их реализацию, прогнозировать.

Оборудование: портреты М.Ю. Лермонтова, презентация по теме:

«Жизненный и творческий путь М.Ю.Лермонтова», репродукции картин Лермонтова.

Ход урока:

Эпиграф:

Ни в одной литературе мира не бывало такого !

Гибнет величайший поэт страны. И в тот же час

Является на смену другой, которому суждено стать

Приемником гения в осиротевшей литературе.

И. Андроников



  1. Организационный момент (организация занятий; мотивация учебной деятельности)

- Прочитайте, пожалуйста, эпиграф к уроку.

Найдите ключевые слова.

- О ком же сегодня пойдет речь на уроке?

  1. Актуализация знаний (формирование уч-ся темы урока, постановление цели)

На предыдущем уроке мы закончили изучение творчества А.С. Пушкина, но с его именем и произведениями мы встретимся еще неоднократно. А сегодня у нас встреча с яркой звездой на небосклоне нашей поэзии М.Ю. Лермонтовым.

(учащиеся записывают тему и эпиграф в тетрадь: М.Ю. Лермонтов (1814-1841) Слово о поэте.

10.02.1837 года Пушкин был смертельно ранен на дуэли. И практически сразу же по городу разнеслись гневные и трагические строки из стихотворения «Смерть поэта». Это стихотворение принадлежит молодому человеку, еще мало известному, но завоевавшему российского читателя мгновенно. Россия обрела нового гениального поэта – М.Ю. Лермонтова. В.Г. Белинский писал: «Пушкин умер не без наследников».

- Что для вас значит Лермонтов?

- Какие строки из его произведения вы помните наизусть?

  1. Расширение и углубление знаний по теме



Проверка домашнего задания



- Рассказ о жизни М.Ю. Лермонтова (презентация)

- стихотворение «Нет, я не Байрон…»

- Лермонтов в воспоминаниях современников

- стихотворение о Лермонтове

- Историзм в творчестве Лермонтова.

Писатель 20 века Наровчатов писал: «Каждый заново для себя открывает Лермонтова. Гений его настолько всеобъемлющ и многогранен, что эти открытия будут продолжаться без конца».

План статьи «Историзм Лермонтова»

- Понимание Лермонтовым историзма.

- Взгляд на историю как на арену борьбы свободы и тирании, добра и зла.

-Изменение взгляда на историю как на роковую власть обстоятельств, мешающих торжеству личной свободы и независимости.

- Пример исторического конфликта между устоями патриархальной морали и произволом власти в «Песне про купца Калашникова…»

- Историческое патриотическое чувство русских людей, изображенное в стихотворении «Бородино».

- Истинный историзм М.Ю. Лермонтова.

«Бородино»

1812 г. Отечественная война России с французской армией Наполеона

К теме Отечественной войны 1812 г. Поэт обращается с тем, чтобы найти в прошедшем идеалы, чтобы показать как изменилось «Нынешнее племя»;

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»;

ХV1 век, время царствования Ивана Грозного, время опричнины.

В древнерусской старине Лермонтова интересуют вечные проблему: проблемы чести и достоинства человека; власти и народа, личной воли и традиционной общественной морали.

  • Прочитайте статью В. Коровина «М.Ю. Лермонтов» стр. 228-230

Попробуйте выделить особенности историзма Лермонтова, которые приводит автор статьи.





Особенности историзма Лермонтова.

Историзм как совокупность признаком определяющих национальное своеобразие (учитывается климат, верования, язык, обычаи)



История представляет собой арену борьбы свободы и тирании, добра и зла.

Проникновение мыслью о роковой предначертанной событий, Божьей воли, о власти обстоятельства.

Лермонтов дает понять, что движение истории зависит не только от усилий личности, но и от неясных, таинственных обстоятельств, которые управляют личностью.

Историзм Лермонтова становится глубже. («Песня про купца Калашникова…» )

Был период в творчестве Лермонтова, когда герои, взятые из истории, являются носителями современного Лермонтова сознания.

Изображение героев изменилось. Теперь герои думали и говорили так, как они могли думать и говорить в те годы, когда они жили и действовали.

Тема Родины. Родина представлялась Лермонтова страной для жизни богатырей. Поэт видел и другую сторону: печаль, бедность, скромный быт. Особое понимание России.

- Меняется ли взгляд Лермонтова на ход истории? (Да. Взгляд Лермонтова меняется на ход истории, становится глубже, поясняется, герои становятся носителями сознания своей эпохи).





Работа в группах:

- Сейчас мы должны составить «психологический портрет» молодого М.Ю. Лермонтова. (Класс делится на группы и каждой группе дается листок со списком слов, из которых одна команда должна выбрать слова, характеризующие его со стороны душевного состояния, а другая – со стороны его способностей. Эти слова надо написать на доске- по одному человеку из команды: талант, грусть, фантазия, печаль, одаренность, одиночество, веселье, радость, бездарность, гениальность, тоска)

Посмотрим какой же у нас получился портрет (Группа зачитывает свои слова). Талантливый, одаренный, обладающей огромной фантазией, именно таким и был молодой Лермонтова. Таким остался до конца жизни. Свои слова зачитывает другая группа. Что подтолкнуло вас выбрать именно эти слова? Чувство одиночества, тоски, печали, поиск смысла жизни проходит через все творчество Лермонтова, в чем вы уже не раз убеждались и еще не раз убедитесь, знакомясь с его произведениями.

- Вернисаж картин (история создания)

- Защита проекта «Мои ассоциации, связанные с жизнью поэта»

4. Систематизация и обобщение знаний учащихся по теме, выявление уровня полученных знаний.

- Викторина

1. В каком городе родился М.Ю. Лермонтов (В Москве)

2. «Ужасная судьба отца и сына Жить розно и в разлуке умереть» Что имел ввиду поэт (Был в детстве разлучен с отцом, и тот вынужден был отказаться от отцовских прав по требованию тещи)»

3.Кто воспитывал Лермонтова?

(Бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева)

4.Где он провел свои детские годы и в последствии был похоронен? (В родовом имении Тарханы).

5. На каких музыкальных инструментах играл Лермонтов (на скрипке и фортепиано)

6.Какой талант, народу с поэтическим, обнаружил Лермонтов с детства (В живописи – более 10 картин маслом и акварели: виды Кавказа, Пятигорска, портреты и автопортреты; пел арии из своих любимых опер; решал математические задачи; владел несколькими иностранными языками)

7. Где учился Лермонтов? (Благородный пансион, 2 года в Московском университете, затем школа гвардейских подпрапорщиков и юнкеров в Петербурге).

8. Назовите причины первой и второй ссылок М.Ю. Лермонтова (Причина первой ссылки – стихотворение «Смерть поэта», второй – участие в дуэли с сыном французского посла).

9. Где и как погиб Лермонтов (В Пятигорске, дуэль с Мартыновым).

10. Лермонтов, поручик Тенгинского полка, награжденный золотым оружием «За храбрость» на досуге написал произведения «Перестрелка в горах Кавказа», «Сражение при Валерике». Чем являлись эти произведения (картины)

11.Какой листок «оторвался от ветки родимый» в стихотворении Лермонтова (дубовый)

12. Откуда строки? «Под ним струя светлей лазури, Над ним луч солнца золотой...» (Парус).

13. В какой стихотворении Лермонтова употребляются идущие подряд друг за другом 5 вопросительных предложений? (Тучи)

- Песня на стихи Лермонтова «Парус» в исполнении учащихся

5. Домашнее задание: прочитать поэму Лермонтова Мцыри

6. Итоги урока

7. Рефлексия «Продолжи мысль»

Я понял, что…..

Мне понравилось, что…

Я хочу…




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!