СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Самоанаиз работы учителя химии ГУО "УПК Заболотские ясли-сад-средняя школа" Михайловой Я Е.

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Самоанализ педагогической деятельности учителя химии Заболотского УПК  Михайловой Янины Евгеньевны

Просмотр содержимого документа
«Самоанаиз работы учителя химии ГУО "УПК Заболотские ясли-сад-средняя школа" Михайловой Я Е.»

Самоанализ педагогической деятельности учителя химии Заболотского УПК Михайловой Янины Евгеньевны


Самое полезное в жизни – совершенствовать

свое познание или разум…

Спиноза

Закончила ГрГУ им. Я.Купалы в 1989г. Работаю в Заболотском УПК с 1989г. Педагогический стаж – 29 лет, высшая квалификационная категория, специалист. Обобщён педагогический опыт в 2014г. по теме: «Развитие познавательной активности учащихся на уроках химии посредством использования информационно-коммуникационных технологий». Подтверждена высшая квалификационноя категория в январе 2014г.

Тема самообразования: «Использование мультимедийной презентации на уроках химии» (2016 г. – 2018 г.). Последнее повышение квалификации – октябрь 2018 г.


В настоящее время к выпускникам средних школ предъявляются высокие требования при поступлении в высшие учебные заведения. Ребятам, окончившим школу необходимо адаптироваться в сложном современном мире и, скорее всего им не столько нужна сумма полученных знаний, сколько умение их находить самим. Поэтому одним из важных моментов при обучении школьников химии, по моему мнению, является понимание необходимости личной заинтересованности в приобретении знаний. Необходимо, чтобы учащиеся могли ощущать свою компетентность не только в результате, но и на протяжении всего процесса обучения. Я думаю, что в этом и есть условие развивающего воздействия обучения на личность учащегося.

Главная цель моей педагогической деятельности – создать образовательное пространство для развития и саморазвития учащихся.

Задачи:

  • формирование у обучающихся знаний основ науки – важнейших фактов, понятий, законов и теорий, химического языка, доступных обобщений мировоззренческого характера;

  • развитие умений наблюдать и объяснять химические явления, происходящих в природе, лаборатории, в повседневной жизни;

  • формирование универсальных учебных действий (работа с различными источниками информации, работа в группах);

  • саморазвитие и самообразование обучающихся;

  • формирование логического мышления, самостоятельности, творческой активности;

  • формирование у обучающихся новых качеств: инициативность, конструктивность, мобильность, гибкость;

  • формирование коммуникативной компетентности.

Учитель является ключевой фигурой в образовательном процессе. От каждого из нас требуется личная ответственность за результат своей деятельности.

В свете современных требований, профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни. Владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к перегрузкам, стрессовым ситуациям и уметь быстро выходить из них. Это необходимо ученику для успешного обучения.

Однако на сегодняшний день актуальны следующие проблемы.

У обучающихся не только разный уровень подготовки и владения общеучебными навыками, но и у большинства из них утерян интерес к предмету. Ведь на сегодняшний день объем требований к знаниям по химии возрастает, т.к. данный предмет является одним из предметов, который изучается в вузах, школьники сдают ЦТ. Поэтому стали очевидними следующие противоречия:

  • между необходимостью формирования прочных знаний, умений и навыков и большим объемом теоретических сведений, получаемых на уроках химии;

  • между стремлением учащихся самостоятельно войти в образовательную среду и невозможностью это сделать на традиционном уроке;

  • между возрастающей практической значимостью школьного курса химии и дефицитом учебного времени;

  • между естественной потребностью в познании и снижением познавательной деятельности учащихся;

В связи с изменением целей образования стало ясно, что традиционная система построения учебно-воспитательного процесса с организационной и методической точек зрения слабо ориентированы на обеспечение образовательной потребности каждого ученика, на соответствие его склонностям, интересам, возможностям. Поэтому для достижения цели я выбрала идею реализации личностно – ориентированного подхода через использование элементов исследовательской работы на уроках, применение ИКТ в учебном процессе, а так же применение элементов критического мышления. Мониторинг за познавательной деятельностью учащихся осуществлялся в течение всего межаттестационного периода.

Курс химии и общеобразовательной школы, содержит большой объем теоретического материала. Для понимания и применения этих знаний необходимо организовать учебный процесс с использованием методов, стимулирующих познавательную деятельность обучающихся, таких форм обучения, которые строятся на диалоге, предполагающем обмен мнениями, с использованием субъектного опыта обучающегося. Учителю важно помочь ученику понять новые идеи, возникшие в новом образовательном поле. Ученик может проверить правильность своих умозаключений, изменить пути достижения результатов. Данная модель позволяет интегрировать знания учащихся, развивает мыслительные операции. Такими дидактическими характеристиками обладают интерактивные методы обучения. Отбираю наиболее оптимальные из них, учитывая особенности развития моих учеников, их мотивы изучения предмета, их интересы.

Учитель – одна из профессий, требующая постоянного совершенствования, самообразования.

Свое профессиональное мастерство совершенствую, посещаю различные семинары, уроки коллег, изучая передовой опыт учителей, участвую в конкурсах, участвую в работе предметных МО, являюсь руководителем районного МО учителей химии и биологии, участвую на педагогических советах, постоянно повышаю квалификацию в межаттестационный период на базе ГрОИРО и АПО.

В процессе обучения химии мною широко используются следующие технологии:

  • игровые;

  • интерактивные;

  • информационно-коммуникационные;

  • развития критического мышления через чтение и письмо;

  • исследовательские:

  • здоровьесберегающие.

Уровень познавательных способностей моих учеников разный, значительная часть детей имеет низкую мотивацию к обучению, следовательно, основной целью педагогической деятельности следует считать развитие познавательных способностей учащихся.      

    Использую различные виды деятельности учащихся на уроке, что делает урок интересным. Поддерживаю положительный эмоциональный настрой урока, а это способствует развитию познавательного интереса учеников к предмету. К каждому уроку отбираю и разрабатываю главные вопросы содержания, определяю рациональную методику.

  Использую в своей работе дифференцированный подход в обучении. Дифференцирую задания по степени оказания помощи ученику со стороны учителя, по степени самостоятельности учащихся при выполнении задания. Это особенно важно для слабых учеников. Работа организуется так, чтобы со временем степень самостоятельности школьников возрастала, а доза помощи снижалась. Для подобной дифференциации в своей практике использую образцы выполнения заданий, памятки-опоры, памятки-алгоритмы.

  Создание положительной мотивации учения способствует формированию навыков самообразования, развивает у учащихся познавательную активность и самостоятельность.

    Возможности школьников различны, важно побудить мыслительный процесс ученика. Для этого использую в своей работе различные методы: исследовательский, поисковый, метод проблемных ситуаций и иное логико-содержательное построение урока.

        Считаю важным включение учащихся в познавательную деятельность на каждом этапе урока. А так как ученики  имеют разный уровень познавательных способностей, разную степень обученности, подбираю рациональные виды работ, создаю ситуацию успеха, которая является важным условием для формирования мотивации и развития учащихся. Учитывая реальные возможности всех детей, организую продуктивную деятельность всего класса, осуществляя дифференцированное обучение на уроке. 

Считаю,  что  основная проблема урока - повышение  качества знаний учащихся. Поэтому на уроке учу детей выделять главное  в излагаемом материале. Для реализации  этой задачи  анализирую  содержание раздела «Основные знания и умения учащихся». При изучении нового материала использую приемы и методы, способствующие развитию памяти, внимания и мышления - эвристические, исследовательские. Для более подготовленных учащихся применяю карточки-инструкции, для слабоуспевающих - тесты с выбором ответа, яркие слайды, неоднократные повторения, игровые моменты.

Развитию учащихся способствуют и применяемые мною формы организации обучения. Основной формой является урок. Важным для себя считаю его структурирование. Не отвергая традиционного метода построения урока, применяю и нетрадиционные формы. Урок формирования новых знаний - это урок-исследование, урок-путешествие, педмастерская, игра, конференция. Уроки проверки знаний – зачеты, смотры знаний, викторины.

       Применяю разные формы организации учебной деятельности учащихся: индивидуальную, групповую, фронтальную. Групповая работа используется преимущественно на самых трудных или самых важных для решения учебно-воспитательных задач темах программы. Применение таких уроков на практике способствует заинтересованности в предмете, они дают возможность проявить способности, быть активным участником учебного процесса, не бояться высказать свое мнение.

Зачеты в форме тестовых заданий психологически настраивают на сдачу РТ и ЦТ, воспитывают ответственность за формирование знаний и умений. С целью закрепления знаний я использую следующие виды деятельности:

  • электронные презентации по темам курса химии средней школы;

  • сопровождение лабораторного опыта средствами мультимедиа;

  • составление химических кроссвордов средствами электронных таблиц;

  • анимация (образование связей, молекул, пространственное строение);

  • карточки-тесты;

  • тестирование на компьютере;

  • исследовательская и проектная деятельность.

Использование инновационных методов и приемов приводит к хорошим результатам: отсутствие неуспевающих по предмету, повышается мотивация, и  качество знаний по предмету.

Стараюсь создать комфортный психологический климат во всех классах, построенный на доверии, взаимном уважении и открытости. Всё это способствует тому, что итоговых неудовлетворительных оценок по предмету нет.

Каждый педагог стремится к тому, чтобы его ученики любили и хорошо знали преподаваемый им предмет. Но как быть, если в классе большая часть детей считает его необязательным для своего дальнейшего образования, изучает химию лишь из-за необходимости получить хорошую отметку в аттестате?

В результате работы в школе, я пришла к выводу, что добиться хороших успехов в обучении можно только путем повышения интереса к своему предмету через внеклассную работу. С учащимися веду разностороннюю внеурочную работу: подготовка школьников к конкурсам, участию в научно-исследовательских конференциях, подготовка к участию в предметных олимпиадах. Важным моментом в химии является развитие навыков исследовательской деятельности.

Исследовательская направленность организации работы с одаренными детьми позволяет:

  • грамотно организовывать текущее и перспективное планирование организации исследовательской деятельности с учащимися;

  • совершенствовать образовательный процесс, с учетом особенностей каждого ребенка, его интересов, образовательных возможностей и способностей;

  • стимулировать создание атмосферы эмоционального комфорта и условий для самовыражения, самопознания, саморазвития учащихся;

Приобщение школьников к исследовательской работе происходит на основе поэтапного формирования исследовательской культуры школьников, включающей в себя:

  • мыслительные умения и навыки (анализ и выделение главного, сравнение, обобщение, доказательство);

  • умения и навыки работы с книгой и другими источниками информации;

  • развитие специальных исследовательских умений и навыков;

  • развитие умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи.

Позитивными показателями деятельности являются результаты, достигнутые школьниками в конкурсах различного уровня:

  • II место на ХI районной научно-практической конференции «Дорога в будущее» (май 2015 г.)

  • IIІ место на ХIІІ районной научно-практической конференции «Дорога в будущее» (май 2017 г.)

  • II место в республиканском конкурсе «Украсим Беларусь цветами», номинация «Зелёный оазис» (сентябрь 2016г.)

Анализ исследовательских ученических работ свидетельствует о том, что проводимые учащимися исследования дают огромные возможности для закрепления многих учебных навыков и приобретения новых компетенций:

  • развивают у школьников творческие способности и вырабатывает у них исследовательские навыки (реферирование литературы, оформление библиографии, создание структуры работы и оформление её);

  • формируют аналитическое и критическое мышление в процессе творческого поиска и выполнения исследований;

  • дают возможность проверить свои наклонности, профессиональную ориентацию, готовность к предстоящей трудовой деятельности;

  • воспитывают целеустремленность и системность в учебной, и трудовой деятельности.

Большинству учащимся, предмет химия кажется сложным, перегруженным уравнениям реакций, учащиеся при обычной системе изучения материала не успевают увидеть взаимосвязь классов соединений, их свойств, слабо владеют навыками анализа. Немногие учащиеся умеют правильно выражать свою мысль, используя химические термины.

Проблема поиска, развития и воспитания талантливых детей – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Прежде чем ребёнок начнёт показывать результат, необходимо выявить потенциал ребёнка, вселить в него надежду и уверенность в своих силах, дать возможность для обучения по индивидуальным программам, постоянно сопровождать его рост и создавать психологический и социальный комфорт.

Олимпиады являются одной из наиболее актуальных форм работы с одаренными обучающимися. Основными целями и задачами олимпиад являются выявление и развитие творческих способностей у детей, определение у них интереса к научно-исследовательской деятельности, создание условий для поддержки одаренных детей. Также задачами олимпиадного движения среди школьников являются расширение и углубление научных знаний, и привлечение научных специалистов (ученых и практиков соответствующих областей) к работе с одаренными школьниками.

Сегодня по результатам участия в Олимпиадах оценивают качество образования в школе, районе, области.

Как организовать подготовку школьника к олимпиаде так, что бы максимально раскрыть его интеллектуально-творческий потенциал и добиться результатов, не нанося при этом удар по его психологическом и физическом здоровье?

Практика показывает, что работая в одиночку, учитель не всегда достигает результатов в олимпиадном движении. Я считаю, что в школе должна быть спланирована совместная работа по подготовке учеников к участию в предметных олимпиадах. С помощью такой модели можно разработать у ребёнка, с учётом его психологических особенностей, индивидуальный стиль деятельности, что в конечном итоге будет содействовать достижению оптимальной продукционной деятельности ученика. Результативность совместной системной работы в школе – это призовые места на разных этапах республиканской предметной олимпиады.

Последние годы у меня возникла проблема – нет призовых мест на районном этапе олимпиады по химии. Я изучила много методической литературы и решила при работе с высокомотивированными учащимися применять:

  • анкетирование и выявления детей в 7 классе (только начинают изучать предмет химия);

  • опережающее изучение основ химии (усвоение учебной программы с высокой скоростью);

  • значительное расширение области знаний, углублённое усвоение основ предмета, ознакомление с разделами химии, которые не входят в перечень тем школьной программы;

  • опору на межпредметный подход в изучении теоретических вопросов, решении задач и выполнении практических заданий;

  • развитие умения работать самостоятельно и в группе;

  • решение творческих задач;

  • консультировие у учителей математики и физики;

  • выполнение дистанционных заданий через мой личный сайт;

  • участие в дистанционных олимпиадах и конкурсах.

Также с этого учебного года при планировании работы с высокомотивированными школьниками начала создание гибких индивидуальных программ для каждого олимпиадника.

Очень важным фактором в работе с высокомотивированными учащимися является обеспечение психологического комфорта в процессе общения с ними. Но, жаль, педагога-психолога нет в нашем учреждении образования.

Учебно-методическая база кабинета химии в школе оснащена на 82%. Осуществлять обучение школьников можно не только базовый уровень образования и углубленное изучение курсов (10 кл. – 6 уч-ся), но и развитие творческого потенциала обучающихся.

За годы работы в кабинете создана достаточно полная дидактическая база по предмету: самостоятельные и контрольные работы, тесты, опорные конспекты, алгоритмы решения задач, разработки нестандартных уроков, внеклассных мероприятий, разработки уроков – презентаций, ЭСО, видеотека, материалы для подготовки к уроку и ЦТ. Раздаточный материал классифицирован по темам, классам. В кабинете собрана библиотека по предмету, которой пользуются учащиеся. Ребятам это дает возможность самостоятельного поиска нужной информации в научно-популярной, справочной литературе по химии. Кабинет оснащён 2 кампьютерами с выходом в Интернет и принтером.

Многие реакции в условиях школьного химического кабинета не могут быть продемонстрированы. К примеру, это реакции с участием веществ, опасных для здоровья, быстро протекающие процессы, опыты с приборами, отсутствующими в кабинете. В результате учащиеся испытывают трудности в их изучении, так как не в состоянии мысленно их представить. Тогда я использую видеодемонстраци, которые являются хорошим дополнением к проводимому на уроке эксперименту. В кабинете химии имеются диски по теоретическим разделам органической и неорганической химии, тестовые задания, подготовка к ЦТ, «Репетитор», «Виртуальная лаборатория», «Мастер-класс» и др.

Использование электронных пособий позволяет существенно повысить наглядность изложения материала и привлечь внимание учащихся к изучаемой теме. Урок становится более интересным, если учебный материал представлен на экране – в красках и со звуком. Но использую ПК лишь в тех случаях, когда он является дополнением к реальным экспериментам, помня о том, что только работа с приборами дает учащимся необходимые для практики умения и навыки. Поэтому практические работы проводятся в классах соответственно программе в полном объёме.

Много времени уделяю содержанию кабинета в надлежащем виде, накоплению методического и дидактического материала. Учебный кабинет – место для творческой работы учителя и его учеников. Оснащение кабинета призвано максимально облегчить и труд учителя, и познавательную деятельность школьников.

По итогам проводимых районных смотров-конкурсов предметных кабинетов признаётся лучших. Является опорным кабинетом химии в районе.

Подводя итог анализа моей работы, в области поиска путей активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках химии можно сделать  следующие  выводы:

Использование разнообразных форм проведения учебных занятий, видов работы обучающихся, различных дидактических средств, элементов инновационных педагогических технологий позволяют отметить положительную тенденцию: учащимся нравиться предмет «химия», им очень интересны химические опыты, особенно, когда они сами демонстрируют их.

Но все же, большинству учащимся, предмет химия кажется сложным, перегруженным уравнениям реакций, учащиеся при обычной системе изучения материала не успевают увидеть взаимосвязь классов соединений, их свойств, слабо владеют навыками анализа. Немногие учащиеся умеют правильно выражать свою мысль, используя химические термины. Это связано в основном с тем, что требуются умения решать более сложные задачи, а на это во время уроков, с 2 часами в неделю (8-11кл.), и теперь 1час (7 кл.) - не хватает времени.

И, поэтому,  я планирую  на следующий период продолжить работу через систему учебной, внеклассной, учебно-исследовательской, методической  деятельности:

  • использовать алгоритмы решения различных типов задач разного уровня, в качестве дидактических карточек, которые помогут за учебный период решить  большее количество задач, с меньшей затратой времени на уроках;

  • проводить учебные и внеклассные занятия, основанные на элементах исследования, способствующие лучшему закреплению материала, применения химических знаний в жизни, повышению интереса к дальнейшему изучению этой науки;

  • продолжить в дальнейшем повышение своей педагогической компетентности в вопросах поиска путей активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках химии;

  • совершенствовать систему работы по оперативному выявлению затруднений учащихся в усвоении содержания учебного предмета «Химия», целенаправленно использовать для этого часы поддерживающих, стимулирующих занятий;

  • изменить тактику и стратегию подготовки и участия в олимпиадах;

  • продолжить систематическую работу с одаренными учащимися через участие в виртуальных олимпиадах, организацию обучения в очно - заочных школах и олимпиадных группах;

  • создать персональный блог для учащихся изучающих химию, где разместить материалы для подготовки к урокам, дополнительные задания, занимательные викторины, печатные тесты, тесты «MY TEST»и «Master Test», ссылки на интернет-тесты, олимпиадные задания с ответами и т.д.

  • проводить дистанционные конкурсы, приглашать учеников из других школ.

  • принять участие в конкурсе «Компьютер. Образование. Интернет».

Без всякого сомнения, впереди много сложной работы, на достигнутом останавливаться жизнь не даст. Каждый день ставит в моей работе с детьми все новые задачи. Еще очень многое хочется сделать. Основное направление своей будущей деятельности вижу в повышении качества образования за счет максимального использования на уроках современных технологий обучения, сохранение и укрепление здоровья обучающихся при помощи здоровьесберегающих технологий.

Я считаю, что если учитель сам будет увлеченно работать, используя при этом все возможные методы и средства, то мотивация и качество знаний учащихся будет постепенно повышаться.




Приложение

Информация об учителе химии Заболотского УПК


  1. Михайлова Янина Евгеньевна, стаж – 29 лет, высшая квалификационная категория, специалист, последнее повышение квалификации – октябрь 2018 г., тема: «По учебной программе повышения квалификации учителей химии высшей квалификационной категории «Решение олимпиадных задач по химии».

  2. Обобщён педагогический опыт в 2014 г. по теме: «Развитие познавательной активности учащихся на уроках химии посредством использования информационно-коммуникационных технологий». Подтверждение высшей квалификационной категории (январь 2014г.).

Тема самообразования: «Использование мультимедийной презентации на уроках химии», (2016 г. - 2018 г.)

  1. Посещение тематических семинаров, в том числе на платной основе – ежегодно. Последний – в АПО «Решение задач по химии разных уровней сложности» (апрель 2017г.)

  2. Работа со способными и высокомотивированными учащимися: организованы факультативные занятия, репетиторские занятия, платные образовательные услуги, олимпиадная группа, стимулирующие и поддерживающие занятия.

Учебный год

Количество олимпиадных групп

2016/2017

1

2017/2018

1

2018/2019

1


  1. Участие в дистанционных интернет-олимпиадах:

-Международная дистанционные интернет-олимпиады по химии: «Декабрь 2015», «Декабрь 2016», «Октябрь 2017»

- Областная интернет-олимпиада «Эко-эрудит» (ежегодно)

- Районная интернет-олимпиада по химии для 9 класса (октябрь 2017г.)

-Дистанционная олимпиада по химии для учащихся 9-11кл. в ГрГУ им. Я.Купалы (октябрь 2018г.)

  1. Организация исследовательской деятельности учащихся: работа НОУ по химии:

- II место на ХI районной научно-практической конференции «Дорога в будущее» (май 2016 г.)

- IIІ место на ХIІ районной научно-практической конференции «Дорога в будущее» (май 2017 г.)

- II место в республиканском конкурсе «Украсим Беларусь цветами» (сентябрь 2016г.)

  1. Участие в конкурсах:

  • Дипломы и благодарственные письма за проведение Международного экоурока «Хранители воды» (2016 г ноябрь, апрель 2017 г.),

  • Международный конкурс «Безопасное лето-2015» Диплом I место, (август 2015г.)

  • «Колосок-2016,2017», «Белка-2014,2015,2016,2017», много призовых мест в районе (ежегодно),

  • Сертификат областного этапа X республиканского конкурса детских научно-практических проектов эколого-биологической тематики «Прозрачные волны Нарочи»,

  • Сертификат участника республиканского открытого конкурса методических разработок для дошкольного образования «Ступенька в будущее» (январь 2016г.)

  • Научно-исследовательская работа на областной конкурс “Хрустальная альфа” (сентябрь 2016г.),

  • Сертификат за участие в республиканском конкурсе (конференции) работ исследовательского характера учащихся по учебным предметам «Астрономия», «Биология», «Информатика», «Математика, «Физика», «Химия», (январь 2017г.),

  • Республиканский экологический конкурс «Всё в сад», номинация - проект «Розарий»,

  • Республиканский конкурс “Визитка Бел АЭС ” (2017 г.),

  • Сертификат участника республиканского конкурса «Мой лучший урок» (2015г.),

  • Сертификат участника республиканского дистанционного конкурса педагогических идей и мастерства (2015 г.),

  • Районный смотр-конкурс кабинетов химии (октябрь 2017г.) – I место,

  • Районный смотр-конкурс для учителей химии и биологии «Педагогический поиск» – I место ( март 2018 г.).

  1. Напечатанных статей в педагогических СМИ нет. В сети Интернет – да.

(На собственном блоге на сайтах «Мультиурок» и «Инфоурок». Есть сертификаты.)


8