Урок литературного чтения в 4 классе
на тему «Д. Мамин-Сибиряк «Приёмыш»»
Самоанализ урока.
Тема: Д. Н. Мамин-Сибиряк « Приемыш»
Тип урока : урок изучения нового материала.
Цель: формирование умения определять эмоциональное состояние героя через анализ текста, умения анализировать текст и поступки героев с целью выявления мотивов поступков;
- воспитание доброго отношения к тем, кто слабее; заботливого отношения друг к другу; совместного сопереживания; воспитание умения слушать другого;
Задачи:
обучающие - продолжить работу с текстом большого объема: ознакомить с содержанием рассказа Д.Н. Мамина – Сибиряка «Приёмыш»;
развивающая - развивать творческие способности, мышление, речь.
воспитывающая - способствовать развитию у учащихся чувства сострадания, сопереживания.
здоровьесберегающие - сохранять здоровье детей путём оптимального учебного труда и активного отдыха; использования ТСО и средств наглядности; создания комфортной и доверительной атмосферы в классе; осуществления психологической поддержки каждого ученика.
Планируемые результаты:
Предметные:
-овладевать навыками осознанного, правильного и выразительного чтения;
-анализировать текст с позиции отношения автора к персонажам;
-находить способы и средства создания характера и изображения внутреннего мира героев рассказа;
-понимать сущность поведения героев, уметь самостоятельно делать выводы.
Личностные:
- развитие чувства сопереживания, сострадания.
Метапредметные:
Познавательные
-находить в тексте ответ на заданный вопрос;
-уметь выделять главное;
-произвольно строить устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи.
Регулятивные
-принимать учебную задачу, отбирать способы её решения;
-оценивать результаты работы;
Коммуникативные
-участвовать в учебном диалоге;
-выражать свои мысли в учебном диалоге;
-проявлять самостоятельность в парной работе;
Оборудование: компьютер как средство обучения (использование мультимедиа на уроке); портрет Д.Н. Мамина – Сибиряка; карточки-подсказки: лексическое значение слов; учебник; карточки самооценки учащихся.
Урок построен в соответствии с программными требованиями, находится во взаимосвязи с последующим уроками, т.к. они объединены в общий раздел «Природа и мы» и целенаправленно ориентированы на привитие бережного отношения к природе, гуманного отношения ко всему живому, с учетом возрастных особенностей данного класса и с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Тема данного урока имеет реалистичный характер, несет большую смысловую поучительную нагрузку, т.е. дает возможность для реализации воспитательных задач урока. При проведении урока я ориентировалась на научные, доступные принципы обучения. Материал был интересным и доступным для учащихся.
На уроке использовались разнообразные методы и формы организации учебной деятельности. Методы: словесные (беседа, диалог, рассказ от лица учащихся), наглядные (предугадывание по иллюстрации «кто приемыш»), практические (сбор слова приемыш, работа с текстом – биографией писателя). Формы – работа в парах (при моделировании обложки), индивидуальные (формирование алгоритма своего способа действия, самоконтроль).Имел место метод самостоятельной работы (работа со словарем, самостоятельное чтение, работа в парах, выборочное чтение).На уроке осуществлялась тесная межпредметная связь. Введение в урок дополнительных сведений о лебедях позволило наиболее полно и ярко представить действующего героя. Использование логических методов было направлено на развитие умения обобщать, сравнивать, анализировать события и давать оценку поступкам героев. Стимулирование и мотивация осуществлялась через создание ситуации заинтересованности, новизны, опоры на жизненный опыт: создание ситуации эмоционально-нравственных переживаний. Выбранный ход урока считаю логичным и наиболее оптимальным: эффективный эмоциональный настрой для создания положительной атмосферы; дозированное использование ИКТ в уроке; организована работа по составлению кластера; динамическая пауза направлена на развитие здоровьесберегающей компетенции.
Урок имел форму познавательной и обобщающей фронтальной деятельности. В ходе урока была организована индивидуальная, парная, коллективная работа учащихся.
Задания были ориентированы на формирование ключевых компетенций учащихся: коммуникативная, информационная и компетентность разрешения проблем .
Учащиеся имели возможность проявления творчества.
Темп урока нормальный, учащиеся справились с предложенными заданиями. Мне было легко вести урок, ученики быстро и легко включались в работу. Учащиеся порадовали и удивили меня, потому что отвечали, строя правильные, точные, лаконичные ответы.
Требования к современному уроку включают в себя обязательное использование информационных технологий, поэтому была создана компьютерная презентация. Учитывая психологические и возрастные особенности детей младшего школьного возраста, в основной этап урока были включены здоровьесберегающие технологии: физкультурные паузы.
Стимулирование и мотивация осуществлялась через создание ситуации заинтересованности, новизны, опоры на жизненный опыт: создание ситуации эмоционально-нравственных переживаний. Домашнее задание не вызовет затруднения у учеников, потому что каждый сам будет выбирать средство для его выполнения. Рассказ «Приемыш» вызвал у детей чувство сострадания, любви, доброты, что оправдывает правильно поставленную задачу – воспитание нравственных качеств личности, любви к животным, личного отношения к окружающей действительности.
Считаю, что урок достиг поставленных целей, потому что учащиеся правильно выполнили все предложенные задания, учились анализировать текст и поступки героев.